Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 11:34, курсовая работа
Развитие налоговой системы страны вызывает постоянные противоречия между бизнесом и государством в вопросах налогообложения. Трудно найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. Россия стремится построить налоговую систему, которая, с одной стороны, будет обеспечивать потребности государства в своих расходах, а с другой – увеличивать стимулы для налогоплательщиков, побуждая их к активной предпринимательской деятельности и постоянному поиску путей повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика можно рассматривать, в том числе, как индикатор качества налогового администрирования
Введение..................................................................................................................... 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты налогового бремени................................ 5
1.1. Теоретические основы налогового бремени....................................... 5
1.2. Налоговое бремя, как правовая категория............................................ 7
1.3. Определение налогового бремени, как экономической категории
с точки зрения зарубежных и отечественных специалистов................................
15
2. Характеристики налогового бремени.................................................................. 20
2.1. Количественные характеристики налогового бремени.......................... 20
2.2. Недостатки показателей налогового бремени........................................... 24
3. Оценка налогового бремени................................................................................. 26
3.1. Расчет налогового бремени на макроэкономическом уровне............... 26
3.2. Расчет налогового бремени на микроэкономическом уровне............... 27
3.3. Предложения по совершенствованию налоговой системы страны на современном этапе.....................................................................................................
32
Заключение................................................................................................................ 34
Список использованных источников....................................................................... 36
Действительно, в любом государстве работают десятки тысяч предприятий, различающихся не только по видам деятельности, но и по ряду признаков, которые неизбежно влияют на формирование их налоговой базы и соответственно на размер уплачиваемых налогов. Учитывать все эти особенности при формировании налоговой базы достаточно сложно, поэтому и должно использоваться отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП .
3. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ
3.1 Оценка налогового бремени на макроэкономическом уровне
Налоговая система создает определенную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты и физических лиц, которые в соответствии с законодательством должны платить установленные налоги. Совокупный объем уплаченных налогов называют налоговым бременем налогоплательщика. В экономической литературе еще не сложился единый подход к определению понятий «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «налоговое давление» и др. Многогранность этих понятий обусловлена различием уровней, на которых определяется налоговая нагрузка, методов ее расчета, включая выбор исходных показателей, и другими условиями.
На макроэкономическом уровне или на уровне национального хозяйства определяется налоговая нагрузка на экономику страны и целом, ее важнейшие отрасли (промышленность, сельское хозяйство, финансовый рынок и др.), на население.
Аналогичный показатель налоговой нагрузки на уровне регионов характеризует средний уровень изъятия дохода хозяйствующих субъектов конкретной территории, например субъекта Российской Федерации. На уровне предприятий, организаций или частных предпринимателей налоговая нагрузка характеризует не средний, а конкретный уровень изъятия
доходов определенного налогоплательщика или его налоговое бремя.
И наконец, налоговая нагрузка или бремя определяется на уровне отдельного физического лица или семьи (домохозяйства).
Налоговая нагрузка на макроэкономическом уровне обычно рассчитывается как отношение общей суммы налогов и сборов к величине ВВП. При этом сумма налогов может быть представлена величиной фактически поступивших платежей в консолидированный бюджет или суммой начисленных налогов и сборов, подлежащих уплате; она может не учитывать отдельные виды платежей (например, взносы во внебюджетные фонды) и т.д. Искажающее влияние на величину налогов оказывают авансовые налоговые платежи, суммы взысканных пеней, штрафов и др. При оценке ВВП производится корректировка его объема, учитывающая теневой сектор экономики, не охваченный налогами [12].
Экономический смысл налоговой нагрузки на макроуровне состоит в том, чтобы показать, какая доля ВВП страны перераспределяется с помощью налогов. Она характеризует также средний уровень изъятия дохода субъектов национальной экономики в определенный период времени (обычно за год).
Из данных таблицы 3.1 следует, что в современных условиях в Российской Федерации основную налоговую нагрузку несут добывающие отрасли, в которых налоговое бремя достигает почти 70%. Наименьшее налоговое бремя возложено на сферу сельского хозяйства, где оно не превышает 4%. В результате видно, что налоговая нагрузка существенно смещена в сторону нефтегазодобычи, что создает зависимость доходов бюджета от колебаний цен на международных рынках энергоносителей [12].
