Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:51, доклад
Мировой финансовый и экономический кризис спровоцировал ухудшение экономической и социальной ситуации в Беларуси. В 2009 г. экономика Беларуси вступила в полосу рецессии: отмечается падение темпов роста ВВП, промышленного производства, экспорта и поступлений валютной выручки, ухудшение финансового положения предприятий, а также дефицит государственного бюджета и платежного баланса, рост безработицы (официальной и скрытой).
Наконец, операции с кредитами и займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 1,332 млрд. долл., что сразу в 6,4 раза превысило уровень января-июня 2008 г.
Основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен чистым привлечением кредитных средств органами денежно-кредитного регулирования и правительством Беларуси в размере 580,1 млн. долл. и 880,5 млн. долл., соответственно.
В соответствии с методологией платежного баланса первая транша кредита МВФ в размере 779,1 млн. долл., полученная правительством Беларуси в январе 2009 г. по программе stand-by, включена в сектор органов денежно-кредитного регулирования.
В целом органами денежно-кредитного регулирования привлечено 780,1 млн. долл., из которых первый транш кредита МВФ по программе stand by составил 779,1 млн. долл.
Правительством Беларуси привлечено иностранных кредитов и займов на сумму 923,7 млн. долл. Основной объем заемных средств поступил из России и Китая в размере 500 млн. долл. и 419,7 млн. долл. соответственно.
Организации нефинансового сектора на валовой основе привлекли 1911,4 млн. долл., что на 9,2% меньше, чем за январь-июнь 2008 г. В структуре привлеченных нефинансовыми организациями кредитов и займов наибольший удельный вес заняли краткосрочные кредиты и займы – 1608,8 млн. долл., или 84,2% /за январь-июнь 2008 г. – 74,8%/. Долгосрочных кредитов и займов привлечено на сумму 302,6 млн. долл., или 15,8% /за январь-июнь 2008 г. – 25,2%/.
Основными странами-кредиторами белорусских нефинансовых организаций явились Россия /37,8%/, Австрия /24,7%/, Соединенное Королевство /9,4%/, Кипр /8,4%/.
Основной объем привлеченных кредитных ресурсов направлен в промышленность /52,4% общего объема поступлений/, в организации общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка /22,1%/, транспорт и связь /10,3%/, торговлю и общественного питание /4,2%/.
Совокупный внешний долг
Совокупный внешний долг резидентов Беларуси в первом полугодии 2009 г. возрос на 2,47 млрд. долл. /или на 16,3%/ до рекордных 17,624 млрд. долл. на 1 июля. При этом отношение валового внешнего долга Беларуси к объему ВВП /в годовом исчислении/ во втором квартале 2009 г. возросло до 37% против 27,7% в первом квартале 2008 г. и 25,1% в четвертом квартале 2008 г.
Однако с этой точки зрения, Беларусь пока находится в безопасной зоне, по международным стандартам, предельным значением является планка внешнего долга в 55-60% от ВВП.
В общей сумме внешнего долга Беларуси основную часть составили обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам – 10409,6 млн. долл. /59,1%/. Задолженность по коммерческим /торговым/ кредитам сложилась в размере 4973 млн. долл. /28,2%/, обязательства по кредитам, предоставленным резидентам Беларуси иностранными «материнскими» компаниями, – 711 млн. долл. /4%/, прочие краткосрочные обязательства /включая просроченную задолженность за товары и услуги/ – 1143 млн. долл. /6,5%/ и обязательства банковского сектора по счетам и депозитам – 379,8 млн. долл. /2,2%/.
В качестве индикаторов платежеспособности страны и безопасного уровня внешнего долга используются относительные показатели внешнего долга. Отношение валового внешнего долга к ВВП на 1 июля 2009 г. составило 37% /пороговое значение – 55%/, отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 62,3% /пороговое значение – 100%/.
Вместе с тем, отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 июля 2009 г. составило 26,5% /пороговое значение – 20%/ и увеличилось на 9,1 процентных пункта по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2009 г.
Такая динамика указывает на возрастающие экономические и финансовые риски в случае, если спрос и цены на экспортируемые Беларусью товары и услуги в ближайшие месяцы не начнут восстанавливаться. Поскольку нарушение указанного критерия обусловлено, в первую очередь, заметным падением экспорта товаров и услуг, потому что объем платежей по внешнему долгу, напротив несколько снизился.
