Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:02, автореферат
Анализ текущего состояния фармацевтической промышленности России указывает на ее отставание от аналогичных отраслей экономически развитых стран по номенклатуре выпускаемой продукции. В результате, в структуре потребления ежегодно растет доля импортных лекарственных препаратов. При сохранении такой тенденции здоровье граждан, как важнейшая составляющая национальной безопасности Российской Федерации, попадает в зависимость от внешней экономической конъюнктуры.
время
Рис.1 Дорожная карта инновационного устойчивого развития фармацевтической промышленности в России.
В состав основных видов национальной промышленной политики входят:
инновации, подразумевающие проведение государственной политики в сфере науки и инноваций, на базе отечественного инновационного потенциала и передовых зарубежных научных и научно-технических достижений, повышения эффективности материального производства и конкурентоспособности отечественных товаров с целью улучшения качества жизни населения и укрепления национальной безопасности;
целевые индикаторы, предполагающие поднять долю отечественного производства в денежном выражении до 50%, при этом рынок ЖНВЛП должен быть обеспечен на 90%, а по стратегическим на 100% отечественными производителями, а также необходимость создания принципиально новых производств лекарственных средств (инсулина, интерферона, антибиотиков, новых прогрессивных готовых форм лекарственных средств и др.);
инвестиции, находящие свое выражение в стимулировании развития промышленных предприятий через прямое участие государства в финансировании развития производственной инфраструктуры и через механизмы ускоренной амортизации основного капитала.
Этап 2. Концепция инновационного устойчивого развития фармацевтической промышленности в России.
Предлагается следующий алгоритм концепции устойчивого инновационного развития фармацевтической промышленности в России (рис. 2), который должен опираться на требования национальной лекарственной политики, на параметры Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», на стандарты лечения заболеваний.
На рисунке 3 представлен механизм реализации концепции развития фармацевтической промышленности, приведение в действие которого, будет способствовать наращиванию потенциала российской фармацевтической промышленности, созданию благоприятных условий для инвестирования и повышению ее устойчивости в конкурентной среде в условиях глобализации экономики и вступления России в ВТО.
Рис.2. Алгоритм концепции инновационного устойчивого развития фармацевтической промышленности в России
Рис. 3. Механизм реализации концепции развития фармацевтической промышленности
Этап 3. Проблемы и задачи устойчивого развития фармацевтической промышленности.
Отбор проблем для их решения на федеральном уровне определяется необходимостью обеспечения населения стратегическими лекарственными средствами и лекарственными препаратами Перечня ЖНВЛП, а также ускоренного перехода отечественной фармацевтической промышленности на инновационную модель развития.
Для инновационного устойчивого развития отечественной фармацевтической промышленности необходимо создание производств: синтетических и биотехнологических субстанций, а также оригинальных, дженериковых и биоподобных лекарственных средств, отвечающих мировому уровню для обеспечения реализации государственных программ в области здравоохранения.
Основные задачи устойчивого развития фармацевтической промышленности представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Основные задачи устойчивого развития фармацевтической промышленности
Основные проблемы, требующие решения при реализации устойчивого развития фармацевтической промышленности представлены в виде логистической схемы на рисунке 5.
Рис. 5. Основные проблемы, требующие решения при реализации концепции развития фармацевтической промышленности
Этап 4. Создание высокотехнологических производств и исследовательских центров.
Предлагается предусмотреть поэтапную максимальную локализацию выпуска продукции, а также открытие в России центров по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров. При этом в качестве возможных дополнительных требований к зарубежной стороне может стать создание производств в партнерстве с российскими производителями, с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на интеллектуальную собственность.
Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. Фармацевтический кластер следует отнести к кластеру смешанных типов, поскольку он сочетает признаки нескольких типов кластеров.
В этой связи необходимо обеспечить интеграцию разработки программ (концепций, стратегий) развития фармацевтического кластера и программ (стратегий, концепций) субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также федеральных целевых программ.
В целях активизации процессов сотрудничества между предприятиями, научными и образовательными организациями, опережающее развитие должны получить механизмы поддержки кооперационных проектов, с вовлечением в их реализацию не менее 3-8 предприятий и организаций по следующим приоритетным задачам:
1. Повышение качества управления на предприятиях, включая: проведение систематической работы по выявлению примеров практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях кластера и содействие их эффективному распространению; содействие внедрению и сертификации предприятиями системы управления качеством в соответствии со стандартами ИСО, правилами GMP; содействие развитию механизмов субконтрактации.
