В настоящее время малые города
обладают рядом преимуществ, которые делают
их более привлекательными местами для
развития промышленности, малого бизнеса,
оказывающих определённое влияние на
экономику.
Более низкие цены на землю,
льготная налоговая политика, дешевая
рабочая сила в малых городах делают выгодным
размещение в них капитала и труда. Здесь
можно ожидать повышения инвестиционной
и деловой активности, возрастания спроса
на землю и строительные услуги.
В большинстве малых городов
сохранилась здоровая среда обитания.
Примерно 80% малых городов имеют сравнительно
благополучную экологическую обстановку,
что обеспечивает нормальную жизнедеятельность
населения, а также способствует сохранности
и устойчивости природного комплекса.[2,
с. 13]
Многие малые города характеризуются
уникальными природными условиями: реки,
озера, большие лесные массивы пригородных
зон, живописный рельеф, что создает предпосылки
для формирования на их базе рекреационных
центров регионального и национального
значения.
Исключительно высок историко-культурный
потенциал малых городов. Исторические
зоны в них занимают в среднем 30–50% общей
площади застроенных городских территорий
(в то время как в крупных городах — не
более 10%).
Роль малых городов в экономической
жизни страны также состоит в небольшой
численности населения этих городов. Они
выполняют различные, порой свойственные
только определенной категории городов,
функции. Малые города занимают важное
место в концентрации функций в системе
территориального разделения труда, являются
опорными центрами территориальных систем
расселения.
Следует отметить, что около
70% малых городов являются центрами районов,
что означает сосредоточение в них базовой
жизненной инфраструктуры для окружающих
поселений и сел. В таких городах размещена
почти вся пищевая и сельскохозяйственная
перерабатывающая промышленность.
Вместе с тем, в настоящее время
большие города как нашей страны, так и
зарубежных стран динамично развиваются
и являются центрами сосредоточения научно-технического
и промышленного потенциала, квалифицированных
кадров, очагов культуры и искусства. Как
важные административные центры они осуществляют
функции общегосударственного значения,
являются центрами организационного прогресса
на путях формирования регулируемой многоукладной
экономики.
Сверхконцентрация финансовых
и трудовых ресурсов в больших городах
уже порождает инженерно-транспортные,
экологические и социальные проблемы
такой остроты и сложности, что их решение
требует все возрастающих и совершенно
не адекватных достигаемому эффекту затрат.
Отток наиболее дееспособных контингентов
населения из малых городов и сельских
населенных мест подрывает основы их возрождения
и развития. Что означает массовое переселение
жителей белорусской «глубинки» в
крупные экономические центры, если предусматривать
их дальнейший рост? Потерю огромного
числа сравнительно небольших действующих
в малых городах, пусть не всегда достаточно
эффективно, производств; дальнейшую утрату
огромных объемов их жилищного фонда и
необходимость огромных затрат на его
возведение на новом месте; разрушение
системы местных экономических центров
окружающих сельских территорий, потерю
контроля над территорией страны и многое
другое.[3]
Для решения возникших острых
общественных проблем больших городов
базой должны стать малые города как наиболее
подходящие для рассредоточения накопленных
излишеств во всех сферах жизни и одновременно
нуждающиеся в новых «точках роста» населенные
пункты.
Особое положение занимают
города с градообразующим предприятием.
Жизнь в каждом из них имеет свои особенности,
но, в общем, все они характеризуются общей
бедностью, низким уровнем доходов населения,
безработицей и острыми социальными проблемами.
Падение производства на градообразующем
предприятии приводит к резкому обострению
социальных проблем горожан, к упадку
самого города. На первый план выходят
главные социальные проблемы - безработица,
пьянство, наркомания, жестокие преступления.
Жители таких городов либо деградируют,
либо пытаются уехать в более благополучные
районы на заработки или на постоянное
жительство. Вклад небольших городов в
экономический рост Беларуси – это активное
включение тысяч их жителей в процесс
экономического возрождения страны, в
том числе – через развитие различных
форм малого и среднего предпринимательства,
через создание кооперативных структур
в сфере производства, строительства и
др. направлений деятельности; через возводимые
в малых городах предприятия – филиалы
промышленных объектов больших городов.
Роль малых городов как фундамента
развития промышленной сферы деятельности
возрастает ежегодно. Организация качественных
изменений, состоящих в переводе производственных
мощностей из больших городов в малые,
позволит увеличить производственный
потенциал последних и создать благоприятный
инвестиционный климат.
1.3 Инструменты
взаимодействия государства и
малых городов
Важнейшей составной частью
государственной региональной политики
является улучшение социально-экономической
ситуации в малых и средних городских
поселениях, преодоление негативных тенденций
в их развитии.
Муниципальное образование
является элементом национальной экономики,
поэтому тенденции его развития, с одной
стороны, отражают, а с другой, определяют
тенденции развития более общей социально-экономической
системы, в которой оно функционирует.
