Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:03, курсовая работа
Так как образовательная сфера является основополагающим звеном системы воспроизводства человеческих ресурсов, то значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы статистического изучения образования и культуры.
1.1 Сущность деятельности культуры и образования…………………..6
1.2 Показатели деятельности учреждений образования и культуры…..8
Глава II. Анализ ряда динамики.
2.1 Определение показателкй ряда динамики………………………….18
2.2 Проведение аналитического выравнивания ряда динамики………24
2.3 Расчет показателей колеблемости......................................................27
2.4 Прогнозирование на перспективу………………………………….
Глава III. Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений.
3.1 Проведение аналитической группировки…………………………..32
3.2 Индексный анализ……………………………………………............42
Заключение………………………………………………………………….....44
Список использованной литературы………………………………………....
5. Индексный метод.
Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).
С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях. Для примера возьмем индекс изменения численности занятых в экономике по разделам ОКВЭД:
,
где:
ЗО - численность занятых в экономике в отчетном году;
ЗТ - численность занятых в экономике в текущем году;
З - численность занятых в экономике в прогнозном периоде;
И - индекс изменения численности занятых в экономике;
i - раздел ОКВЭД (i = A, B, C, D, E, F, G, I, J, M);
j - подраздел, класс, подкласс ОКВЭД, входящий в i-ый раздел ОКВЭД;
t - текущий год;
Сводные показатели для отдельных групп являются типичными и устойчивыми, если:
Первое условие связано с тем, что деление на группы далеко не всегда очевидно. Выполнение второго условия необходимо, так как при достаточно большом числе единиц (не менее пяти в группе) в сводных показателях взаимопогашаются случайные характеристики и проявляются закономерные, типичные.
Для решения задачи группировки нужно установить правила отнесения каждой единицы к той или иной группе. [6, С. 172 ]
6.Метод относительных и средних величин.
Под методом средних понимается не только вычисление и анализ различных средних, но и измерение колеблемости величины вокруг среднего уровня. Большое значение для обработки результатов наблюдения во многих областях имеет использование методов теории вероятности и математической статистики. В частности, эти методы применяются для измерения ошибки выборки, анализа связи между факторами и оценки надежности результатов (корреляционное исчисление, дисперсионный анализ и т. д.). В процессе статистического исследования статистические методы обычно применяются комплексно. Например, в анализе рядов динамики сочетается использование таких приемов, как выравнивание (сглаживание) рядов, исчисление средних и индексов, построение графиков и т. д. [8, С. 23-24 ]
Рассмотрим основные показатели уровня образования и культуры:
Показатели строятся на основе переписи, в которой учитывается уровень образования населения.
Таблица 1.
Основные показатели уровня образования в Российской Федерации.
Вывод по таблице 1: Из общей численности лиц в возрасте 15 лет и более 70,8 млн. человек (60%), имеют профессиональное образование (высшее, послевузовское, среднее, начальное). За 2002-2010 гг. численность специалистов с высшим профессиональным образованием увеличилась на 8,1 млн. человек на 42%, со средним профессиональным образованием увеличилась на 3,8 млн. человек на 12%, а численность лиц с начальным профессиональным образованием уменьшилось на 8,8 млн. человек на 57%.
Впервые при переписи были получены данные о численности специалистов по ступеням высшего профессионального образования. Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек 4,3%, специалиста 25,1 млн. человек 93% и магистра 0,6 млн. человек 2,3%.
Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование, а в 2002 г. – 369 тыс. человек.
Впервые при переписи была получена численность лиц, имеющих ученую степень. В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщин – 265 тыс. человек 44%, среди докторов наук – 41 тыс. человек 33%. По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте 65%, среди докторов наук – лица старше трудоспособного возраста 51%.
Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием на 44%. При этом 68% из них продолжают обучение.
Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование на 0,9%. В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.
По сравнению с 2002 годом, среди молодежи в возрасте 16-29 лет зафиксирован рост на 83% лиц со средним начальным профессиональным образованием и сокращение численности лиц со средним и начальным профессиональным образованием на 2,9% и 54%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится на 220 человек с высшим (2002 год – 113), 233 человека со средним профессиональным (2002 год – 227) и 57 человек с начальным профессиональным образованием (2002 год – 118).
Сокращение численности молодежи, имеющее основном общее образование и среднее полное общее образование, на 32% и 25%, объясняется тем, что в эту численность вошло малочисленное поколение 1990-х годов рождения, а также тем, что молодежь, окончившая образовательное учреждение, продолжила обучение. Об этом свидетельствует и рост численности лиц с неполным высшим образованием на 65%. Однако следует отметить, что 434 тыс. человек в возрасте 16-29 лет имеют начальное общее образование, из них 59% не обучаются.
