Экономическая политика государства в регулировании микроэкономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка [6, с. 15].
Сам по себе производитель – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 344.90 Кб (Скачать файл)

2.2. Внешние эффекты и затраты. Общественные блага. Дифференциация доходов населения.

В рыночной экономике возникают ситуации, когда  чисто рыночные механизмы оказываются  несостоятельными. В этих случаях  государственное вмешательство  в экономические процессы может  быть вполне оправданным.

Процессы  производства и потребления некоторых  видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно  не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии.

Примером  внешних затрат, является химическое предприятие загрязняющее окружающую среду. Потребитель алкогольных  напитков подрывает свое здоровье, а лечится в нашей стране за общественный счет. Владелец автомобиля пользуется дорогами, которые содержатся за счет государственного бюджета, загрязняет окружающую среду, создает опасность  для пешеходов.

Приведем  примеры внешних эффектов. Тот, кто  занимается туризмом, укрепляет свое здоровье, тем самым экономит общественные средства на здравоохранение. Человек, прошедший вакцинацию против инфекционной болезни, уменьшает опасность ее распространения.

Участники рыночных сделок при определении  объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают  во внимание внешние эффекты и  затраты. В результате этого (при  отсутствии государственного вмешательства  в рыночный механизм) товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускается слишком  много. Наоборот, товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается слишком  мало [9, с. 114].

Меры  воздействия на рыночное равновесие со стороны государства могут  быть различными. Государство может  запретить производство какого-либо продукта, если внешние затраты слишком  высоки. Государство может установить предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными веществами. Могут использоваться и налоги.

Предположим, что производство некоторого химического  продукта сопровождается загрязнением воздуха. Удалось подсчитать денежную оценку этого ущерба. Допустим, производство одной тонны продукта наносит  ущерб окружающей среде в 40 рублей. Эта сумма представляет собой оценку внешних затрат. Она не входит в частные затраты собственников химического предприятия и поэтому не учитывается ими при принятии решений об объемах производства, о новых инвестициях и т. д. Производство продукта представляется собственникам предприятия слишком дешевым, что может привести к избыточному с общественной точки зрения объему выпуска этой продукции.

Правительство может ввести потоварный налог размером 40 рублей. на тонну данного химического продукта. В результате внешние затраты превращаются в частные затраты. Налоговое бремя частично ляжет на собственников данного завода, частично - на потребителей данного химического продукта, а возможно, и на потребителей той продукции, в производстве которой используется данный химический продукт.

Если  производство продукта наносит ущерб  окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно  на внешний ущерб, наносимый предприятием, то есть ввести в бюджет платежи, количественно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению экологически чистых технологий.

Если  производство или потребление некоторого товара сопровождается полезными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или  потребителям [12, с. 91].

Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается несостоятельным, связана  с так называемыми общественными  благами. К их числу можно отнести  национальную оборону, охрану общественного  порядка, радио- и телепередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований, маяки и многое другое.

Общественные  блага отличаются от обычных «необщественных» благ следующими двумя характеристиками:

  • Отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и ничуть не ухудшает качества передачи. Или, скажем, использование света маяка в качестве ориентира одним морским судном не ограничивает одновременного использования этого маяка другими кораблями.

Невозможность воспрепятствовать потреблению  общественных благ. Например, не существует технических средств, которые могли  бы не допустить использование света  маяка одними кораблями в то время, как его могут использовать другие. Опять же технически невозможно воспрепятствовать  приему радиопередачи одним радиослушателем  тогда, когда ее может принимать  его сосед [6, с. 64].

Определим оптимальный объем производства общественного блага. Для примера  рассмотрим уличное освещение. Оно  является общественным благом. Действительно, если данная улица освещена, то использование  ее освещенности одним пешеходом  не лишает такой же возможности других. Кроме того, невозможно устроить так, чтобы для одних пешеходов  свет горел, а для других - нет. Допустим, что на данной улице проживают  только два жителя. Они же являются единственными пользователями уличного освещения. На рис.2.11,а изображена кривая индивидуального спроса первого жителя на уличное освещение. По оси абсцисс откладывается число уличных фонарей (). По оси ординат откладывается оплата первым жителем содержания одного уличного фонаря (). Например, если бы содержание одного фонаря обходилось ему в 20 рублей в год, то он был бы готов финансировать два уличных фонаря. В данном случае линию индивидуального спроса первого жителя на освещение удобно интерпретировать как линию его предельной выгоды (). Скажем, выгода, приносимая первому жителю вторым фонарем, равна 20 рублей в год. Именно поэтому при числе фонарей, равном двум, он готов платить по 20 рублей на содержание каждого. На рис. 2.11,б изображена линия индивидуального спроса, она же линия предельной выгоды второго жителя. На рис. 2.11,в представлена линия суммарной предельной выгоды (). Ее же можно назвать линией совокупного спроса на уличное освещение. Для обычных товаров и услуг кривую рыночного спроса можно получить как горизонтальную сумму кривых индивидуального спроса. Линию же совокупного спроса на общественное благо можно получить путем вертикального суммирования линий индивидуального спроса. На рис. 2.11,в наклонные прерывистые линии представляют собой линии индивидуального спроса первого и второго жителей. Наклонная сплошная линия есть их вертикальная сумма. Действительно, при числе фонарей, равном двум, предельная выгода предельная выгода второго , суммарная предельная выгода . Именно такую сумму они вместе готовы заплатить на содержание каждого фонаря.

Допустим  теперь, что предельные затраты  на содержание одного фонаря равны 40 рублей и не зависят от числа фонарей. Тогда, как это видно из рис. 2.11,в, оптимальное число фонарей равно трем, при котором .



 









 

Рис.2.11. Определение оптимального объема производства общественного блага

Если  их число меньше трех, то и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно повысить, увеличивая число фонарей. Если их число больше трех, то и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно увеличить, сокращая число фонарей. При числе фонарей, равном трем, естественным образом складывается участие потребителей в финансировании уличного освещения. Каждый платит в соответствии со своей предельной выгодой: первый житель - 30 рублей, второй - 10 рублей на содержание каждого фонаря.

 При  отсутствии постоянных затрат  этих средств как раз достаточно, чтобы финансировать освещение.

Основная  трудность с определением оптимального объема производства общественного  блага заключается в том, что  предельные выгоды от его использования , и на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на обычный товар спрос на общественное благо непосредственно измерить невозможно [7, с. 106].

Таким образом, в ситуациях с общественными  благами чисто рыночные механизмы  оказываются неэффективными. Общественные блага либо вообще не производятся, либо производятся в недостаточном  количестве. Поэтому общественные блага  обычно производятся при участии  государства за счет принудительного  обложения налогами их потребителей.

Общественные  блага отличаются по своим географическим рамкам. Например, результаты фундаментальных  научных исследований можно отнести  к мировым общественным благам. Национальная оборона - это, естественно, национальное общественное благо. Очень многие общественные блага имеют локальный характер: уличное освещение, охрана общественного  порядка, пожарная охрана, уборка мусора, охрана окружающей среды, строительство  и содержание местных дорог и  т. д. Организацию их производства и  финансирование принимают на себя местные  органы государственной власти.

Конкуренция между регионами за налогоплательщиков способствует оптимизации «ассортимента» и объемов предоставляемых местными правительствами общественных благ.

С целью  предотвращения социально неприемлемой дифференциации доходов государство  может использовать различные финансовые и ценовые инструменты. Прежде всего к их числу следует отнести прогрессивный подоходный налог, при котором с ростом дохода его доля, изымаемая в госбюджет в форме налога, увеличивается. Прогрессия налогообложения задается так называемыми предельными ставками. Каждая предельная ставка применяется к вполне определенной части дохода.

Приведем  условный пример. Сравним пропорциональный налог, ставка которого не зависит от размера дохода и равна, предположим, 20 %, и прогрессивный налог с  предельными ставками:

0% с части дохода от 0 до 1000 рублей в месяц,

20% с части дохода от 1000 до 2000 рублей в месяц,

40% с части дохода от 2000 до 3000 рублей в месяц,

60% с части дохода свыше 3000 рублей в месяц.

