Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Так как образовательная сфера является основополагающим звеном системы воспроизводства человеческих ресурсов, то значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы статистического изучения образования и культуры.
1.1 Сущность деятельности культуры и образования…………………..6
1.2 Показатели деятельности учреждений образования и культуры…..8
Глава II. Анализ ряда динамики.
2.1 Определение показателкй ряда динамики………………………….18
2.2 Проведение аналитического выравнивания ряда динамики………24
2.3 Расчет показателей колеблемости......................................................27
2.4 Прогнозирование на перспективу………………………………….
Глава III. Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений.
3.1 Проведение аналитической группировки…………………………..32
3.2 Индексный анализ……………………………………………............42

Заключение………………………………………………………………….....44
Список использованной литературы………………………………………....

Файлы: 1 файл

стат исследование образования и культуры попытка номер 2.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

5. Индексный метод.

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).

С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях. Для примера возьмем индекс изменения численности занятых в экономике по разделам ОКВЭД:

,

где:

ЗО - численность занятых в экономике в отчетном году;

ЗТ - численность занятых в экономике в текущем году;

З - численность занятых в экономике в прогнозном периоде;

И - индекс изменения численности занятых в экономике;

i - раздел ОКВЭД (i = A, B, C, D, E, F, G, I, J, M);

j - подраздел, класс, подкласс ОКВЭД, входящий в i-ый раздел ОКВЭД;

t - текущий год;

 

Сводные показатели для отдельных групп являются типичными и устойчивыми, если:

  1. группировка проведена правильно,
  2. группы имеют достаточную численность.

Первое условие связано с тем, что деление на группы далеко не всегда очевидно. Выполнение второго условия необходимо, так как при достаточно большом числе единиц (не менее пяти в группе) в сводных показателях взаимопогашаются случайные характеристики и проявляются закономерные, типичные.

Для решения задачи группировки нужно установить правила отнесения каждой единицы к той или иной группе. [6, С. 172 ]

6.Метод относительных и средних величин.

Под методом средних понимается не только вычисление и анализ различных средних, но и измерение колеблемости величины вокруг среднего уровня. Большое значение для обработки результатов наблюдения во многих областях имеет использование методов теории вероятности и математической статистики. В частности, эти методы применяются для измерения ошибки выборки, анализа связи между факторами и оценки надежности результатов (корреляционное исчисление, дисперсионный анализ и т. д.). В процессе статистического исследования статистические методы обычно применяются комплексно. Например, в анализе рядов динамики сочетается использование таких приемов, как выравнивание (сглаживание) рядов, исчисление средних и индексов, построение графиков и т. д.   [8, С. 23-24 ]

Рассмотрим основные показатели уровня образования и культуры:

Показатели строятся на основе переписи, в которой учитывается уровень образования населения.

 

Таблица 1.

Основные показатели уровня образования в Российской Федерации.

 

Вывод по таблице 1: Из общей численности лиц в возрасте 15 лет и более 70,8 млн. человек (60%), имеют профессиональное образование (высшее, послевузовское, среднее, начальное). За 2002-2010 гг. численность специалистов с высшим профессиональным образованием увеличилась на 8,1 млн. человек на 42%, со средним профессиональным образованием увеличилась на 3,8 млн. человек на 12%, а численность лиц с начальным профессиональным образованием уменьшилось на 8,8 млн. человек на 57%.

Впервые при переписи были получены данные о численности специалистов по ступеням высшего профессионального образования. Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек 4,3%, специалиста 25,1 млн. человек 93% и магистра 0,6 млн. человек 2,3%.

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование, а в 2002 г. – 369 тыс. человек.

Впервые при переписи была получена численность лиц, имеющих ученую степень. В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщин – 265 тыс. человек 44%, среди докторов наук – 41 тыс. человек 33%. По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте 65%, среди докторов наук – лица старше трудоспособного возраста 51%.

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием на 44%. При этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование на 0,9%. В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

По сравнению с 2002 годом, среди молодежи в возрасте 16-29 лет зафиксирован рост на 83% лиц со средним начальным профессиональным образованием и сокращение численности лиц со средним и начальным профессиональным образованием на 2,9% и 54%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится на 220 человек с высшим (2002 год – 113), 233 человека со средним профессиональным (2002 год – 227) и 57 человек с начальным профессиональным образованием (2002 год – 118).

Сокращение численности молодежи, имеющее основном общее образование и среднее полное общее образование, на 32% и 25%, объясняется тем, что в эту численность вошло малочисленное поколение 1990-х годов рождения, а также тем, что молодежь, окончившая образовательное учреждение, продолжила обучение. Об этом свидетельствует и рост численности лиц с неполным высшим образованием на 65%. Однако следует отметить, что 434 тыс. человек в возрасте 16-29 лет имеют начальное общее образование, из них 59% не обучаются.

