Экономическая ситуация в Беларуси в январе-августе 2009 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:51, доклад

Описание работы

Мировой финансовый и экономический кризис спровоцировал ухудшение экономической и социальной ситуации в Беларуси. В 2009 г. экономика Беларуси вступила в полосу рецессии: отмечается падение темпов роста ВВП, промышленного производства, экспорта и поступлений валютной выручки, ухудшение финансового положения предприятий, а также дефицит государственного бюджета и платежного баланса, рост безработицы (официальной и скрытой).

Файлы: 1 файл

Belarus_Economy_8_2009.doc

— 596.00 Кб (Скачать файл)

 

Инвестиционная активность предприятий, прежде всего, зависит от наличия  у них свободных финансовых ресурсов для модернизации производства, поддержания существующих и создания новых производственных мощностей.

 

По данным мониторинга Нацбанка Беларуси, во втором квартале 2009 г. основным мотивом инвестиционной деятельности обследуемых предприятий было поддержание /обновление/ изношенных мощностей. На это указали 71,5% участников опроса, в том числе 66,6% промышленных предприятий, 80,2% предприятий транспорта, 82,4% строительных организаций и 65,1% предприятий торговли и общественного питания.

 

Во втором квартале 2009 г. для большинства обследуемых предприятий основной формой использования инвестиционных ресурсов были вложения в машины и оборудование. На это указали 94% респондентов, в том числе 95,6% промышленных предприятий, 96,2% предприятий транспорта, 96,7% строительных организаций и 87,5% предприятий торговли и общественного питания.

 

Осуществляли вложения в машины и оборудование все обследуемые  предприятия электроэнергетики и промышленности строительных материалов.

 

Второй по распространенности формой инвестиций во втором квартале 2009 г. являлись вложения в здания и сооружения, на что указали 28,9% предприятий. Вложения в здания и сооружения осуществляли 44,9% предприятий торговли и общественного питания, 27,8% промышленных предприятий, 18,1% предприятий транспорта и 20,2% строительных организаций.

 

Основными источниками инвестиций для предприятий по-прежнему являются их собственные средства /амортизационные отчисления и прибыль/, а также кредиты банков и бюджетное финансирование. При этом ограничены внешние источники финансирования инвестиционной деятельности и внебюджетное финансирование.

 

Амортизация по-прежнему выступает в качестве наиболее широко используемого источника финансирования инвестиционной деятельности предприятий – участников мониторинга. Так, средства амортизационных фондов в качестве источника финансирования инвестиций во втором квартале 2009 г. использовали 81,3% участников опроса, в том числе 79,1% промышленных предприятий, 75,5% предприятий транспорта, 83,9% строительных организаций и 85,3% предприятий торговли и общественного питания.

 

Уменьшилось число предприятий, использующих кредиты банков как источник финансирования инвестиций. Во втором квартале 2009 г. осуществляли инвестиции за счет кредитов банков 28% обследуемых предприятий, в том числе 33,7% предприятий промышленности, 28,8% предприятий транспорта, 24% строительных организаций и 21,6% предприятий торговли и общественного питания.

 

Бюджетные средства в качестве источника финансирования инвестиций отметили 16,3% предприятий промышленности, 25,5% предприятий транспорта, 18,4% строительных организаций и 2,1% предприятий торговли и общественного питания. Среди отраслей промышленности во втором квартале 2009 г. увеличение доли предприятий, использующих бюджетное финансирование, по сравнению со вторым кварталом 2008 г. отмечено лишь в промышленности строительных материалов /с 16,7% до 29,2%/.

 

Внебюджетное финансирование использовали 2,4% участников опроса, в том числе 2,8% промышленных предприятий, 5,4% предприятий транспорта, 2% строительных организаций и 0,8% предприятий торговли и общественного питания.

 

Иностранные займы и кредиты использовали 13 предприятий /во втором квартале 2008 г. – 15 предприятий/, в том числе 12 промышленных предприятий /13 предприятий/ и 1 предприятие торговли и общественного питания /2 предприятия/.

 

Транспортные и строительные организации иностранные кредиты и займы для финансирования инвестиционной деятельности во втором квартале 2009 г. не привлекали /так же, как и во втором квартале 2008 г./. Прямые иностранные инвестиции привлекло 1 предприятие торговли и общественного питания.

 

Динамика валютного рынка

 

На рисунке 3 показана фактическая динамика золотовалютных резервов Беларуси в определении ССРД МВФ и очищенная от привлеченных кредитов, платежей «Газпрома» за акции Белтрансгаза, платежа Turkcell за пакет акций ЗАО «БеСТ» и сделок СВОП (получение Нацбанком валюты от коммерческих банков на короткое время, как правило, несколько дней; в случае операций СВОП овернайт – на 1 день).

