Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа
Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка [6, с. 15].
Сам по себе производитель – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.
Можно представить
себе такую ситуацию, когда потоварный
налог непосредственно вносится
в госбюджет не продавцами, а покупателями.
Предположим, что покупатели, придя
в магазин, платят за товар цену без
потоварного налога и тут же уплачивают
налог присутствующему в
Рис.2.2. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога при уплате его покупателями
Если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара при цене , то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней ценепродаж . Новый объем , цены и будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами.
Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет одним и тем же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновестного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами.
Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 2.3 изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны.
`
Рис.2.3. Воздействие
потоварного налога на равновесный
объем рынка при пологом наклоне линий
спроса и предложения
Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на автомобили красного цвета имеет довольно пологий характер.
Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.
На рис.2.4. изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны.
`
Рис.2.4. Воздействие
потоварного налога на равновесный
объем рынка при крутом наклоне линий
спроса и предложения
Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж.
Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения. Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный. Линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене. Линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 2.5.
`
Рис. 2.5. Распределение
налогового бремени между покупателями
и продавцами при крутом наклоне линии
спроса и пологом наклоне линии предложения
На рисунке видно, что большая часть налогового бремени возлагается на покупателей и меньшая часть налогового бремени ( ) возлагается на производителей. Для сравнения на рис. 2.6 изображена противоположная ситуация.
`
Рис. 2.6. Распределение
налогового бремени между покупателями
и продавцами при крутом наклоне линии
предложения и пологом наклоне линии спроса
Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей [5, с.40-42].
Рассмотрим влияние государственного регулирования посредством дотаций.
Дотация – отрицательный налог, или «налог на оборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации ка правило, получают производители, но могут получать и потребители.
Рассмотрим рис. 2.7.
Рис.2.7. Воздействие на рыночное равновесие дотации
Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно и . Равновесный объем продаж составлял , а равновесная цена - .
Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером руб. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, по цене , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на руб. ниже . В результате объем продаж увеличивается до цена для покупателей снижается до , цена, фактически получаемая производителями, повышается до .
Как и
при налогообложении, полученная дотация
не полностью поступает в
Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину руб. линии спроса, а не линии предложения [4, с.19].
Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, так как затрагивает действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновестного состояния. Рассмотрим рис. 2.8.
Рис. 2.8. Фиксированная цена
Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (), так и ниже ее (). В первом случае это приведет к избытку предложения (), во втором случае - к дефициту (). В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема . В первом случае будет реализовано единиц продукции, во втором - .
Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника .
Правительство
не может "выбросить" закупленную
продукцию на внутренний рынок, так
как это неизбежно приведет к
понижению цен. Правительству приходится
увеличивать государственные
Пытаясь сократить избыток продукции, правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии на рис. 2.8 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д.
Рассмотрим теперь ситуацию дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне , то есть ниже цены равновесия - (рис. 2.8). В этой ситуации может случиться, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше ), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую ), останутся без покупок. Таким образом, с одной стороны, одни покупатели смогут улучшить свое положение за счет других, а с другой - появляется возможность взаимовыгодных сделок между удачливыми и неудачливыми покупателями [5, с.44,45].
Рассмотрим еще два сюжета, связанных с товарным дефицитом. Рассмотрим рис. 2.9.
Рис.2.9. Дефицит и черный рынок
Допустим (рис.2.9), правительство установило предельную цену некоторого товара на уровне . Это значит, что производители могут назначать цену на свой товар ниже , но не имеют права устанавливать ее выше, чем . Предельная цена ниже равновесной цены . Объем продаж при цене равен .
Допустим
далее, что производители имеют
нелегальную возможность
На черном рынке установится цена , превышающая как предельную цену , так и равновесную цену . Объем продаж больше того объема , который был бы реализован на легальном рынке по предельной цене , но меньше равновесного объема [5, с. 47].
В рассмотренном
примере правительство
Функции спроса и предложения обычно формулируются применительно к товару вполне определенного качества. Предположим, что качество товара не фиксировано, а может изменяться. Возьмем, например, такой товар, как сосиски. В принципе в этот товар можно включить различное количество (больше или меньше) влаги, жиров, крахмала и других компонентов.
Рассмотрим рис. 2.10.
Рис.2.10. Дефицит и качество
Предположим, первоначально линия спроса на сосиски занимала положение , линия предложения - положение . Пусть цена сосисок зафиксирована государством на уровне , что ниже равновесной цены . Объем продаж при этом равен , дефицит – .
В условиях дефицита производители могут несколько ухудшить качество сосисок (например, включив в них больше влаги и крахмала), не опасаясь трудностей с реализацией. В результате ухудшения качества сосисок спрос на них уменьшается, кривая спроса сдвигается влево, последовательно принимая положения и . Наоборот, предложение сосисок увеличивается, поскольку менее качественный товар требует, как правило, меньших затрат на производство (вода и крахмал дешевле мяса) и производители согласны поставить на рынок по той же цене большее количество менее качественного товара. Линия предложения сдвигается вправо, последовательно принимая положения и . Движение линий спроса и предложения в противоположных направлениях происходит до тех пор, пока точка их пересечения не опустится до уровня фиксированной цены .
С целью предотвращения снижения качества товаров государство может ввести контроль не только за ценами, но и за качеством продукции. Но в условиях товарного дефицита возможности этого контроля весьма ограничены [5, с. 49].
Информация о работе Экономическая политика государства в регулировании микроэкономических процессов