Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 11:34, курсовая работа
Развитие налоговой системы страны вызывает постоянные противоречия между бизнесом и государством в вопросах налогообложения. Трудно найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. Россия стремится построить налоговую систему, которая, с одной стороны, будет обеспечивать потребности государства в своих расходах, а с другой – увеличивать стимулы для налогоплательщиков, побуждая их к активной предпринимательской деятельности и постоянному поиску путей повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика можно рассматривать, в том числе, как индикатор качества налогового администрирования
Введение..................................................................................................................... 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты налогового бремени................................ 5
1.1. Теоретические основы налогового бремени....................................... 5
1.2. Налоговое бремя, как правовая категория............................................ 7
1.3. Определение налогового бремени, как экономической категории
с точки зрения зарубежных и отечественных специалистов................................
15
2. Характеристики налогового бремени.................................................................. 20
2.1. Количественные характеристики налогового бремени.......................... 20
2.2. Недостатки показателей налогового бремени........................................... 24
3. Оценка налогового бремени................................................................................. 26
3.1. Расчет налогового бремени на макроэкономическом уровне............... 26
3.2. Расчет налогового бремени на микроэкономическом уровне............... 27
3.3. Предложения по совершенствованию налоговой системы страны на современном этапе.....................................................................................................
32
Заключение................................................................................................................ 34
Список использованных источников....................................................................... 36
Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения [8].
В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии, показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов.
Известны также и отечественные методики расчета налогового бремени по способу эффективной ставки (отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием), предлагаемому специалистами Центрального экономико-математического института Российской Академии Наук. Эффективная ставка характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. В этой связи Е. Егорова и Ю. Петров вводят понятие налоговой ловушки, представляющей собой ситуацию, при которой доля изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятия делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Принимаемый предельный уровень эффективной ставки по западным стандартам 35,4%, Е. Егорова и Ю. Петров определили отечественную эффективную ставку в размере 58,9%, что на 9 пунктов выше налоговой ловушки и практически полностью исключает развитие процессов инвестирования в России.
Оптимальный размер налогового бремени – центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги, тем выше экономика. В качестве главного примера такого положения обычно приводят реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 80-х годов глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги – высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован [8].
Как считают специалисты, экономический рост доходов в США был обусловлен также тем, что в условиях низкого налогообложения у богатых американцев был существенно ослаблен стимул скрывать свои доходы, которые ими декларируются, что и означало попадание этих ранее скрывавшихся доходов в национальную статистическую отчетность. Таким образом, совсем не просто рассчитать, действительно ли снижение ставок подоходного налога способствовало ускорению экономического роста [13].
В то же время немногие знают, что, несмотря на общее снижение налоговых ставок, США параллельно осуществлялось частичное увеличение ставок налогов на капитал и налогов с доходов корпораций. Таким образом, как показывает практика развитых зарубежных стран, снижение налогов само по себе мало способно изменить темпы экономического роста в долгосрочной перспективе [13].
Для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового национального продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике применяется такой показатель, как коэффициент эластичности налогов.
Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления (группы налогов или отдельный налог) при изменении определяющего фактора на 1% [6].
Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Так, в ФРГ коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен единице. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП, и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается [6].
Исходя из всего вышесказанного под налоговым бременем в нашей в работе будет пониматься потеря обществом чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального.
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ
2.1 Количественные
характеристики налогового
Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика. Понятие налогового бремени возникло фактически одновременно с появлением налогов. Еще в XVIII в. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог» [6].
Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771), немецкий экономист, внесший существенный вклад в развитие финансовой науки, определил налоговое бремя на макроуровне, как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более 1/6 части национального дохода.
Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем: Во-первых, определение налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятие решения о проведении налоговых реформ. Во-вторых, данный показатель требуется государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. В третьих, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от его уровня зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о размещении производства, инвестиций и т.д. В-четвертых, показатель налоговой нагрузки на общегосударственном уровне необходим для формирования социальной политики государства. Изучение тяжести налогообложения для разных социальных групп дает возможность государству более равномерно распределить налоговое бремя между социальными группами. Налоговое бремя никогда не исчерпывается только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств [6].
К таким затратам, в частности, относятся: затраты на содержание штата бухгалтеров и консультантов; затраты, связанные с уплатой штрафных санкций в результате нарушения налогового законодательства; судебные издержки в случае нарушения прав налогоплательщиков, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов. Измерить в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов.
