Экономические особенности рынка авиаперевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

Отрасль экономики - это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей. Согласно российскому законодательств* отрасль экономики включает в себя всех российских производителей аналогичного товар* или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем объёме производства в РФ соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………….3-4
Отрасль и рыночная экономика………………………………………5-6
Особенности экономики транспорта……………………………......7-14
Формы предприятий…………………………………………… …..15-19
Виды авиапредприятий их производственная и организационная структура………………………………………………………………..….20-25
Основные производственные и технологические процессы………26-31
Методика расчета основных технико – экономических показателей расчета……………………………………………………………………….32-43
Заключение……………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

курсовая экономические особенности.docx

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта РФ

Хабаровский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Санкт- Петербургский  государственный университет ГА»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономика отрасли»

На тему: Экономические  особенности рынка авиаперевозок

 

 

 

 

 

Выполнил:

Специальность: 19071 организация перевозок и 

управление на транспорте (воздушном)

Курс 2, ОП – 2

Форма обучения: очная

Проверил: преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

Содержание

Введение………………………………………………….…………….3-4

Отрасль и рыночная экономика………………………………………5-6

Особенности экономики транспорта……………………………......7-14

Формы предприятий…………………………………………… …..15-19

Виды авиапредприятий  их производственная и организационная  структура………………………………………………………………..….20-25

Основные производственные и технологические процессы………26-31

Методика расчета основных технико – экономических показателей расчета……………………………………………………………………….32-43

Заключение……………………………………………………………..44

Список литературы……………………………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отрасль экономики - это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей. Согласно российскому законодательств* отрасль экономики включает в себя всех российских производителей аналогичного товар* или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем объёме производства в РФ соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть.

Наука экономики отрасли позволяет  не только выявить возможные пути интенсификации производства на основе ответа на традиционные три вопроса: что производить? для кого? Как  производить? , но и оказывает непосредственное влияние на определение и проведение государственной политики.

Быстрое развитие авиационной техники  и потребности в высокоскоростных перевозках особо ценных грузов, почты  и пассажиров привели к тому, что  после Первой мировой войны стал быстро формироваться воздушный транспорт. Вначале техническая мысль была направлена не только на создание летательных аппаратов тяжелее воздуха, но и на использование дирижаблей. Однако затем от строительства последни* на длительное время отказались.

Производственный процесс на транспорте отличается от производственного процесса в остальных отраслях материального  производства. Это отличие состоит  в том, что его результатом  не выступает новый продукт. При  перевозке никаких изменений  в свойствах или форме перевозимых  грузов не происходит. Продуктом транспорта является сама перевозка, которая существовать самостоятельно вне производственного  процесса не может.

Роль и значение транспорта и  его отдельных видов определяется системой общественного производства, уровнем развития производственных сил, географическим размещением природных  бог*тств в стране и естественных путей сообщения.

Экономическая природа транспорта, как и любого производства, определяется общественными условиями производственного  процесса. Смена общественно û экономических формаций приводит к изменению экономической природы транспорта, его роли в хозяйственной жизни страны, характера связей с другими отраслями общественного производства, а также условий взаимодействия между различными его видам*.

Отрасль и рыночная экономика

Отрасл* — обособленная часть какой-либ* систем*.

Формирование новых отрасле*

Значение ценовых сигналов в  этот период существенно зависит  от того, идет ли речь лидирующем либо догоняюще* развитии. В последнем случае неточность ценовой информации может не иметь критического значения для инвестиционных решений. Текущая рентабельность обычно не играет ведущей роли при выборе и реализации стратегии догоняющего развития, в соответствии с которой главным образом имитируются уже апробированные лидерами решения (хотя поиск и реализация сравнительных преимуществ национальной экономики – необходимое условие приближения к лидерам). Повышение доступности заемных средств п*и тесных связях предприятий с банками, наблюдаемое в банковск* – ориентированных системах, способствует форсированному становлению новых отраслей.

Рыночная экономика – это социальная система, основанная на принципе разделения труда, в то время, как средства производства находятся в частной собственности.

Рыночной экономике присущи  следующие черты:

-Частная собственность;

Разнообразные виды форм частной собственности  позволяют обеспечить экономическую  самостоятельность и независимости  хозяйствующих субъектов.

-Свободное предпринимательство;

Экономическая свобода даёт производителю  возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя  возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет  потребител* — потребитель решает, что должно производиться.

-Ценообразование, основанное на  механизме спроса и предложения;

Тем самым рынок осуществляетсаморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

-Конкуренция;

Конкуренци* порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

-Ограниченная роль государства.  Государство лишь следит за  экономической ответственность  субъектов рыночных отношений  — заставляет предприятия отвечать  по обязательствам принадлежащим им имуществом.

   Комплекс макроэкономических  показателей здоровой экономической  системы рыночного типа:

-Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год;

-Низкий, не выше 4-5% годовой рост  инфляции;

-Дефицит государственного бюджета  не выше уровня 9,5% от размера  ВВП;

-Уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного  населения страны;

-Неотрицательный платежный баланс  страны.

 

Рыночная экономика и равенство

Одним из достижений рыночной экономики принято называт* равенств*, равные возможности, хотя в действительности возможности определяе* %%социальное положение.

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев  рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых  друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки  со значительным числом независимых  участников. Рынок с одним продавцом  и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной  конкуренци.

