Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:35, творческая работа
Целью экономического анализа является получение достоверной информации о финансовом положении организации, о характере имеющихся трудностей и о причинах их возникновения. Объектом анализа является сама организация, а предметом – в первую очередь её публикуемая финансовая отчётность, а также вся доступная информация о хозяйственной деятельности организации.
Прежде чем приступить непосредственно к экономическому анализу – то есть расчёту различных коэффициентов и составлению выводов на основе их значений, следует соответствующим образом подготовить данные для исследования. Под подготовкой данных подразумевается их группировка (укрупнение и разукрупнение, составление детализированных и агрегированных форм), а также их корректировка в соответствии с уровнем инфляции.
Рентабельность – один из ключевых показателей результативности работы компании, эффективности её деятельности. Принято считать, что именно прибыль – конечный результат деятельности любой фирмы и именно по ней следует судить о том, насколько успешно поработала организация за отчётный период. Однако более крупные организации, с более высоким товарооборотом заранее находятся в заведомо более выгодных устройствах. Поэтому по показателю прибыли можно анализировать деятельность лишь сопоставимых по размеру организаций.
Рентабельность же отражает именно эффективность деятельности, являясь относительным показателем. Например, рентабельность капитала способна отразить отдачу на вложенные средства, а рентабельность продукции – эффективность торговой деятельности.
Проанализируем основные показатели рентабельности продукции ОАО «Звезда» за 2010 год:
Таблица 5.1
Рентабельность продукции
Показатели |
Алгоритм расчета |
Значение в % | ||
2008 |
2009 |
2010 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Рентабельность товаров,
продукции, работ, услуг ( |
||||
по отношению к полной
себестоимости проданных |
0,212 |
0,057 |
0,583 | |
по отношению к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
0,126 |
0,043 |
0,287 | |
на основе показателя прибыли от продаж |
0,295 |
0,154 |
0,415 | |
2. Рентабельность продаж |
0,100 |
0,035 |
0,221 | |
3. Предельная рентабельность |
0,498 |
0,203 |
0,845 |
Можно увидеть, что данные показатели
отличаются по двум направлениям –
какую прибыль использовать в
числителе, и какой показатель –
выручку или себестоимость
Первые два показателя, наиболее общие, рассчитываются на основе прибыли компании до налогообложения. Это сделано для того, чтобы не учитывать влияние изменений налогового законодательства на результаты деятельности компании. В 2010 году эти показатели очень сильно выросли, что свидетельствует об улучшении результатов работы компании.
Рентабельность продукции на основе прибыли от продаж показывает эффективность лишь основной деятельности предприятия (без привлечения прочих доходов). Рекомендуемых значений рентабельности нет, но, например, К. Уолш рекомендовал, чтобы данный показатель превышал 10%. Поэтому можно сделать вывод, что эффективность основной деятельности компании «Звезда» находится на очень хорошем уровне (рентабельность на основе прибыли от продаж намного больше 10%), хотя 2009 год и был отмечен некоторым спадом в эффективности.
Предельная рентабельность также отражает результаты основной деятельности компании и служит показателем наценки. Наценка очень высокая (в 2010 достигла значения 84%). Высокая наценка, как известно из экономической теории, свидетельствует о высокой монопольной власти фирмы. В целом, это действительно так, так как у Звезды не так много конкурентов на своём рынке.
В целом можно увидеть, что рентабельность по основной деятельности компании в целом выше общей рентабельности. Это свидетельствует о том, что основную деятельность компания ведёт более эффективно, чем дополнительную.
Показатель рентабельности продаж рассчитывается на базе посленалоговой прибыли. И пусть он подвержен влиянию изменений в налоговом законодательстве, именно он с экономической точки зрения наиболее точно отражает деятельность компании. Доля чистой прибыли в выручке в 2008 году составила 10%, в кризисном 2009 опустилась до 4%, а в 2010 достигла очень хорошего результата в 20%.