Однако в течение предстоящих четырех кварталов (с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г.) белорусским резидентам только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоит выплатить (или рефинансировать) кредиты и займы на сумму не менее 8,169 млрд. долл. И здесь речь идет только об основном долге, то есть без учета процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетом процентов и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу может достигнуть 9-9,5 млрд. долл.
В этом контексте обращает на себя внимание, что просроченная задолженность белорусских предприятий возросла более чем в 1,5 раза – с 518,5 млн. долл. на 1 июля 2008 г. до рекордных 786,6 млн. долл. на 1 июля текущего года, что выглядит достаточно тревожно.
В условиях значительного сокращения поступлений валютной выручки /в январе-июле 2009 г. сразу на 9,438 млрд. долл., или в 1,7 раза, до 13,229 млрд. долл./ недостающую валюту для осуществления выплат по внешним заимствованиям и приобретения импортного сырья предприятия покупают у государства /выходят на биржу с растущими объемами заявок/. Для удовлетворения этого спроса используются золотовалютные резервы Национального банка.
В свою очередь, для пополнения золотовалютных резервов правительством осуществляются внешние заимствования. В результате создается механизм превращения /трансформации/ внешнего корпоративного долга во внешний госдолг Беларуси.
Критерии экономической безопасности
С точки зрения критериев экономической безопасности Беларуси текущая ситуация выглядит следующим образом.
Отношение внешнего госдолга к ВВП /нормативное значение по международным стандартам – не более 50%, по национальным стандартам – не более 20%/: 2006 г. – 2,3%, 2007 г. – 5,2%, 2008 г. – 6,4%, на 2 июля 2009 г. – 12,8% /при расчете использовался долларовый эквивалент ВВП, произведенного в июле 2008 г. – июне 2009 г. – 47,64 млрд. долл./. К концу текущего года Минфин Беларуси планирует увеличение показателя до 14%.
Отношение внутреннего госдолга к ВВП /нормативное значение по национальным стандартам – не более 20%/: 2006 г. – 6,3%, 2007 г. – 6,3%, 2008 г. – 6,7%, на 1 июля 2009 г. – 6,7% /при расчете использовался рублевый эквивалент ВВП, произведенного в июле 2008 г. – июне 2009 г. – 133,4 трлн. руб./.
Отношение валового внешнего долга к ВВП /пороговое значение показателя не более 55%/: 2006 г. – 18,5%, 2007 г. – 27,6%, 2008 г. – 25,1%, на 1 июля 2009 г. – 37%. Необходимо отметить, что значение этого критерия /равно как и первого критерия/ будет ухудшаться автоматически даже без учета наращивания задолженности в результате снижения долларового эквивалента ВВП /из-за проведенной более чем на треть девальвации рубля/.
Дефицит/профицит консолидированного бюджета к ВВП /не более минус 3%/: 2006 г. – +1,4%, 2007 г. – +0,4%, 2008 г. – +1,4%, январь-июль 2009 г. – минус 2,6%. По оценкам Минфина Беларуси, в сентябре текущего года с целью обеспечения бездефицитного бюджета может потребоваться еще одна корректировка расходов в связи с ожидаемым снижением поступлений доходов.
Обслуживание внешнего долга органов
госуправления к доходам
1) удорожание рублевого
2) привлечение новых кредитов /поступление очередных траншей МВФ, российского госкредита, кредита Всемирного банка на цели развития и др./;
3) приближение к пику платежей
по внешнему госдолгу в 2012-
4) снижение доходов
Таким образом, с учетом перечисленных причин можно ожидать увеличения нагрузки на бюджет, связанной с обслуживанием госдолга, как в абсолютном, так и относительном выражении.
По всей видимости, будет увеличиваться и нагрузка, связанная с обслуживанием совокупного внешнего долга страны.
Обслуживание валового внешнего долга к ВВП: 2006 г. – 10%, 2007 г. – 8,8%, 2008 г. – 10,7%, на 1 июля 2009 г. – 12,9%.
Валовой внешний долг на душу населения /на конец года/: 2006 г. – 704,6 долл., 2007 г. – 1289,6 долл., 2008 г. – 1567,1 долл., на 1 июля 2009 г. – 1824,1 долл.
