Экономическая политика государства в регулировании микроэкономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка [6, с. 15].
Сам по себе производитель – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 344.90 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

 

    1. Предпосылки  государственного  вмешательства  в рыночную   экономику

Рыночная  система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление  производителей в рамках частной  формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной  формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной  деятельности. Именно такой непрерывный  процесс обмена продуктами труда  и есть одно из определений рынка [6, с. 15].

Сам по себе производитель – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской  выгоды покупателя.

Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический  прогресс, рынок вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы.

К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые  невозможно измерить в деньгах и  превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их  игнорирование  абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного  порядка, аппарата управления государством и т. п.  Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми  поровну  пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. Производство этих товаров и услуг целиком  вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счет налогов на доходы предприятий и отдельных граждан.

Вторая  проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с  так называемыми «внешними  эффектами». Суть  их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может  иметь как отрицательные, так  и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к  примеру, внешние эффекты, связанные с  загрязнением окружающей среды в  результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный  оборот. Рыночный механизм сам по себе не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платежеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путем их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты [10, с. 36].

Ликвидация  негативных внешних эффектов возможна и путем прямого администрирования, то есть запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя.

Все это дает возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия.

Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Все виды ресурсов, включая трудовые. Такая мобильность предполагает  периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической», «структурной», «региональной», «скрытой».

Существуют  и требуют государственного вмешательства  и иные проблемы, которые рынок  также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли  и связанные с большим риском, неравномерность регионального  развития, необходимость борьбы с  инфляцией и монополизмом, и многое другое.

Итак, с  одной стороны, рынок представляет собой наилучший, то есть наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций [12, с. 76]. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

Неслучайно  неотъемлемым свойством рыночной системы  является ее многосекторность, то есть разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.

Для развитых стран наиболее типична акционерная (корпоративная) форма собственности. Она преобладает в крупных  производствах с большими массами  применяемых средств производства и капитала. В сфере же малого и среднего бизнеса доминирует частная, или индивидуальная, форма собственности. Кроме названных двух основных форм в большинстве рыночных стран  успешно функционирует кооперативная (коллективная) форма собственности. Как правило, это производственные кооперативы или небольшие предприятия, выкупленные коллективом в свою собственность. Очень важную роль во многих отраслях играет и государственная  форма собственности. Госсектор  обычно охватывает малодоходные отрасли  производства (энергетика, часть транспорта, почта и т.п.). И социальную инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение). Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником независимого от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики).

 

1.2.  Содержание  государственных мероприятий по уменьшению «провалов» рынка

Говоря  о механизме государственного регулирования  экономики, нельзя не обратить внимания на различные уровни государственного регулирования. В условиях федеративного  государства, это прежде всего регулирование  на уровне федерации и отдельных  субъектов федерации.

Фиаско («провалы») рынка — это ситуация, когда рынок не способен выполнять одну или больше из своих функций. Вследствие этого рынок может распасться, определенные товары могут не предлагаться или в лучшем случае предлагаться по завышенным ценам. Понятие «провалов» рынка граничит также с понятием несовершенной конкуренции.

 Когда  говорят о функционировании рынка,  имеют в виду, то, насколько эффективно  рынки справляются со своей  задачей обеспечения организации  взаимовыгодной торговли. В идеальном случае рынки должны сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон.

Из многих возможных причин провала рынка  три заслуживают особого внимания: внешние эффекты, общественные блага  и недостаточная конкуренция.

В случаях, когда рынки неспособны обеспечить предложение общественных благ, правительство  просто становится производителем общественного  блага, как это имеет место  в ситуации с национальной обороной. В других случаях, таких, например, как образование, правительству нет необходимости выступать в качестве единственного производителя. Здесь увеличение объемов предложения образовательных услуг решается за счет предоставления учебным заведениям субсидий и налоговых льгот.

Для предупреждения провалов рынка, происходящих вследствие недостаточности конкуренции, используются самые разнообразные виды целенаправленных правительственных мероприятий:

  • принятие антимонопольного законодательства;
  • требование опубликования цен;
  • отмена дискриминационных цен для предпочтительных групп клиентов;
  • обеспечение отдельных публикуемых счетов в отношении;
  • регулирование ценообразования;
  • разделение процесса продажи продукции и ее доставки и их регулирование по отдельности (проблема взаимодействия) [7, с. 44].

Стратегия государственного регулирования экономики  направлена сегодня на постепенное  сокращение прямого вмешательства  государства при усилении косвенного воздействия.  В настоящее время  определены  границы необходимого вмешательства государства в  экономику.

Прежде  всего, это отрасли, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выражаемые в денежной форме через спрос. Но существуют потребности, которые невозможно измерить в деньгах: национальная оборона, охрана общественного порядка, национальная сеть коммуникаций, здесь без государственного вмешательства не обойтись. Так же особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованию естественных монополий и монополиям вообще. Особо хотелось бы отметить те сферы, которые более близки к основной части населения – жилищно-коммунальные хозяйства, которые так же являются монополиями, но местное управление не уделяет ему должного внимания.

Еще одной из важнейших функций государства в рыночной экономике является перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынке, в обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом и не трудоспособные. Они не участвуют в деятельности рынка и не получают доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к таким людям, поэтому их содержание становится задачей государства. Во всех вышеперечисленных случаях оно имеет право вмешаться в перераспределение доходов.

Государство обязано брать на себя задачу обеспечения  правовой базы: предоставление законного  статуса частным предприятиям, соблюдение права частной собственности  и т.д.

Одной из главнейших обязанностей государства  является финансирование оборонной  промышленности и связанных с  ней научно-технической базы.

Проанализировав вышеперечисленные функции, можно  сделать вывод: государство в  условиях рынка должно контролировать и поддерживать только те отрасли  экономики, в развитии которых частные  фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно. Как правило, это отрасли общенационального  значения – военная промышленность, научные разработки и т.д. С монополиями  и олигополиями все гораздо сложнее. Они создают проблемы больше населению, чем государству. Последнему скорее выгодно существование монополий, так как чем больше они повышают цены, тем больше налогов платят. При этом потребители никак не способны повлиять на уровень цен своим спросом. Игнорирование данной проблемы со стороны государства может привести к серьезным последствиям, в частности к социальным взрывам [6, с. 86].

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

 

2.1. Налоги и дотации. Фиксированные цены.

Основными инструментами государственного регулирования  рынка являются: налоги, дотации, фиксированные цены.

Наиболее цивиллизованным инструментом государственного регулирования рынка  считаются налоги, поскольку не ограничивают свободу действий экономических  участников и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов [4, с.18].

В современной  рыночной экономике применяется  довольно сложная и разнообразная  система налогов. Население регулярно  вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия  уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

Рассмотрим  воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог продажи, а также так называемый акциз.

Непосредственными плательщиками в государственный  бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.Рассмотрим рис. 2.1.






`






Рис.2.1. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога при уплате его продавцами.

Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение , а линия предложения - . Равновесная цена составляла , равновесный объем продаж - .

Допустим, что правительство ввело налог  на данный товар в сумме  руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Введение  налога вызовет параллельный сдвиг  линии предложения вверх на величину Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, , если его цена составит , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на руб. выше, чем . В этом случае производители получают цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на руб. Линия предложения займет положение .

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: . Объем рынка будет меньше первоначального . Цена , которую платит покупатель, окажется выше первоначальной . Цена , которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Информация о работе Экономическая политика государства в регулировании микроэкономических процессов