В государственной статистике уровень культуры учитываются ежегодно по следующим показателям: материальная база и технические средства библиотек, число посещений и читателей, состав и движение библиотечного фонда, численность зрителей театров, численность посещений музеев, выпуск газет, количество детских оздоровительных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Основные показатели культуры в Российской Федерации.

 

Показатель

2005

2013

Численность зрителей театров 1000 человек населения

195

249

Численность посещений музеев на 1000 человек населения.

527

668

Библиотечный фонд на 1000 человек населения  
на конец года; экземпляров

6820

5921

Численность пользователей,  
тыс. человек

58088

51383

Выпуск газет на 1000 человек населения

1234

1804

Детские оздоровительные учреждения

52834

46868

Численность детей, отдохнувших в них за лето,  
тыс. человек

5666,8

4864,8


 

Выводы по таблице 2:

Численность зрителей театров на 1000 тыс. человек увеличилось по сравнению с 2005 годом на 54 человека 22%, численность посещений музеев на 1000 тыс. человек увеличилось на 141 человека 21%.

Библиотечный фонд на 1000 человек населения на конец года экземпляров стало меньше на 899 на 14%, наблюдается так же снижение численности пользователей библиотеками на 6705 тыс. человек на 12%, Снижение численности читателей в свою очередь связано с быстрым развитием и общедоступностью интернета, электронных библиотек и книжных интернет-магазинов, в которых можно найти любую интересующую информацию более быстрым и легким способом, а также с медленным обновлением библиотечного фонда и снижением количества книг и журналов в библиотеках.

 Детских оздоровительных учреждений тоже стало меньше на 5966 на 12%.

Прямо пропорционально изменилось количество отдохнувших детей 802 тыс. человек на 15%.

Связано это с тем, что за годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

- хронический дефицит капитальных  вложений в развитие оздоровительных  учреждений;

- отсутствие программно-методического и образовательно-воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;

- недостаточный уровень квалификации  психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в туристском учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ ряда динамики

2.1. Определение показателей ряда  динамики

Ряды динамики — это ряды статистических показателей, характеризующих развитие явлений природы и общества во времени. Публикуемые Госкомстатом России статистические сборники содержат большое количество рядов динамики в табличной форме. Ряды динамики позволяют выявить закономерности развития изучаемых явлений.

 

Таблица 3.

Исходные данные для анализа ряда динамики ( см. приложение 1)

Годы

Численность обучающихся в дневных государственных

учреждениях общего образования

по Российской Федерации тыс. человек

2005

15115,2

2006

14292,2

2007

13697,5

2008

13455,5

2009

13433,6

2010

13545,1

2011

13729,9

2012

13831,8

2013

14011,3


 

 

Средняя численность обучающихся в дневных государственных учреждениях общего образования за период 2005-2013 составит:


=15115,2+14292,2+13697,5+13455,5+13433,6+13545,1+13729,9+ 13831,8+14011,3/ 9 = 13901,34

 

 

Средний абсолютный прирост:

баз = = 14011,3 – 15115,2/ 9-1 = -137,98

цеп = = -832+(-594,7)+(-242)+(-21,9)+111,5+184,8+101,9+179,5/8 = -137,98

 

Средний темп роста:

%=   

=

 

Таким образом, средняя численность обучающихся в дневных государственных учреждениях общего образования за период 2005-2013 составит 13901,34 тыс. человек, темп роста 98%. Мы наблюдаем уменьшение исследуемого показателя в соотношении с базисным на 2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Исходные данные для анализа ряда динамики. (см. приложение 2)

 

Годы

Число общедоступных библиотек, (тыс.единиц) 

2005

11,3

2006

11,9

2007

11,4

2008

10,6

2009

10,5

2010

10,3

2011

10

2012

9,7

2013

9,7


 

 

Средняя численность общедоступных библиотек за период 2005-2013 годов, составляет:

= = = 10,6

Средний абсолютный прирост:

баз= =

цеп = =

 

 

Средний темп роста:

 

% =

=

 

 

 

Таким образом среднее число общедоступных библиотек в период 2005-2013 годов составило 10,6 тыс. единиц, темп роста 97%. Мы наблюдаем уменьшение исследуемого показателя в соотношении с базисным на 3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проведение аналитического выравнивания  ряда динамики

 

Проведем аналитическое выравнивание уровней ряда с помощью метода наименьших квадратов (МНК) по уравнению прямой.

Результаты аналитического выравнивания представим в таблице.

Информация о работе Исследование взаимосвязей социально-экономических явлений