Экономическая программа развития малых городов (на примере Республики Беларусь)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа
Описание работы
Целью выполнения курсовой работы является определение понятия «малый город», изучение взаимодействия государства и малых городов, влияния малых городов на экономику страны, исследование экономической программы развития малых городов, оценка хода её реализации, а так же выявление основных проблем и перспектив проведения программы на территории РБ. Были выявлены основные проблемы малых городов Беларуси. Определены способы разрешения проблем малых городов. Проведён анализ экономического развития малых городов Республики Беларусь. На примере 2 городов была проведена оценка развития экономики.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………. 5 Экономическое значение и роль малых городов в экономике……………………………………………………………....... 7 1.1 Малые города, их особенности и классификация в Республике Беларусь …………………………………………………………………. 7 1.2 Характеристика влияния малых городов на экономическое развитие ……………................................................................................. 8 1.3 Инструменты взаимодействия государства и малых городов……. 11 Основные направления и особенности экономических программ развития малых городов в Республике Беларусь……………………… 15 2.1 Проблемы малых городов в Республике Беларусь………………... 15 2.2 Анализ функционирования малых городов в Республике Беларусь (на примере города Слонима, Берёзы)……………………… 18 2.3 Государственные программы развития малых городов, их направления в Республике Беларусь…………………………………… 21 Результативность программ развития малых городов в Республике Беларусь…………………………………………...................................... 25 3.1 Оценка эффективности осуществления государственных программ развития малых городов в Республике Беларусь…………. 25 3.2 Основные перспективы развития малых городов в Республике Беларусь………………………………………………………………… 27 Заключение……………………………………………………………………. 30 Список использованных источников……………………………
Более высокий (чем
в средних и больших городах) износ оборудования
и коммуникаций, моральный и физический
износ энергетических мощностей, сетей
и оборудования угрожает устойчивости
функционирования инженерно-технического
комплекса уже в ближайшем будущем.
Ухудшение состояния транспортной
инфраструктуры в пределах малых городов.
Содержание и ремонт улиц находятся на
недопустимо низком уровне (более 70 % дорожных
покрытий находятся в плохом состоянии, эксплуатируются с
просроченными межремонтными сроками).
Многие городские поселения не имеют обходных
автомобильных дорог, в силу чего непосредственно
через их центры проходят интенсивные
транзитные потоки грузового автотранспорта,
являющиеся источниками шума, вибраций,
загрязнения воздуха, опасности для пешеходов.
Транспортно-коммуникационная
оторванность многих малых городов от
основных экономических, научных и культурных
центров страны и рыночной инфраструктуры.
Так, 60% малых городов расположены на расстоянии
свыше 90 км от областных центров, в том
числе 17% — свыше 180 км. Резкое сокращение
числа внегородских автобусных маршрутов,
недостаточно развитая система коммуникаций
на локальном уровне (качество и плотность
местных дорог) ухудшают связи “малый
город — село” и соответственно обслуживание
сельских поселений и территорий.[6]
Низкий, не удовлетворяющий
современным требованиям, уровень благоустройства
городских территорий большинства поселений
— улиц дорог, площадей, зон отдыха, дворов,
особенно в районах индивидуальной застройки.
Реальная угроза потери индивидуальности,
своеобразия, которые отличают архитектуру
малых городов Беларуси. Внедряемая и
повсеместно тиражируемая в 1960–1980-е годы
“индустриальная модель” развития привела
к частичной утрате своеобразия городских
поселений, разрушению исторически сложившейся
архитектурно-ландшафтной среды, веками
формировавшей образ малого города. Построенные
в эти годы по типовым проектам жилые и
общественные здания нарушают масштаб
поселений, дисгармонируют с ценной, преимущественно
малоэтажной, застройкой исторических
зон. Диссонирующее влияние на целостность
архитектурного облика оказывают и некоторые
чуждые по масштабу и характеру построек
объекты современного строительства —
от панельных “пятиэтажек” до “особняков”.
