Экономическая стратегия города на примере г. Череповец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:50, реферат

Описание работы

Широкий подход к сущности экономической стратегии позволяет выявить три уровня этого понятия.
выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.
2. Стратегический план экономического развития - комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации - набор стратегических программ и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии, выражающие концепцию экономической политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы разработки экономической стратегии города 5
1.1. Сущность и цели разработки экономической стратегии города 5
1.2. Содержание стратегии 5
1.3. Структура и основное содержание экономической стратегии города 8
1.4. Стратегическое планирование городского развития 9
2. Экономическая стратегия города на примере г. Череповец 24
2.1. Назначение стратегии развития Череповца 24
2.2. Основные этапы разработки стратегии 26
2.3. Стратегия развития города до 2012 года 29
2.4. Механизм реализации стратегии развития города 39
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

стратегия развития города на примере г. Череповец.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

IX. Подготовка письменного плана:

назначение ответственных  за подготовку чернового варианта плана,

обсуждение "черновика" внутри группы, корректировка плана,

представление исправленного  варианта для обсуждения выборным властям, различным общественным группам  и заинтересованным участникам СП,

при необходимости, дополнительная корректировка плана.


X.   Представление окончательного варианта плана властям для официального утверждения.

XI. Публикация плана.

XII. Выполнение плана:

принятие и воплощение стратегических направлений развития,

создание и утверждение  механизмов контроля,

постоянное отслеживание выполнения плана,

получение обратной связи  и, при необходимости, внесение изменений  в ход реализации плана.


XIII. Подготовка к следующему циклу планирования:,

обеспечение всех необходимой  обратной информацией для последующего цикла планирования,

подготовка схемы и расписания работы над следующим циклом планирования.


Инициатива о необходимости  стратегического планирования может  исходить от местных выборных властей, от местной администрации, от различных  заинтересованных общественных групп. В данном процессе особенно велика роль частного и общественного партнерства. Как показывает зарубежный опыт, часто активные лидеры (например, мэры) брали на себя инициативу, вовлекая "широкие группы в городе: правительство, деловые круги, сообщество, университеты и т.п., чтобы пересмотреть традиционную политику, идентифицировать слабости и предложить альтернативы развития. В некоторых городах (Милане, Глазго, Гамбурге) был создан формальный альянс между общественным и частным секторами с ограниченным членством, административной властью и специфическими политическими целями. В других (Барселона, Дортмунд) новые институциональные организации не возникали, а протекал процесс общественного консультирования, обзора политики развития. Подоплекой этих инициатив служила попытка заменить внутренний конфликт сотрудничеством, соглашением, определяющим долгосрочные цели, и достигнуть консенсуса среди общественных и частных кругов. Конечно, подобное соглашение не могло устранить всех внутренних конфликтов. Не был он и достаточным условием для экономического успеха. Однако в течение 1980-х и 1990-х годов те города, которые использовали данные институциональные отношения, чаще ассоциировались с динамическим развитием, чем те города, которые не были способны достичь такого альянса.

Постановка целей развития города (обычно в виде дерева целей) является ключевым этапом стратегического планирования. Цели служат критерием для всего последующего процесса принятия управленческих решений, для выбора наилучшей альтернативы. Цели должны обладать рядом характеристик: быть конкретными и измеримыми, иметь конкретные временные границы, быть достижимыми и взаимоподдерживающими. Часто на этапе постановки целей разрабатывается так называемый "девиз города". В нем находит отражение главная (основополагающая) цель этого общества. Поэтому девиз редко изменяется. В основе этих девизов лежит понимание того, что город существует ради удовлетворения потребностей своих жителей. Большая часть девизов западных городов имеет общую основу: обеспечить максимальное качество и количество предоставляемых городом возможностей для налогоплательщиков при минимально возможных уровнях налогообложения.

Оценка и анализ внешней среды  впоследствии позволяет контролировать внешние по отношению к городу факторы и условия для определения  возможных положительных и негативных для города результатов их воздействия. Анализ внешней среды позволяет выявить следующие важные моменты: изменения во внешней среде, которые воздействуют на разные аспекты деятельности города; угрозы для будущего развития (отрицательные факторы); возможности (положительные факторы).