При этом обращает на себя внимание, что в рублевом эквиваленте последняя цифра составляет 5,153 млн. руб. в среднем на 1 человека, или 10,872 млн. руб. на 1 работающего, что составляет более 11,4 начисленных среднемесячных зарплат.
С этой точки зрения уровень совокупного внешнего долга Беларуси представляется достаточно ощутимым, поэтому следует более пристально изучать необходимость привлечения новых внешних заимствований /особенно, если речь идет о предприятиях и банковском секторе/.
Реальный эффективный курс
Традиционно одним из способов выравнивания платежного баланса является корректировка реального эффективного курса национальной валюты в сторону его снижения. Это позволяет стимулировать экспорт /за счет его удешевления/ и одновременно ограничивать импорт /соответственно, за счет его удорожания/.
Индекс реального курса
В качестве аргумента 20-процентной девальвации эксперты МВФ указывали на укрепление реального обменного курса белорусского рубля к «корзине валют» стран – основных торговых партнеров Беларуси в декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. сразу на 17,57%, что препятствовало росту белорусского экспорта /за счет его удорожания/ и одновременно способствовало ускорению темпов роста импорта /соответственно, за счет его удешевления/, тем самым, обостряя на фоне заметного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и без того острую проблему хронического отрицательного внешнеторгового сальдо Беларуси.
В этом контексте замечание экспертов МВФ, похоже, выглядело справедливым и обоснованным. На рисунке 4 представлена динамика индекса реального эффективного курса белорусского рубля в январе 2008 г. – августе 2009 г. /в процентах к декабрю 2007 г./.
Рисунок 4. Динамика индекса реального
эффективного курса белорусского рубля
(в процентах к декабрю 2007 г.)
На представленном рисунке ярко видно, что, начиная с июля по декабрь 2008 г. наблюдалось резкое укрепление реального эффективного курса национальной валюты /в основном из-за укрепления доллара на международном валютном рынке в силу привязки к нему белорусского рубля/ с пиком в декабре прошлого года на уровне +17,57%, что негативно сказывалось на внешнеторговой динамике.
В текущем году отмечается положительная тенденция к снижению индекса реального курса. Так, в августе 2009 г. по сравнению с декабрем 2007 г. отмечается уже не укрепление, а снижение реального эффективного курса национальной валюты – на 2,5%. В целом значение индекса реального курса удалось вернуть на докризисный уровень.
При этом расширение валютного коридора /с +/-5% до +/-10% к первоначальному значению стоимости корзины валют 960 руб.; теперь эти границы расширены на 48 руб. в обе стороны и составляют от 864 руб. до 1056 руб./ создает дополнительные возможности для приближения реального эффективного курса белорусского рубля к его равновесному значению.
В свою очередь, оценки персонала МВФ, приведенные в докладе фонда №09/260, свидетельствуют о том, что по состоянию на конец апреля 2009 г. реальный эффективный курс белорусского рубля был незначительно выше своего равновесного уровня.
Так, норма счета текущих операций для Беларуси составляет от минус 3,6% до минус 4,7% ВВП, а текущая оценка базового дефицита сальдо счета текущих операций примерно равняется минус 6% ВВП. Исходя из этой оценки, реальный эффективный курс национальной валюты был всего лишь на 4%-6,5% выше своего равновесного уровня.
Однако если учесть, что в последующие четыре месяца /с мая по август 2009 г./ реальный эффективный курс уже снизился на 6,6%, то можно предположить, что по состоянию на конец августа текущего года анализируемый показатель, вероятно, опустился в область даже несколько ниже равновесного значения /примерно на 0,5%-2,8%/, что в перспективе будет благотворно сказываться на внешнеторговой динамике Беларуси /за счет повышения ценовой конкурентоспособности экспорта и соответственного удорожания импорта/.
Хотя текущая ситуация в сфере внешней торговли остается достаточно сложной. Так, в январе-августе 2009 г. отрицательное сальдо внешней торговли товарами достигло рекордных минус 4,707 млрд. долл. против минус 3,678 млрд. долл. год назад. В том числе отрицательное сальдо в торговле с Россией составило минус 6,325 млрд. долл. /в январе-августе 2008 г. минус 9,553 млрд. долл./.
Информация о работе Экономическая ситуация в Беларуси в январе-августе 2009 г.