 

Рисунок 3. Динамика золотовалютных резервов Беларуси в определении ССРД МВФ (фактические и скорректированные значения)

 

1) Так, 4 июня 2007 г. «Газпром» перевел в Беларусь 625 млн. долл. в счет оплаты первого пакета акций «Белтрансгаза» в размере 12,5%.

 

2) В декабре 2007 г. Россия выдала Беларуси стабилизационный кредит в размере 1,5 млрд. долл. на 15 лет под ставку LIBOR+0,75%. При этом Беларуси предоставляется 5-летний льготный период на выплаты по основному долгу. Однако проценты в это время все равно выплачиваются.

 

3) В феврале 2008 г. «Газпром» перевел вторую траншу в размере 625 млн. долл. за очередные 12,5% акций «Белтрансгаза».

 

4) В августе 2008 г. в Беларусь  поступил первый платеж Turkcell в размере 300 млн. долл. за 80% акций ЗАО «БеСТ». Еще два транша в размере 100 млн. долл. каждый поступят 31 декабря 2009 г. и 31 декабря 2010 г. Дополнительные 100 млн. долл. будут уплачены в том случае, если «БеСТ» сможет получить чистую прибыль в 2010 г. Также Turkcell сохраняет за собой преимущественное право выкупить оставшиеся 20% акций в течение ближайших пяти лет.

 

5) В ноябре 2008 г. поступила первая транша второго российского госкредита в размере 1 млрд. долл. В соответствии с условиями соглашения, средства предоставляются на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу под LIBOR+3%.

 

 

6) В декабре 2008 г. в Беларусь также поступили средства госкредита Венесуэлы в размере 500 млн. долл.

 

7) В январе 2009 г. Беларусь получила первую траншу резервного кредита МВФ по программе stand by в размере 787,9 млн. долл. под LIBOR+0,75%. Средства зачислены в состав золотовалютных резервов и могут быть использованы для поддержания белорусского рубля.

 

8) В феврале 2009 г. «Газпром» перевел третью траншу в размере 625 млн. долл. за очередные 12,5% акций «Белтрансгаза». Заключительная транша в размере 625 млн. долл. поступит предположительно в феврале 2010 г., в результате чего «Газпром» доведет свою долю в «Белтрансгазе» до 50%.

 

9) В марте 2009 г. в Беларусь поступила вторая транша второго российского госкредита в размере 500 млн. долл. Средства предоставляются на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу под LIBOR+3%. Поступление заключительной транши российского кредита в размере 500 млн. долл. ожидается к концу 2009 г.

 

10) В июле 2009 г. Беларусь получила вторую траншу резервного кредита МВФ в размере 679,2 млн. долл. под LIBOR+0,75%. До конца текущего года ожидается поступление средств третьей и четвертой траншей /каждая по 679,2 млн. долл./ кредита МВФ на общую сумму примерно 1,35 млрд. долл.

 

По данным Британской Банковской Ассоциации, 22 сентября основная процентная ставка LIBOR снизилась до минимальных 0,29%, что во многом связано с беспрецедентными мерами по инжекции ликвидности со стороны центральных банков и снижению учетных ставок.

 

11) В августе 2009 г. МВФ выделил Беларуси 448,7 млн. долл. в рамках специального распределения расписок специальных прав заимствований /СДР/. Эта сумма предоставлена Беларуси вне страновой программы МВФ stand-by. Фонд выпустил СДР в эквиваленте на 250 млрд. долл. и распределил средства между всеми странами-членами согласно их квотам. По состоянию на 1 сентября 2009 г., в структуре золотовалютных резервов Беларуси специальные права заимствования составляют 449,5 млн. долл. против 0,8 млн. долл. на 1 августа.

 

Таким образом, в анализируемом периоде /начиная с июня 2007 г./ правительство Беларуси привлекло иностранные кредитные ресурсы на сумму 4967,1 млн. долл. Кроме того, «Газпром» заплатил за 37,5% акций «Белтрансгаза» 1875 млрд. долл., а Turkcell совершила первый платеж за 80% акций ЗАО «БеСТ» в размере 300 млн. долл. Плюс МВФ перечислил 448,7 млн. долл. в рамках программы распределения СДР.

 

В целом на представленном рисунке  3 видно, что, если фактическая динамика золотовалютных резервов выглядит относительно стабильно, то скорректированные значения резервных активов демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению. Причем по состоянию на 1 декабря 2008 г. скорректированные золотовалютные резервы Беларуси впервые опустились в отрицательную область. Это свидетельствует о том, что сегодня международные резервные активы страны состоят из привлеченных ранее иностранных кредитов и платежей за госсобственность. По состоянию на 1 сентября 2009 г. скорректированные значения резервов снизились до минус 4593,3 млн. долл.

