Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:20, реферат
В условиях мирового финансового кризиса проблема экономической безопасности России встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые заблаговременно подготовились к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу таких стран, например, можно отнести Китай, который благодаря продуманной экономической политике смог сохранить высокие темпы роста своей экономики даже в период кризиса.
Введение
1 Общие положения об экономической безопасности России4
1.1 Понятие экономической безопасности государства4
1.2 Основные факторы, определяющие уровень экономической безопасности России5
1.3 Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной
политики6
2 Современные угрозы национальной безопасности 9
2.1 Наиболее значимые угрозы национальной безопасности России9
3 Решение проблем экономической безопасности
3.1 Пути повышения экономической безопасности РФ17
3.2 Механизм обеспечения экономической безопасности24
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
1 Общие положения об экономической безопасности России4
1.1 Понятие экономической безопасности государства4
1.2 Основные факторы, определяющие уровень экономической безопасности России5
1.3 Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной
политики6
2 Современные угрозы национальной безопасности 9
2.1 Наиболее значимые угрозы национальной безопасности России9
3 Решение проблем экономической безопасности
3.1 Пути повышения экономической безопасности РФ17
3.2 Механизм обеспечения экономической безопасности24
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях мирового финансового кризиса проблема экономической безопасности России встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые заблаговременно подготовились к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу таких стран, например, можно отнести Китай, который благодаря продуманной экономической политике смог сохранить высокие темпы роста своей экономики даже в период кризиса. В России, к сожалению, экономика оказалась слабо подготовленной к негативным изменениям финансово-экономических условий, поэтому в настоящее время в России продолжается спад производства в большинстве секторов экономики. Все это указывает на необходимость принятия срочных мер направленных на ликвидацию основных угроз экономической безопасности российского государства.
Правительством России проблема экономической безопасности долгое время игнорировалась. У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности, которая должна будет обеспечить стратегическую защиту России от негативных изменений финансовой и социально-экономической конъюнктуры.
1. Общие положения об экономической безопасности России
1.1 Понятие экономической безопасности государства
Экономическая безопасность России является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения.
Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и сводить начнет их негативное воздействие.
Среди исследователей существуют различные взгляды на понятие «экономическая безопасность». Например, по мнению В. Тамбовцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» .
Другой ученый - В.А. Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» .
Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.
Подлинная экономическая безопасность государства (в нашем случае России) может быть достигнута только тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики (или доминирующей в экономическом, военном или политическом отношении группы стран), а также степень обострения внутриполитической, социально-экономической и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.
1.2 Основные факторы, определяющие уровень экономической безопасности России
Для того чтобы понять и оценить текущую безопасность российского государства, необходимо знать факторы, которые определяют уровень экономической безопасности России. К числу таких факторов большинство исследователей относят:
Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических группировок или политических союзов и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; истощения жизненно важных ресурсов; возникновения стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за рубежом и т.п.
Вышеуказанные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности России. Каждая из этих угроз представляет собой определенную степень опасности для страны, что в свою очередь. Предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам.
1.3 Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики
В процессе разработки целевой программы обеспечения экономической безопасности государства, одной из наиболее сложных проблем оказывается проблема выбора приоритетных мер противодействия угрозам. Поскольку реализация этих мер требует значительных инвестиций, необходим целевой подход к формированию инвестиционной политики России.
Анализируя существующий в настоящее время спектр угроз национальной безопасности России, можно прийти к выводу о том, что, по крайней мере, две трети этих угроз непосредственно связаны с проблемой конкурентоспособности национальной экономики и одна треть - с нерациональной экономической политикой в социальной и экологической сферах. При этом весьма значительная часть угроз в социальной сфере косвенно инициируется уровнем конкурентоспособности российской экономики.
Исходя из имеющихся данных, можно заключить, что основой обеспечения экономической безопасности страны является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий:
Для поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей российской экономики на внешних и внутренних рынках;
Для достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».
Внутренняя «экологическая экспансия» проявляется в нарушении экономическими агентами - резидентами и нерезидентами страны - экологических нормативов экономической деятельности. Внешняя «экологическая экспансия» проявляется в виде трансграничного переноса из других стран загрязняющих веществ на территорию России. Так, по данным экологов, объемы выпадения на территорию России за счет трансграничного переноса из других стран в конце XX в. составили: соединений серы - 1335,0 килотонн, соединений окисленного азота - 596,0 килотонн, соединений восстановительного азота - 42,2 килотонны.
Последствия «экологической экспансии» как внутреннего, так и внешнего характеров также весьма существенны. Прежде всего «экологическая экспансия» приводит к резкому ухудшению здоровья людей, растут потери от утраты трудоспособности и издержки на восстановление здоровья.
Существенно возрастают издержки, связанные с созданием и использованием очистных сооружений, разработкой и использованием безотходной технологии производства, утилизацией отходов и т.п.
Из приведенных данных следует, что приоритеты Российской инвестиционной политики лежат именно в этих направлениях государственного обеспечения экономической безопасности.
2. Современные
угрозы национальной
2.1 Наиболее значимые угрозы национальной безопасности России
По мнению ряда авторов, в разное время главными являются либо внешние, либо внутренние угрозы, но в целом внутренние угрозы большинству экономистов представляются более опасными, нежели угрозы внешние (исключая угрозу прямой военной агрессии). В настоящее время в России наибольшую тревогу вызывают именно внутренние угрозы.
На взгляд аналитиков, уровень экономической безопасности страны в первую очередь обеспечивается состоянием самой экономики, в частности, высокой производительностью труда, высококачественной продукцией, профессионализмом административного персонала, инженеров и рабочих. От этого зависит ее конкурентоспособность на внешних рынках и способность удовлетворять материальные потребности населения внутри страны. В связи с отмеченным выделяют два главных свойства экономики: устойчивость и развитие. В экономике должны быть мощные внутренние импульсы рециркуляции, идущие от инициативы участников рынка, конкуренции товаропроизводителей и других рыночных факторов.
Как видно из публикаций отечественных авторов, для оценки уровня экономической безопасности объекта иногда используются математические методы расчета на основе конкретных данных. Не все показатели состояния экономической безопасности могут быть выражены количественно, но они отражают те свойства исследуемого объекта, которые невозможно определить эмпирически. Цифровые индикаторы необходимы для определения состояния экономики в целом или ее отраслей. Однако для определения уровня экономической безопасности более важны не сами показатели, а их предельные или пороговые значения, превышение которых ведет к формированию опасных для экономики тенденций (угроз). Приближение количественных показателей экономической безопасности к их пороговым значениям свидетельствует о нарастании социальной напряженности в обществе, превышение пороговых значений - о переходе общества в состояние возможных социальных конфликтов.
В современной России некоторые индикаторы экономической безопасности находятся в пределах нормы, другие поднялись (упали) до порогового уровня, а некоторые этот уровень превысили.
Одни внутренние угрозы экономической безопасности проявились вскоре после дефолта 1998 г., другие обозначились сравнительно недавно, а третьи еле различимы, но они могут обрушиться на экономику страны в ближайшие 12 - 15 лет, если заблаговременно не принять меры. Попытаемся определить наиболее опасные из них.