Экономическая стратегия города на примере г. Череповец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:50, реферат

Описание работы

Широкий подход к сущности экономической стратегии позволяет выявить три уровня этого понятия.
выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.
2. Стратегический план экономического развития - комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации - набор стратегических программ и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии, выражающие концепцию экономической политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы разработки экономической стратегии города 5
1.1. Сущность и цели разработки экономической стратегии города 5
1.2. Содержание стратегии 5
1.3. Структура и основное содержание экономической стратегии города 8
1.4. Стратегическое планирование городского развития 9
2. Экономическая стратегия города на примере г. Череповец 24
2.1. Назначение стратегии развития Череповца 24
2.2. Основные этапы разработки стратегии 26
2.3. Стратегия развития города до 2012 года 29
2.4. Механизм реализации стратегии развития города 39
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

стратегия развития города на примере г. Череповец.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

7. Важно понимать и то, что реализация определенных стратегий, например экономическая реструктуризация и появление новых функций в городе, вовсе не означает, что все жители города одинаково будут выигрывать от этого процесса. Зарубежный опыт показывает, что улучшение ситуации для города в целом и выдвижение его на мировой арене не всегда улучшает, а порой и ухудшает положение малообеспеченных групп населения. Так, реализация новой экономической стратегии в Гамбурге сопровождалась значительным ростом цен на жилье. В городе наблюдается высокая степень пространственной сегрегации по доходу, что вызывает сильные социально-политические конфликты. Безработица осталась высокой -на уровне 12%. Город считается богатым, с наиболее высокой долей миллионеров в Германии - 2 на каждые 1000 жителей. Но в то же время в 1990 г. в Гамбурге была наибольшая для Германии доля населения, получающая социальную помощь - 105 на каждые 1000 человек [5]. Результаты экономического возрождения Гамбурга были распределены очень неравномерно. Таким образом, экономические программы должны сопровождаться сильной социальной политикой. Именно в таком комплексном подходе и проявляется одна из сильных сторон стратегического планирования.

8. Стратегический план, несмотря на свою комплексность, не может быть необъятным. Очень важно, чтобы план был обозримым и реально выполнимым. В противном случае ставится под сомнение целесообразность самой идеи стратегического планирования.

Как уже отмечалось выше, ряд российских городов инициировали разработку стратегических планов или находятся на пути к этому процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая  стратегия города на примере  г. Череповец

2.1. Назначение стратегии развития Череповца

Череповец – наш родной город, в котором живем мы, и предстоит жить в будущем нашим детям и внукам. Без преувеличения можно сказать, что практически каждому горожанину небезразлично будущее города. Каким Череповец в действительности станет в перспективе, во многом зависит от горожан, органов городского самоуправления, предприятий и организаций. Их согласованные действия, направленные на формирование будущего облика города, - условие поступательного и сбалансированного развития Череповца.

В связи с этим органы городского самоуправления рассматривают в качестве важнейшей задачи построение механизма стратегического партнерства горожан, органов власти, предприятий, организаций и общественных объединений в управлении городом.

Что же такое стратегия? Если говорить очень простым и  понятным языком, то стратегия – это идея, замысел развития города, основанный, с одной стороны, на видении горожан будущего облика города, а с другой стороны, основанный на наших внутренних ограничениях, а также ограничениях, накладываемых внешним окружением города.

Город в результате разработки и  реализации стратегии получает целый ряд преимуществ, обеспечивающих устойчивое развитие:

наличие стратегии  позволяет  сделать механизм управления городом  более открытым, дает возможность  населению, всем общественным силам, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе различных решений и их успешной реализации;

стратегия, раскрывая  основные цели и ориентиры развития города на длительный период времени, вселяет уверенность в благополучном  исходе преобразований, в будущее своего города;

стратегия показывает широким  кругам городской общественности, что  усилия органов местных властей  направлены не только на решение частных  задач, но и устремлены в будущее  с целью обеспечения своему городу устойчивого развития и процветания;

стратегия дает основания  верить, что обеспечение жителей  города общественными благами с  учетом имеющихся ресурсов будет  осуществляться самым справедливым, эффективным и демократическим  способом;

стратегия, содержащая идеи, принципы городского развития, дает ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы;

стратегия является действенным  инструментом приобретения и поддержания  конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве;

стратегия позволяет  упорядочить и распределить всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы города предельно эффективным образом;

стратегия привлекает к  активному творчеству население  города, которое в процессе его  разработки или реализации вовлекается  в партнерство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами;

стратегия помогает обеспечить концентрацию основных усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города;

стратегия является обязательным условием, выдвигаемым при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

Таким образом, стратегия  имеет огромное значение:

для органов власти - как  понятные, четкие, разделяемые горожанами ориентиры деятельности;

для горожан - как возможность  сообщить власти о своем видении  будущего города, о своей мечте, как возможность принять участие в работе над созданием этого будущего;

для бизнеса - как ориентир развития предприятий;

для более высоких  уровней власти, так как собранные  воедино стратегии развития городов  станут мощным инструментом для устойчивого развития области, региона, страны.

Важна она и для  нашего внешнего окружения: потенциальных  инвесторов, получающих уверенность  в сохранении намеченного курса  развития экономики города, для людей, желающих связать свою жизнь с  городом Череповцом.

Без стратегического  видения мы не сможем улучшить наше будущее, не сможем активно влиять на происходящее. Стратегическое планирование позволяет определить генеральную  линию развития каждого города, региона  и страны в целом, ведет к улучшению  качества жизни россиян.

 

2.2. Основные этапы разработки стратегии

Начиная со второй половины 2002 г. в городе началась активная фаза разработки стратегии и формирования системы целевых программ, призванных явиться инструментом реализации стратегического  плана. Для реализации всестороннего сотрудничества созданы организационные структуры, позволяющие максимально вовлечь все сегменты горожан в процесс разработки и реализации стратегии развития города:

Совет города по стратегическому планированию – координационный орган при мэрии города по вопросам разработки стратегии развития города и контроля над ее выполнением. Состоит из 150 наиболее активных горожан, сформированный по принципу пропорционального участия представителей органов власти, бизнеса и общественности. Именно Совет города призван обеспечить преемственность стратегии, особенно ее независимость от перемен в органах власти.

Оперативный совет, осуществляющий координацию деятельности рабочих групп и отвечающий за весь процесс разработки стратегии и стратегического плана.

Рабочие группы, непосредственно занимающиеся сбором и обработкой информации для анализа городской системы, анализа стратегических возможностей, подготовки стратегии развития и стратегического плана.

Первое заседание Совета города по стратегическому планированию состоялось 17 октября 2002 года. На приглашение администрации откликнулись все приглашенные к диалогу. Для более детального обсуждения вопросов стратегического планирования была организована работа тематических «круглых столов», в которых могли принять участие все желающие. В лице бизнеса и общественности мэрия получила мощную поддержку своих начинаний в области планирования будущего.

К работе над стратегией широко привлекается и научная общественность: специалисты Череповецкого государственного университета, Корпоративного университета «Северсталь», Вологодского государственного технического университета, Фонда «Институт экономики города» (Москва) и эксперты ряда других организаций.

Для подготовки стратегии  развития города была создана 21 рабочая группа по следующим направлениям:

Демография, уровень жизни;

Среда обитания, экология, рекреационные зоны;

Архитектура и градостроительство, облик города, территория (зонирование);

Жилье и жилищная политика;

Отраслевая структура  города, потребительские рынки;

Инвестиционный климат;

Бюджет, источники его  формирования и расходы;

Образование;

Здравоохранение и другие.

В работе групп приняли  участие более трехсот представителей различных сегментов городского сообщества. Перед ними стояла задача подготовить описания основных городских сфер и сформулировать предложения по развитию города.

В дополнение к деятельности рабочих групп состоялась серия  презентаций крупных предприятий  города Череповца, на которых руководители компаний и администрация города обсудили перспективы развития предприятий, а также варианты развития города, предложения, которые должны быть учтены при формировании стратегии развития Череповца.

На основе представленных материалов был проведен SWOT-анализ городской системы в целом, по результатам которого обозначены возможные стратегические направления развития города и подготовлены рабочие варианты сценариев развития.

В ходе состоявшихся встреч с представителями органов власти, бизнеса и общественности в рабочие  материалы были внесены изменения и дополнения.

На состоявшейся с 29 сентября по 3 октября 2003 года общегородской конференции «Стратегия развития города Череповца до 2012 года» прошло обсуждение возможных стратегических направлений развития города и выбран генеральный сценарий развития. С учетом замечаний и предложений, полученных в ходе работы конференции, подготовлен окончательный вариант стратегии развития города.

Заключительным этапом работы над стратегией станет формирование механизма ее реализации. Это подразумевает  интеграцию процесса стратегического и текущего планирования, прежде всего интеграцию с бюджетным процессом. Здесь будет использована технология сбалансированных целевых показателей, которая получает все большую популярность в бизнес-среде России.

Благодаря системе сбалансированных показателей, анализ, оценка и корректировка стратегии станут регулярным, цикличным процессом и позволят стратегии стать стержневым звеном системы управления городом.

 

2.3. Стратегия развития города до 2012 года

Главной целью развития города до 2012 года является:

Устойчивое развитие города Череповца на основе лидерских  позиций бизнеса, созданных условий  для реализации лидерских качеств  горожан, а также лидерства в  городском управлении.  Повышение  качества жизни горожан как результат  такого развития.

Развитие должно быть устойчивым. Это означает, что городская  система должна улучшаться не только в ближайшее время, но и в более  длительной перспективе. Ресурсы города должны быть использованы так, чтобы  город постоянно сохранял потенциал  своего развития. Будущие поколения череповчан должны получить из наших рук город, способный к дальнейшему развитию.

Развитие города должно основываться на устойчивом положении  городского бизнеса, которое в свою очередь берет свои корни в  лидирующих позициях предприятий Череповца. Именно от бизнеса по всему городу будут распространяться инновации, импульсы развития.

Другим важным источником развития предприятий является человеческий капитал. Только люди, обладающие чертами  лидеров, смогут сохранить и упрочить лидирующее положение бизнеса.

Городская власть в свою очередь должна создавать благоприятные  условия для проживания. При этом условия проживания должны быть конкурентоспособными по сравнению с другими городами. Это потребует проявления лидерских  качеств и в области городского управления.

Для успешного развития города необходимо устойчивое партнерство  власти, бизнеса и общества. Поэтому  механизм социального партнерства  должен быть важным элементом будущего развития города.

В результате следования этой стратегии будет реализована главная задача существования городских поселений – улучшение качества жизни горожан.

Для достижения главной  цели развития города определим основные подцели и направления развития города.

Стратегическое  направление 1 - Лидеры в бизнесе

Цель стратегического направления – формирование условий для устойчивого развития бизнеса города, сохранения лидирующих позиций предприятий города на соответствующих рынках.

Направление 1.1. - Кадровый потенциал XXI века

Цель направления –  формирование кадрового потенциала, соответствующего требованиям нового тысячелетия, а также потребностям бизнеса города.

Создание системы прогнозирования  потребности в кадрах и информирования населения.

Организация подготовки кадров под конкретные рабочие места  по заявкам работодателей.

Информация о работе Экономическая стратегия города на примере г. Череповец