Налоговое бремя определяют на макроуровне и микроуровне. Макроуровень — исчисление размера налогового бремени на экономику и население всей страны. Микроуровень — расчет налоговой нагрузки на конкретные организации, а также исчисление налоговой нагрузки на работника. Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП). Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемой с помощью налогов. Данный показатель рассчитывается по формуле:
Бр = Нюф/ВВП,
где Бр – уровень налогового бремени; Нюф – все налоги, уплаченные и юридическими, и физическими лицами; ВВП – стоимостное выражение количества произведенных товаров (выполненных работ, оказываемых услуг) в стране.
Недостаток данного показателя заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплателыцика без учета индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Бр=(Н.н:Чн):(Д :Чн),
где Нн – все уплаченные населением налоги; Чн – численность населения страны; Д – сумма полученных населением доходов.
Недостаток этого показателя состоит в его неточности, связанной с невозможностью учета суммы налогов, уплачиваемых населением, в стоимости приобретаемых товаров (работ и услуг). Налоговое бремя на работника фактически равно ставке налога на доходы физических лиц – единственного налога, взимаемого с доходов работников. Расчет данного показателя осуществляется по формуле:
Бр= Нр:Др,
где Нр – налог на доходы физических лиц, удерживаемый из дохода работника; Др – доход работника.
Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Расчет первого показателя осуществляется по формуле:
Бр = Нп:В,
где Нп – налоги, уплачиваемые организацией; В – выручка организации.
Данный показателей отражает долю выручки организации, направляемую на погашение налоговых обязательств. Недостаток этого показателя заключается в том, что выручка является более емким показателем, чем доход организации. Таким образом, доход – часть выручки организации. Второй показатель исчисляется по формуле:
Бр=Нп:Пч,
где Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов. Данный показатель отражает часть чистой прибыли, которая изымается у организации в форме налогов. Недостаток данного показателя состоит в том, что чистая прибыль представляет собой лишь часть дохода, оставшуюся у организации после уплаты всех налогов. Третий показатель определяется по формуле:
Бр = Нп:Дс,
где Дс – добавленная стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена в следующем виде:
Дс = Ам +Зп + Нп,
где Ам – амортизационные отчисления; Зп – затраты на оплату труда.
Данный показатель характеризует то, какая часть добавленной стоимости направляется организацией на погашение ее налоговых обязательств. В целях исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используют четвертый показатель, в котором фискальные изъятия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость исчисляется путем вычета из добавленной стоимости сумм амортизационных отчислений. В этом случае налоговое бремя определяется по формуле:
Бр = Нп:Св,
где Св – вновь созданная стоимость.
При этом: Св = Вр + НДС + Ак + Дв-Рв-М3-Ам,
где Вр – выручка от реализации; Ак – акцизы; Дв – внереализационные доходы; Рв – внереализационные расходы; М3 – материальные затраты; Ам – амортизационные отчисления; НДС – налог на добавленную стоимость. Достоинство последнего показателя заключается в том, что налоговое бремя при его расчете определяется относительно реального дохода организации [6].
2.2 Недостатки показателей налогового бремени
Ни один из представленных показателей налоговой нагрузки на организации не является универсальным, так как бремя прямых и косвенных налогов распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка. Однако каждый из этих показателей может быть применен организацией для анализа возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении числа налогов, налоговых ставок или налоговых льгот.
Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% дохода – это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику [13].
Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов. Вместе с этим предельно допустимые показатели налогового бремени и на микро-, и на макроуровне зависят в первую очередь от уровня обязательств, которые берет на себя государство в отношении конкретного жителя страны и экономики в целом. Иначе говоря, уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населения на оплату образовательных, коммунальных услуг, а также в научно-исследовательских, инвестиционных, социальных и других программах. Например, в Швеции, где у налогоплательщиков изымается в государственную казну более 50% доходов, не подавляются стимулы к развитию и расширению производства. Это связано с тем, что в Швеции государство за счет налоговых поступлений решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих средств. Показатель налоговых изъятий, исчисляемый в целом по стране, имеет весьма серьезный недостаток – он определяет уровень налогового гнета на среднестатистического налогоплательщика без учета индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика [15].
Информация о работе Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка)