Экономическая стратегия города на примере г. Череповец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:50, реферат

Описание работы

Широкий подход к сущности экономической стратегии позволяет выявить три уровня этого понятия.
выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.
2. Стратегический план экономического развития - комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации - набор стратегических программ и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии, выражающие концепцию экономической политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы разработки экономической стратегии города 5
1.1. Сущность и цели разработки экономической стратегии города 5
1.2. Содержание стратегии 5
1.3. Структура и основное содержание экономической стратегии города 8
1.4. Стратегическое планирование городского развития 9
2. Экономическая стратегия города на примере г. Череповец 24
2.1. Назначение стратегии развития Череповца 24
2.2. Основные этапы разработки стратегии 26
2.3. Стратегия развития города до 2012 года 29
2.4. Механизм реализации стратегии развития города 39
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

стратегия развития города на примере г. Череповец.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)


Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Широкий подход к сущности экономической стратегии позволяет выявить три уровня этого понятия.

выраженное документально  представление о желаемом будущем  состоянии экономики города и  о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.

2. Стратегический план экономического развития - комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации - набор стратегических программ и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии, выражающие концепцию экономической политики.

3. Механизм стратегического управления (экономическая стратегия как процесс) - система документов по стратегическому управлению, рассматриваемая в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки, обсуждения, презентации экономической стратегии города и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач. Такой механизм предполагает, что в наличии имеются:

  • система рабочих групп, семинаров, советов, форумов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии, ее пропагандой, контролем реализации стратегического плана,
  • база стратегической экономической информации, регулярно пополняемая и обновляемая за счет официальной статистики и периодических обследований, проводимых по единой методике,
  • сосуществующие и взаимодополняющие версии текстов экономической стратегии, включая презентационные публикации на нескольких языках, модифицированные для разных групп читателей и рабочие документы местной власти распорядительного характера.

Таким образом экономическая  стратегия - многозначное понятие, в самом широком смысле, охватывающее описание собственно экономической стратегии, стратегического плана и механизма стратегического управления.

Экономическая стратегия задает рамки для реализации многочисленных программ, направленных на экономическое развитие города и осуществляемых местными властями в сотрудничестве с разнообразными организациями и общественностью города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы разработки экономической стратегии города

1.1. Сущность и цели разработки экономической стратегии города

Стратегия служит следующим  главным целям:

- очертить современное состояние и возможное будущее экономического комплекса города и посредством организованного процесса обсуждений соответствующим образом задать ориентиры для городских властей и всех иных организаций, действующих в сфере экономического развития,

- стимулировать открытый диалог и сотрудничество городских властей с представителями предпринимательства и всеми общественными силами города в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития,

- укрепить имидж города и репутацию городских властей как открытых для диалога и сотрудничества.

Другими словами, стратегия представляет собой средство для ведения диалога по вопросам экономического развития и инструмент, для разработки и реализации инициатив в городе.

Стратегия имеет индикативное значение, она указывает направления, помогает сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В создании и реализации этой стратегии местная власть играет роль инициатора и катализатора.

Стратегия готовится  на базе широких консультаций как с различными комитетами внутри городской администрации, так и с внешними организациями. Сама система консультаций и обсуждений в процессе подготовки стратегии представляет собой особую ценность, поскольку служит достижению целей разработки стратегии.

 

1.2. Содержание  стратегии

Стратегия излагает необходимые  действия следующим образом:

- описывается сегодняшнее состояние экономического комплекса города путем анализа преимуществ и недостатков как экономики в целом, так и отдельных кластеров и отраслей. Понимание сравнительных преимуществ и недостатков позволяет заглянуть вперед поверх сегодняшних трудностей и критически оценить будущее;

- формулируется перспективное видение экономики города на ближайшие 10 лет и далее. Это видение включает, обычно, ряд бесспорных элементов - высокий жизненный стандарт, основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированная сильная экономика, хорошее качество жизни;

- определяются основные цели и приоритеты экономического развития и направления, по которым власти могут улучшить деловой климат и ускорить экономический рост, формулируются объективные измерители для фиксации степени реализации поставленных задач;

- формулируются принципы реализации стратегии, улучшающие способность властей добиваться целей развития эффективно и с минимальными затратами.

Экономическая стратегия является составной и наиболее значимой частью обобщающей Стратегии социально-экономического развития города. Помимо экономической стратегии, могут существовать и другие “частные” стратегии - социальная стратегия, градостроительная стратегия, экологическая и др.

Экономическая стратегия  представляет собой описание того, какой хотелось бы видеть экономику города в будущем и каким образом администрация города может оказать позитивное воздействие на развитие городской рыночной экономики, сочетающей все формы собственности. Это не план для экономики города, а план муниципальной роли в экономике. Экономическая стратегия призвана быть ориентиром для администрации города в ее деятельности по поддержанию делового климата, наиболее благоприятного для инноваций и создания рабочих мест.

Городские власти, конечно, не могут диктовать частному сектору хозяйственные решения или в одиночку финансировать процесс структурной перестройки. Однако власти города имеют существенное влияние на климат, в котором принимаются решения о инвестициях, модернизации, расширении производства, обучении рабочих, создании новых предприятий, разработке новых продуктов, экспорте. А эти решения определяют возможности экономики по созданию новых и сохранению старых рабочих мест.