3.2 Оценка налогового бремени на микроэкономическом уровне
Методики определения налогового бремени предприятий и предпринимателей еще более разнообразны. Более точная оценка величины налогового бремени хозяйствующего субъекта может быть получена с помощью системы показателей, которые отразят основную оценку (как отношение налогов ко вновь созданной стоимости).
Расчет налоговой нагрузки выполнен на основе сопоставления добавленной стоимости с суммами поступивших в бюджетную систему налогов и сборов, администрируемых ФНС России (без единого социального налога и взносов во внебюджетные фонды) и полную налоговую нагрузку (учитывающую суммы задолженности по налогам, а также пени и штрафы за нарушение налогового законодательства) [1,2,12].
Таблица 3.1. Налоговая нагрузка по основным отраслям экономики в Российской Федерации за 2013 год
В свою очередь, и налогоплательщики могут перелагать их налоговое бремя на других лиц. Чаще всего налогоплательщик-продавец перемещает свое налоговое бремя вперед, то есть на покупателей, включая налоги в отпускную цену продукции. При перемещении назад покупатель перелагает налоговое бремя на продавцов, диктуя им свои условия поставки и уплачивая меньше за приобретаемые товары, если условия рынка это позволяют.
В результате при оценке реальной налоговой нагрузки необходимо учитывать, кто является настоящим, а не номинальным носителем налога. В частности, граждане, покупая продукты питания и другие товары, фактически выступают лицами, на которых перелагается налоговое бремя продавцов, прежде всего косвенных налогов, включаемых в цену товаров и услуг.
Возможности переложения налогового бремени зависят от характера рынка, на котором действуют налогоплательщики. Варианты распределения налогового бремени в конкурентной и монопольной среде подробно рассмотрены в экономической литературе.
В условиях конкурентного рынка возможности переложения налога определяются характером соотношения спроса и предложения, а также видом налоговой ставки, которая может быть специфической (в виде фиксированной суммы на единицу налоговой низы в натуральном выражении) или адвалорной (в процентах к стоимостной налоговой базе).
Предположим, что на единицу некоего товара (штуку или кг) будет установлена специфическая налоговая ставка, которая не учитывает разницу в ценах его разных сортов или других характеристик. Примем гипотетическое условие, что спрос абсолютно неэластичен, т.е. объем покупок не зависит от цены и линия спроса С принимает вид вертикали (рис. 3.1, б). Равновесие спроса и предложения обозначено точкой Е0. Тогда при введении налога линия предложения П0 смещается вверх, занимая положение Пр а точка равновесия Е0 – в точку Ег. Из-за неэластичности спроса налоговое бремя полностью перекладывается на покупателя, который платит за товар Т повышенную цену Цр включающую налог Н.
Если же спрос будет абсолютно эластичен (рис. 3.1, а), линия С займет горизонтальное положение. При сдвиге линии предложения вверх покупатель, не желая платить более высокую цену, за те же деньги приобретет меньше товара (Tj). Если продавец не сможет включить налог в цену, он при реализации того же объема товара будет вынужден принять налоговое бремя, увеличивая свои затраты. При этом в любом случае налог Н перекладывается на продавца (или производителя), уменьшая его доходы [8,12].
а) спрос абсолютно эластичен б) спрос абсолютно неэластичен
Рис. 3.1. Переложение налогового бремени при абсолютно неэластичном и эластичном спросе (а – спрос абсолютно эластичен на конкурентном рынке, б – спрос абсолютно неэластичен на конкурентном рынке), где: Т – количество товара: Ц – цена товара; Е – точка равновесия спроса и предложения; Н – налог; С – линия спроса; П – линия предложения
При абсолютно неэластичном предложении в случае введении налога Н (рис. 3.2, а) налоговое бремя целиком перелагается на продавцов. При абсолютно эластичном предложении продавцы будут повышать цену, компенсируя рост издержек. Это приведет к уменьшению предложения и росту цены на величину налога Н, т.е. к переложению налога на покупателей (рис. 3.2, б).
Рассмотрение простейших условных ситуаций позволяет сделать вывод, что переложение налогового бремени на конкурентном рынке определенного вида товара или услуг возможно на того контрагента, который не имеет преимуществ в эластичности объема сделок по цене. При этом переложение налога на продавца увеличивает его издержки и может сопровождаться сокращением предложения товара на рынке. Переложение налога на покупателя приводит к росту цен, что, в свою очередь, может отразиться на уменьшении спроса на товары [8,12].