Как уже было сказано, рассмотренные
показатели характеризуют в первую
очередь эффективность
Таблица 5.2
Рентабельность капитала
Показатели |
Алгоритм расчета |
Значение, % | |
2009 |
2010 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Общая (экономическая) рентабельность |
0,016 |
0,246 | |
Финансовая (чистая) рентабельность |
0,013 |
0,189 | |
Рентабельность основной деятельности |
0,056 |
0,356 | |
Рентабельность внеоборотных активов |
0,039 |
0,911 | |
Рентабельность оборотных средств (текущих активов): |
0,026 |
0,337 | |
Рентабельность |
0,022 |
0,500 | |
Рентабельность собственных средств |
0,029 |
0,464 | |
Рентабельность инвестиций |
0,015 |
0,218 |
Отметим, что большинство показателей рентабельности капитала рассчитывается на основе средних значений за год, поэтому их удалось рассчитать лишь за два года (на основе имеющейся трёхлетней отчётности компании).
По мнению К. Уолша, самый важный финансовый коэффициент – это рентабельность собственного капитала (Ric, за границей более известный как ROE). Действительно, он отражает процент (отдачу) который получает собственник от инвестирования в данное предприятие, и её можно сложить с доходностью по любым другим вариантам инвестирования. В 2010 компания достигла очень высокой рентабельности собственного капитала (46,4%), резко улучшив своё положение в 2009 году. Однако недостаток данного показателя в том, что он показывает лишь результат, который может быть принципиально иным при разном уровне риска. Например, наращивая заёмное финансирования (что выразится в увеличении финансового плеча), можно увеличить обороты компании и при той же производственной рентабельности прибыль, при этом собственный капитал останется без изменения. В результате ROE заметно вырастет, но и риск, ассоциируемый с данным предприятием и измеряемый финансовым левереджем, также заметно подрастёт. Однако как было из видно из анализа финансовой устойчиво, плечо рычага выросло незначительно. Поэтому можно сделать вывод, что такой рост рентабельности собственного капитала достигнут примерно на том же уровне риска. А это уже – свидетельство серьёзного улучшения состояния компании. Тот же самый вывод подтверждает параллельный рост показателя ROI примерно с таким же темпом.
Однако эффективность компании не ограничивается анализом лишь показателей рентабельности. Эффективность – это не только прибыльность, но и интенсивность деятельности предприятия. В рамках анализа деловой активности также рассчитываются относительные показатели, характеризующие эффективность работы компании, но у них уже отсутствует непосредственная привязка к прибыли. Например, для любой компании положительным трендом является рост производительности труда, отдачи от оборудования, оборачиваемости запасов. Анализ этих показателей и есть анализ деловой активности предприятия.
Рассчитаем основные коэффициенты деловой активности:
Таблица 5.3
Основные коэффициенты деловой активности
Показатели |
Алгоритм расчета |
Значение, доли |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Оборачиваемость (фондоотдача) всех активов |
0,36 |
0,86 | |
2.Оборачиваемость ( |
0,90 |
3,18 | |
3. Фондоемкость продукции, рассчитанная по данным: всех активов |
2,76 |
1,17 | |
внеоборотных активов |
1,11 |
0,31 | |
4. Оборачиваемость оборотных средств |
0,61 |
1,18 | |
5. Закрепление оборотного
капитала на 1 рубль выручки от
продажи товаров, продукции, |
|
1,65 |
0,85 |
6. Оборачиваемость материальных оборотных активов |
0,95 |
3,55 | |
7. Период оборота товарно- |
383,74 |
102,73 | |
8. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
3,33 |
7,89 | |
9. Период погашения дебиторской задолженности |
109,76 |
46,29 | |
10. Оборачиваемость кредиторской задолженности |
4,94 |
16,51 | |
11. Период погашения кредиторской задолженности |
73,94 |
22,11 | |
12. Продолжительность производственного цикла |
Тп=Tz+TRd |
493,51 |
149,02 |
13. Продолжительность финансового цикла |
Тф = Тп+ ТRp |
567,44 |
171,13 |
Основной показатель в рамках анализа деловой активности организации - оборачиваемость запасов. В целом рост оборачиваемости является положительной тенденцией для предприятия – компания увеличивает выручку, не расширяя масштаб своей деятельности (не привлекая дополнительного финансирования и т.д.). Таким образом, рост оборачиваемости – важный ресурс интенсивного роста компании. Однако слишком высокая оборачиваемость может свидетельствовать о нехватке ресурсов о складе, чуть будет выше спрос и запасов может уже не хватить. Слишком низкая оборачиваемость свидетельствует о том, что спрос запасы слишком долго залеживаются на складе. Срок оборачиваемости и связанная с ним продолжительность производственного цикла сильно зависят от технологии производства, поэтому трудно найти рекомендуемые значения для данного показателя. У большинства же компаний период оборачиваемости колеблется в пределах от 26 до 67 дней. У «Звезды» показатель намного выше, что впрочем, не следует воспринимать слишком критично – это можно объяснить технологией производства, комплектующие для судов быстро не произведёшь.
Вместе с тем, можно отметить
сильный рост оборачиваемости товарно-
Также сократился (в 2010 по сравнению с 2009) период оборота дебиторской задолженности (и соответственно выросла оборачиваемость дебиторской задолженности). Это свидетельствует о том, что организация стала лучше собирать дебиторскую задолженность со своих должников.
Можно предположить, что именно рост оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности предопределил рост рентабельности компании, который был отмечен выше. Таким образом, улучшение ситуации в компании происходило в первую очередь под действием интенсивных, а не экстенсивных факторов (итог по балансу оставался относительно постоянным).
Часть 6. Анализ состоятельности организации
Состоятельность организации – это её способность расплачиваться по своим обязательствам в срок, установленный в договоре. Если организация не способна удовлетворять этому требования, то это её первый шаг на пути к банкротству. Поэтому анализ состоятельности организации – это в первую очередь анализ вероятности её банкротства.
Наиболее распространены четыре методики
оценки состоятельности организации.
Кроме того, существует ряд показателей,
по которым можно сделать вывод
о вероятности банкротства
С точки зрения анализа состоятельности
основной упор делается обычно на анализ
показателей ликвидности и
Первая методика, с помощью которой можно сделать вывод о том, состоятельна ли организация – это методика 1994 года. Она основывается на двух ключевых индикаторах – коэффициенте текущей ликвидности и коэффициенте обеспеченности собственными средствами. Если организация признаётся на основе двух данных показателей состоятельности, рассчитывается вероятность утраты ею состоятельности, в противном случае считается вероятность восстановления платежеспособности.
Рассчитаем указанные
Таблица 6.1
Методика 1994 года
2008 |
2009 |
2010 |
Норма | |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,2722 |
4,6328 |
4,7158 |
>=2 |
Коэффициент оборотных собственных средств |
-0,1071 |
0,1564 |
0,2179 |
>=0,1 |
Коэффициент утраты платежеспособности |
2,7365 |
2,3683 |
>=1 | |
Коэффициент восстановления платежеспособности |
- |
- |
>=1 |
Таким образом, организация полностью состоятельна, и риск утратить платежеспособность в ближайшие три месяца отсутствует. Впрочем, можно обратить внимание на тот факт, что не всё так хорошо с коэффициентом обеспеченности собственными средствами. Впрочем, это можно связать с особенностями используемой технологии, которая предполагает большую долю внеоборотных активов. Так или иначе, в 2009 году организация соответствовала всем нормативам, кроме того, наблюдается позитивная тенденция изменения показателей.
Теперь попробуем оценить
Вычисление показателей (тех, которые можно было вычислить на основе отчётности) представлено в таблице:
Таблица 6.2
Приказ №16
2008 |
2009 |
2010 | |
K1 |
17 377 934 |
20 040 636 |
48 050 250 |
K4 |
21,24 |
19,34 |
8,50 |
K5 |
17,31 |
17,89 |
7,65 |
K6 |
3,46 |
0,37 |
0,74 |
K7 |
0,30 |
0,96 |
0,06 |
K8 |
0,16 |
0,12 |
0,05 |
K9 |
15,08 |
4,95 |
2,30 |
K10 |
1,27 |
4,63 |
4,72 |
K11 |
-35715498 |
71882682 |
113708000 |
K12 |
-0,11 |
0,16 |
0,22 |
K13 |
0,45 |
0,40 |
0,41 |
K14 |
19,18 |
22,93 |
10,86 |
K15 |
15,79 |
10,61 |
2,23 |
K16 |
2,59 |
12,06 |
8,63 |
K17 |
0,06 |
0,02 |
0,24 |
K18 |
0,29 |
0,15 |
0,42 |
K20 |
0,05 |
0,11 |
0,28 |
K21 |
0,03 |
0,05 |
0,01 |
Информация о работе Экономический анализ предприятия ОАО «Звезда»