Экономическая программа развития малых городов (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является определение понятия «малый город», изучение взаимодействия государства и малых городов, влияния малых городов на экономику страны, исследование экономической программы развития малых городов, оценка хода её реализации, а так же выявление основных проблем и перспектив проведения программы на территории РБ. Были выявлены основные проблемы малых городов Беларуси. Определены способы разрешения проблем малых городов. Проведён анализ экономического развития малых городов Республики Беларусь. На примере 2 городов была проведена оценка развития экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
5
Экономическое значение и роль малых городов в экономике…………………………………………………………….......
7
1.1 Малые города, их особенности и классификация в Республике Беларусь ………………………………………………………………….
7
1.2 Характеристика влияния малых городов на экономическое развитие …………….................................................................................
8
1.3 Инструменты взаимодействия государства и малых городов…….
11
Основные направления и особенности экономических программ развития малых городов в Республике Беларусь………………………
15
2.1 Проблемы малых городов в Республике Беларусь………………...
15
2.2 Анализ функционирования малых городов в Республике Беларусь (на примере города Слонима, Берёзы)………………………
18
2.3 Государственные программы развития малых городов, их направления в Республике Беларусь……………………………………
21
Результативность программ развития малых городов в Республике Беларусь…………………………………………......................................
25
3.1 Оценка эффективности осуществления государственных программ развития малых городов в Республике Беларусь………….
25
3.2 Основные перспективы развития малых городов в Республике Беларусь…………………………………………………………………
27
Заключение…………………………………………………………………….
30
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 95.53 Кб (Скачать файл)

В любом случае, города должны развиваться как благоприятные места для проживания населения, удобные места для ведения бизнеса, перспективные места для производственной деятельности.

В заключение можно сказать, что роль малых городов как фундамента развития промышленной сферы деятельности возрастает ежегодно. Организация качественных изменений, состоящих в переводе производственных мощностей из больших городов в малые, позволит увеличить производственный потенциал последних и создать благоприятный инвестиционный климат. Стоит добавить, что усилия по государственному регулированию регионального развития должны проводиться в новом среднесрочном периоде более активно. Результаты исследования тенденций в изменении отраслевой структуры белорусской экономики и в территориальной организации экономической деятельности  так же свидетельствуют о том, что белорусское государство по-прежнему нуждается в государственном регулировании регионального развития. Говоря о современном этапе развития государственного регулирования регионального развития в нашей стране, следует отметить, что приоритеты современной региональной политики белорусского государства определены в государственных прогнозах и программах социально-экономического развития Республики Беларусь. К достоинствам государственной региональной политики Республики Беларусь можно отнести то, что в течение последних 10 – 15 лет регионально ориентированные меры в нашей стране стали разрабатываться и реализовываться практически всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь. Наиболее сильное влияние на региональное развитие оказали и продолжают оказывать: Министерство экономики, Министерство архитектуры и строительства, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Таким образом, региональная политика в Республике Беларусь уже давно сложилась и к настоящему времени оказалась достаточно хорошо развита. Тем самым в республике созданы объективные основы для подъема государственного регулирования регионального развития на качественно более высокий уровень, позволяющий существенно повысить отдачу всего государственного управления. Главной целью региональной политики по-прежнему остаётся совершенствование условий жизни населения, независимо от места проживания, максимальное приближение уровня жизни жителей малых городов к уровню жизни жителей крупных городов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог роли малых городов, можно отметить, что, пройдя долгий путь исторического развития, малые города не утратили свою значимость, свой статус культурного и промышленного центра района. Развитие промышленности и инфраструктуры городов позволит достичь повышения жизненного уровня населения, выйти из критического положения малым городам и вновь приобрести статус культурного и промышленного центра района. Кроме того, имеющееся историческое наследие, напоминающее о традициях и обычаях малых городов в период становления и развития Белорусского государства, не может быть потеряно, а наоборот, возрождение к нему интереса привлечет внимание людей из больших городов, что также повлияет на возрождение и дальнейшее развитие малых городов. Переход на принципы саморазвития: самоуправления и самофинансирования – главные составляющие системы сохранения и восстановления малых городов нашей страны.

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Важнейшей составной частью национальной экономики является полноценное проведение Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2011-2015 годы.

Главная задача при реализации программы - приблизить уровень жизни, социальные стандарты в малых и средних городах к уровню крупных городов, сделать условия для проживания максимально комфортными.

И вот теперь настало время кардинального решения проблемы малых городов Беларуси. В основных направлениях социально-экономического развития страны четко определено, что региональная экономическая политика предусматривает опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей тех регионов, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране. Названы также источники повышения уровня жизни в малых городах: активизация инновационной и инвестиционной деятельности, развитие предпринимательства, освоение новых сфер приложения труда (приграничный сервис, туризм, обслуживание транспортных коридоров и т. д.)

Главная цель Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2011-2015 годы - обеспечить рост благосостояния населения на основе рационального распределения производительных сил, повышения уровня развития, эффективности и конкурентоспособности экономики регионов. В настоящее время программа развития, которую реализует белорусское государство, успешно реализуется.

Как показывает современный опыт некоторых малых и средних городов, актуализация проблем социального комплекса, а также поиск конструктивного решения социальных проблем способны во многом изменить основные показатели уровня жизни населения. Одно из направлений этой деятельности - налаживание комплексной социально-педагогической деятельности, заинтересованность в которой могут проявлять все городские структуры, так или иначе озабоченные состоянием и динамикой развития малых городов.