Разрешение ситуации переложения налога в пользу продавца или покупателя зависит от того, кто в большей степени может противостоять изменению рыночной конъюнктуры. При падении спроса и росте предложения налог вынужден принимать на себя продавец, при увеличении спроса и уменьшении предложения налоговое бремя перекладывается на покупателя [8,12].
а)
Рис. 3.2. Переложение налогового бремени при абсолютно неэластичном (а) и эластичном (б) предложении на конкурентном рынке (обозначения те же, что и на рис. 3.1)
Итак, на конкурентном рынке доли продавцов и покупателей, на которых возлагается налоговое бремя, в первую очередь зависят от характера кривых спроса и предложения. Преимущества в переложении налогов получает та сторона, которая наиболее оперативно воспользуется изменениями рыночной ситуации. При этом цена для потребителя обычно растет на меньшую величину по сравнению с величиной налога [8,12].
Перераспределение налогового бремени при введении налога и условиях монополии в отличие от конкурентного рынка имеет свои особенности. В большинстве случаев монополист сам устанавливает количество предлагаемой на продажу продукции, фактически устанавливая точку равновесия на кривой спроса. При этом он выбирает такой уровень выпуска продукции, при котором издержки производства дополнительной продукции или предельные издержки будут соответствовать дополнительно получаемому доходу.
Если кривая предельных издержек будет горизонтальной (рис. 3.3), величина налога Н, который ляжет на производителей и потребителей, будет зависеть от формы кривой спроса. В случае линейной функции спроса (рис. 3.3 а) цена для потребителя увеличится на половину налога, т.е. потребители и производители разделят между собой его бремя. При кривой спроса с постоянной эластичностью (рис. 3.3 б) рост цены будет больше, чем величина налога, а превышение цен над суммой налога ляжет на потребителя.
На монополизированном рынке возможности переложения налогового бремени на потребителей ограничиваются тем, что производитель-монополист обычно уплачивает монопольную ренту и тем самым лишается преимуществ, извлекаемых из своего монопольного положения на рынке.
Такое налогообложение более нейтрально, чем введение фиксированных налоговых ставок, приводя к меньшему сокращению объема производства [8,12].
а)
Рис. 3.3. Переложение налогового бремени на монополизированном рынке (а – при линейных кривых спроса и предложения, б – при кривых спроса с постоянной эластичностью), где: Ц – цена: Т – товар: Н – налог; С – спрос; Пд – предельный доход; Пи0 – предельные издержки до введения налога; Пи1 – предельные издержки после введения налога производителя-монополиста сокращается на меньшую сумму, чем размер налога, приходящегося в среднем на единицу продукции.
Налоги, имеющие различные названия и налоговую базу, часто могут быть равноценными с точки зрения источника налога, т.е. на кого они возлагаются в конечном итоге. Таковы налог на доходы физических лиц и НДС или, особенно, налог с продаж, которые при одинаковой единой налоговой ставке (например, 13 или 18%) будут эквивалентны, так как фактически изымаются из дохода физических лиц. Различия между этими налогами будут обусловлены моментом времени поступления налоговых платежей в доход государства и эффективностью контроля полноты учета налоговой базы [8,12].
3.3 Предложения по совершенствованию налоговой системы страны на современном этапе
Таким образом, одна из главных проблем сегодня в России заключается в том, что, несмотря на высокое налоговое бремя, в стране отсутствует высокое социального обеспечения, нет видимых результатов (в первую очередь для населения) от налоговых сборов, нет открытости для населения распределения бюджетных средств, что в совокупности формирует у населения желание уклонения от уплаты налогов и сборов. Для решения данной проблемы необходимо обратится к опыту зарубежных стран, где психология поведения основной части населения считает своим долгом заплатить налоги, так как чувствует поддержку государства и видит на что расходуются деньги из бюджета страны.
На основании проведенного исследования был можно сделать вывод о том, что российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из важнейших причин убыточности половины промышленных предприятий в России, а еще столько же предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.
При решении вопросов о модернизации экономики налоговой системы необходимо провести эффективную модернизацию, для чего необходима всесторонняя оценка показателя налогового бремени, как общего по стране, так и на среднестатистического налогоплательщика, дать оценку роста инвестиций, привлекательности бизнеса в разумном сочетании с налогообложением в стране. Для удержания налогового бремени в существующих границах и обеспечении экономического роста страны, необходимо обеспечить общественный контроль расходования бюджетных средств и обеспечить эффективность их распределения и использования.
Информация о работе Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка)