Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:51, доклад
Мировой финансовый и экономический кризис спровоцировал ухудшение экономической и социальной ситуации в Беларуси. В 2009 г. экономика Беларуси вступила в полосу рецессии: отмечается падение темпов роста ВВП, промышленного производства, экспорта и поступлений валютной выручки, ухудшение финансового положения предприятий, а также дефицит государственного бюджета и платежного баланса, рост безработицы (официальной и скрытой).
В целом бюджетная политика должна быть направлена на поддержку реального сектора и сокращение импорта. В текущей ситуации необходимо стимулировать внутренний спрос, одновременно дестимулируя импорт, что позволит в том числе сохранить рабочие места на предприятиях, а также увеличить предложение валюты на внутреннем валютном рынке.
При этом акцент должен быть сделан на стимулирование не только внутреннего спроса, но и предложения, то есть на приоритетную поддержку секторов, производящих продукцию и услуги конечного, а не промежуточного спроса. В наших условиях это жилищное строительство, производство и переработка продовольствия, легкая промышленность, производство потребительских товаров, в том числе длительного пользования /мебель, бытовая техника, автомобили и др./.
Поддержка этих секторов позволит увеличить занятость в экономике, а увеличение предложения товаров и услуг, в свою очередь, будет оказывать понижающее давление на инфляцию. Самое важное – таким путем можно достичь необходимых структурных сдвигов и диверсификации белорусской экономики в целом. В свою очередь, диверсификация экономики сделает более устойчивыми позиции госбюджета, снизит его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
Вместе с тем, несмотря на падение доходов бюджета, на наш взгляд, представляется целесообразным рассмотреть вопрос об увеличении налоговых вычетов для малообеспеченных категорий граждан /пенсионеров, студентов, работников с сокращенной рабочей неделей и др./. Это позволит не только социально защитить указанные группы населения, но и поддержать внутренний спрос на ряд отечественных товаров и услуг.
Сейчас стандартный налоговый вычет /т.е. сумма, не облагаемая подоходным налогом/ для граждан со среднемесячным доходом не более 1,5 млн. руб. составляет 250 тыс. руб. По нашим оценкам, размер налогового вычета следует увеличить в два раза до 500 тыс. руб. В данном случае выпадающие доходы в определенной мере будут компенсированы поступлениями по другим статьям /налогу на прибыль, НДС и др./.
В условиях мирового финансового и экономического кризиса налоговая система в Беларуси должна стать дополнительным фактором конкурентоспособности и роста национальной экономики.
В этом контексте возможное увеличение ставки налога на добавленную стоимость /НДС/ на 4 процентных пункта – с 18% до 22% – имеет как плюсы, так и минусы для экономики Беларуси. Наряду с улучшением наполняемости бюджета повышение ставки НДС до 22% может привести в том числе и к негативным последствиям в экономике Беларуси.
К их числу, в первую очередь, следует отнести увеличение темпов инфляции, падение потребительского спроса, снижение конкурентоспособности предприятий на внутреннем рынке, сокращение их возможностей для осуществления инвестиций в модернизацию производств и инновационные проекты, в целом ухудшение их финансового положения, а также рост теневой экономики, «серой» конкуренции и коррупции.
Увеличение ставки НДС уменьшит налоговую базу по другим налогам и платежам, например, по налогу на прибыль, взносам на социальное страхование, поскольку компании, возможно, будут стараться сохранить стоимость своих товаров и услуг на прежнем уровне за счет сокращения величины прибыли и уровня зарплат работников.
При этом повышение НДС может привести и к некоторому снижению инвестиционной привлекательности экономики Беларуси, ведь иностранный капитал, как правило, стремится туда, где выше его отдача, то есть где ниже риски и издержки, включая налоги и другие обязательные платежи.
В целом уровень налогообложения, простоты и удобства налоговой системы является важнейшим фактором конкурентоспособности национальной экономики, ее инвестиционного климата и уровня экономической свободы. И чем ниже уровень налогов, тем более благоприятен инвестиционный климат, а это, в свою очередь, означает расширение возможностей для осуществления инвестиций в экономику страны.