К внешним по отношению  к городу факторам можно отнести: темпы инфляции, политику государства  в области финансов и экономического законодательства (блок экономических факторов); изменение конъюнктуры по конкретным видам продукции, услуг (рыночные); изменение технологий производств в различных сферах (технологические); наличие возможных конкурентов, их слабые и сильные стороны (факторы конкуренции); изменение ожиданий инвесторов, предпринимателей, населения (социальные) и т.д. Анализ всех внешних факторов дает возможность оценить как возможности, так и опасности со стороны внешней среды, что позволяет в какой-то степени "застраховать" себя от неудач.

Анализ внешней среды  дополняется подробным анализом самого города, его сильных и слабых сторон, изучением потенциала и постановкой  проблем развития. В зарубежной практике разработан инструмент такого анализа - SWOT-анализ (strengths, weaknesses, opportunities, and threats - сильные и слабые места, возможности, опасности), результатом которого является матрица анализа условий жизнедеятельности системы, которую также называют матрицей анализа достоинств/недостатков, будущих возможностей -будущих опасностей. В результате дается комплексная оценка текущему состоянию города. Показатели, по которым оценивается город, могут варьировать в зависимости от целей планирования. Анализ потенциала должен включать следующие моменты.

1. Определение, какие  сектора играют доминирующую  роль в городской экономике  по уровню занятости, продаж, налоговых  поступлений и связей с другими  секторами экономики.

2. Выявление существенных  связей между местной и "внешней"  экономикой для того, чтобы оценить степень влияния городских секторов экономики на изменения региональной, национальной и международной экономики и наоборот.

3.Оценка потенциала  города для экономического роста,  стабильности или упадка, определение тех возможных обстоятельств, которые могут вызвать или дополнить каждое направление развития.

4. Определение обстоятельств,  важных для горожан и органов  местного самоуправления, которые  могут оказать наиболее сильное  воздействие на занятость, продажи,  доходы (личные и общественные) и  затраты, экономическую производительность, качество труда и городской уровень жизни.

Таким образом, имеются  сформулированные внутренние и внешние  условия и цели развития, тот этап развития, на котором город находится  сейчас, куда и как хочет "попасть" в будущем. Здесь подразумевается качество тех преобразований, которые городская администрация хочет и может возложить на себя. Будет ли город двигаться к новому состоянию постепенно, не отвергая то, что имеет сегодня, или приоритетом является резкое изменение существующей структуры экономики, или возможно сочетание различных путей. Даже в рамках, например, эволюционного развития существует выбор методов: жесткое переустройство, самодостраивание экономики, беспощадная конкуренция или целевое стимулирование желаемых направлений, форм, структур хозяйствования. Возможность и право выбора развития всегда должно оставаться за самим городом.

Этап реализации стратегического  плана и оценка его выполнения является не менее важным, чем этап его составления. Для этого необходима разработка так называемых частных стратегий в виде взаимосвязанных программ. Такие программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс конкретных мероприятий, направленных на решение определенной проблемы, достижение одной из поставленных целей. Только преобразование долгосрочных целей в конкретные промежуточные задачи и разбивка стратегии действий на четкие программы может создать предпосылки для получения практических результатов. Под каждую программу разрабатывается частный план -определенный документ, в котором описываются конкретные компоненты общей стратегии. Одна из первых задач - сбор соответствующей информации для проверки степени "жизненности" этого плана, т.е. для определения адекватности экономических, технических, управленческих и других систем по разработанным проектам. План в общем виде непременно описывает входные параметры, структуру управления и соответствующие выходные параметры (результаты).

Как только принимается  решение о стратегическом планировании, работники местной администрации должны быть готовы вести всю необходимую административную работу. Необходимо определить орган, который будет отвечать за формализацию процесса планирования, составление расписания встреч, установление форм взаимодействия между всеми участниками процесса, обеспечение последующих шагов стратегического планирования. Некоторые органы местного самоуправления за рубежом нанимают для этих целей независимого консультанта, например авторитетного и компетентного представителя местного бизнеса или научного сотрудника из местного университета. В российских условиях скорее всего могут создаваться особые "Комитеты по разработке стратегии". В рамках существующей системы планирования требуется создание принципиально новой информационно-статистической базы планирования, позволяющей анализировать, прогнозировать и выражать в качестве конкретных заданий содержание таких понятий, как образ жизни, уровень жизни и здоровья населения, налоговая база города и т.д.

