Экономическая программа развития малых городов (на примере Республики Беларусь)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа
Описание работы
Целью выполнения курсовой работы является определение понятия «малый город», изучение взаимодействия государства и малых городов, влияния малых городов на экономику страны, исследование экономической программы развития малых городов, оценка хода её реализации, а так же выявление основных проблем и перспектив проведения программы на территории РБ. Были выявлены основные проблемы малых городов Беларуси. Определены способы разрешения проблем малых городов. Проведён анализ экономического развития малых городов Республики Беларусь. На примере 2 городов была проведена оценка развития экономики.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………. 5 Экономическое значение и роль малых городов в экономике……………………………………………………………....... 7 1.1 Малые города, их особенности и классификация в Республике Беларусь …………………………………………………………………. 7 1.2 Характеристика влияния малых городов на экономическое развитие ……………................................................................................. 8 1.3 Инструменты взаимодействия государства и малых городов……. 11 Основные направления и особенности экономических программ развития малых городов в Республике Беларусь……………………… 15 2.1 Проблемы малых городов в Республике Беларусь………………... 15 2.2 Анализ функционирования малых городов в Республике Беларусь (на примере города Слонима, Берёзы)……………………… 18 2.3 Государственные программы развития малых городов, их направления в Республике Беларусь…………………………………… 21 Результативность программ развития малых городов в Республике Беларусь…………………………………………...................................... 25 3.1 Оценка эффективности осуществления государственных программ развития малых городов в Республике Беларусь…………. 25 3.2 Основные перспективы развития малых городов в Республике Беларусь………………………………………………………………… 27 Заключение……………………………………………………………………. 30 Список использованных источников……………………………
В любом случае, города должны
развиваться как благоприятные места
для проживания населения, удобные места
для ведения бизнеса, перспективные места
для производственной деятельности.
В заключение можно сказать,
что роль малых городов как фундамента
развития промышленной сферы деятельности
возрастает ежегодно. Организация качественных
изменений, состоящих в переводе производственных
мощностей из больших городов в малые,
позволит увеличить производственный
потенциал последних и создать благоприятный
инвестиционный климат. Стоит добавить,
что усилия по государственному регулированию
регионального развития должны проводиться
в новом среднесрочном периоде более активно.
Результаты исследования тенденций в
изменении отраслевой структуры белорусской
экономики и в территориальной организации
экономической деятельности так же
свидетельствуют о том, что белорусское
государство по-прежнему нуждается в государственном
регулировании регионального развития.
Говоря о современном этапе развития государственного
регулирования регионального развития
в нашей стране, следует отметить, что
приоритеты современной региональной
политики белорусского государства определены
в государственных прогнозах и программах
социально-экономического развития Республики
Беларусь. К достоинствам государственной
региональной политики Республики Беларусь
можно отнести то, что в течение последних
10 – 15 лет регионально ориентированные
меры в нашей стране стали разрабатываться
и реализовываться практически всеми
министерствами и другими республиканскими
органами государственного управления
Республики Беларусь. Наиболее сильное
влияние на региональное развитие оказали
и продолжают оказывать: Министерство
экономики, Министерство архитектуры
и строительства, а также Министерство
природных ресурсов и охраны окружающей
среды. Таким образом, региональная политика
в Республике Беларусь уже давно сложилась
и к настоящему времени оказалась достаточно
хорошо развита. Тем самым в республике
созданы объективные основы для подъема
государственного регулирования регионального
развития на качественно более высокий
уровень, позволяющий существенно повысить
отдачу всего государственного управления.
Главной целью региональной политики
по-прежнему остаётся совершенствование
условий жизни населения, независимо от
места проживания, максимальное приближение
уровня жизни жителей малых городов к
уровню жизни жителей крупных городов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог
роли малых городов, можно отметить, что,
пройдя долгий путь исторического развития,
малые города не утратили свою значимость,
свой статус культурного и промышленного
центра района. Развитие промышленности
и инфраструктуры городов позволит достичь
повышения жизненного уровня населения,
выйти из критического положения малым
городам и вновь приобрести статус культурного
и промышленного центра района. Кроме
того, имеющееся историческое наследие,
напоминающее о традициях и обычаях малых
городов в период становления и развития
Белорусского государства, не может быть
потеряно, а наоборот, возрождение к нему
интереса привлечет внимание людей из
больших городов, что также повлияет на
возрождение и дальнейшее развитие малых
городов. Переход на принципы саморазвития:
самоуправления и самофинансирования
– главные составляющие системы сохранения
и восстановления малых городов нашей
страны.