С учетом вышеизложенного вопрос о повышении ставки НДС до 22%, вероятно, требует дополнительной аргументации. На этом фоне целесообразным также выглядит сокращение расходов бюджета /как альтернатива повышению НДС/ и поиск дополнительных источников доходов, например, за счет приватизации и продажи предприятий, находящихся в госсобственности.
Кроме того, можно рассмотреть вариант использования средств МВФ для финансирования расходов госбюджета по аналогии с договоренностями, достигнутыми между МВФ и Украиной, где часть средств фонда идет на финансирование дефицита госбюджета и погашение ранее привлеченных внешних заимствований правительства.
Таким образом, в текущей ситуации в Беларуси необходимо одобрить отмену оборотных налогов и снижение налога на прибыль, что позволит в определенной мере повысить конкурентоспособность белорусских производителей /в том числе экспортеров/.
Однако выпадающие доходы бюджета целесообразно компенсировать не за счет повышения ставки НДС, а за счет сокращения расходов и привлечения дополнительных источников доходов /осуществление приватизации, средства кредита МВФ и других международных финансовых институтов/.
Кроме того, сегодня необходимо ввести налоговые льготы на осуществление приоритетных научных разработок, а также полностью освободить от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение и повышение квалификации своих сотрудников.
Динамика инвестиций
В Беларуси реализация планов правительства по наращиванию ввода жилья в 2010 г. до 9 млн. кв. м. и в 2011 г. до 10 млн. кв. м. потребует, по нашим оценкам, увеличения источников финансирования жилищного строительства, по меньшей мере, до 10 млрд. долл. Для этого необходимо вовлечь в экономический оборот 4-4,5 млрд. долл., хранящихся на руках у населения, а также увеличить объемы льготного кредитования за счет средств банков, госбюджета и иностранных источников.
В Беларуси в 2010 г. планируется построить 9 млн. кв. м. жилья, что на 20% превышает установленное ранее задание и позволит опережающими темпами выполнить план по увеличению строительства до 10 млн. кв. м. в 2011 г. /см. рисунок 1/. Такую динамику жилищного строительства предусматривает новая редакция Государственной комплексной программы развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением правительства №514.
Рисунок 1. Ввод жилой площади в 1995-2008
гг и прогноз на 2009-2011 гг
(фактические данные и полиноминальный
тренд)
В том числе в Минске поставлена цель увеличить объем строительства на 13% к прежнему заданию до 1,970 млн. кв. м., в Минской области – на 7,5% до 1,430 млн. кв. м., в Брестской – на 23% до 1,350 млн. кв. м., в Гомельской – на 22% до 1,170 млн. кв. м., в Гродненской – на 25,5% до 1,080 млн. кв. м., в Витебской области – на 39% до 1 млн. кв. м., в Могилевской – на 26,5% до 1 млн. кв. м.
В 2009году задание по объему возводимого жилья составило 6 млн. кв. м. жилья /в 2008 г. введено 5,147 млн. кв. м. жилья /см. табл. 2, рис. 2/, что на 10,3% превысило уровень 2007 г./. Зато темпы строительных работ будут ускорены: во втором квартале необходимо сдать в эксплуатацию 60% планируемого жилья, а за девять месяцев – 90% жилья, что позволит поддержать внутренний спрос в экономике. Ранее основную часть жилья строители традиционно сдавали в конце года.
Таблица 2
Ввод жилой площади и число построенных квартир в Беларуси в 1995-2008 гг.
Показатель |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Ввод жилья, |
1948,8 |
3528,5 |
3008,9 |
2810,5 |
3019,2 |
3501,5 |
3785,5 |
4087,6 |
4665,1 |
5146,7 |
Число пост-роенных квартир, тыс |
27,3 |
39,4 |
32,5 |
28,8 |
32,0 |
40,4 |
43,3 |
45,6 |
53,1 |
60,6 |
Рисунок 2. Ввод в действие жилых домов на 1000 чел. населения /кв. м. общей площади/
В целом выполнение повышенного задания на 2010 г. потребует перехода строительных организаций на трехсменный режим работы практически на всех жилищных объектах.
Таким образом, на современном этапе правительство Беларуси делает ставку на строительство, как на один из локомотивов отечественной экономики в условиях мирового финансового и экономического кризиса. Планы правительства по увеличению объемов строительства связаны с существующей потребностью в жилье – сегодня более 700 тыс. человек состоят на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Правительство предлагает стимулировать жилищное строительство за счет расширения объемов льготного кредитования и других источников.