Рынок – это процесс, обязанный  своим существованием действием  индивидуумов, объединяемых единым процессом  разделения труда. Силы, обеспечивающие непрерывное изменение состояния  рынка, это справедливая оценка ситуации всеми участниками рынка, и их действия, вызванные этой оценкой. Состояние  рынка в любой момент обусловлено  структурой рыночных цен, к примеру, общие пропорции обмена определяются взаимодействием между теми, кто  хочет купить, и теми, кто хочет  продать. В самой сути рынка нет  ничего загадочного, или противного природе человека. Весь рыночный процесс – полностью результат человеческой деятельности. Происхождение каждого  события на рынке может быть отслежено, и являетс* ни чем иным, как сознательным выбором участников рынка.

Рыночный процесс – это  общий результат деятельности различных  участников рынка, вызванных необходимостью взаимной кооперации. Рыночные цены диктуют  производителям что производить, как  производить, и какого качества должен быть конечный продукт. Рынок – это  центр, в котором сходятся все  усилия его участников. И это центр, откуда эти усилия расходятся в разные стороны.

 

 

Особенности экономики  транспорт* 
 
Транспорт – базис развития экономики Росси*. 
Народно-хозяйственное значение транспорта, его роль в создании материально-технической базы страны. Транспорт, как отрасль материального производства и субъект производственно-социальной инфраструктуры народного хозяйства оказывает существенное влияние на формирование эффективной рыночной экономики. В условиях коренного реформирования экономики и изменения геополитического положения России формируется определяющая роль транспорта в народном хозяйстве. Огромные массы сырья, топлива, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции постоянно находится в сфере обращения, требуя значительной доли затрат совокупного общественного труда и высококвалифицированной транспортной системы. 
Транспортный комплекс России – одно из крупнейших звеньев ее экономики, в ней занято более 10% общей численности трудоспособного населения страны, 13,6% - основных производственных фондов. Транспортная сеть общего пользования включает 161 тыс. км магистральных железных дорог, 752 тыс. км автодорог с твердым покрытием, 108 тыс. км водных путей и 68 тыс. км магистральных трубопроводов. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающего основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. 
 
Отрасл* – выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг.    Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья, общностью технологической базы и технологических процессов, однородным профессиональным составом кадров. Чем больше совпадений признаков, характеризующих отрасль, тем она «чище». В статистике «чистой» называют отрасль, в рамках которой сосредоточены предприятия наиболее однородные по экономическому предназначению продукции. Если же признаки экономического назначения продукции расширяются, то их организационное единство характеризуется термином «крупная отрасль». Совокупность крупных отраслей образует отраслевые комплексы (металлургические и агропромышленные предприятия) и комплексные отрасли (транспорт, машиностроение, строительство). Совокупность «чистых» и крупных комплексных отраслей образует отраслевую структуру народного хозяйства. Управление отраслевой структурой народного хозяйства должно обеспечиваться государством в целях сбережения ресурсов от нерационального использования, повышения степени удовлетворения потребностей населения, повышения выгоды изготовителя от производства продуктов труда и выгоды потребителя от использования этих продуктов. 
Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения. Транспорту присущи все три непременных элемента, которые характерны для любой отрасли материального производства – это средства труда, предметы труда и целесообразная деятельность людей (тру*). 
Транспорт отнесен к числу отраслей материального производства, но он является особой отраслью, обладающей спецификой процесса производства продукции, техники, технологии, организации и управления. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и является обслуживающей отраслью. Транспорт одновременно выступает в роли потребителя и в роли работодател*.

Важнейшей задачей экономики транспорта является: развитие в современных  условиях теоретических основ изменения  качества и методологии управления качеством и эффективностью транспортного  процесса производства, включая: 
- эксплуатационную работу в грузопассажирском движении; 
- транспортную продукцию (перевозку грузов и пассажиров); 
- транспортное обслуживание грузовладельцев и населения; 
- транспортное обеспечение производства и населения страны и ее регионов. 
Развитие и согласование в условиях рыночной экономики взаимосвязанных функций и методов управления качеством транспортного производства должно быть направлено на выявление и использование резервов улучшения качества и повышения эффективности транспортного производства, разработку методов экономической оценки и стимулирования (мотивации) повышение качества транспортного производств*.

Предприятие как основное звено  экономики

Производственное предприятие – обособленное, специализированное, основное звено  экономики, включающее профессиональный коллектив, использующий материальные ресурсы для изготовления продукции  и получения прибыли.

В состав материальных ресурсов включаются средства производства и денежные средств*.

Средства производства делятся  по назначению на средства труда (производственные здания, машины, оборудование и т.д.) и на предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.). 

Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производств*.

Транспорт осуществляет перемещение  грузов народного хозяйства из сферы  производства в сферу потребления. Продукт только тогда можно считать  готовым, когда он доставлен потребителю. Осуществляя перемещение продуктов, транспорт обеспечивает их доставку в места назначения и делает возможным  фактическое их использование. Это  объективно-необходимый процесс, благодаря  которому происходит реализация потребительной стоимости. 
В результате производственного процесса, т.е. процесса перевозок, не создается нового продукта. В отличие от, других отраслей материального производства продукция транспорта не существует самостоятельно вне производственного процесс*. 
Особенностью транспорта является то, что его продукция – это само перемещение грузов и пассажиров, тот полезный эффект, который создается транспортом. 
В промышленности или сельском хозяйстве процесс производства продукта и процесс его реализации и потребления разделены между собой в пространстве и времени, т.е. вначале производят продукт, затем его реализуют и потребляю*.

Информация о работе Экономические особенности рынка авиаперевозок