Экономическая ситуация в Беларуси в январе-августе 2009 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:51, доклад

Описание работы

Мировой финансовый и экономический кризис спровоцировал ухудшение экономической и социальной ситуации в Беларуси. В 2009 г. экономика Беларуси вступила в полосу рецессии: отмечается падение темпов роста ВВП, промышленного производства, экспорта и поступлений валютной выручки, ухудшение финансового положения предприятий, а также дефицит государственного бюджета и платежного баланса, рост безработицы (официальной и скрытой).

Файлы: 1 файл

Belarus_Economy_8_2009.doc

— 596.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным Национального банка Беларуси, экспорт транспортных услуг за январь-июль 2009 г. составил 1243,7 млн. долл., что на 27,8% меньше, чем за январь-июль 2008 г., из них по перевозкам грузов – 1037,7 млн. долл., или на 29,9% меньше, по перевозкам пассажиров – 104,3 млн. долл., или на 11,3% меньше. В экспорте транспортных услуг наибольший удельный вес занимают услуги железнодорожного /32,6%/, трубопроводного /31,9%/ и автомобильного /21,8%/ транспорта.

 

Вместе с тем, чистая прибыль организаций транспорта в январе-июле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, напротив возросла на 34,7% до 617 млрд. руб., что связано, в первую очередь, с резким ростом транспортных тарифов.

 

Так, тарифы на перевозки грузов всеми видами транспорта в январе-августе 2009 г. были на 43,2% выше, чем в январе-августе 2008 г., в том числе железнодорожным транспортом – в 1,7 раза, воздушным – на 18,2%, автомобильным – на 11,6%, внутренним водным – на 6% выше, трубопроводным транспортом – снизились на 4,2%.

 

В свою очередь, производство продукции сельского хозяйства в январе-августе 2009 г. возросло на 3,3% /в сопоставимых ценах/. Уровень рентабельности реализованной продукции /работ, услуг/ в сельском хозяйстве в январе-июле 2009 г. составил 5,8% против 8,5% год назад. Просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций на 1 августа 2009 г. составила 1,7 трлн. руб. /+28,6% к 1 августа 2008 г./. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 3,8 раза.

 

Необходимо отметить, что в текущих кризисных условиях происходит заметное снижение потребительского спроса и внутренней торговли. Сегодня белорусы начинают экономить, сокращают свои потребительские расходы, переключаются на более дешевые товары, что также оказывает отрицательное влияние на темпы экономического роста в Беларуси.

 

В свою очередь, снижение потребительской  активности вызвано падением доходов  населения и ростом безработицы (официальной и скрытой), а также негативными ожиданиями дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране.

 

По данным Белстата, средняя зарплата работников в августе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. сократилась в реальном выражении /то есть с учетом роста инфляции/ на 2,9% до 1043,5 тыс. руб., а в долларовом эквиваленте – сразу на 19,2% до 367,3 долл.

 

В то же время, в ряде отраслей зарплата работников заметно ниже среднего по стране уровня: младший медицинский персонал зарабатывает всего 476,8 тыс. руб., в социальном обеспечении средняя зарплата составляет 590,8 тыс. руб., в учреждениях образования – 665,9 тыс. руб., в легкой промышленности – 707,3 тыс. руб., в учреждениях культуры и искусства – 717,8 тыс. руб. и др.

 

Кроме того, имеются и региональные различия в уровне зарплаты работников /в Минске средняя зарплата примерно на треть выше, чем в остальных областях Беларуси/.

 

Задолженность организаций по кредитам и займам на выплату заработной платы  на 1 августа 2009 г. составила 801,8 млрд. руб., или 22,9% от начисленного за месяц фонда зарплаты. Наиболее высокий удельный вес задолженности сложился в организациях концернов «Беллегпром» /95,5% от начисленного фонда заработной платы/ и «Беллесбумпром» /61,6%/, а также в организациях Минпрома /68,3%/ и Минстройархитектуры /53,7%/.

 

Тревожной тенденцией является и увеличение скрытой безработицы /работа неполное рабочее время и рост отпусков по инициативе нанимателя и др./. В январе-июле текущего года сразу 288,6 тыс. работников организаций /или 8,2% среднемесячной численности/ работали в режиме вынужденной неполной занятости против 67 тыс. работников /1,9%/ в январе-июле 2008 г.

 

В июле 2009 г. по сравнению с июнем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей /днем/, увеличилась на 16,6% до 71,8 тыс. чел., численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 3,5% до 33,5 тыс. чел. Отпуска без сохранения заработной платы в июле 2009 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 15,6 тыс. чел., или 46,5% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

 

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите, на конец августа 2009 г. составила 44,6 тыс. чел., что на 5,4% больше, чем в августе 2008 г. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1% от экономически активного населения /на конец августа 2008 г. – 0,9%/.

 

Средний размер пособия на одного безработного в августе 2009 г. составил всего лишь 47,4 тыс. руб., или 18,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Поэтому реальный уровень безработицы в стране, по нашим оценкам, превышает официальный показатель, по меньшей мере, в 4-5 раз. В ближайшие месяцы тенденция роста безработицы может усилиться. В такой ситуации актуальным становится вопрос создания новых рабочих мест.

 

В целом, на наш взгляд, вопрос адекватного увеличения заработной платы и доходов населения выглядит, вероятно, более важным, чем сама проблема инфляции и ряд других вопросов экономической политики /хотя, это и противоречит рекомендациям экспертов МВФ по поводу ограничения зарплат в госсекторе/. Поскольку в противном случае, можно ожидать усиления оттока высококвалифицированных кадров зарубеж, а также заметного ослабления внутреннего спроса в экономике.

 

Справочно приведем статистические данные о средней зарплате в соседних странах: Польша – 1142,7 долл. /или в 3,1 раза больше, чем в Беларуси/; Россия – 605,5 долл. /в 1,7 раза выше/, в том числе Москва – 1070,2 долл. /в 2,35 раза больше, чем в Минске/; Латвия – 951,8 долл. /в 2,6 раза больше, чем в Беларуси/ и Литва – 887,2 долл. /в 2,4 раза выше/.

 

Динамика инфляции

 

Ситуация в инфляционной сфере складывается следующим образом. В то время как, средние цены экспорта снизились на 32,9% /в январе-июле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года/, а импорта – на 23,6%, потребительские цены внутри страны, напротив, заметно возросли – сразу на 14,1% /январь-август 2009 г. к январю-августу 2008 г./.

 

На этом фоне снижение ежемесячного уровня инфляции в последнее время  до 0,3%-0,4% в месяц не представляется достаточным, поскольку в действительности потребительские цены в Беларуси, следуя логике здравого смысла должны снижаться, а не расти /пускай и относительно невысокими темпами/.

 

Стоит отметить, что в августе 2009 г. по сравнению с июлем потребительские цены снизились на 0,2%, однако это снижение вызвано, в первую очередь, действием сезонных факторов. В силу сезонности инфляция на потребительском рынке традиционно снижается в весенне-летний период /что связано с поступлением урожая нового года, снижением интенсивности издержек производства и обращения и др./, а уже осенью и зимой наблюдается сезонное ускорение инфляции.

 

Остается добавить, что сезонно очищенный /seasonally adjusted/ показатель инфляции /по методу X12-ARIMA/ в августе 2009 г. составил +0,8% вместо фактических минус 0,2%.

 

В целом более вероятным выглядит то, что ценники в магазинах и на рынках будут и впредь меняться не в пользу покупателей, в том числе и на продовольственные товары. Причем в четвертом квартале 2009 г. – первом квартале 2010 г. можно ожидать сезонного ускорения темпов инфляции /в январе 2010 г., вероятно, будут заметно повышены тарифы на услуги ЖКХ – предположительно, на 15-20%/.

 

По нашим оценкам, на современном  этапе в основе инфляции лежат  скорее немонетарные факторы, в частности, высокий уровень монополизма и коррупции в экономике, административное регулирование цен, различные региональные барьеры, менталитет белорусских предпринимателей.

 

Финансы предприятий 

 

Мировой финансовый и экономический  кризис спровоцировал заметное ухудшение финансового положения белорусских предприятий. Так, в январе-июле 2009 г. чистая прибыль прибыльных предприятий снизилась на 38% до 6,092 трлн. руб.

 

В анализируемом периоде убыточными были 1096 организаций, или 10,4% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке. Однако обращает на себя внимание то, что в январе-июле текущего года сумма чистого убытка убыточных организаций возросла сразу в 4,4 раза до 1,124 трлн. руб., что является достаточно тревожным симптомом.

 

В результате сегодня также ухудшается состояние расчетов: у предприятий не хватает денежных средств для осуществления своевременных платежей. По состоянию на 1 августа 2009 г., просроченная кредиторская задолженность достигла 7,387 трлн. руб., что в 1,7 раза больше, чем год назад. Просроченная дебиторская задолженность в анализируемом периоде возросла в 1,7 раза до 7,436 трлн. руб. на 1 августа текущего года.

