Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 11:34, курсовая работа
Развитие налоговой системы страны вызывает постоянные противоречия между бизнесом и государством в вопросах налогообложения. Трудно найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. Россия стремится построить налоговую систему, которая, с одной стороны, будет обеспечивать потребности государства в своих расходах, а с другой – увеличивать стимулы для налогоплательщиков, побуждая их к активной предпринимательской деятельности и постоянному поиску путей повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика можно рассматривать, в том числе, как индикатор качества налогового администрирования
Введение..................................................................................................................... 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты налогового бремени................................ 5
1.1. Теоретические основы налогового бремени....................................... 5
1.2. Налоговое бремя, как правовая категория............................................ 7
1.3. Определение налогового бремени, как экономической категории
с точки зрения зарубежных и отечественных специалистов................................
15
2. Характеристики налогового бремени.................................................................. 20
2.1. Количественные характеристики налогового бремени.......................... 20
2.2. Недостатки показателей налогового бремени........................................... 24
3. Оценка налогового бремени................................................................................. 26
3.1. Расчет налогового бремени на макроэкономическом уровне............... 26
3.2. Расчет налогового бремени на микроэкономическом уровне............... 27
3.3. Предложения по совершенствованию налоговой системы страны на современном этапе.....................................................................................................
32
Заключение................................................................................................................ 34
Список использованных источников....................................................................... 36
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
МЧС РОССИИ»
------------------------------
Кафедра экономики, финансов и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономика общественного сектора»
на тему:
«Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка)»
Руководитель: доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента к.э.н. Матюхин В.Н.
Выполнил: слушатель521 уч. группы
Химки – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... |
3 |
Глава 1. Научно-теоретические аспекты
налогового бремени....................... |
5 |
|
5 |
|
7 |
с точки зрения
зарубежных и отечественных специалистов.................. |
15 |
2. Характеристики налогового
бремени....................... |
20 |
2.1. Количественные характеристики
налогового бремени....................... |
20 |
2.2. Недостатки показателей налогового
бремени....................... |
24 |
3. Оценка налогового бремени....................... |
26 |
3.1. Расчет налогового бремени на макроэкономическом уровне............... |
26 |
3.2. Расчет налогового бремени на микроэкономическом уровне............... |
27 |
3.3. Предложения по совершенствованию
налоговой системы страны на современном
этапе......................... |
32 |
Заключение.................... |
34 |
Список использованных источников.................... |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие налоговой системы страны вызывает постоянные противоречия между бизнесом и государством в вопросах налогообложения. Трудно найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. Россия стремится построить налоговую систему, которая, с одной стороны, будет обеспечивать потребности государства в своих расходах, а с другой – увеличивать стимулы для налогоплательщиков, побуждая их к активной предпринимательской деятельности и постоянному поиску путей повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика можно рассматривать, в том числе, как индикатор качества налогового администрирования [6].
В процессе реформирования налоговой системы страны понятие «налоги» в специальной литературе и периодических изданиях эволюционировало от жесткого термина «налоговое бремя» к более мягкому понятию «налоговая нагрузка». Многие экономисты и ученые обсуждают налоговую нагрузку под призмой теории экономического анализа и ее влияния на финансово-хозяйственную деятельность организации [7].
Некоторые специалисты считают понятия «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка» нетождественными и предлагают их разграничивать. При этом под налоговым бременем предлагается понимать, с одной стороны, отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государством по уплате обязательных налоговых платежей, с другой – величину, отражающую потенциально возможное воздействие государства на экономику посредством налоговых механизмов. А налоговая нагрузка – это показатель, характеризующий фактический уровень воздействия [9].
Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. В связи с этим рассмотрение показателя налогового бремени в условиях экономики России является актуальной темой. Актуальность рассмотрения данного вопроса заключается так же в том, что через анализ показателей налогового бремени можно сделать вывод о влиянии изменений в налоговой системе страны на общую налоговую нагрузку.
Основная цель данной работы состоит в изучении и оценке налогового бремени, действующего в РФ, а также выявлении путей его совершенствования в современных условиях.
Объектом курсовой работы является система налогообложения в РФ, а предметом выступает избыточное налоговое бремя.
В соответствии с поставленной целью, задачами дипломной работы являются:
- рассмотрение теоретических осн
- анализ современных и зарубежных подходов к проблеме налогового бремени;
- рассмотрение характеристик налогового бремени и его недостатоков;
- оценка налогового бремени на макро- и на микроуровне
- выработку предложений по совершенствованию налогового бремени.
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ
Как уже отмечалось, теоретические представления об общественных финансах первоначально формировались в рамках изучения вопросов налогообложения, фактически являясь и оставаясь составной частью общеэкономической теории и ее различных школ (направлений) [7,13].
Классическое представление о роли налогов в экономике было введено А. Смитом. Он определил их как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов экономических агентов и выдвинул четыре принципа налогообложения: соразмерность, определенность, удобность и дешевизна. Представителями этого направления являются У. Петти, Ж. -Б. Сей, Д. Рикардо, Дж. Милль, считавшие экономику устойчивой и саморегулирующейся системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан [7,13,14].