Национальная экономика является
исторически сложившейся системой общественного
воспроизводства страны, взаимосвязанной
системой отраслей и видов производств,
охватывающей существующие в народном
хозяйстве формы общественного труда.
Важнейшей составной частью национальной
экономики является полноценное проведение
Государственной комплексной программы
развития регионов, малых и средних городских
поселений на 2011-2015 годы.
Главная задача при реализации
программы - приблизить уровень жизни,
социальные стандарты в малых и средних
городах к уровню крупных городов, сделать
условия для проживания максимально комфортными.
И вот теперь настало время
кардинального решения проблемы малых
городов Беларуси. В основных направлениях
социально-экономического развития страны
четко определено, что региональная экономическая
политика предусматривает опережающее
увеличение доходов и улучшение условий
проживания жителей тех регионов, где
эти показатели ниже, чем в среднем по
стране. Названы также источники повышения
уровня жизни в малых городах: активизация
инновационной и инвестиционной деятельности,
развитие предпринимательства, освоение
новых сфер приложения труда (приграничный
сервис, туризм, обслуживание транспортных
коридоров и т. д.)
Главная цель Государственной
комплексной программы развития регионов,
малых и средних городских поселений на
2011-2015 годы - обеспечить рост благосостояния
населения на основе рационального распределения
производительных сил, повышения уровня
развития, эффективности и конкурентоспособности
экономики регионов. В настоящее время
программа развития, которую реализует
белорусское государство, успешно реализуется.
Как показывает современный
опыт некоторых малых и средних городов,
актуализация проблем социального комплекса,
а также поиск конструктивного решения
социальных проблем способны во многом
изменить основные показатели уровня
жизни населения. Одно из направлений
этой деятельности - налаживание комплексной
социально-педагогической деятельности,
заинтересованность в которой могут проявлять
все городские структуры, так или иначе
озабоченные состоянием и динамикой развития
малых городов.
Реализация научно обоснованной
социально-экономической политики развития
города, учет исторически сложившихся
закономерностей развития данной территориальной
общности людей, тенденций и противоречий
в преобразовании различных сфер социального
бытия, адекватное использование экономических
и социальных стимулов в процессе деятельности
субъектов - все это масштабные резервы
совершенствования условий жизнедеятельности
людей и образа жизни, отражающего данные
условия.
Для достижения устойчивого
статуса городов необходимо соблюдать
разумный баланс двух полюсов – активной
избирательной государственной поддержки
и развития местных инициатив. Разработанные
государственные программы, нацеленные
на возрождение и развитие малых и средних
городов, с выявлением типологии последних
по хозяйственной, социальной, экологической
специфике помогут придать этой поддержке
адресный и точечный характер, более точно
определить ее масштабность и очередность.
Каждой стране присуща своя
уникальная система территориальной организации,
своя система расселения, основанная на
местных особенностях и сложившихся традициях,
на своем укладе жизни. Но при всех различиях
многих из них роднит то, что хранителями
культурного наследия, национальной оригинальности
в них являются не крупные урбанизированные
центры, не миллионные мегаполисы, а небольшие
городки – уютные, колоритные и неповторимые.
Именно малые и средние города
играют наиболее заметную и важную роль
в общей устойчивости пространственного
развития своих регионов и государства
в целом. Эти города выступают основным
элементом планировочного каркаса любого
уровня, выполняя функции центров расселения
местного и регионального значения, центров
обслуживания населения, прежде всего
сельских населенных пунктов.
Для решения проблем малых населённых
пунктов необходимо создание условий
для их экономического, социального и
культурного развития с целью превращения
в устойчивые саморазвивающиеся единицы
путём активизации собственных экономических
возможностей.
При определении перспектив
развития малых городов необходимо опираться
на их функциональное значение, учитывая
внешний потенциал развития, связанный
с общим вектором развития страны; необходимо
принимать во внимание благоприятные
для развития и ограничивающие его факторы.