Все вовлеченные в работу над разработкой и реализацией экономической стратегии подразделения местной власти, научные и общественные организации должны работать согласованно, периодически пересматривая стратегию, анализируя степень достижения поставленных целей и задач на основе системы мер и показателей, и взаимодействуя с властями городских районов.

Таким образом экономическая стратегия  необходима как самой городской  администрации для согласования действий отдельных комитетов и  выбора приоритетных направлений распределения средств, так и для хозяйствующих субъектов города и внешних инвесторов, принимающих решения о своем развитии на перспективу и выдвигающих долгосрочные проекты.

Для администрации стратегия - это  план действий, для городской экономики и общественности - это ориентир при принятии решений, это контекст и повод для широких экономических дискуссий, помогающих укрепить местный патриотизм и поддержать тонус экономики.

При этом важна не только стратегия  как итоговый документ, но и механизм и процесс ее разработки и обновления как важнейший инструмент аккумуляции знаний, выявления идей и инициатив, достижения общественного согласия. Стратегия не сразу и не обязательно напрямую трансформируется в текущие планы и задачи, но ее идеология, став известной и общепризнанной будет влиять на характер ответственных решений, принимаемых как городскими чиновниками, так и предпринимателями.

Каждый из стратегических документов формируется с четким разделением  задач, относящихся собственно к  властям и к общему развитию города. В структуре стратегических документов выделяются части фиксирующие текущее состояние, формулирующие желаемое состояние и описывающие направления деятельности в виде программ и рабочих планов комитетов городской администрации.

1.3. Структура и основное содержание экономической стратегии города

На следующей странице приводится оглавление комплекта документов, составляющих стратегический план экономического развития города. В этом комплекте выделяются три блока.

Первый блок - аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, фиксирующий основные параметры и характеристики экономического развития города значимые для  выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии. Формулирует основные проблемы развития.

Второй блок - собственно экономическая стратегия, т.е. описание а) стратегических целей и приоритетов развития, б) направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей и в) ресурсов управления, имеющихся у города для реализации стратегии.

Третий блок - наиболее конкретный и важный для реализации стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями городской администрации и (или) с использованием городских ресурсов сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Таким образом этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации экономической политики.

Блоки 1 и 3 могут рассматриваться  как относительно изолированные и обновляются чаще центрального блока.

Естественно, структура  документов должна конкретизироваться, применительно к определенному городу. Особенно это касается набора основных направлений деятельности. Некоторые из них могут оказаться не актуальными для ряда городов. В других случаях формулировки будут более конкретны, привязаны к реальным условия и реальным проблемам города.

 

1.4. Стратегическое планирование городского развития

Городское планирование в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. К тому же, "задавленные" текущими задачами городские власти не всегда находят силы и средства для разработки краткосрочных, а тем более среднесрочных и долгосрочных планов развития города. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно.

Многие регионы и  города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций  комплексного социально-экономического развития, используя элементы стратегического подхода, особенно в части определения целей и их ранжирования по степени значимости. В 1997 г. была завершена разработка стратегического плана Санкт-Петербурга. Подобная работа активно ведется в Александрове (Владимирская область), Архангельске, Гатчине (Ленинградская область), Дзержинске (Нижегородская область), Нижнем Новгороде, Пскове, Рязани, Череповце и многих других городах. Наличие таких разработок свидетельствует о жизнеспособности механизмов стратегического планирования в российских условиях. Однако недостаток практического опыта усиливает интерес к отечественным и зарубежным разработкам в данной сфере.

Несмотря на то, что  применимость зарубежного опыта  в ряде случаев ограничена, тем  не менее, ряд элементов стратегического планирования можно успешно использовать в российских условиях. Во-первых, стратегическое планирование было нацелено на выживаемость города, во многом связываемую с экономической реструктуризацией. Многие города за рубежом в начале процесса реструктуризации обладали достаточно схожей с российскими городами структурой экономики. В них также наблюдалась концентрация тяжелой промышленности (особенно устаревших отраслей первичного и вторичного секторов экономики). В этих городах, как и в сегодняшних российских, была недостаточно развита транспортная, инженерная инфраструктура, сфера услуг. Во-вторых, стратегический план города в большинстве случаев органически вписывается в планы развития окружающей территории. В данном контексте города рассматривались как точки экономического роста, развитие которых позволило бы распространить экономические импульсы на окружающую территорию. Многие региональные центры определялись как ключевые полюса развития. Таким образом, взаимоотношения центр-периферия также принимались во внимание, что является актуальным и для наших городов и регионов. Тенденция переориентации структуры экономики на сферу услуг особенно характерна для тех североамериканских и европейских городов, которые являются региональными столицами. Города стали играть новую роль во взаимоотношении с другими городами и с окружающей их территорией.

Возрастание роли стратегических принципов  в мировой практике планирования развития регионов и городов вызвано  несколькими причинами, среди которых наиболее важными являются:

процессы глобализации и усложнение внешней среды;

усиление неопределенности и риска в предпринимательской  и иной деятельности;

усиление экономической  конкуренции среди городов;

возрастание роли регионального  и местного уровней принятия решений;

кризис теории и практики планирования и управления территориями.

Информация о работе Экономическая стратегия города на примере г. Череповец