Экономическая программа развития малых городов (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является определение понятия «малый город», изучение взаимодействия государства и малых городов, влияния малых городов на экономику страны, исследование экономической программы развития малых городов, оценка хода её реализации, а так же выявление основных проблем и перспектив проведения программы на территории РБ. Были выявлены основные проблемы малых городов Беларуси. Определены способы разрешения проблем малых городов. Проведён анализ экономического развития малых городов Республики Беларусь. На примере 2 городов была проведена оценка развития экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
5
Экономическое значение и роль малых городов в экономике…………………………………………………………….......
7
1.1 Малые города, их особенности и классификация в Республике Беларусь ………………………………………………………………….
7
1.2 Характеристика влияния малых городов на экономическое развитие …………….................................................................................
8
1.3 Инструменты взаимодействия государства и малых городов…….
11
Основные направления и особенности экономических программ развития малых городов в Республике Беларусь………………………
15
2.1 Проблемы малых городов в Республике Беларусь………………...
15
2.2 Анализ функционирования малых городов в Республике Беларусь (на примере города Слонима, Берёзы)………………………
18
2.3 Государственные программы развития малых городов, их направления в Республике Беларусь……………………………………
21
Результативность программ развития малых городов в Республике Беларусь…………………………………………......................................
25
3.1 Оценка эффективности осуществления государственных программ развития малых городов в Республике Беларусь………….
25
3.2 Основные перспективы развития малых городов в Республике Беларусь…………………………………………………………………
27
Заключение…………………………………………………………………….
30
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 95.53 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы главной целью региональной экономической политики является обеспечение роста благосостояния населения независимо от мест его проживания на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте благосостояния населения важнейшей задачей является опережающее увеличение доходов граждан и улучшение условий их проживания в первую очередь там, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.[12]

Основными функциями Комплексной программы являются:

  • определение важнейших направлений социально-экономического развития каждой области с учетом региональных условий и ресурсов и системы мер по решению проблем малых и средних городских поселений, повышению уровня жизни их населения;
  • создание условий для превращения городов в наиболее благоприятные и безопасные для человека места проживания.

Главной задачей при благоустройстве малых поселений является создание условий для превращения городов в наиболее благоприятные для человека, безопасные и устойчиво развивающиеся места проживания, обеспечение взаимосвязанного развития городов и прилегающих территорий для обеспечения обслуживания сельского населения. В малых и средних городах, прежде всего с высоким уровнем безработицы, предусматривается создание новых рабочих мест, ускоренное строительство жилья, объектов физической культуры и спорта, развитие сферы услуг. Здесь намечается проводить целенаправленную политику стимулирования размещения новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств, а также развитие частного предпринимательства, прежде всего производств, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском изделий из местного сырья, реализацией услуг для населения. Намечается также более активно использовать накопленное историко-культурное наследие наших городов, созданный культурный потенциал для развития туризма и отдыха. Предметом особой заботы будет формирование необходимой для этого инфраструктуры, восстановление старинных парков, исторических центров, реставрация памятников культуры и архитектуры.

Для малых городов, оказавшихся в наиболее сложной ситуации, намечается осуществление комплекса специальных мер, среди которых поддержка со стороны республиканских и региональных органов власти ранее созданных градообразующих предприятий; разработка и реализация целевых программ вывода таких городов из кризиса; внедрение специальных экономических мер, призванных оказывать всестороннюю поддержку хозяйствующим субъектам таких городов.[13]

Каждый город станет удобным местом для проживания его жителей, с необходимым уровнем обслуживания, улицы городов будут благоустроены, а население получит все необходимые условия для труда и отдыха.

В конце можно сказать, что Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Важнейшей составной частью национальной экономики является полноценное проведение Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2011-2015 годы. В основных направлениях социально-экономического развития страны четко определено, что региональная экономическая политика предусматривает опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей тех регионов, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране. Названы также источники повышения уровня жизни в малых городах: активизация инновационной и инвестиционной деятельности, развитие предпринимательства, освоение новых сфер приложения труда (приграничный сервис, туризм, обслуживание транспортных коридоров и т. д.). Главная задача при реализации программы - приблизить уровень жизни, социальные стандарты в малых и средних городах к уровню крупных городов, сделать условия для проживания максимально комфортными.