Таким образом, стратегический план содержит ряд важных компонентов. Во-первых, это аналитический блок. Во-вторых, прогнозный блок. И, в-третьих, блок мероприятий по реализации плана. Однако в каждом конкретном случае структура плана может варьировать. Например, Стратегический план Санкт-Петербурга содержит следующие основные разделы.

1. Конкурентные возможности Санкт-Петербурга. В данном разделе рассматривается место и роль Санкт-Петербурга . в мировой экономике и в экономике России; содержится анализ внутренних и внешних факторов развития города с помощью SWOT-анализа.

2. Главная цель и стратегические направления. Главной целью является стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения города, которая конкретизируется следующим образом: формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства. Эта цель в свою очередь распадается на подцели. Соответственно, в качестве стратегических направлений выбраны: создание благоприятного хозяйственного климата; интеграция в мировую экономику; улучшение городской среды; формирование благоприятного социального климата.

З. Цели, задачи и меры. Этот раздел полностью увязан с предыдущими разделами, в нем частные цели, задачи и меры сгруппированы по выдвинутым ранее стратегическим направлениям.

4. Механизмы реализации и обновления стратегического плана.

5. Ожидаемые результаты реализации стратегического плана.

При выборе стратегии  экономического развития местные власти часто допускают определенные ошибки, что может быть связано с их стремлением двигаться вперед как можно быстрее и также быстро достичь нужных результатов. Наиболее типичными просчетами являются следующие.

1. Слишком большая зависимость от правительственных (государственных) программ. Местные власти могут безоговорочно принимать государственные программы, особенно предоставляющие льготы и кредиты, подгоняя местные нужды под государственные предложения. При этом игнорируются действительные плюсы и ограничивающие условия конкретной территории.

2. Смешение стратегии и конкретных инструментов ее реализации. Власти часто путают инструменты (конкретные способы развития) и целостный стратегический план. Инструменты -индустриальные парки, содействие малому предпринимательству, центры бизнес-информации, налоговые льготы и т.д. - только части экономической стратегии, но не сама стратегия.

3. Отсутствуют четкие приоритеты. Формулировки "желательно", "нужно достигнуть" и т.п. не дают ясных ориентиров, от них мало что можно ожидать.

4. Процесс стратегического планирования не должен завершаться на стадии разработки. Стратегическое планирование — это непрерывный процесс, стратегические планы и программы должны непрерывно обновляться. Кроме этого, реализация проектов должна непрерывно сопровождаться оценкой, что дает основу для их последующей корректировки. Вообще, стратегическое планирование — необычайно гибкая система.

5. Ставка часто делается на наиболее "внешне привлекательные" направления, такие как, например, туризм, высокие технологии, а в действительности у территории для развития данных направлений может не быть необходимых уникальных особенностей, условий, управленческих возможностей и т.п. Так, для российских городов в начале 1990-х годов была популярной идея развития туризма как приоритетной сферы экономики города. К сожалению, такая модель мало где сработала [4]. Проблема заключалась в неразвитой инфраструктуре, сфере развлечений, в ряде случаев высокой конкуренции московских фирм, перехватывающих клиентов и оттягивающих доходы.

6. Необходимо помнить, что выбор стратегии развития города - это открытый общественный процесс, в который должны быть активно вовлечены все заинтересованные группы сообщества. Стратегический план должен быть доведен до широких общественных кругов: опубликован и доступен для изучения. Роль привлечения к процессу стратегического планирования основных представителей различных общественных групп постоянно возрастает. Этот процесс все более и более становится не просто функцией и уделом определенных административных органов власти, а процессом выбора всем сообществом своего будущего.

Информация о работе Экономическая стратегия города на примере г. Череповец