Экономические проблемы Михайловского городского поселения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования – проанализировать доходную часть бюджета муниципального образования и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1. Показать бюджетное устройство Российской Федерации и определить роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации.
2. Проанализировать доходную часть бюджета муниципального образования на примере бюджета Михайловского муниципального района.
3. Разработать направления совершенствования доходной части муниципального образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...5
1 РОЛЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………..8
1.1 Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы……...8
1.2 Местный бюджeт в cиcтeмe бюджeтнoгo уcтpoйcтвa Poccийcкoй Фeдepaции……………………………………………………………………………….14
1.3 Структура доходной части мecтнoгo бюджeтa…………………………….20
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА МИХАЙЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ………………………………………………………………………………………28
2.1 История Михайловского городского поселения……………………………28
2.2 Анализ бюджета Михайловского муниципального образования………….31
2.3 Формирование и исполнение бюджета Михайловского муниципального образования………………………………………………………………………………....40
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МИХАЙЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ…………………………………….47
3.1 Экономические проблемы Михайловского городского поселения и пути их решения………………………………………………………………………………….47
3.2 Предложения по увеличению собственной доходной базы Михайловского городского поселения…………………………………………………………………...57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Диплом доходная часть бюджета Михайловского городского поселения чистовик (2) (1).docx

— 365.97 Кб (Скачать файл)

- применить  упрощенный порядок регистрации  права собственности на земельные участки;

- ужесточить  контроль за фактическими пользователями  неоформленных в собственность  или аренду земельных участков.

Органы местного самоуправления вправе получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования в муниципальном образовании могут быть следующие:

- категорирование  земель, которое может повлиять  на планировку и социально-экономическое развитие территории;

- оценка  стоимости земель промышленных  предприятий, что может повлиять  на себестоимость выпускаемой  ими продукции;

- земельные  аукционы (дают возможность открытой  реализации земельных участков, что приводит к увеличению  поступлений в бюджет);

- регулирование  цен на рынке муниципальных  земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов).

Местные органы вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Думой Иркутской области принято положение № 149 от 27.06.2007 г. «О муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Иркутская область». Согласно этому положению общая координация деятельности органов, осуществляющих муниципальный контроль, осуществляется Комитетом по управлению имуществом по Иркутской области.

Согласно Федеральному закону 2003 года, из прочих природных ресурсов могут находиться в муниципальной собственности обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов. Органы местного самоуправления, в соответствии с федеральными и региональными законами, получают плату, в том числе и в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Система оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в муниципальной собственности не установлена.

В формировании муниципальной собственности проблемой является передача земли в собственность муниципальных образований.

Органы местного самоуправления осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования определяется исходя из целей и задач развития муниципального образования.

Сложившаяся практика оценки эффективности использования муниципальной собственности основывается на анализе состояния и тенденций изменения ее вклада в формирование вклада неналоговых доходов местного бюджета. Выделяют следующие задачи обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью:

- структурную  и количественную оптимизацию  организаций и предприятий муниципальной  формы собственности;

- обеспечение  полного и своевременного учета  муниципальной собственности и  всех проводимых с ней операций;

- создание  единой системы контроля сохранности  муниципальной собственности и использования ее по назначению;

- выработку  критериев оптимальных решений  по распоряжению муниципальной собственностью;

- повышение  инвестиционной привлекательности  муниципальной собственности.

При формировании муниципальной собственности, управлении муниципальным имуществом и его приватизации возникают сложные экономические проблемы.

  1. Передача объектов в муниципальную собственность.

- проблема  финансирования. При существующей  практике, подписывая акт приемки  объектов в муниципальную собственность, орган местного самоуправления  далеко не всегда получает  дополнительные доходы в бюджет  для финансирования их содержания.

- проблема  износа. По закону владелец должен  передать объект в муниципальную собственность в состоянии, пригодном для эксплуатации. На деле зачастую передаются ветхие жилые дома, требующие срочного капитального ремонта или даже сноса и переселения жильцов, изношенные инженерные сети, котельные и т.п. Такие факторы отрицательно сказываются на финансовом состоянии.

2. Определение условий для сдачи в аренду обоснованное установление ставок арендной платы за использование нежилых помещений и другого муниципального имущества.

В данном случае важно найти баланс интересов между стремлением муниципального образования увеличить доходы бюджета от аренды и опасностью свертывания арендаторами важных видов хозяйственной деятельности в связи с высокими затратами на арендную плату. Надежным средством решения этой проблемы является широкая дифференциация ставок арендной платы в зависимости от места расположения арендуемого объекта и вида деятельности, сочетающаяся с системой льгот и привилегий. В Михайловском муниципальном образовании опорой является решение Думы Иркутской области № 68 от 27.02.2006 г. «О порядке определения арендной платы».

3. Определение  целесообразности приватизации  объекта в сравнении с арендой и совершенствование технологии приватизации.