Если, например, общий доход равен 3500 рублей в месяц, то при пропорциональном налогообложении сумма налога составляет (2.1):

                                              (2.1)

При прогрессивном  налогообложении сумма дохода 3500 рублей разбивается на несколько частей, к каждой части применяется своя предельная ставка налога. В нашем примере сумма прогрессивного налога составляет (2.2):

   (2.2)                        

Прогрессивный налог - мощное средство перераспределения доходов населения. Но он не лишен и недостатков. Наиболее существенным недостатком прогрессивного налога является то, что он оказывает сильное воздействие на экономическую деятельность. В нашем примере каждый рубль, заработанный сверх суммы 3000 рублей, облагается налогом в 60%, в то время как при пропорциональном налогообложении ставка налога постоянная - 20 %. Много зарабатывать становится невыгодным. В результате многие люди могут сократить масштабы своей экономической деятельности [12, с. 126].

Обычно наблюдается следующая  закономерность: чем сильнее прогрессия налогообложения, тем слабее дифференциация в располагаемых доходах населения, но тем ниже эффективность экономики.

Другой недостаток прогрессивного налогообложения заключается в  том, что оно, заметно сокращая доходы (и стимулы) у высокодоходных групп  населения, оказывает незначительное воздействие на материальное положение  малообеспеченных. Поэтому прогрессивное  налогообложение должно сочетаться с государственными программами  помощи малоимущим в форме различного рода пособий, дотаций и т. д.

С целью предотвращения социально  неприемлемой дифференциации реальных доходов государство может использовать и другие средства. Например, на товары, приобретаемые в основном состоятельными людьми, государство может установить повышенные ставки потоварного налога. На товары, потребляемые в основном малоимущими людьми (например, детские  товары), могут быть установлены  потоварные дотации.

 

2.3.  Границы государственного вмешательства в рыночный механизм.

Не всегда, когда рыночные механизмы оказываются неэффективными, государство должно вмешиваться в экономические процессы. В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а, наоборот, к понижению экономической эффективности.

Например, борьба с монополизмом в экономике  может превратиться в борьбу с  крупным производством. В некоторых сферах экономической деятельности разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий или организация параллельных фирм, выпускающих такую же продукцию, экономически нецелесообразно, поскольку это может привести к росту затрат на единицу производимой продукции или оказываемых услуг. Например, нет смысла создавать два конкурирующих между собой метрополитена с параллельными линиями. В таких случаях имеет место естественная монополия. С естественными монополиями государство обычно не борется, оно их регулирует, в том числе и путем установления фиксированных цен на их продукцию и услуги [10, с. 22].

Большие информационные трудности  возникают в ситуациях с внешними эффектами и затратами. Оценить  их количественно в большинстве  случаев очень сложно. Вследствие неизбежных ошибок при таком оценивании государственное вмешательство  в рыночный механизм может оказаться  чрезмерным: размеры штрафов, налоговых  ставок и ставок нетоварных дотаций  могут быть сильно завышены. И в  этом случае государственное вмешательство  может привести к снижению экономической  эффективности.

 Лица, осуществляющие государственное  регулирование экономики (как  избранные, так и назначенные  на свои должности), в своих  действиях могут руководствоваться  личными интересами, которые нередко  отличаются от общественных. Например, руководители государственного  ведомства, отвечающего за предоставление  определенного общественного блага  (скажем, строительство водохозяйственных  сооружений, фундаментальные научные  исследования, национальная оборона), могут быть лично заинтересованы  в расширении масштабов деятельности  своего ведомства, в увеличении  его финансирования из государственного  бюджета. Действительно, рост  финансирования, как правило, вызывает  увеличение числа подчиненных,  повышение окладов, расширение  возможностей продвижения по  службе, повышение престижа и  т. д. По этим причинам руководители  ведомства могут прибегнуть к  искажению информации об эффективности  его деятельности. При отсутствии  действенного общественного контроля  за деятельностью ведомств объемы  их финансирования могут оказаться  чрезмерными с общественной точки  зрения.

Информация о работе Экономическая политика государства в регулировании микроэкономических процессов