Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе.
Введение…………………………………………………………………………….2
1.Производство……………………………………………………………………..4
2.Сущность и структура издержек………………………………………………...8
3.Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах………………17
4.Предельные издержки производства, их сравнение с предельным доходом, экономическое равновесие фирмы………………………………………………..27
5.Неоклассическая теория издержек и прибыли…………………………………35
Заключение…………………………………………………………………………38
Список используемой литературы………………………………………………..40
План.
Введение…………………………………………………………
1.Производство…………………………………………
2.Сущность и структура издержек………………………………………………...8
3.Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах………………17
4.Предельные издержки производства, их сравнение с предельным доходом, экономическое равновесие фирмы………………………………………………..27
5.Неоклассическая теория издержек и прибыли…………………………………35
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Издержки производства сейчас являются довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек (затрат) производства и реализации продукции.
В работе тема издержек производства
и их эффект на масштабы производства
рассматривается как с
Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуально оценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос: "Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства. На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.
Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются “издержками производства”.
С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.
Существуют два подхода к оценке затрат бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах фирмы зафиксированы фактические (“явные”) затраты, которые представляют собой денежные ресурсы на оплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.).
Однако экономисты, кроме явных, учитывают и “неявные” затраты.
1.Производство
Под «производством»
в современной экономической
науке принято понимать любую
деятельность членов общества по использованию
естественных ресурсов. В естественные
ресурсы включаются и ресурсы человека.
Целью производственной деятельности
является создание необходимых отдельному
члену общества и обществу в целом материальных
и нематериальных благ. Нередко в обиходе
под «производственной деятельностью»
понимается лишь создание вещественных
материальных благ. Представляется, что
подобная трактовка этой категории унаследована
от марксистско-ленинской политической
экономии, где особо выделялась деятельность
в так называемом «материальном производстве»,
а все остальные виды деятельности считались
второсортными. Вместе с тем следует учитывать
и значительные различия между деятельностью
работников в различных сферах производства.
Одно дело — работа на машиностроительном заводе
по производству персональных компьютеров,
другое — их проектирование и третье — их продажа.
Большей частью под «теорией производства»
понимается теория процессов превращения,
или трансформации, ресурсов в многообразные
виды продуктов и услуг.
Поскольку производственный процесс имеет затраты (издержки) и результаты, то естественна постановка вопроса о производственной функции. Нередко производственную функцию относят к чисто техническим категориям. Это представляется неточным. Поскольку производственная функция описывает соотношение между издержками и результатами, она неизбежно как бы соприкасается с эффективностью самой функции и ее аргументов. Очевидно, правильнее говорить о производственной функции как категории промежуточной. Более эффективным признается тот технологический способ производства, который обеспечивает большее количество продукции при заданных ресурсах или, наоборот, требует меньшего объема ресурсов для получения заданного объема продукта. Нетрудно заметить, что эффективность различных технологических способов производства в огромной степени определяется уровнем цен на ресурсы и продукты. По-видимому, это еще один аргумент в пользу того, чтобы считать производственную функцию категорией, близкой к экономической. Это имеет существенное значение для общества в целом и для каждого экономического агента.
Запись производственной функции не представляет особых трудностей для студентов подавляющего большинства вузов, ибо они хорошо знакомы с математикой.
Итак, продукцию следует рассматривать как поток, т.е. в определенном измерении в единицу времени. Так как для создания каждого вида продукции есть множество хронологических способов производства, правомерно утверждение, что в системе координат факторов производства будет множество точек, отображающих соответствующее количество факторов, необходимых для данного технологического способа производства, т.е. обеспечивающих заданный выпуск. Обычно эти точки составляют линии, имеющие изогнутую форму и называются <изоквантами>. Разные сочетания факторов производства имеют различные объемы выпуска. Поэтому на графике производственной функции мы наблюдаем семейство изоквант. Разрыв между изоквантами в системе координат характеризует различия в объемах выпуска продукции.
Изменение соотношения между используемыми факторами производства отражается движением по каждой изокванте.
Рис.1.1 Эффект масштаба: а-убывающая отдача от масштаба; б-постоянная отдача от масштаба.
Один фактор замещает другой при создании определенного объема продукта. Это принято называть «замещением», а наклон изокванты — «предельной нормой замещения». Понятно, что изокванты могут иметь самые разнообразные формы: прямая линия (совершенная замещаемость; постоянная норма замещаемости); два отрезка, соединенные вместе под прямым углом; несколько отрезков, соединенных под тупыми углами, и т.п.