Важными вопросами теории налогообложения является проблема налогового бремени и перемещения налогов (англ. tax shifti№g). Экономические агенты, реагируя на налоговые обязательства, стараются минимизировать налоговое бремя. Это осуществимо, во-первых, путем сокращения налоговых обязательств за счет изменения структуры и интенсивности экономической деятельности, и, во-вторых, путем переноса налогового бремени на других экономических агентов. Изучению данных вопросов посвящены работы А. Маршала, П. Самуэльсона, А. Пигу и др [7,13,14].
Постановка вопроса о том, на каких экономических агентов ложится налоговое бремя, предполагает проведение анализа преимущественно в контексте общего равновесия. Вместе с тем понимание ситуации с позиций общего равновесия невозможно без анализа с точки зрения частичного равновесия, когда внимание фокусируется на конкретном рынке.
Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения налога лежит взаимосвязь участников рынка. Реакция на налоговое бремя, обеспечивающая его перемещение, состоит в изменении состава сделок, в которые вступает его носитель (что происходит посредством сокращения покупок и продаж) [8,13,15].
Из анализа частичного равновесия теория делает выводы, которые справедливы и при рассмотрении общего равновесия:
1. Бремя налога не зависит от того, на какую из сторон рыночного взаимодействия возложены налоговые обязательства.
2. Более весомое бремя налогов несет та сторона, поведение которой менее гибко (строго говоря, если в точке пересечения кривых спроса и предложения более эластичен спрос, то бремя налога тяжелее ляжет на продавцов, если более эластично предложение, то на покупателей) [11].
Существуют значимые различия в распределение налогового бремени на конкурентных рынках (переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене), в условиях монополии (даже при гибкости предложения монополиста нет гарантии полного перемещения налогового бремени на покупателя), на рынке труда (последствия налогообложения зависят от того, на каких участках кривой предложения труда достигается равновесие как до, так и после введения налога) [11].
Одной из проблем, решаемых теорией налогообложения, является определение искажающего эффекта налогов. Количественной характеристикой искажающего действия налога служит избыточное налоговое бремя. В качестве синонимов этого термина используются понятия «чистые потери от налогообложения» или «потери благосостояния от налогообложения» (англ. welfare loss) [7,11].
Налог, при прочих равных условиях, повышает цену товара или услуги, увеличивает издержки осуществления той или иной деятельности.
Избыточное налоговое бремя вызывает двоякое изменение в поведении потребителя. Во-первых, происходит замещение налогооблагаемого товара. Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода.
Принято рассматривать две концепции избыточного налогового бремени.
Первая концепция, описывающая налоговое бремя с точки зрения эквивалентной вариации, в которой указано что, избыточное бремя налогообложения равно превышению над суммой налоговых поступлений той суммы, которую налогоплательщик готов был бы заплатить за то, чтобы отменить налоги. Или, говоря иначе, насколько больше могло бы быть собрано налогов без потерь в благосостоянии, если бы применялся паушальный налог («душевой налог»).
Второй вариант определения избыточного налогового бремени, через компенсирующую вариацию говорит о том, что избыточное бремя налогообложения эквивалентно той сумме, которую государство должно предложить потребителю, чтобы оно могло достичь первоначального уровня полезности при условии уплаты налога.
Задача определения оптимального налогового бремени сводится к поиску такого варианта налогообложения, который является наиболее нейтральным, т. е. ведет к наименьшему избыточному бремени [7].
Деятельность любого субъекта хозяйствования, начиная с момента его создания, будучи связанная с получением тех или иных материальных благ, обусловлена неизменным стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путем увеличения доходов, так и путем сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет. Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам изменения размера и сроков уплаты налоговых платежей, само налоговое бремя как правовая категория остается почти не изученным [13,15].
В отличие от экономической науки, правовая наука не уделяет должного внимания понятию налогового бремени, тогда как бремя обложения налогоплательщика играет не последнюю роль в процессе возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений.
Определение понятия налогового бремени в настоящее время отсутствует, что, впрочем, не препятствует его выработке на основании норм действующего законодательства. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. При этом по смыслу ст. 44 НК РФ возникновение у лица, приобретающего с данного момента статус налогоплательщика, обязанности уплачивать налоги и сборы обусловлено возникновением обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующих налогов и сборов. Такими обстоятельствами являются объекты налогообложения, перечисленные в п. 1 ст. 38 НК РФ и понимаемые с точки зрения теории налогового права, как юридические акты, обусловливающие обязанность уплаты налога [2].
Объекты налогообложения, естественным образом возникающие в процессе осуществляемой налогоплательщиком деятельности, порождают обязанности налогоплательщика уплатить налоги, сумма каждого из которых исчисляется как результат произведения налоговой базы и налоговой ставки, в ряде случаев уменьшенный на налоговые льготы. Налоговое бремя появляется одновременно с обязанностью по уплате налога, объединяя в одно целое все установленные законом и подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет налоги и сборы [4,5,10].
Информация о работе Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка)