Экономическая стратегия города на примере г. Череповец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:50, реферат

Описание работы

Широкий подход к сущности экономической стратегии позволяет выявить три уровня этого понятия.
выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.
2. Стратегический план экономического развития - комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации - набор стратегических программ и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии, выражающие концепцию экономической политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы разработки экономической стратегии города 5
1.1. Сущность и цели разработки экономической стратегии города 5
1.2. Содержание стратегии 5
1.3. Структура и основное содержание экономической стратегии города 8
1.4. Стратегическое планирование городского развития 9
2. Экономическая стратегия города на примере г. Череповец 24
2.1. Назначение стратегии развития Череповца 24
2.2. Основные этапы разработки стратегии 26
2.3. Стратегия развития города до 2012 года 29
2.4. Механизм реализации стратегии развития города 39
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

стратегия развития города на примере г. Череповец.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

В России возможность  и насущность применения стратегического  подхода в планировании определяется следующими обстоятельствами.

Меняется философия, принципы, цели развития городов. Ранее при  планировании, несмотря на декларирование приоритета социальных целей, проводился принцип "производство ради производства". Именно поэтому города развивались  как города-заводы, часто моно специализированные, неотъемлемым качеством которых была гигантомания. В настоящее время город все чаще рассматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринимательской деятельности. Поэтому целями развития города являются устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды.

Структурные изменения  в городе вошли в качественно  иную фазу. Задачей местных властей становится смягчение последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. Усиливается динамичность и неопределенность развития городов.

Меняется роль самого города в системе планирования своего будущего, а именно: планирование социально-экономического развития города передается в ведение  местных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять городская власть, качественно изменился.

Городские власти большинства  российских городов решают насущные проблемы зачастую без их увязки. В ответ на остро встающие проблемы разрабатываются разнообразные программы, но они не имеют под собой единой изначально разработанной и принятой городским сообществом стратегии общего развития города. Хотя, реализуя программы, администрации городов выполняют главные задачи (миссию) местных органов самоуправления: благоустройство города, безопасность граждан, социальная защита горожан и т.д.; но была бы максимальная польза от этих программ, если бы шло их комплексное развитие в рамках единого стратегического плана социально- экономического развития города.

Усиливаются разногласия  и противоречия между различными ведомствами, предприятиями и организациями в городе; расширяются конфликты между городами (особенно крупными и крупнейшими) и окружающими их территориями. Все это требует выработки механизма разрешения таких противоречий. Такой механизм, как показывает зарубежный и отечественный опыт, успешно создается и функционирует в рамках стратегического планирования.

Меняется роль горожан  в процессе принятия решений о  развитии города. Интересы людей не должны только формулироваться и учитываться городскими органами власти. Горожанин постепенно становится полноправным участником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Процедура стратегического планирования позволяет реализовывать принципы согласования интересов различных групп населения в процессе составления и реализации планов.


Что же такое стратегия  и стратегическое планирование, каковы преимущества стратегического планирования перед традиционными формами  и методами планирования?

Под "стратегией" в наиболее широком смысле понимают генеральную программу действий, указывающую главные направления развития города. Стратегия - это такое сочетание выбранных основных целей, ресурсов и потенциальных возможностей системы, возможностей и рисков, исходящих от окружающей среды, при котором система может достичь своих целей. Стратегия рождается на основе системного, многоуровневого, детального анализа состояния системы и внешних условий. Разработка стратегии является неотъемлемой частью стратегического планирования. Можно выстроить следующую иерархию документов.

Стратегия социально-экономического развития города, охватывающая все  аспекты городской жизни.

Экономическая стратегия  города.

Концепция экономической  политики.

Программы реализации экономической  политики.

Планы мероприятий по реализации экономической стратегии.


Все названные документы  в совокупности составляют стратегический план города. Если же речь идет о социально-экономическом  стратегическом плане, то в него не попадает первый документ, являющийся более общим по своей природе [1]. В отличие от социально-экономических планов, разрабатываемых для советских городов, стратегический план не содержит жестких контрольных цифр. Он скорее очерчивает долгосрочные качественные параметры развития. Реальность реализации стратегического плана обеспечивается за счет согласования интересов активных участников процесса городского развития.

Стратегическое планирование характеризуется  следующими основными чертами:

направлено на решение  наиболее острых городских проблем;

определяет основные цели развития города;

создает рамки для  более детального планирования и  принятия текущих решений;

позволяет увязывать  территориальные и отраслевые планы;

обеспечивает преемственность  планов и программ;

выстраивает общую логику развития города.


Задачей выбора стратегии  является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы  совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.