На практике, в конкурентной борьбе за максимизацию прибыли одним из важнейших средств выступает увеличение объема выпуска продукции. Этого можно добиться двумя основными путями:
1) интенсифицировать
использование наличных
2) осуществить инвестиции,
т.е. расширить мощности и
В связи с этим время производства можно классифицировать как мгновенный, средний (короткий) и длительный периоды, о которых шла речь при рассмотрении теории спроса и предложения.
Рисунок 1.2 Семейство изоквант с выделенной эффективной областью.
Вспомним, что с расширением производственных мощностей возникает эффект масштаба.
Возможны следующие варианты эффекта масштаба (Рис. 1.1). Во-первых, при увеличении факторов в несколько раз в таком же отношении возрастает объем выпуска. Это будет постоянная отдача от масштаба. Эффект масштаба может быть возрастающим, если объем продукции возрастает. Если n = 1, то функцию принято называть «однородной» и п будет показателем однородности. Если это условие не выполняется, то функция неоднородна. При n = 1 эффект масштаба постоянен и функция называется «линейно-однородной». Таким образом, при n< 1 имеет место убывающий эффект масштаба, при n > 1 отдача от масштаба возрастает. Постоянная отдача от масштаба обычно имеет место в технологически простых производствах. Отрицательный эффект масштаба — по преимуществу в сложных производствах, например с наукоемкой технологией.
Высказанные выше относительно простые положения дают возможность в случае необходимости рассмотреть на семинарских занятиях варианты эффекта масштаба применительно к мгновенным, средним и длительным периодам.
Обратимся еще к одному существенному моменту. До сих пор, когда речь шла об изоквантах, мы не ставили вопроса об их границах. Это означало, что теоретически у изоквант не существует границ. Безусловно, это так. Но предпринимателя интересует не вся длина изоквант, а лишь тот ее участок, на котором предельные продукты каждого из ресурсов остаются положительными, хотя и убывают. Все точки на изоквантах, отражающие нулевые предельные продукты, образуют границы эффективной области изоквант (Рис. 1.2).
2. Сущность и структура издержек
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки — это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.
Характеристика издержек
С позиций трудовой теории стоимости К. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл «издержками производства», вторые — «издержками обращения». При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуется издержками производства и теми издержками обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.
Современная экономическая теория совершенно по-иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из ограниченности используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под «альтернативным использованием» понимается, например, возможность производства из дерева. строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домиков. Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве, равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. В графической форме это выражается кривой производственных возможностей, которую мы рассматривали ранее.
Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В итоге экономические издержки — это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.
Издержки производства: сущность, классификация
Существует несколько концепций издержек
производства, так или иначе пытающихся
определить их сущность.
Д. Рикардо, автор теории сравнительных
издержек, под издержками понимал средние
затраты на единицу продукции, те. Чему
равны средние затраты на всех предприятиях,
принадлежащих отрасли.
К. Маркс различал капиталистические и
действительные издержки. Капиталистические
издержки — это то, что стоит товар капиталисту,
т.е. сумма затрат на приобретение средств
производства (затраты постоянного капитала
— с) и рабочей силы (затраты переменного
капитала — у). Действительные издержки
производства — это то, что стоит товар
обществу, т.е. затраты труда, образующие
его стоимость (с + v + m). Действительные,
общественные издержки производства больше
капиталистических издержек на величину
прибавочной стоимости (m).
Неоклассическая концепция рассматривает
издержки как сумму затрат (постоянных
и переменных) на приобретение ресурсов,
т.е. исходит, прежде всего, из интересов
предпринимателя, для которого важно получить
доход от всех затрат.
Неоинституциональная
концепция большое внимание, как отмечалось
выше, уделяет трансакционным издержкам,
т.е. издержкам обращения. Имеются и другие
концепции издержек производства.
В основе современной теории издержек производства лежит неоклассическое представление об издержках производства. Современная теория издержек производства включает в состав издержек и нормальную прибыль предпринимателя, т.е. минимальную прибыль, позволяющую удерживать предпринимателя в системе бизнеса. Она также исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования.
В силу наличия многих подходов к исследованию данного феномена существует и много классификаций издержек производства по тем или иным классификационным признакам.
С позиции социально-экономических отношений издержки производства делятся на издержки общества и издержки предприятия (фирмы). К издержкам общества относят затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости готовой продукции. Издержки предприятия (частные) представляют собой денежные затраты предприятия на потребленные в процессе производства средства производства и выплату заработной платы.