В меняющихся экономических условиях,
когда кризис охватил целый ряд отраслей
экономики, в тяжелое положение попали
города, насыщенные текстильными, угледобывающими
предприятиями. В особо тяжелой ситуации
оказались так называемые монопрофильные
города, градообразующая база которых
представлена одним предприятием или
несколькими предприятиями аналогичного
профиля. К числу таких городов относится
большинство «малых» городов Беларуси.
Крупные города и городские агломерации
представляют собой многофункциональные
хозяйственные комплексы с высокой концентрацией
производства. В них сосредоточена основная
часть крупнейших предприятий-монополистов,
и в силу своей специфичности именно они
обеспечивают высокую прибыльность вложенных
средств, концентрируют высококвалифицированные
кадры и достижения научно-технического
прогресса. В больших городах сконцентрировались
финансовые средства и более активно идёт
структурная перестройка, что является
притягательным фактором для всех категорий
инвесторов. Поэтому в настоящее время
в структуру программ регионального развития
вписываются лишь крупные города. Причины
этого - в изначально сложившихся глубоких
отличиях и серьезном отставании малых
городов от больших. Малые города в результате
проводившейся экономической политики
в дореформенный период были преимущественно
интегрированы в общебелорусскую отраслевую,
а не территориальную экономику. В силу
высокой степени такой интегрированности
они в настоящее время в подавляющем своем
большинстве не способны к автономному
развитию. При разгосударствлении средств
производства организующие начала, объединяющие
хозяйственные звенья в единую экономическую
систему, были утеряны, и в процессе реформ
малые города полностью выпали из сферы
интересов как федеральной, так и региональных
властей.[4, с.344]
Таким образом, малые города
и их экономика практически мгновенно
оказались, с одной стороны, вне единой
государственной системы управления экономическим
развитием, но, с другой стороны, никакой
альтернативы этой прежней системе, никакого
решения, позволяющего предприятиям малых
городов постепенно перейти в новую систему
рыночных отношений, реформаторами предложено
не было. Одновременно все более отягощающим
стало то обстоятельство, что большинство
малых городов слабо развиты в социально-экономическом
отношении.[4, с. 344]
Особое внимание со стороны
государства в муниципальной политике
намечается уделить развитию малых и средних
городов. Главной задачей при этом является
создание условий для превращения городов
в наиболее благоприятные для человека,
безопасные и устойчиво развивающиеся
места проживания, обеспечение взаимосвязанного
развития городов и прилегающих территорий
для обеспечения обслуживания сельского
населения.
В малых и средних городах, прежде
всего с высоким уровнем безработицы,
предусматривается создание новых рабочих
мест, ускоренное строительство жилья,
объектов физической культуры и спорта,
развитие сферы услуг. Здесь намечается
проводить целенаправленную политику
стимулирования размещения новых предприятий,
филиалов и цехов действующих производств,
а также развитие частного предпринимательства,
прежде всего производств, связанных с
обслуживанием сельского хозяйства, переработкой
сельскохозяйственной продукции, выпуском
изделий из местного сырья, реализацией
услуг для населения.
В силу специфики экономики
малых городов общие негативные для страны
процессы здесь проявляются наиболее
остро. В этой ситуации значительно возрастает
роль местной администрации в управлении
социально-экономическим развитием малого
города.
Для малых городов, оказавшихся
в наиболее сложной ситуации, намечается
осуществление комплекса специальных
мер, среди которых поддержка со стороны
республиканских и региональных органов
власти ранее созданных градообразующих
предприятий; разработка и реализация
целевых программ вывода таких городов
из кризиса; внедрение специальных экономических
мер, призванных оказывать всестороннюю
поддержку хозяйствующим субъектам таких
городов.
Инструментами взаимодействия
государства и городов являются различные
муниципальные политики по усовершенствованию
положения малых городов, программы, направленные
на улучшение состояния населённых пунктов
и их жителей.[5, с.13]
В социальной сфере приоритет
отдается здравоохранению и образованию.
Достижение стандартов здравоохранения
намечается обеспечить путем разделения
интенсивного лечения и долечивания с
использованием стационаров на дому; внедрения
новых технологий, позволяющих сокращать
сроки госпитализации, ликвидации дефицита
врачей службы скорой медицинской помощи
и повышения их квалификации. Основная
задача в развитии образования – снизить
перегруженность школьных и дошкольных
учреждений.
Основными инструментами государственного
регулирования регионального развития
являются меры бюджетно-налоговой, кредитной
поддержки отдельных территориальных
образований, организация технопарков,
технополисов, региональных бизнес-инкубаторов
и других перспективных форм и направлений
регионального развития.
В качестве основной задачи
социальной политики регионов выступает
создание условий и возможностей предоставления
населению гарантированного объема социально
значимых услуг в соответствии с утвержденными
социальными стандартами; поддержка наиболее
отстающих по уровню развития социальной
сферы регионов; укрепление социальной
инфраструктуры села и малых городов;
сокращение безработицы в районах, имеющих
проблемы в сфере занятости; расширение
объемов обслуживания населения за счет
частного предпринимательства; сохранение
и восстановление историко-культурного
наследия регионов.