2. Содействие выходу предприятий на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых проектов.
3. Стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области НИОКР и развитие механизмов коммерциализации технологий.
Основными приоритетами кластерной политики в области развития фармацевтических инноваций является:
содействие проведению совместных научно-исследовательских и инжиниринговых работ, работ по доклиническим и клиническим исследованиям предприятиями кластера, институтами РАН и РАМН и университетами, содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР, в т.ч. - в рамках формирования инновационных консорциумов;
содействие созданию новых инновационных организаций, содействие в привлечении финансирования, в том числе со стороны индивидуальных инвесторов и венчурных фондов,
развитие и обеспечение высокого качества услуг объектов инновационной инфраструктуры, в том числе - бизнес-инкубаторов и технопарков, центров трансфера технологий.
Этап 5. Мероприятия по реализации дорожной карты
Главное направление эволюции государственной промышленной политики в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется переходом к национальной промышленной политике конкурентоспособности, где государство и бизнес выступают равноценными партнерами в ее формировании и реализации, обладая, равными правами и ответственностью за исполнение принятых стратегических решений в контексте устойчивого промышленного развития.
Мероприятия, обеспечивающие устойчивое инновационное развитие фармацевтической отрасли представлены на рисунке 6.
Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств определяются тактические и стратегические цели, которые достигаются поэтапно.
На этапе тактических целей предполагается осуществить мероприятия, направленные на стабилизацию положения в фармацевтической промышленности, реформирование и реструктуризацию предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, подготовку нормативно-правовой документации в области разработки, производства и реализации лекарственных средств в целях гармонизации ее с аналогичной документацией стран - членов Европейского союза, разработку эффективного механизма привлечения инвестиций в фармацевтическую промышленность, разработку мер государственной поддержки отраслевой науки.
Рис. 6. Мероприятия, обеспечивающие устойчивое развитие фармацевтической промышленности
Тактические цели в основном направлены на стабилизацию работы промышленности и начала инвестиционной активности в области создания новых производств. В области инновационной политики к 2015 году необходимо осуществить комплекс мер государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, завершить разработку предложений по совершенствованию кредитной, налоговой и таможенной политики в целях стимулирования инновационной деятельности.
На этапе стратегических целей предусматривается:
осуществить реконструкцию, расширение и новое строительство предприятий по производству лекарственных средств, обеспечивающих выпуск продукции в соответствии с требованиями национальных стандартов, разработка которых будет осуществлена при решении тактических целей реализации концепции;
завершить создание современной системы организационно-экономического и информационно-аналитического обеспечения в сфере производства и реализации лекарственных препаратов, а также в области научных разработок;
в области инновационной политики сконцентрировать усилия на приоритетных разработках, которые позволят создать производства оригинальных препаратов, производства по выпуску импортозамещающей продукции, обеспечат развитие экспортного потенциала и решение вопросов охраны окружающей среды.
При достижении стратегических целей реализации устойчивого развития промышленности должно быть осуществлено широкомасштабное внедрение нормативных документов в сфере разработки, проектирования, строительства, производства, контроля качества и сбыта, отвечающих требованиям международных стандартов.
Реализация мероприятий на этапе стратегических целей позволит на основе высоких технологий развить научно-технический и производственный потенциал фармацевтической промышленности с целью удовлетворения потребностей здравоохранения и населения в лекарственных препаратах отечественного производства не менее чем на 50%, т.е. продать на внутреннем рынке лекарств на 426 млрд. рублей и экспортировать на 120 млрд. рублей или 30% от произведенных на российской территории лекарственных препаратов.
Странами-ориентирами при решении задачи повышения уровня потребления лекарственных средств на душу населения являются, прежде всего, страны второй группы со средним душевым ВВП 10-12 тыс. долл. США (Дания, Югославия, Португалия, Польша и др.).
Предлагаем использовать следующие показатели (целевые индикаторы) ожидаемой эффективности реализации устойчивого развития фармацевтической промышленности к 2020 г.:
доля отечественного производства в денежном выражении –50%;
по номенклатуре из списка стратегических лекарственных средств – 100%;
по номенклатуре из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов – 90%;
душевое потребление лекарственных средств в год – 200 долл. США;
создание принципиально новых производств лекарственных средств (инсулина, интерферона, антибиотиков, новых прогрессивных готовых форм лекарственных средств и др.);