Недостаточная развитость и
низкие стандарты инфраструктуры туризма
исторических малых городов.
Обострение экологических проблем
малых городов. Производство, транспорт,
коммунальное хозяйство в большинстве
малых городских поселений имеют крайне
низкий экономический уровень и не обеспечивают
необходимую очистку вредных выбросов,
защиту от неблагоприятных физических
воздействий, удаление или утилизацию
всех видов отходов. Низкое санитарно-техническое
состояние водозаборов и прилегающих
к ним территорий существенно влияет на
ухудшение качества подземных вод в районах
водозаборов.[3]
Промежуточное положение категории
малых городов между большим городом и
деревней позволяет использовать ее в
качестве своего рода регулятора структуры
расселения. Ведь жители малых городов
покидают родные места вынужденно, под
жестким давлением созданных в стране
обстоятельств. Эти обстоятельства должны
быть изменены. Всемерно содействуя сохранению
и активизации экономического потенциала
малых и средних городов, создавая в них
все новые и новые рабочие места, разворачивая
малоэтажное, а значит дешевое и доступное
жилье, государство сможет, с одной стороны,
успешно сдерживать чрезмерный рост больших
городов и, с другой – содействовать стабилизации
социально-экономического положения в
сельской местности благодаря развитию
городов – районных центров.
Необходимо также создавать
условия для развития межселенной маятниковой
трудовой миграции. Особенно активно и
в первоочередном порядке содействовать
развитию малого бизнеса именно в небольших
городах всех регионов страны.
Чрезвычайно важно добиваться
выравнивания возможностей развития и
условий жизнедеятельности граждан Беларуси
– жителей больших и малых городов.
Государство должно оказывать
поддержку малым городам, разрешать возникающие
проблемы, в частности, при использовании
определённой политики, программ развития
и совершенствования.
2.2 Анализ функционирования
малых городов в Республике Беларусь
(на примере города Слонима и Берёзы)
В настоящее время нельзя приуменьшать
роль малых городов в экономике: они вносят
существенный вклад в развитие страны,
в улучшение состояния экономики, содействуют
развитию малого бизнеса. В процессе своего
функционирования малый город оказывает
непосредственное влияние на экономическое
состояние страны и является привлекательным
объектом для инвесторов.
(город Слоним) С целью выработки
основных направлений развития в 2012-2013
годах Слонимским районным исполнительным
комитетом детально проанализированы
итоги социально-экономического развития
города и района в предшествующие периоды.
В 2012 году в целом по городу
обеспечена положительная динамика развития
отраслей экономики, а по 3-ем показателям
из 8 превышены прогнозные задания.[8]
В Слониме осуществляет деятельность
большое количество промышленных предприятий.
Продукция промышленных предприятий Слонимщины
экспортируется на рынки 38 стран мира
и пользуется заслуженным доверием к
качеству на внутреннем рынке. На 12
промышленных предприятиях внедрена система
менеджмента качества по ISO серии 9000. Обеспечено выполнение
плана госпоставок по всем видам продукции
растениеводства и животноводства (ПРИЛОЖЕНИЕ
А).
Производством сельскохозяйственной
продукции занимается 27 хозяйств. Широко
распространены частные крестьянско-фермерские
хозяйства. Структура агропроизводства
продиктована основными потребителями
– переработчиками сельскохозяйственной
продукции. Развито животноводство для
обеспечения сырьевой базы для Слонимского
мясокомбината, а также растениеводство
для обеспечения кормов животноводческих
ферм.
Промышленные предприятия Слонима
динамично развиваются и готовы к экономическому
сотрудничеству с инвесторами и покупателями
Беларуси и зарубежными партнёрами. Это
можно проиллюстрировать на примере лесного
сектора, где тесная взаимовыгодная кооперация
на уровне района создает конкурентные
преимущества для инвесторов и в результате
темп роста инвестиций за последний год
превышает 160%. Основой лесного кластера
являются Слонимский лесхоз (лесистость
территории составляет 35%), ОАО «Слонимский
картонно-бумажный завод «Альбертин»
и ОАО «Слониммебель».