В государственной статистике уровень культуры учитываются ежегодно по следующим показателям: материальная база и технические средства библиотек, число посещений и читателей, состав и движение библиотечного фонда, численность зрителей театров, численность посещений музеев, выпуск газет, количество детских оздоровительных учреждений.
Таблица 2.
Основные показатели культуры в Российской Федерации.
Показатель |
2005 |
2013 |
Численность зрителей театров 1000 человек населения |
195 |
249 |
Численность посещений музеев на 1000 человек населения. |
527 |
668 |
Библиотечный
фонд на 1000 человек населения |
6820 |
5921 |
Численность пользователей, |
58088 |
51383 |
Выпуск газет на 1000 человек населения |
1234 |
1804 |
Детские оздоровительные учреждения |
52834 |
46868 |
Численность детей, отдохнувших
в них за лето, |
5666,8 |
4864,8 |
Выводы по таблице 2:
Численность зрителей театров на 1000 тыс. человек увеличилось по сравнению с 2005 годом на 54 человека 22%, численность посещений музеев на 1000 тыс. человек увеличилось на 141 человека 21%.
Библиотечный фонд на 1000 человек населения на конец года экземпляров стало меньше на 899 на 14%, наблюдается так же снижение численности пользователей библиотеками на 6705 тыс. человек на 12%, Снижение численности читателей в свою очередь связано с быстрым развитием и общедоступностью интернета, электронных библиотек и книжных интернет-магазинов, в которых можно найти любую интересующую информацию более быстрым и легким способом, а также с медленным обновлением библиотечного фонда и снижением количества книг и журналов в библиотеках.
Детских оздоровительных
Прямо пропорционально изменилось количество отдохнувших детей 802 тыс. человек на 15%.
Связано это с тем, что за годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:
- хронический дефицит
- отсутствие программно-методиче
- недостаточный уровень
Глава II. Анализ ряда динамики
2.1. Определение показателей ряда динамики
Ряды динамики — это ряды статистических показателей, характеризующих развитие явлений природы и общества во времени. Публикуемые Госкомстатом России статистические сборники содержат большое количество рядов динамики в табличной форме. Ряды динамики позволяют выявить закономерности развития изучаемых явлений.
Таблица 3.
Исходные данные для анализа ряда динамики ( см. приложение 1)
Годы |
Численность обучающихся в дневных государственных учреждениях общего образования по Российской Федерации тыс. человек |
2005 |
15115,2 |
2006 |
14292,2 |
2007 |
13697,5 |
2008 |
13455,5 |
2009 |
13433,6 |
2010 |
13545,1 |
2011 |
13729,9 |
2012 |
13831,8 |
2013 |
14011,3 |
Средняя численность обучающихся в дневных государственных учреждениях общего образования за период 2005-2013 составит:
=15115,2+14292,2+13697,5+
Средний абсолютный прирост:
баз = = 14011,3 – 15115,2/ 9-1 = -137,98
цеп =
= -832+(-594,7)+(-242)+(-21,9)+
Средний темп роста:
%=
=
Таким образом, средняя численность обучающихся в дневных государственных учреждениях общего образования за период 2005-2013 составит 13901,34 тыс. человек, темп роста 98%. Мы наблюдаем уменьшение исследуемого показателя в соотношении с базисным на 2%.
Таблица 5.
Исходные данные для анализа ряда динамики. (см. приложение 2)
Годы |
Число общедоступных библиотек, (тыс.единиц) |
2005 |
11,3 |
2006 |
11,9 |
2007 |
11,4 |
2008 |
10,6 |
2009 |
10,5 |
2010 |
10,3 |
2011 |
10 |
2012 |
9,7 |
2013 |
9,7 |
Средняя численность общедоступных библиотек за период 2005-2013 годов, составляет:
= = = 10,6
Средний абсолютный прирост:
баз= =
цеп = =
Средний темп роста:
% =
=
Таким образом среднее число общедоступных библиотек в период 2005-2013 годов составило 10,6 тыс. единиц, темп роста 97%. Мы наблюдаем уменьшение исследуемого показателя в соотношении с базисным на 3%.
2.2 Проведение аналитического
Проведем аналитическое выравнивание уровней ряда с помощью метода наименьших квадратов (МНК) по уравнению прямой.
Результаты аналитического выравнивания представим в таблице.
Информация о работе Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений