Экономическая политика государства в регулировании микроэкономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка [6, с. 15].
Сам по себе производитель – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 344.90 Кб (Скачать файл)

Аргументы против национализации связаны с  опасениями понижения эффективности  работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться  в первую очередь и превыше  всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. И с готовностью выполняет  любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном  предприятии и иждивенческие  настроения: нечего боятся убытков, все  покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие  объемы государственных, то есть «ничьих лично», денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно.

Таким образом, серьезные аргументы есть у обеих  сторон. На практике вопрос о праве  собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильными индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частной  собственности [11, c. 89].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По проведенному исследованию можно сделать следующий  вывод, что государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов, либо несправедливостей самой рыночной системы.

Этих  сфер с развитием экономики становилось  все больше, и тем сложнее становились  формы государственного вмешательства  в экономические процессы.

На нынешнем уровне развития рыночного способа  производства формы вмешательства  государства приобрели настолько  сложный вид, что рассмотреть  все последствия экономической  деятельности государства невозможно. Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в  которые жизненно необходимо. К ним относятся:

  • перераспределение доходов и ресурсов;
  • регулирование занятости;
  • антимонопольная политика;
  • исправление последствий внешних эффектов и многое другое.

Рассмотрим  границы необходимого вмешательства  государства в экономику. Во-первых, это правильная организация денежного  обращения. Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются в  денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые  невозможно измерить в деньгах и  превратить в спрос. Речь идет об услугах  коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного  порядка и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства  в экономику. В-третьих, устранение государством последствий внешних  эффектов. В процессах рыночного  производства и потребления могут  возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Вмешательство государства в экономику носит  прямой и косвенный характер. К  прямым мерам государственного регулирования  нужно в первую очередь отнести  государственный сектор экономики, кредитование или льготное налогообложение  отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов.

К косвенным  мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, и т.д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические  и административные.

Экономические осуществляются при помощи экономических  рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним  условиям.

Кроме того, на современном этапе именно от государственной  экономической политики зависит  здоровье частного сектора экономики - основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 29.11.2010г. №313-ФЗ);
  2. Федеральный закон от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. Федерального закона от 30.12.2012г. №242-ФЗ);
  3. Васильева Ю.П. Антимонопольная политика государства // Российская бизнес-газета, 2012. - № 691. – с. 17;
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебное пособие. –  М.: КНОРУС, 2010. – 208 с.;
  5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х томах / Общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2008. – Т.1. – 349 с.;
  6. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. Ломоносова, «ДИС», 2006. – 320 с.;
  7. Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2006. – 832 с.;
  8. Кушнин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. – М.: РАГС, 2009. – 485 с.;
  9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 576 с.;
  10. Основы экономической теории / Под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2006. – 640 с.;
  11. Сероокая А.А. Антимонопольное законодательство и конкуренция // Бизнес и закон, 2011. - №8. – с. 89;
  12. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. А.И. Добрынина, А.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 544 с.;
  13. Юрасов В. Воздействие антимонопольной политики на социально-экономические процессы развития региона // Конкуренция и рынок, 2012. - №2 – с. 34-44.

Информация о работе Экономическая политика государства в регулировании микроэкономических процессов