Издержки производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1.Производство……………………………………………………………………..4
2.Сущность и структура издержек………………………………………………...8
3.Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах………………17
4.Предельные издержки производства, их сравнение с предельным доходом, экономическое равновесие фирмы………………………………………………..27
5.Неоклассическая теория издержек и прибыли…………………………………35
Заключение…………………………………………………………………………38
Список используемой литературы………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА курсовая - копия.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.2 показала, что самый выгодный объем производства — при шести единицах, затем предельные издержки уже превышают предельный доход, что явно неблагоприятно для фирмы. Значит, до шести единиц

фирме выгодно производить  товар, но сверх этой величины фирма  производить его не должна.

Рисунок 2.2

Второй способ — графический (рисунок 2.2). Он основывается на сравнении предельных издержек и предельного дохода.

Ориентиры для фирмы  складываются следующим образом:

1) если предельный  доход выше предельных издержек (при объеме до шести единиц), можно расширять производство;

2) если предельный  доход меньше предельных издержек (производство товаров свыше шести  единиц), производство невыгодно, его надо сворачивать.

Точка равновесия фирмы  и максимальной прибыли достигается  в случае

равенства предельного  дохода и предельных издержек.

Когда фирма достигла такого соотношения, она уже не станет увеличивать производство, выпуск станет стабильным, отсюда и название «равновесие  фирмы».

 

 

 

Особенности равновесия фирмы

Равновесие на рынке совершенной (чистой) конкуренции. Как было показано выше, равновесие фирмы, ее устойчивое положение в отрасли достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек. При этом следует иметь в виду, что сам предельный доход равен цене товара. Так получается потому, что увеличение предложения товара на предельно малую величину (единицу) дает прирост дохода, и это прибавит к общей выручке цену одного товара. Значит, предельный доход приравнивается к цене товара.

Итак, равновесие фирмы, в условиях которого она выбирает оптимальный выпуск продукции, предполагает следующее равенство:

Р.=МС=МR,

где Р — цена товара; МС — его предельные издержки; МR — его предельный доход.

Равновесие фирмы в  условиях монополистического рынка. Здесь  положение несколько иное. Прежде всего, монополия как лидер в отрасли имеет возможность навязывать цену рынку, в то время как при совершенной конкуренции производитель приспосабливается к ней. Поэтому кривая спроса для монополиста совпадает с ценой. Что же касается кривой предельного дохода, то она располагается, как правило, ниже линии цены.

Так получается потому, что  монополист при насыщенном рынке  может увеличить производство, только снижая цены. При этом происходит снижение цен не только на добавочную продукцию, поступившую на рынок, но и на весь аналогичный товар продавца. Каждая новая партия снижает цены на весь представленный к продаже товар. Поэтому предельный доход будет формировать не только цена добавочного товара, которая определяет прирост валового дохода. Последний корректируется на величину убытков от снижения цен всей партии товаров, ранее представленных рынку. Допустим, на рынок было представлено две партии товара по цене 5 долл., а с прибытием третьей партии цены были понижены до 4 долл. В этом случае предельный доход третьей партии (т.е. прирост дохода) будет составлять прирост выручки, уменьшенной на величину убытков от понижения цен на предыдущие, пока не проданные две партии. Предельный доход будет равен 2 долл. (4 долл. + (—2 долл.)). Он, как мы видим, меньше цены (4 долл.).

Итак, в условиях монополистической  конкуренции при насыщенном

рынке производителя  цена выше предельного дохода Р> МR.

Что же касается сравнения  предельного дохода и предельных издержек, то правило, определяющее оптимальный  выпуск продукции и максимальную величину прибыли, остается прежним: МС = МR. Это связано с тем, что монополия, как правило, не является абсолютной, раз и навсегда зафиксировавшей свое исключительно выгодное положение! Монополия боится международной конкуренции, а также того, что покупатели при повышенной цене уменьшат свои покупки, перейдя на потребление товаров-заменителей. Поэтому в условиях монополистической конкуренции предприниматель сохраняет стратегию, характерную для рынка совершенной конкуренции, когда скорость приращения дохода не должна превышать скорости прироста издержек. В этом случае отрасль будет ограждена от наплыва конкурентов.

Однако когда монополия  уверена в своей уникальности, что характерно для замкнутой  экономики, криминализированного рынка, особенно если речь идет о производстве и продаже товаров неэластичного спроса, ее поведение становится иным.

1. Монополист начинает  активно завышать цены, что ущемляет  интересы потребителей.