Местные органы власти должны
разработать собственную стратегию муниципального
образования, основанную на конкурентоспособных
преимуществах. Промышленное производство
перестаёт быть единственным путём развития
для таких поселений, в настоящее время
должна произойти переориентация на выполнение
непромышленных функций – научно-образовательных,
туристических, организационно-хозяйственных,
транспортных, социально-культурных и
иных. Причём, особенно важным является
следующее обстоятельство – для повышения
эффективности и устойчивости своего
развития, малым городам следует расширять
набор выполняемых функций, что станет
залогом успеха в условиях современных
рыночных отношений.
Подытоживая сказанное, можно
утверждать, что небольшие – малые и средние
– города и поселки городского типа могут
и должны внести свой, при том огромный,
вклад в экономическое развитие страны,
но при условии, что государство в лице
органов власти и управления также примет
участие в решении их проблем и создаст
необходимые стартовые выравнивающие
и благоприятствующие их развитию условия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.Национальный статистический
комитет Республики Беларусь [Электронный
ресурс]– Минск, 2013. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/index.htm. - Дата доступа:22.10.2013
г.
2.Основные положения
Государственной схемы комплексной территориальной
организации Республики Беларусь. – Минск,
2003 г. – 47 с.
3. Малые города: на пути
к устойчивости [Электронный ресурс] –
Минск, 2008. - Режим доступа: http://ais.by/story/283. Дата доступа: 17.10.2013 г
4. Лемешевский И.М. Макроэкономика:
социально-экономический аспект : курс
лекций: учеб. пособие для экон. спец. вузов
/ И. М. Лемешевский. - 2-е изд., доп. и перераб.
- Мн.: ФУАинформ, 2007. - 612 с
5. Основные направления социально
– экономического развития РБ на период
до 2010г.//Белорусский экономический журнал
N2; Минск,2000
6. Основными проблемами малых
и средних городов Беларуси остаются вопросы
промпроизводства и развития предпринимательства
[Электронный ресурс] – Минск, 2010. – Режим
доступа: http://www.belta.by . Дата доступа: 21.10.2013
7. Национальная
общественно-государственная программа
модернизации, инновационного и технологического
развития малых городов и районов
[Электронный ресурс] – Москва,2013. Режим
доступа: http://www.smgrf.ru/. - Дата доступа: 21.01.2013
8. Слонимский район - территория
для инвестиций! Инвестиционный атлас,
Гродненская область [Электронный ресурс]
– Гродно,2009. – Режим доступа: http://slonim.grodno-region.by/dfiles/000362_496445_Investitsionnyj_atlas.pdf Дата доступа: 21.01.2013
10. Программа социально-экономического
развития города Берёзы на 2006-2010 годы (с
изменениями и дополнениями по состоянию
на сентябрь 2013) [Электронный ресурс] – 2010 – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/normreg2013/num53/d53773.html. - Дата доступа: 03.11.2013
11. Лемешевский И.М. Макроэкономика:
Социальный прогресс и экономический
рост: учебник / И. М. Лемешевский. – 3-е
изд., доп. и переработ. - Минск, 2009. – 186
с.
12. Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–2015
годы //Указ Президента Республики
Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136
12. Градорегулирование. Основы
регулирования градостроительной деятельности
в условиях становления рынка недвижимости./
Э. К. Трутнев и др. Москва, Фонд «Институт
экономики города», 2008. – 32 с.
14. Правила застройки городов
и пригородных зон Минской области / Решение
Минского областного исполнительного
комитета 23.12.1996 №14-8 // [Электронный
ресурс] – Минск. – Режим доступа:
2011. http://www.pravoby.info/mestn09/part22/akt22584.htm. - Дата доступа: 20.10.2013
15. Музыченко Л.М. Использование экономических
методов в муниципальном управлении при переходе к рынку:
автореф.дис… .канд.экон.наук/ Л.М.Музыченко
; М., 1998. –23c.
16. Малые города: проблемы и перспективы
развития // Газета «Вольное экономическое
общество Москвы» – М.:09.08.2007, №6 , 10 с.
17. Анимица Е.Г. Малые
и средние города региона: тенденции и
стратегия социально-экономического развития.
/ Е.Г. Анимица, И.А. Медведева, В.А.Сухих
// Урал. гос. эконом. ун-т, Екатеринбург;
Пермь, 2004, – 60 с.