Реализация научно обоснованной социально-экономической политики развития города, учет исторически сложившихся закономерностей развития данной территориальной  общности людей, тенденций и противоречий в преобразовании различных сфер социального бытия, адекватное использование экономических и социальных стимулов в процессе деятельности субъектов - все это масштабные резервы совершенствования условий жизнедеятельности людей и образа жизни, отражающего данные условия.

Для достижения устойчивого статуса городов необходимо соблюдать разумный баланс двух полюсов – активной избирательной государственной поддержки и развития местных инициатив. Разработанные государственные программы, нацеленные на возрождение и развитие малых и средних городов, с выявлением типологии последних по хозяйственной, социальной, экологической специфике помогут придать этой поддержке адресный и точечный характер, более точно определить ее масштабность и очередность.

Каждой стране присуща своя уникальная система территориальной организации, своя система расселения, основанная на местных особенностях и сложившихся традициях, на своем укладе жизни. Но при всех различиях многих из них роднит то, что хранителями культурного наследия, национальной оригинальности в них являются не крупные урбанизированные центры, не миллионные мегаполисы, а небольшие городки – уютные, колоритные и неповторимые.

Именно малые и средние города играют наиболее заметную и важную роль в общей устойчивости пространственного развития своих регионов и государства в целом. Эти города выступают основным элементом планировочного каркаса любого уровня, выполняя функции центров расселения местного и регионального значения, центров обслуживания населения, прежде всего сельских населенных пунктов.

Для решения проблем малых населённых пунктов необходимо создание условий для их экономического, социального и культурного развития с целью превращения в устойчивые саморазвивающиеся единицы путём активизации собственных экономических возможностей.

При определении перспектив развития малых городов необходимо опираться на их функциональное значение, учитывая внешний потенциал развития, связанный с общим вектором развития страны; необходимо принимать во внимание благоприятные для развития и ограничивающие его факторы.

Местные органы власти должны разработать собственную стратегию муниципального образования, основанную на конкурентоспособных преимуществах. Промышленное производство перестаёт быть единственным путём развития для таких поселений, в настоящее время должна произойти переориентация на выполнение непромышленных функций – научно-образовательных, туристических, организационно-хозяйственных, транспортных, социально-культурных и иных. Причём, особенно важным является следующее обстоятельство – для повышения эффективности и устойчивости своего развития, малым городам следует расширять набор выполняемых функций, что станет залогом успеха в условиях современных рыночных отношений.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что небольшие – малые и средние – города и поселки городского типа могут и должны внести свой, при том огромный, вклад в экономическое развитие страны, но при условии, что государство в лице органов власти и управления также примет участие в решении их проблем и создаст необходимые стартовые выравнивающие и благоприятствующие их развитию условия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]– Минск, 2013. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/index.htm. - Дата доступа:22.10.2013 г.

 

2.Основные положения Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь. – Минск, 2003 г.  – 47 с.

 

3. Малые города: на пути к устойчивости [Электронный ресурс] – Минск, 2008. - Режим доступа:  http://ais.by/story/283. Дата доступа: 17.10.2013 г

 

4. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект : курс лекций: учеб. пособие для экон. спец. вузов / И. М. Лемешевский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн.: ФУАинформ, 2007. - 612 с

 

5. Основные направления социально – экономического развития РБ на период  до 2010г.//Белорусский экономический журнал N2; Минск,2000

6. Основными проблемами малых и средних городов Беларуси остаются вопросы промпроизводства и развития предпринимательства [Электронный ресурс] – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.belta.by . Дата доступа: 21.10.2013

7. Национальная общественно-государственная программа модернизации, инновационного и технологического развития малых городов и районов [Электронный ресурс] – Москва,2013. Режим доступа: http://www.smgrf.ru/. - Дата доступа: 21.01.2013

8. Слонимский район - территория для инвестиций! Инвестиционный атлас, Гродненская область [Электронный ресурс] – Гродно,2009. – Режим доступа: http://slonim.grodno-region.by/dfiles/000362_496445_Investitsionnyj_atlas.pdf Дата доступа: 21.01.2013

9. Википедия [Электронный ресурс]/ Свободная энциклопедия. – 2007 - 2013. – Режим доступа: http:// www.wikipedia.org/ - Берёза (город) – Дата доступа: 03.11.2013

10. Программа социально-экономического развития города Берёзы на 2006-2010 годы (с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2013) [Электронный ресурс] – 2010 – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/normreg2013/num53/d53773.html. - Дата доступа: 03.11.2013

11. Лемешевский И.М. Макроэкономика: Социальный прогресс и экономический рост: учебник / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и переработ. - Минск, 2009. – 186 с.

12. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы //Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136

12. Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости./ Э. К. Трутнев и др. Москва, Фонд «Институт экономики города», 2008. – 32 с.

14. Правила застройки городов и пригородных зон Минской области / Решение Минского областного исполнительного комитета  23.12.1996 №14-8 // [Электронный ресурс] –  Минск. – Режим доступа: 2011. http://www.pravoby.info/mestn09/part22/akt22584.htm. - Дата доступа: 20.10.2013

15. Музыченко Л.М. Использование экономических методов в муниципальном управлении при переходе к рынку: автореф.дис… .канд.экон.наук/ Л.М.Музыченко ; М., 1998. –23c.

16. Малые города: проблемы и перспективы развития // Газета «Вольное экономическое общество Москвы» – М.:09.08.2007, №6 , 10 с.

17. Анимица Е.Г. Малые и средние города региона: тенденции и стратегия социально-экономического развития. / Е.Г. Анимица, И.А. Медведева, В.А.Сухих // Урал. гос. эконом. ун-т, Екатеринбург; Пермь, 2004, – 60 с.

 

 


Информация о работе Экономическая программа развития малых городов (на примере Республики Беларусь)