2. Ограждение от конкуренции  ведет к изменению критерия  эффективности. Фирму в этих условиях уже не устраивает равенство предельного дохода и предельных издержек. Она выбирает такой вариант развития, когда скорость наращивания дохода превышает скорость прироста издержек. Итак, МR > МС. В этих условиях монополия может и при меньших объемах производства максимизировать свой доход. Такая монополия формирует обычно цены более высокие, а объемы более низкие по сравнению с условиями чистой конкуренции. С точки зрения общества это означает, что ресурсы по отраслям и предприятиям распределяются не самым рациональным образом, так как монополия посредством завышенной цены собирает дань с остальных производителей, лишая их части дохода.

Сужение масштабов предложения  означает, что запросы потребителей удовлетворяются не в полной мере, а это приводит к расхождению между фактически произведенным совокупным продуктом общества и потенциальными возможностями общества.

Примерно такая же картина раскрывается при анализе  действия монополии на дефицитном рынке  в условиях, когда повышенный спрос  нельзя за короткий срок покрыть приростом предложения».

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТНОГО РЫНКА

Мы остановили свой анализ на важнейшем правиле стратегии  фирмы при определении объемов  производства — равенство предельного  дохода и предельных издержек. Посмотрим, возможно ли опираться на него в нашей экономике.

Надо иметь в виду, что в развитой рыночной экономике  исходной является рыночная цена. Под  нее предприниматель выбирает различные  технологии с тем, чтобы средние  издержки были ниже этой цены. Далее  определяются объемы производства, которые обеспечивают наибольший доход. В нашей командно-административной экономике объемы производства директивно спускались предприятию, поэтому его аналитические службы не ставили себе задачу определить наиболее эффективные объемы производства, т.е. не производили расчет эффективного использования ресурсов, который необходим для развитого рынка. Поэтому проблема выбора наилучших решений применения альтернативных ресурсов не могла стоять перед предприятием. В результате наша экономика по сравнению с рыночной давала устойчивый перерасход ресурсов на единицу продукции.

В современных условиях управление народным хозяйством отошло от директивного планирования, хотя роль государственного заказа еще очень  велика, так как для многих предприятий государство осталось единственным покупателем. Это в большей степени касается предприятий военного комплекса. Они всегда работали в условиях государственного обеспечения наилучшими ресурсами, когда выпуск продукции осуществлялся при весьма эластичном лимите ресурсов. Это формировало нерыночный тип управления, уводящий хозяйственные решения от поисков наиболее рационального использования ресурсов, что утяжеляет издержки производства.

Многие предприятия, потеряв  государственные дотации, не выдерживают требований рынка. Их издержки столь высоки, что не позволяют им получить доход, достаточный для развития при сложившейся равновесной цене. Сегодня ожидается вступление в действие механизма банкротства, сопровождающего рыночную экономику. Сложность ситуации заключается, в слишком обширной массе неэффективных предприятий. Их мгновенное исчезновение означало бы глубокий спад производства, который парализовал бы страну на долгие годы. Поэтому приходится искусственно затягивать этот процесс.

Выход из создавшегося положения связан с двумя направлениями:

1) внедрение новой  техники и технологии, способствующей  снижению издержек;

2) перепрофилирование  производства на выпуск товаров,  отвечающих требованиям спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Неоклассическая теория издержек и прибыли. 
Неоклассическая теория издержек и прибыли отличается марксистской по существу, и по терминологии. Издержки производства представляют собой сумму затрат на приобретение фактора производства и делятся на две основных группы: постоянные и переменные. Постоянные издержки — это те издержки, которые не зависят от количества произведенной продукции. Иными словами, постоянные издержки – это общие затраты на функционирование предприятия, в которые входят затраты на здания, оборудование, оплату управленческого и административного аппарата и т.п.

Переменные издержки – это издержки, которые непосредственно связаны с количеством произведенной продукции и изменяются вместе с изменением выпуска продукции: затраты на покупку сырья, материалов, оплату рабочей силы. Деление на постоянные и переменные издержки относится только к краткому периоду, т. е. к тому периоду, в течение которого фирма не может изменить ни свои сооружения, ни количество машин и оборудования. Если обраться к длительному периоду, то здесь и постоянные издержки могут меняться, поскольку технический прогресс невозможен без обновления оборудования.

Различают также общие  и средние издержки производства.)общие издержки — это совокупность всех издержек, направленных на приобретение факторов производства, т. е. постоянные и переменные издержки. Средние издержки равны общим издержкам, деленным на количество произведенной продукции. Средние издержки можно подсчитать лишь апостериори, т. е. после того, как продукция произведена.

Экономия издержек может  достигаться за счет увеличения размеров предприятия. Экономия на масштабе может вначале увеличиваться, а затем может уменьшится. Те размеры предприятия, при которых получается наибольшая эффективность, называются оптимальными размерами.

Кроме того, различают  также предельные издержки и, соответственно, предельный доход. Предельные издержки в , некоторых учебниках называются еще дифференциальными, разносторонними. В общем плане предельные издержки, которые необходимы для обеспечения прироста производства продукции. П. Самуэльсон считает, что термин "предельны" соответствует термину “дополнительный”, “предельная полезность” означает “дополнительная полезность”, "предельный продукт" — “дополнительный продукт”, “предельные издержки” — “дополнительные издержки”, необходимые

Обеспечения прироста продукции  на единицу изделия. Они должны быть обеспеченны наиболее дешевым путем. Когда  предельные издержки ниже средних  издержек, это приведет к уменьшению средних издержек.

Теперь рассмотрим издержки с точки зрения отдельной фирмы. Здесь различают явные и неявные издержки. Явные издержки — это плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащих к числу владельцев данной фирмы. Их также называю внешними издержками. Это оплата сырья, топлива, энергии, заработная плата работников, транспортные услуг. Они оплачиваются за счет средств данной фирмы. Не явные издержки (оплачиваемые и неоплачиваемые) — это издержки на собственные или самостоятельно используемые ресурсы. Эти издержки не входят в платежи другим органам или лицам. Например, свой земельный участок, собственное здание, о6орудование, предпринимательские способности. Их называют также внутренними издержками. Это платежи, которые могли бы быть, если бы не было собственных ресурсов. Не было участка, надо было бы платить за аренду земли, не было бы собственного капитала, надо было бы платить проценты за заемный капитал, не было бы своего оборудования, надо было бы платит за его покупку. Собственные предпринимательские способности оцениваются по оплате менеджера, которую он мог бы получат. Поскольку подобного рода издержки не связаны с выплатам денег со счета фирмы, не учитываются в бухгалтерских отчетах, то их называют неявными издержками. К ним относятся и издержки упущенных возможностей (я учусь, плачу за учебу, а мог бы получать такую-то заработную плату). Сумма платы за учебу и неполученной заработной платы составит издержки упущенных возможностей. Различают валовую и чистую прибыль. Валовая прибыль равна выручке от продажи за исключением издержек. Чистая прибыль равна валовой прибыли за исключением:1) арендной платы за пользование землей; 2) процентов на кредит; 3) налогов в федеральные и местные бюджеты; 4)отчислений в благотворительные фонды.

Для отдельной фирмы  рассчитываются бухгалтерская и  экономическая виды прибыли. Бухгалтерская прибыль равна валовой выручке за вычетом бухгалтерских издержек, т. е. только явные издержки или платежи фирмы внешним поставщикам. При расчете экономической прибыли из бухгалтерской прибыли вычитаются неявные издержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с поставленными в начале работы целями подведём итог исследований курсовой работы. Издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. Прибыль предприятия, зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Здесь, цена изменяется под воздействием законов рыночного ценообразования, а издержки могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов. Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства, регулируются законодательно практически во всех странах. Основные виды издержек. Итак, принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. Постоянные и переменные издержки вместе составляют валовые издержку производства. На предприятиях под структурой издержек нередко понимают соотношение между постоянными и переменными издержками, что позволяет анализировать структуру и делать выводы о качестве производства. СVP-анализ(анализ критической точки) – взаимосвязь затрат, объёма производства и прибыли, позволяющая сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли. Так же анализ критической точки может быть использован для определения объёма реализации, необходимого для получения нужной величины прибыли. Так же нужно отметить, что CVP-анализ будет нагляден если построить комплексный график «затраты - объём производства - прибыль» Важнейшими путями снижения затрат на производство продукции является определение оптимальной величины закупаемых ресурсов и запускаемой продукции, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных. А так же снижение трудоёмкости продукции и рост производительности. Основное положение современной экономики об издержках производства: чтобы получить большее количество любого блага, необходимо предоставить потенциальным производителям и поставщикам этого блага определенный стимул, который бы побудил их перебросить ресурсы из сферы их текущего использования на производство того, чего мы хотим. Необходимо, чтобы выгоды от такой переброски превысили затраты на нее, т.е. превысили ценность тех возможностей, от которых придется отказываться потенциальным предпринимателям.

Информация о работе Издержки производства