 

ГЛАВА 3  
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Оценка эффективности  осуществления государственных  программ

 

В Беларуси постепенно происходит реализация Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2011-2015 годы. Главная цель программы  – обеспечить рост благосостояния населения на основе рационального распределения производительных сил, повышения уровня развития, эффективности и конкурентоспособности экономики регионов. Стратегическая задача программы: превратить малые и средние города в наиболее благоприятные и безопасные для человека места работы и проживания.

Государственная комплексная программа предусматривает всестороннее развитие городских поселений с численностью населения до 50 тыс. человек. В данной программе выделены факторы, влияющих на развитие регионов:

  • стимулирование предпринимательской инициативы в малых городах; 
  • льготное налогообложение по упрощенной системе;
  • продажа неиспользуемых и неэффективно используемых объектов государственной собственности на аукционах с начальной ценой, равной одной базовой величине; 
  • передача таких объектов в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты. [12]

В результате проведения программы были отмечены следующие проблемы малых и средних городов: недостаточный уровень развития экономической и социальной инфраструктуры убыточность предприятий; сложная демографическая ситуация; дефицит рабочих мест; низкая техническая оснащенность.

В итоге, в малых и средних городах Беларуси было определено 346 проблемных предприятий и организаций. Для этих субъектов хозяйствования в целях привлечения инвестиционных ресурсов был установлен специальный режим налогообложения: они уплачивают налог на прибыль в размере 50% от ставки, установленной законодательством, освобождаются от уплаты ряда оборотных налогов. Остающиеся в их распоряжении средства направляются на техперевооружение и модернизацию действующих производств.[13, с.26]

Президент Республики Беларусь заявлял, что «Программа развития малых и средних городов – это продолжение программы возрождения белорусского села, поскольку в таких городах в большей степени сосредоточена переработка продукции, выращиваемой селом. Одной из главных задач является занятость местного населения. Государство и раньше, до принятия этой программы, пыталось решить данную проблему, но все делалось хаотично. Создание в малых городах предприятий, подобных консервному заводу в Турове, – это решение проблемы занятости местного населения. Надо думать о второй волне после агрогородков – о крупных деревнях, которые мы приведем в порядок и постепенно будем добавлять. Пусть в хозяйстве будет 2-3 перспективные деревушки, где мы, может, не построим клуб и школу, но должны создавать нормальные условия для жизни, инфраструктуру. Необходимо думать и о том, как развивать в агрогородках подсобные промыслы». [14]

Реализация основных направлений, необходимых для развития малых городов, возможна только на основе четкой технологии взаимодействия городских, региональных и федеральных структур.

В первую очередь необходима своего рода инвентаризация имеющихся предприятий на предмет выявления "узких мест", расшивка которых позволит восстановить приличный уровень экономической активности. Сегодня нет информации для того, чтобы определить, сколько тому или иному городу требуется средств, чтобы увеличить число реально функционирующих рабочих мест. Очень важно руководству каждого города четко представлять, в производстве каких товаров и услуг этот город имеет конкурентные преимущества перед другими. Это позволит наладить четко ориентированный территориальный маркетинг своего города по отношению к потенциальным инвесторам.[13 с.26]

Особенно перспективно использовать малейшие возможности для проведения в городе фестивалей, выставок, ярмарок, спортивных соревнований, дней памяти выдающихся земляков – всего того, что может привлечь в город людей, готовых оставить здесь свои деньги. Всего того, что может привлечь сюда талантливых людей и сыграть побудительную роль в выборе места приложения капитала того или иного инвестора.