Здесь могут быть реализованы разные подходы для экономически эффективных (доходных) и убыточных объектов. Доходный объект можно продать по высокой цене и получить крупные разовые поступления в бюджет. В то же время арендная плата за этот объект будет пополнять бюджет постоянно и в связи с инфляцией со временем может возрастать. Формально выполненный экономический расчет обычно свидетельствует в пользу приватизации, однако представительный орган муниципального образования при согласовании программы на очередной финансовый год не может ограничиться таким расчетом и должен взвесить, в том числе и отдаленные последствия приватизации объекта.

Цель приватизации убыточных объектов – сокращение расходов бюджета на их содержание. Цена объекта в этом случае может быть низкой. Единственным ограничителем является социальная значимость объекта. Например, в одном из поселений депутаты отказались включить в представленный администрацией план на очередной год убыточный книжный магазин, поскольку это был единственный в поселении магазин, специализированный на продаже учебной и методической литературы. В условиях бюджетного дефицита принятие таких решений является нелегкой задачей.

Отдельным направлением государственной политики должна стать разработка принципов равномерного размещения инвестиционных проектов в Российской Федерации.

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета.

Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Под инвестициями понимают денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют Федеральные законы «О бюджете развития Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Различают два вида инвестиций – в форме капитальных вложений, обеспечивающие воспроизводство основных средств, и портфельные (приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для муниципальных образований основную роль играют капитальные вложения – затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования и т.д.

Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут составлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.

Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов (рисунок 3.14).

Рисунок 3.14 - Инвестиционный потенциал территории муниципального  
образования

Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения своего бизнеса, всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но, прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть.

Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления.

Здесь могут иметь место две ситуации.

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуниципальной собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

- исследование инвестиционного  потенциала территории муниципального  образования и представление его результатов потенциальным инвесторам;

- выделение земельных участков  для строительства, обеспечение  возможности подключения к инженерным  и транспортным коммуникациям, а  для жилищного строительства  – предоставление инфраструктурно  подготовленных площадок;

- экспертиза и согласование  проектной документации на строительство  с точки зрения интересов местного сообщества;

- защиту интересов инвесторов.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

- использование денежных средств  для полного или частичного  финансирования инвестиционных проектов;

- разработку и утверждение инвестиционных  проектов, осуществляемых за счет  или с участием бюджетных средств;

- проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных  проектов.

Принимая во внимание дальнейшее развитие финансовых взаимоотношений в Российской Федерации между органами власти всех уровней, недостаточное финансирование муниципальных образований, возникает необходимость проведения дополнительной работы как в направлении совершенствования межбюджетных отношений, так и повышение качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

В этой связи в настоящее время принято постановление Правительства РФ «О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2014-2016 годы».

В целях укрепления финансовой самостоятельности местного самоуправления предполагается следующее:

- исключить возможность внесения  изменений на федеральном уровне  в бюджетное и налоговое законодательство в части налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты, приводящим к снижению налогооблагаемой базы;

- установить строгий порядок  внесения изменений в механизм  формирования и распределения  межбюджетных трансфертов, предусмотрев  исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых подходы к распределению этих средств могут быть уточнены;

- провести работу по систематизации  межбюджетных трансфертов в частности  определению цели и задачи  каждого элемента системы межбюджетных  трансфертов, по определению перечня показателей результативности и эффективности предоставляемых межбюджетных трансфертов, чтобы на основе мониторинга этих показателей можно было принимать решения об оптимизации используемых инструментов межбюджетного регулирования;

- стимулировать практику использования  механизмов страхования от последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

3.2 Предложения по увеличению  собственной доходной базы Михайловского городского поселения

 

Предлагаю для увеличения собственной доходной базы Михайловского городского поселения  основать производство шлакоблоков.

Михайловское городское поселение перспективное, место расположение отличное, но вторичного жилья в поселении мало, поэтому имеются молодые семьи, которые очень хотят построить свое жилье, но из-за нехватки денежных средств этого не делают. Для этих целей и необходим строительный материал, а так как предприятие будет выпускать продукцию непосредственно в поселке, расходы на доставку можно будет исключить, следовательно, населению будет выгоднее покупать их у местного производителя, а значит, в поселении возобновится строительство.

Блоки пользуются среди покупателей строительных материалов высоким спросом из-за хорошего соотношения цены и качества.

Итак, рассчитаем экономическую выгоду от реализации этого мероприятия.

Средняя стоимость мешка цемента (50 кг.) 270 рублей. Для замеси раствора на изготовление шлакоблоков используются цемент, песок, шлак и вода в пропорции 2,5:1:10:1,5.

Следовательно, для одного шлакоблока размером 30х50х30 будет использовано 2,5 килограмма цемента, единственного компонента, который будет приобретаться, остальные имеются в достатке.

Заработная плата рабочего за изготовление единицы продукции составит 5 рублей. Приобретение специального оборудования позволит с количеством работников 1-2 человек производить за один рабочий день (8 часов) до 90 шлакоблоков.

Информация о работе Экономические проблемы Михайловского городского поселения и пути их решения