 

Проведенный анализ свидетельствует  о росте числа неплатежеспособных предприятий, проблемах финансирования их текущей деятельности, причем в основном предприятий государственной формы собственности.

 

По данным на 1 июля 2009 г., в Беларуси 3861 предприятие, или 36,7% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, были неплатежеспособными /имели одновременно коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности ниже норматива/, в том числе в промышленности – 923 предприятия, или 44,3% от их общего числа.

 

При этом не имели собственных оборотных  средств на 1 июля текущего года 4699 организаций, или 44,7% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, и 1486 организаций /14,1%/ имели обеспеченность собственными оборотными средствами ниже норматива.

 

В промышленности на 1 июля текущего года не имели собственных оборотных средств 814 предприятий, или 39,1% от их общего количества, в том числе в пищевой промышленности – 59,3% предприятий, мукомольно-крупяной и комбикормовой – 56,5%, электроэнергетике – 50%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной – 46,2%, легкой промышленности – 44,2%, промышленности строительных материалов – 43,7% предприятий.

 

Ниже норматива обеспеченность собственными оборотными средствами имели 360 промышленных предприятий, или 17,3% от их общего количества, в том числе в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – 32,6% предприятий, медицинской – 29,4%, электроэнергетике – 25%, пищевой промышленности – 23,6%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 18,1% предприятий.

 

Среди органов госуправления хуже всего ситуация выглядит в системе Минсельхозпрода, где 69,7% организаций не имеют собственных оборотных средств, а у 12% организаций обеспеченность собственными оборотными средствами ниже норматива.

 

Кроме того, обращает на себя внимание, что в разрезе рентабельных предприятий на долю низкорентабельных приходится более половины: с уровнем рентабельности от 0% до 5% работают 34,8% предприятий, от 5% до 10% – 21,8% предприятий.

 

Государственные финансы 

 

В условиях мирового финансово-экономического кризиса отмечается снижение доходов государственного бюджета. В январе-июле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доходы консолидированного бюджета сократились на 2275,5 млрд. руб. (или на 6,3%) до 33839,8 млрд. руб.

 

При этом налоговые доходы снизились  на 3416,6 млрд. руб. по сравнению с январем-июлем 2008 г. (или на 13,3%), в том числе налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – на 1819,9 млрд. руб. (на 32,4%).

 

Общее падение налоговых доходов  частично компенсировано увеличением взносов на государственное социальное страхование на 1088,2 млрд. руб. (или на 13,7%) и ростом поступлений по неналоговым доходам на 52,9 млрд. руб. (на 2,1%). Однако отчисления на социальное страхование, равно как и НДС, негативным образом сказываются на экономической активности предприятий, так как не создают мотивации на увеличение производительности и оплаты труда.

 

Очевидно, что в условиях мирового финансового и экономического кризиса общее падение доходов консолидированного бюджета в целях обеспечения финансовой стабильности в стране должно быть компенсировано соответствующим сокращением расходов, а также повышением эффективности использования средств.

 

Необходимо провести дополнительную работу, связанную с более тщательным анализом эффективности госрасходов, в том числе на региональном уровне. Министерства и ведомства должны разработать свои программы повышения эффективности расходов.

 

По данным Минфина Беларуси, в январе-июле 2009 г. зафиксирован рост расходной части консолидированного бюджета на 3728,8 млрд. руб. (или на 11,6%) до 35749,3 млрд. руб. В результате консолидированный бюджет в анализируемом периоде исполнен с дефицитом минус 1909,5 млрд. руб., что составило 2,6% к ВВП. За январь-июль 2008 г. профицит консолидированного бюджета составлял +4094,8 млрд. руб., или +6,1% к ВВП.

 

Отметим, что договоренности между  правительством Беларуси и МВФ по программе stand by предусматривают обеспечение бездефицитности бюджета центрального правительства /республиканского бюджета/.

 

Однако по итогам семи месяцев 2009 г. республиканский бюджет исполнен с дефицитом минус 947,9 млрд. руб. В свою очередь, местные бюджеты исполнены с дефицитом минус 1121,4 млрд. руб., что выглядит достаточно тревожно.

 

Таким образом, в текущем году, в первую очередь, должны быть сокращены непервоочередные расходы бюджетов /к примеру, расходы на благоустройство населенных пунктов/, при этом часть инвестиционных расходов необходимо перенести на более поздний срок /или хотя бы на несколько месяцев вперед/. Сегодня на первый план выходит обеспечение финансовой и экономической стабильности в стране, что позволит вернуться к устойчивым темпам экономического роста в 2010 г.

Информация о работе Экономическая ситуация в Беларуси в январе-августе 2009 г.