Каждый город станет удобным
местом для проживания его жителей, с необходимым
уровнем обслуживания, улицы городов будут
благоустроены, а население получит все
необходимые условия для труда и отдыха.
На реализацию стоящих задач
будут направлены и предусматриваемые
во всех регионах меры по развитию основных
отраслей и сфер деятельности, призванные
обеспечить намеченные цели региональной
политики.
Региональная промышленная
политика будет направлена на совершенствование
отраслевой структуры промышленного комплекса
на основе осуществления проектов наукоемкой,
высокотехнологической направленности
в регионах с высоким научно-техническим
потенциалом.
Наилучшим решением проблем,
связанных с вопросами малых городов является
создание и реализация программ развития
малых городов, программ по улучшению
социального и экономического положения
малых городов[5, с.9]
Вследствие данной информации,
нельзя недооценивать роль малых городов
в настоящее время: они играют важную роль
в социально-экономическом развитии страны,
в некоторых городах функционируют промышленные
предприятия, оказывающие большое влияние
на экономическое положение страны. Малые
города являются более благоприятными
местами для проживания, так как в них
сохранилась лучшая экологическая обстановка.
Малые города представляют собой привлекательные
места для малого предпринимательства.
Однако существуют и серьёзные проблемы
(нехватка рабочих мест, отсутствие жилья,
менее широкий выбор товаров и услуг, чем
в больших городах), которые должны разрешаться
в результате проведения правильной муниципальной
политики, сущность которой - не ограничивать
в возможностях жителей малых городов,
максимально приблизить условия их жизни
с условиями жизни жителей крупных городов.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
2.1 Проблемы малых
городов
Основными проблемами малых
и средних городов остаются вопросы промышленного
производства и развития предпринимательства,
несмотря на положительную динамику основных
показателей и соответствующее выполнение
установленных прогнозных заданий, достичь
ускоренного и качественного развития
малых и средних городских поселений по
этим направлениям облисполкомам не удается.
Ослабление и нестабильность
экономической базы малых городов, что
обусловлено прежде всего ограниченностью
их экономической структуры, суженным
составом объектов градообразующей базы;
избыток трудовых ресурсов; рост безработицы
в связи с узкопрофильностью мест приложения
труда и сокращением объемов производства
(доля безработных во многих малых городах
более чем в три раза превышает среднереспубликанские
показатели).
Угроза кризиса большинства
малых моногородов, в которых местная
экономика носит в основном моноотраслевой
характер. В этих поселениях более 25% населения
работают на одном градообразующем предприятии.
Экономическое и социальное развитие
такого населенного пункта полностью
обусловлено деятельностью промышленного
предприятия, а его ликвидация имеет негативные
последствия для жителей всего прилегающего
района, для которых работа на данном предприятии
является основным источником дохода.
В случае кризиса главного предприятия
моногорода оказываются фактически на
грани вымирания.
Не менее важной и острой проблемой
в области инженерного обеспечения малых
городов является физический и моральный
износ инженерно-технических систем, основные
объемы которых построены в 1960–1980-е годы.
Средняя обеспеченность жилой застройки
централизованным водоснабжением составляет
42%, канализацией — 46, центральным отоплением
— 45%. Услугами водопровода, канализации,
центрального отопления, как правило.
обеспечено не более 60% жилого фонда малых
городов при среднереспубликанском значении
этих показателей 81–84%. [6]
Отставание в темпах наращивания инженерной
инфраструктуры, наблюдавшееся и раньше,
стало особенно заметным в последние годы,
когда резко снизился объем капиталовложений
в коммунальную сферу.
Социальные
проблемы так же оказывают
влияние на города. Признаваемый
сегодня уже официально демографический
кризис наиболее отчетливо и
пугающе проявляется именно в
малых городах и тесно связанной
с ними сельской местности. Именно
там смертность превышает рождаемость
много больше, чем в крупных
городах, и больше, чем в среднем
по стране. Средний естественный прирост
населения в малых городах на 1000 населения
– 1,14, в то время как в более крупных городах
данный показатель – 2,96. Именно там продолжает
ухудшаться половозрастная структура
населения. Каждый год малые города покидают
от 300 до 700 человек, что составляет 1-2 %
от всего населения города. Нельзя упускать
из виду, что этот демонстрируемый сегодня
статистикой дисбаланс в сети населенных
мест страны – только верхушка айсберга.
Некоторые малые города, подсчитав свои
ресурсы, обнаруживают, что лет через 50
они могут перестать существовать. Апеллируя
к этим удручающим фактам и показателям,
некоторые аналитики стали прогнозировать
неизбежность исчезновения с карты Беларуси
значительного, до трети, числа малых городов
и поселков городского типа в ближайшие
десятилетия. Да, общая численность населения
в предстоящий период продолжит сокращаться.
Однако мириться с губительными для страны
тенденциями в «развитии» сети населенных
мест недопустимо. Но следует осознать,
что все белорусское общество оказалось
сегодня перед дилеммой – изыскивать
возможности поддержки и развития малых
городов или не поддерживать их вовсе.