Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 08:18, статья
Целью данного учебного материала является формирование у студентов объективного представления об экономическом содержании инвестиций, принципах и методах оценки эффективности инвестиционных проектов. В соответствии с поставленной целью в работе излагаются следующие вопросы:
понятие и виды инвестиций, источники финансирования инвестиционной деятельности;
основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики государства;
содержание, классификация и стадии реализации инвестиционных проектов;
современные методы оценки эффективности инвестиций в отечественной и зарубежной практике;
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………….
5
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
7
1.
Инвестиции, инвестиционная деятельность и инвестиционная политика………………………………………………….
9
1.1. Экономическая сущность и классификация
инвестиций…………………………………………………..
9
1.2. Инвестиционная деятельность: содержание,
особенности и формы финансирования………………….
16
1.3. Инвестиционная политика предприятия…………...
22
1.4. Регулирование инвестиционной деятельности……..
26
2.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ…………………………..
33
2.1. Инвестиционный проект: понятие и виды………….
33
2.2. Фазы развития инвестиционного проекта
и их характеристика………………………………………...
36
3.
теоретические аспекты оценки эффективности инвестиционных проектов…………………………………………………..
46
3.1. Понятие, виды и показатели эффективности
инвестиционного проекта………………………………….
46
3.2. Система критериев эффективности
инвестиционных проектов…………………………………
51
3.3. Этапы оценки эффективности
инвестиционных проектов…………………………………
54
4.
Методы экономической оценки инвестиций………………………………………………
61
4.1. Классификация методов
экономической оценки инвестиций……………………….
61
4.2. Методы экономической оценки инвестиций,
не включающие дисконтирование………………………...
63
4.3. Методы экономической оценки инвестиций,
учитывающие временной аспект стоимости денег……...
70
4.4. Информационное обеспечение анализа
инвестиционной деятельности предприятия…………...
79
5.
Учет инфляции, неопределенности и риска при принятии инвестиционных решений…………………………………………………….
82
5.1. Сущность и измерители инфляции. Учет инфляции при оценке эффективности инвестиций…………………..
82
5.2. Неопределенность и риск
в инвестиционном проектировании……………………….
85
5.3. Меры по стабилизации инвестиционных проектов...
90
6.
Реальное инвестирование капитала………..
96
6.1. Особенности и формы реального инвестирования
капитала………………………………………………………
96
6.2. Политика управления использованием капитала в процессе реального инвестирования………………………
100
7.
Оценка эффективности финансовых инвестиций……………………………………………….
104
8.
Особенности Инновационных инвестиций……………………………………………….
110
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….
117
9. Обеспечение путем ускорения реализации инвестиционных программ.
Намеченные к реализации инвестиционные программы должны быть выполнены как можно быстрее исходя из следующих соображений: прежде всего, высокие темпы реализации каждой инвестиционной программы способствуют ускорению экономического развития предприятия в целом; кроме того, чем быстрее реализуется инвестиционная программа, тем скорее начинает формироваться дополнительный чистый денежный поток в виде прибыли и амортизационных отчислений; ускорение реализации инвестиционных программ сокращает сроки использования заемного капитала (в частности по тем реальным инвестиционным проектам, которые финансируются с привлечением заемных средств); наконец, быстрая реализация инвестиционных программ способствует снижению уровня систематического инвестиционного риска, связанного с неблагоприятным изменением конъюнктуры инвестиционного рынка, ухудшением внешней инвестиционной среды.
Специфика использования капитала в процессе реальных и финансовых инвестиций предприятия определяет особенности управления ими, которые требуют специального рассмотрения.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется законодательно. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, является одним из наиболее важных условий реализации государственной инвестиционной политики.
Государственная инвестиционная политика – это система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Законодательные основы этой политики регулируют инвестиционную деятельность в разных формах.
Ряд положений инвестиционной деятельности регулируется международными соглашениями, договорами общего характера (например, договор энергетической хартии) и соглашениями с международными финансовыми институтами (МВФ и др.). Уровень правового регулирования инвестиционной деятельности является одним из важнейших элементов, характеризующих инвестиционную среду или инвестиционный климат в государстве. Неотъемлемой частью государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика, которая разрабатывается и реализуется во взаимодействии с госорганами управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления.