Но все это будет мало результативным, если в комплексе работ по оживлению своей экономики будет упущена технология повышения социальной активности населения, снижения социальной напряженности и повышения доверия к власти. Важно понимать, что социальная напряженность, снижающая инвестиционную привлекательность города, мало связана с тяготами жизни. Если люди убеждены в том, что любое другое решение приведет к еще большим тяготам, то они объединяются вокруг такой власти. Технология обеспечения безусловного доверия населения к власти требует специального рассмотрения. Здесь же важно подчеркнуть необходимость создания для этого в каждом городе математических модели комплексной оценки последствий принимаемых решений. С одной стороны, они защищают власть от ее собственных просчетов, а с другой – от разного рода демагогов. Такие модели особенно важны в предвыборное время в тех городах, руководители которых действительно работают во благо своих избирателей. Именно против этих руководителей применяются самые грязные приемы, и нет у местной власти другой защиты, кроме как показать с помощью названных моделей, во что обойдется горожанам отказ от проводимой линии. [15, с.23]

Наконец, особое внимание должно быть уделено повышению социальной активности населения, в том числе на выборах. Это и проведение общегородских и микрорайонных праздников, сплачивающих людей, и всемерное стимулирование развития территориального общественного самоуправления на основе принципа эквивалентности. Повышаешь свой вклад в развитие города – получаешь моральное и в той или иной форме материальное вознаграждение. Игнорируешь интересы города – все наоборот.

 

3.2 Основные перспективы развития малых городов

 

Задача активизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались в качестве крупных промышленных центров. В малых городах ниже уровень жизни, меньше возможностей для трудоустройства, что способствуют оттоку населения. Строить крупные предприятия в малых города не выгодно для инвесторов. Как правило, для этого нет необходимой инфраструктуры, дорог, очистных сооружений, поставщиков электроэнергии. Несмотря на безработицу, с постройкой нового крупного завода все равно возникает нехватка кадров необходимой квалификации. Отсутствие крупных предприятий снижает платежеспособность населения, что, в свою очередь, препятствует развитию малого бизнеса. Исключение составляют лишь города поблизости от столицы. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п.

Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, – их трудовые ресурсы, – несомненно, имеет важное значение и дол  жен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно.[15, с.4]

Малые города следует развивать как:

  1. Местные центры, занимающие более скромное, но чрезвычайно важное место в иерархии населенных мест и возглавляющие развитие тяготеющих сельскохозяйственных территорий с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью местного значения;
  2. Места размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств крупных предприятий больших городов, легко «вписывающихся» в системы коммунального оборудования этих городов (не требующих специальных ТЭЦ, промышленных водозаборов и очистных станции и т. п.).                  Этот весьма перспективный путь «дисперсного» размещения промышленности получил в последнее время развитие в наиболее крупных агломерациях. Он сильно облегчается тенденцией к узкой специализации ряда производств, позволяющей упростить и облегчить подготовку для них кадров в малых городах;
  3. Центры отдыха и туризма, что будет иметь в будущем весьма важное значение.[17, с.39]

Следует способствовать проведению самых разнообразных мероприятий, способствующих привлечению туристов: выставки, ярмарки, фестивали, праздники, юбилеи. Туристы, оставляя деньги в городе, способствую оживлению экономики.

Решение многих проблем малых городов связаны с наличием финансовых ресурсов для проведения социально-экономических преобразований. С одной стороны, необходимо создать условия для того, чтобы малые города сами зарабатывали деньги, а с другой - оказывать финансовую и правовую поддержку тем из них, где она действительно необходима.

Дальнейшие перспективы малых городов будет связано с развитием производств, ориентированных на местные и региональный рынки. В малых городах можно развивать предприятия по переработке местного сырья для внутреннего потребления (биохимическая, фармацевтическая промышленность, промышленность строительных материалов), малые предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, производству промышленных товаров, пользующихся спросом у потребителей. Предприятия оборонного машиностроения необходимо привлекать в производство оборудования для местных отраслей хозяйства.[12]

Информация о работе Экономическая программа развития малых городов (на примере Республики Беларусь)