Конкретная стратегия выбирает путь развития, русло, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия  должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью. С другой стороны, можно наблюдать и обратную связь между управлением и стратегией. Мы ставим перед собой цель, далее разрабатываем план достижения этой цели, другими словами, выбираем стратегию развития. При дальнейшем исполнении этой стратегии (внедрении ее в жизнь) процесс управления, так или иначе, будет подчиняться этой поставленной цели, т.е. принимаемые решения в процессе управления должны способствовать реализации выбранной стратегии.

Стратегические подходы в планировании позволяют городу:

оценить условия, в которых  будет проходить развитие города. Предвидя возможные события, можно  планировать действия так, чтобы  минимизировать негативный или максимизировать  положительный эффект;

провести комплексную  оценку потенциала города;

достичь консенсуса и  поставить общие цели. Для местных  властей более важно добиваться общественного согласия в целях и программах развития, чем, например, для руководителей бизнеса. Достижение согласования целей развития - сильная сторона стратегического планирования и его необходимый этап;

оптимально распределять ресурсы и концентрировать их на наиболее главных направлениях;

координировать программы городского развития;

определить направление  движения через постановку целей  и задач, создать инструмент для  измерения и оценки результатов.


Городские стратегии могут варьироваться, однако они не являются взаимоисключающими, а, скорее, дополняющими. Города редко принимают какую-то одну стратегию. Во многих городах (Гамбург, Дортмунд, Роттердам, Глазго) стратегия фокусировалась на диверсификации и реструктуризации традиционных экономических секторов, таких как сталеплавильная, угольная или кораблестроительная. Города без явно выраженной специализации на старых отраслях могли фокусироваться на развитии отраслей высокой технологии и исследовательском секторе. Другие города, например Франкфурт, создали новые экономические ниши, такие как культура, туризм или индустрия развлечений. Не все стратегии имели тот же самый экономический потенциал и влияние.

Единой методики стратегического планирования развития города пока что не выработано, однако можно выделить ряд важных этапов составления стратегического плана [2]. Ниже предлагается упрощенная схема пошагового процесса стратегического планирования (СП).

I. Определение необходимости стратегического планирования (СП).

Обращение за поддержкой в процессе СП к:

представителям выборных органов власти,

руководителям департаментов  и ведущим сотрудникам городской  администрации,

представителям деловых  кругов, ассоциациям предпринимателей,

представителям общественных организаций, научно-исследовательских  институтов, университетов,

гражданам.


II. Извещение о решении начать процесс СП и разъяснение его ожидаемых выгод:

служащим,

основным членам различных  комитетов, комиссий и т.п.,

прессе,

гражданам.


III. Разработка структуры процесса СП:

выбор подхода к процессу (нисходящий, восходящий принцип или их комбинация),

изучение подхода,

утверждение,

расписание / планирование процесса СП.


IV. Определение участников процесса СП.

V. Составление списка рабочей группы:

созыв первого собрания,

объявление, назначение или выбор председателя,

распределение обязанностей в группе,

составление расписания работы:

график встреч,

требуемые результаты встреч,

рассмотрение первого  варианта проекта, 4.представление конечного  варианта проекта,

требования к отчетности и процесс проверки выполнения расписания,

процесс утверждения  проекта,

согласования времени реализации,


объявление о поддержке  и стимулах для участников рабочей  группы,

разработка структуры  рабочей группы (комитета, комиссии), определение ее состава и принципов  действия.


VI. Определение основ (закладывание "фундамента") СП:

определение целей СП из местного устава, федеральных законов  или других источников,

формулировка целей, если таковых не существует.


 

 VII. Проведение исследования внешней среды:

разработка структуры  исследования: определение тех составляющих внешней среды, которые необходимо изучить; определение тех факторов, для каждой составляющей, которые должны быть представлены в обзоре,

используя матрицу исследования внешней среды (SWOT-анализ), поручить исследование каждой ее ячейки (каждого фактора в рамках определенных составляющих внешней среды) конкретным людям,

обеспечение полного  понимания всеми членами рабочей группы каждого из факторов внешней среды,

повторный созыв рабочей  группы, сбор всей накопленной информации,

описание возможных  сценариев будущего,

детализация того описания, где дано наиболее вероятное будущее,

обсуждение участникам и рабочей группы этого сценария для достижения его единого видения  и понимания,

обзор сценария будущего и извлечение из него:

внутренних слабостей  города;

внутренних возможностей (сильных моментов);

возможностей, предоставляемых  городу внешней средой;

внешних угроз (угрозы, исходящие  из внешней среды).



VIII. Изучение полученных результатов исследования и выводы:

достижение максимальной согласованности целей,

разработка задач для  достижения каждой из поставленных целей,

достижение максимальной согласованности между задачами,

разработка стратегии  решения каждой задачи,

проработка как можно  большего числа непредвиденных ситуаций,

разработка планов действий для каждой непредвиденной ситуации,

разработка механизмов контроля и их включение в план.

Информация о работе Экономическая стратегия города на примере г. Череповец