 

На наш взгляд, в условиях мирового финансового и экономического кризиса одним из основных критериев стабилизационной политики правительства и центрального банка должно стать сохранение и наращивание скорректированных золотовалютных резервов Беларуси. В данном случае под скорректированными значениями резервов понимаются международные резервные активы, очищенные от привлеченных правительством иностранных кредитов, платежей за госсобственность и операций СВОП.

 

В целом показатель скорректированных резервов более полно и объективно отражает текущую и ожидаемую экономическую ситуацию в Беларуси. Иными словами, сегодня важно остановить падение скорректированных золотовалютных резервов за счет выравнивания ситуации во внешней торговле и на внутреннем валютном рынке, поскольку иностранные кредиты и займы рано или поздно придется возвращать.

 

Необходимо четко поставить  задачу по достижению положительного сальдо внешней торговли товарами и предпринять ряд мер по ее выполнению /в первую очередь, касающихся импортозамещения и создания новых инновационных производств, проектов, технологий и др./.

 

К сожалению, на современном этапе  уровень золотовалютных резервов Беларуси является хронически недостаточным. По методологии МВФ, достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту. В Беларуси этот критерий не выполняется – золотовалютных резервов страны /в определении ССРД МВФ 3470,4 млн. долл. на 1 сентября/ хватит, чтобы оплатить всего 1,3 месяца импорта товаров и услуг. При расчете значения критерия использовался показатель списаний денежных средств в оплату импорта товаров и услуг за июль 2009 г. /2571,5 млн. долл./.

 

В то же время, для стран, экспортирующих продукцию с высокой волатильностью цен /Беларусь к ним относится/, рекомендуемым критерием является не трехмесячный, а шестимесячный импорт. Его, к примеру, придерживаются Центральный банк Чили и Национальный банк Польши. В этом случае величина золотовалютных резервов Беларуси должна составлять не менее 15,4 млрд. долл., то есть в 4,4 раза больше текущего уровня.

 

К слову, резервы центрального банка могут послужить для погашения валютных обязательств правительства, если у того нет денег. В 1999 г. замминистра финансов Аргентины Пабло Гидотти предложил критерий, по которому резервы должны покрывать годовой объем внешнего госдолга. Идею Гидотти поддержал тогдашний глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Алан Гринспэн, в результате чего предложение аргентинца получило широкое признание. Экономисты МВФ дали заключение о «высокой эффективности» предложения Гидотти.

 

Здесь стоит отметить, что в Беларуси краткосрочный внешний долг центрального правительства в настоящее время отсутствует /все заимствования правительства являются долгосрочными/, поэтому логично взглянуть на совокупный госдолг.

 

Так, внешние обязательства белорусских  органов госуправления и денежных властей по состоянию на 1 мая 2009 г. составляют 5,338 млрд. долл. (4,977 млрд. долл. внешний долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, и 361,3 млн. долл. внешний долг органов денежно-кредитного регулирования). Эта оценка превышает текущий показатель золотовалютных резервов на 64,9%, однако еще раз оговоримся, что при расчете использовался весь внешний госдолг (долгосрочный и краткосрочный) и досрочное погашение внешних заимствований правительства и денежных властей выглядит маловероятным.

 

По данным Министерства финансов Беларуси, средний период погашения внешнего госдолга составляет 11 лет при средней  стоимости госзаимстований 4% годовых. В основном эти параметры обеспечены за счет госкредитов России, которые выдаются на срок 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу (однако проценты в это время все равно выплачиваются).

 

Вместе с тем, финансовые потрясения в Юго-Восточной Азии в конце 1990-х  гг. побудили экономистов дополнить  идею Гидотти. Модификация может состоять в добавлении прогноза торгового дефицита, а также платежей по финансовым обязательствам и вероятных требований по ним.

 

Например, управляющий Резервным  банком Индии Венугопал Редди предложил, чтобы резервы покрывали трехмесячный импорт плюс годовые выплаты по государственному и частному внешнему долгу. В результате получился критерий, названный по имени индуса. Руководствуясь идеями Редди, Резервный банк Индии в 2003 г. заметно увеличил валютные запасы (они превысили на тот момент 100 млрд. долл.).

 

В Беларуси краткосрочные обязательства  банковского и нефинансового  секторов на 1 апреля 2009 г. составили 7,177 млрд. долл. Следовательно, по критерию Редди международные резервные  активы страны в настоящее время  должны составлять не менее 13,627 млрд. долл.

Информация о работе Экономическая ситуация в Беларуси в январе-августе 2009 г.