Основными законодательными
актами, регламентирующими
В теории и практике экономического развития стран существует несколько моделей инвестиционного процесса, каждая из которых характеризуется определенными целями и условиями:
На различных этапах
трансформации экономического
Модель инвестиционного процесса в условиях полной либерализации экономики, защищенной государственным протекционизмом.
Эта модель возможна при наличии двух условий:
В послевоенное время данную модель успешно применяли Япония и ряд стран Юго-Восточной Азии. Так, в Японии цены на рис внутри страны были в пять раз выше, чем импортные, но страна сохранила национальное рисоводство, которое могло быть разорено при экспансии рынка другими производителями риса.
Рыночное регулирование инвестиций имеет положительные и отрицательные стороны.
Положительные:
Отрицательные:
Модель инвестиционного процесса в условиях полной либерализации экономики, открытой мировому рынку.
По сравнению с первой моделью в данную модель включены: иностранная валюта, экспорт, импорт, иностранные займы.
Особенностью модели является следующее положение: производство, нужное стране и рентабельное для национального рынка, но нерентабельное с позиции мирового рынка, подлежит закрытию.
Применение открытой модели в России означало бы колоссальный регресс, т.к. мировой рынок наукоемкой продукции уже поделен между транснациональными корпорациями, которые будут делать все возможное, чтобы не допустить на мировой рынок российскую продукцию. Индустриально развитые страны заинтересованы в том, чтобы Россия экспортировала топливно-энергетические и другие ресурсы и импортировала бы западную продукцию обрабатывающих отраслей, продовольствие, услуги в сфере науки и образования.
На Россию в последнее время оказывается давление посредством хозяйственного механизма, внедренного в экономику страны с участием иностранных экспертов. Плоды этой модели налицо. Страна постепенно превращается в сырьевой придаток мирового рынка.
Мобилизационная модель инвестиционного процесса.
Условия применения модели:
Модель наиболее эффективна
в экстремальных обстоятельства
Планово-распорядительная модель инвестиционного процесса развилась из мобилизационной модели, дополненной ограничениями использования хозяйственно-денежных форм. Главный объект планово-распорядительных решений – объемные стоимостные показатели. Здесь вся совокупность инвестиционных проектов определяется государственным планом. Отдельные блоки последнего конкретизируются государственными структурами – министерствами и ведомствами. При этом государство через Госснаб, Стройбанк, Госкомцен и Минфин выделяет под инвестиционные проекты инвестиционные ресурсы. Инвестиционный процесс в советской практике стал ориентироваться не на реальный конечный результат (например, введенный в эксплуатацию новый объект), а на объемные стоимостные показатели. В итоге нарастали объемы незавершенного строительства, омертвлялись колоссальные инвестиционные ресурсы, тормозился НТП и отставало обновление основных фондов. Однако было и положительное – система имела большой потенциал при построении эффективной модели инвестиционного процесса, который мог быть успешно реализован.
Модель инвестиционного процесса для смешанной экономики включает два основных блока: плановый механизм и рыночный механизм. Опыт экономических реформ в СССР в период с 1965 по 1991 гг., когда планово-распорядительный механизм хозяйствования пытались дополнить рыночным, оказался неудачным. Однако это не означает принципиальной несовместимости двух полярных механизмов хозяйствования. Такое совмещение успешно осуществлено во многих экономически развитых странах мира (США, Германия, Япония и др).
Плановый механизм хозяйствования, в свою очередь, включает два блока, охватывающих всю экономическую систему страны: планово-распределительный и планово-рекомендательный.
Планово-распорядительный механизм действует в тех сферах хозяйствования, в которых он будет самодостаточным. В сфере обмена он может быть дополнен рыночным механизмом. Целевыми установками в этой сфере (государственный сектор) должны выступать качество и количество, выражающие национальные интересы:
Планово-рекомендательный блок представляет собой экономическое планирование в масштабе страны по всем отраслям реального сектора экономики. Его суть состоит в направлении деятельности предприятий свободного рынка в нужное для национальной экономики русло.
Главный критерий инвестиций рыночного сектора экономики – государственные цели с возможно меньшими относительными затратами.
Рыночный механизм хозяйствования базируется на:
Состав отраслей экономики
и отдельных видов
Контрольные вопросы
Информация о работе Экономическая сущность и классификация инвестиций