По данным Национального банка Беларуси, в январе-июле 2009 г. кредитные вложения банков в строительство возросли на 380,2 млрд. руб /или на 25,9%/ до 1846,6 млрд. руб. на 1 августа. В том числе краткосрочные кредитные вложения возросли на 91,1 млрд. руб. /на 26,6%/ до 433,4 млрд. руб., а долгосрочные вложения – на 289,1 млрд. руб. /на 25,7%/ до 1413,2 млрд. руб. на 1 августа.
В целом расширяется льготное кредитование банками жилищного строительства. В первом полугодии 2009 г. банки выдали льготных кредитов физическим лицам и сельскохозяйственным организациям почти на 2 трлн. руб., что в 1,7 раза превышает объем выдачи льготных кредитов на цели жилищного строительства за аналогичный период предыдущего года.
Наряду с льготным кредитованием населения банковская система активно осуществляет выдачу кредитов физическим лицам на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. По состоянию на 1 июля 2009 г. задолженность физических лиц по кредитам на строительство и приобретение жилья, выданным на общих основаниях, достигла 2,4 трлн. руб., что в 1,6 раза больше, чем год назад.
Далее попытаемся примерно оценить возможный объем и источники финансирования жилищного строительства в 2010-2011 гг. В качестве отправной точки, хотя и с некоторыми оговорками, логично избрать 2008 г.
Так, в 2008 г. на строительство жилых домов использовано 6,4 трлн. руб. инвестиций, что составило 17,9% к их общему объему и 120,9% к уровню 2007 г. При этом на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 956,2 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или 127,5% к предусмотренному объему на 2008 г.
То есть общий объем финансирования строительства жилых домов и инфраструктуры в 2008 г. составил 7,4 трлн. руб., или примерно 3,4 млрд. долл. /при расчете использовался средневзвешенный курс 2149,42 руб./.
Ввод в действие общей площади жилых домов по источникам финансирования характеризуется следующими данными /см. таблицу 3/.
Таблица 3
Ввод жилья в Беларуси в 2007-2008 гг по источникам финансирования
2008 г |
В % к итогу | |||
тыс кв м |
в % к |
2008 г |
справочно | |
Введено в действие жилых домов - всего |
5146,7 |
110,3 |
100 |
100 |
из них за счет: |
||||
средств консолидированного бюджета |
253,2 |
106,3 |
4,9 |
5,1 |
собственных средств |
282,0 |
181,6 |
5,5 |
3,3 |
кредитов банков |
2205,6 |
117,9 |
42,9 |
40,1 |
собственных средств населения |
2388,9 |
100,4 |
46,4 |
51,0 |
Таким образом, основными источниками финансирования жилищного строительства в 2008 г. являлись собственные средства населения /46,4%/ и кредиты банков /42,9%/.
Если предположить неизменность индекса цен на строительно-монтажные работы и услуги, то объем необходимых средств для финансирования роста жилищного строительства в 2010 г. до 9 млн. кв. м., а в 2011 г. до 10 млн. кв. м., составит, по меньшей мере, 27,3 трлн. руб. /с учетом строительства инфраструктуры/, или примерно 9,8 млрд. долл. в эквиваленте /при расчете использовался курс 2783 руб./.
В том числе отдельно в 2010 г. объем необходимых средств предположительно составит 12,9 трлн. руб. /или 4,6 млрд. долл./, а в 2011 г. – 14,4 трлн. руб. /5,2 млрд. долл./.
По данным Белстата, в январе-августе 2009 г. объем инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возрос в сопоставимых ценах на 16,9% до 26,557 трлн. руб.
Как следствие, уровень инвестиций относительно ВВП возрос до 30,9% против 24,8% в январе-августе 2008 г.
Это, в свою очередь, создает более благоприятные условия для поддержания высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе. Более того, впервые за последние двадцать лет увеличение инвестиций, на наш взгляд, стало оказывать не локальное влияние на развитие экономики, а долгосрочное, и этот процесс необходимо поддерживать и дальше.
Информация о работе Экономическая ситуация в Беларуси в январе-августе 2009 г.