Поток туристов через город
Слоним составляет в настоящее время порядка
45 тыс. человек в год, что сопоставимо с
населением района и позволяет рассчитывать
на устойчивый спрос на услуги туризма
и отдыха.
Общий объем товарооборота
в городе уже сейчас выше, чем в большинстве
районных центров страны, по числу торговых
объектов Слоним находится на 2-м месте
в области, а также опережает большинство
городов области по объему платных услуг
на душу населения. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Уровень жизни населения соответствует
рамкам программы по экономическому развитию:
заработная плата населения увеличилась;
с каждым годом увеличивалось количество
жилой площади для населения.
Можно также заметить рост количества
организаций промышленности и, следовательно,
рост объёма промышленного производства.
(ПРИЛОЖЕНИЕ А)
В целом, можно заметить, что
Слоним и Слонимский район имеет положительную
динамику развития, благоприятные условия
для развития малого бизнеса и промышленности.
Слонимщина является типичным
районом Беларуси, близким по структуре
населения и экономики к средним показателям
республики. В то же время историческая
и культурная уникальность района создает
неповторимые конкурентные преимущества,
которые уже сейчас позволяют по многим
показателям опережать республиканские
достижения.[8]
(город Берёза) Исполнительным
комитетом Берёзовского района также
были проанализированы итоги экономической
деятельности города Берёзы. В целом, была
отмечена положительная динамика в развитии
города.
Промышленность
района многоотраслевая. Наиболее крупные
предприятия сосредоточены в г.Береза
- "Березовский мясоконсервный комбинат",
"Березастройматериалы", "Березовский
сыродельный комбинат", совместное
предприятие "Белмельме". Работает
РУП "Белоозерский энергомеханический
завод". Лидирующее положение среди
предприятий занимает Березовская ГРЭС.[9]
Опережающими темпами в истекшем
пятилетии развивались открытое акционерное
общество "Теплоприбор", открытое
акционерное общество "Березастройматериалы",
открытое акционерное общество "Березовский
мясоконсервный комбинат. Объемы производства
на данных предприятиях увеличились от
1,5 до 3 раз. Что в результате увеличивает
объём промышленного производства в целом.
(ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Продукция экспортируется более
чем в 20 стран мира, география поставок
продукции постоянно расширяется. На долю
Российской Федерации приходится от 70
до 85% экспорта. Значительно увеличили
объемы экспорта в истекшем пятилетии
ОАО "Березовский сыродельный комбинат"
и ОАО "Березовский мясоконсервный
комбинат - более чем в 7 раз, ОАО "Березастройматериалы"
- в 2,5 раза.
На ОАО "Березовский мясоконсервный
комбинат" в 2008 году проведена реконструкция
колбасно-кулинарного цеха. Объем инвестиций
составил 3,3 млрд. руб. Ежегодно обновляется
до 10 единиц оборудования.
Основные виды деятельности
ОАО "Березовский сыродельный комбинат":
переработка молока, производство сыров,
масла животного, цельномолочной продукции,
мороженого и прочих пищевых продуктов.
Предприятие специализируется на производстве
твердых сыров. В сыродельном цехе установлен
комплект венгерского оборудования с
формовочными аппаратами и туннельными
прессами; в сутки производится до 20 тонн.[9]
На ОАО "Березастройматериалы"
в 2009-2010 годах была произведена реконструкция
и модернизация производства плитки керамической,
в ходе которой устаревшее технологическое
оборудование было заменено на импортное,
современное, высокопроизводительное
и энергосберегающее оборудование итальянской
фирмы "САКМИ", обеспечивающее качество
керамической плитки в соответствии с
международными стандартами. В результате модернизации
мощности по производству данной продукции
увеличились в 1,7 раза с 1,8 до 3,0 млн. кв.
м в год. Предприятие имеет собственную
торговую марку. Предпринимается немало
мер для популяризации брэнда. Доля экспорта
продукции в объеме производства составляет
87 - 88%. Продукция продается под собственной
торговой маркой "Березакерамика".[10]
Большое значение для города
имеет частное производственное унитарное
предприятие "Березовский комбинат
кооперативной промышленности". Мощность предприятия: производство
хлебобулочных изделий - 17,7 тонн в сутки,
производство мяса - 500 тонн в год, производство
минеральной воды 2896 тыс. бутылок в год. В 2010-2011 годах на предприятии реализуется
инвестиционный проект "Реконструкция
Березовского хлебозавода". На предприятии
установлены печи с масляным подогревом
(производство Германия), что позволило
улучшить вкусовые качества хлебобулочных
изделий, расширить их ассортимент. В результате
установки новых печей сократятся затраты
на топливно-энергетические ресурсы на
40%.[10].
В большинстве основных показателей
функционирования города наблюдается
положительная динамика, что свидетельствует
об экономически-благоприятном положении
города. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Уровень жизни населения соответствует
рамкам программы по экономическому развитию:
заработная плата населения увеличилась, количество квадратных метров
на человека соответствует стандартам.
В целом, можно отметить, что
город Берёза вследствие географического
положения имеет большой потенциал для
благоприятного развития, город является
одним из самых развитых среди малых
городов области.
2.3 Государственные
программы развития малых городов,
их направления
Главной целью в процессе развития
малых и средних городских поселений является
создание благоприятных условий для жизнедеятельности
населения на основе повышения качества
городской среды обитания. Для реализации
указанной цели требуется решение следующих
задач:
создание необходимых макроэкономических
условий и предпосылок для стабилизации
социально-экономической ситуации и устойчивого
экономического роста;
обеспечение в пределах целесообразности
сохранения существующих предприятий,
создание благоприятных условий для размещения
новых производств и развития предпринимательства;
улучшение демографической
ситуации в малых и средних городских
поселениях, повышение уровня жизни их
населения;
создание предпосылок для привлечения
инвестиций в развитие и модернизацию
жилищного сектора, сферы жизнеобеспечения,
объектов социальной инфраструктуры;
повышение эффективности работы
органов местного управления и самоуправления,
формирование информационной базы по
малым и средним городским поселениям
и создание системы мониторинга.
Важность и актуальность поставленных
задач определяются следующими приоритетами развития
малых и средних городских поселений:
устойчивый рост благосостояния
населения, развитие человеческого потенциала;
укрепление городской экономики
на основе сбалансированного и эффективного
социо-, эколого- и экономического развития;
благоприятная для жизни и здоровья
человека городская среда обитания.
К важнейшим направлениям реализации
основных приоритетов социально-экономического
развития малых и средних городских поселений
относятся:
модернизация и техническое
переоснащение промышленных организаций,
инженерно-технической инфраструктуры;
развитие производств и всех
видов деятельности, непосредственно
связанных с переработкой местных ресурсов,
сельскохозяйственной продукции, обслуживанием
сельского и лесного;
проведение реструктуризации
неэффективно работающих градообразующих
организаций с сохранением рабочих мест;
развитие транспортных и информационных
коммуникаций;
формирование рациональной
структуры занятости;
разработка налоговых стимулов
для развития малого предпринимательства;
развитие сферы услуг с учетом
реальных потребностей населения;
комплексное благоустройство
городских территорий и повышение эффективности
использования земельных ресурсов;
развитие туристической деятельности
на основе модернизации существующих
и строительства новых объектов туристской
инфраструктуры, восстановление зон исторической
застройки с созданием в жилых зданиях
современного уровня комфорта и инженерно-технического
оснащения;
создание действенных стимулов
для развития ремесел и видов деятельности,
основанных на местных народных традициях;
государственная поддержка
наиболее проблемных поселений и организаций,
включая градообразующие. [11, с.103]