Экономический механизм работы торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать механизм функционирования экономической деятельности торгового предприятия.
Задачи работы:
— изучить теоретически сущность экономического механизма функционирования предприятия;
— рассмотреть теоретически основные составляющие деятельности торгового предприятия и их функцию в экономическом механизме;
— определить сущность, виды, методы и значения экономического анализа в современных условиях;
— изучить основы планирования финансовой деятельности торгового предприятия.

Содержание работы

Введение - 3 -
1. Сущность и содержание экономического механизма функционирования организации (предприятия торговли) - 7 -
1.1. Сущность экономического механизма - 7 -
1.2. Содержание экономического механизма - 10 -
2. Экономический анализ функционирования торгового предприятия - 26 -
2.1. Основы экономического анализа - 26 -
2.2. Комплексный экономический анализ - 26 -
2.3. Экономический потенциал торгового предприятия - 30 -
3. Планирование экономической деятельности торгового предприятия - 45 -
3.1. Основы планирования - 45 -
3.2. Планирование финансов - 49 -
Заключение - 61 -
Список использованных источников - 64 -

Файлы: 1 файл

2 курс экономика предприятия курсач.docx

— 899.62 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение - 3 -

1. Сущность и содержание экономического механизма функционирования организации (предприятия торговли) - 7 -

1.1. Сущность экономического механизма - 7 -

1.2. Содержание экономического механизма - 10 -

2. Экономический анализ функционирования торгового предприятия - 26 -

2.1. Основы экономического анализа - 26 -

2.2. Комплексный экономический анализ - 26 -

2.3. Экономический потенциал торгового предприятия - 30 -

3. Планирование экономической деятельности торгового предприятия - 45 -

3.1. Основы планирования - 45 -

3.2. Планирование финансов - 49 -

Заключение - 61 -

Список использованных источников - 64 -

 

Введение

 

Предприятие — это первичное, основное звено экономики страны. Оно занимает ведущее место в решении основных задач общества, а именно: что производить, в каком объеме, по какой технологии, где реализовать продукцию, по какой цене и т. п.

В рыночной экономике хозяйствующие  субъекты самостоятельно определяют основные аспекты своей деятельности, и взаимоотношений между партнерами и участниками, используя рыночные механизмы. При этом учитывается спрос потребителей, выявляемый при его изучении на рынке, степень выгодности производства и реализации отдельных видов продукции и услуг.

Функции предприятия зависят от его отраслевой принадлежности и  профиля деятельности:

— производство (выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции);

—  выполнение различных видов работ (строительство, перевозка и т. п.);

—  реализация товаров и торговое обслуживание;

—  оказание коммунальных, бытовых  и других видов услуг.

Эти функции в определенной мере формируются под влиянием масштабов (объемов) деятельности, организационно-правовой и экономической форм хозяйствования, наличия инфраструктуры и т. п.

В статистике выделяют две группы предприятий: материальное производство (выпуск продукции) и оказание услуг, в частности торговлю.

Для выполнения своих функций предприятие:

—  формирует имущество, которое  может принадлежать ему на праве  собственности или на праве хозяйственного ведения;

—  приобретает оборудование, сырье  и материалы;

—  нанимает рабочую силу и формирует  аппарат управления;

—  организует производственно-технологический и другие процессы.

Предприятие — это юридическое  лицо, которое обладает следующими основными чертами и признаками:

1. Оперативно-хозяйственная и экономическая  самостоятельность в осуществлении  своей деятельности, в заключении договоров с партнерами, в распоряжении результатами труда и получаемой прибыли.

2. Наличие комплекса орудий и средств производства в виде экономических ресурсов, обособленное имущество.

3. Организационное единство в  виде стройной внутренней структуры  управления и организованного  трудового коллектива.

4. Правовая имущественная ответственность  за свои действия и обязательства.

5. Наличие бухгалтерского баланса  и счетов в банке.

Деятельность предприятия связана  с использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Степень их самостоятельности в процессе хозяйствования и механизмы управления зависят  от того, какими правами они обладают в отношении используемого имущества. Имущество может принадлежать предприятию на праве: собственника, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Предприятие имеет полную экономическую  самостоятельность, если оно является собственником своего имущества. Такими собственниками могут быть: акционеры, учредители, индивидуальные предприниматели, кооперативы, государственные органы и др.

На праве хозяйственного ведения  предприятие владеет, пользуется и  распоряжается переданным ему имуществом в пределах, определенным Гражданским  кодексом РФ (ст. 294). Собственник имущества  решает следующие вопросы:

—  создание, профиль предприятия  и определение цели его деятельности;

—  назначение руководителя;

—  контроль за использованием и сохранностью имущества.

Собственник имеет право на получение  части прибыли от использования  имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ст. 295 ГК РФ).

Предприятие самостоятельно осуществляет всю текущую работу и принимает все необходимые технологические, оперативно - управленческие, коммерческие и экономические решения.

Предприятия любой формы собственности в зависимости от отрасли и вида деятельности имеют соответствующую им производственную и организационную структуру.

Так, магазины и оптовые базы могут создавать отделы, секции и т. п.

Организационная структура устанавливает  взаимоотношения между различными службами предприятия, подразделениями, отделами.

Выделяются три блока:

1. Организация основных процессов  (производственно-технологических,  торговых и т. п.).

2. Обслуживание основного процесса (доставка, хранение, ремонт).

3. Управление деятельностью по  отдельным подсистемам: экономика  и финансы, учет и контроль, коммерция и маркетинг, управление  персоналом, информационное и правовое  обеспечение и т. п.

Предприятия классифицируются по многим признакам: по организационно-правовой форме, отраслевой принадлежности, по объему (размеру) деятельности и численности работников.

Актуальность данной работы заключается  в изучении деятельности  предприятия  торговли и его экономического механизма, как организационно-экономической системы.

Задачи работы:

— изучить теоретически сущность экономического механизма функционирования предприятия;

— рассмотреть теоретически основные составляющие деятельности торгового предприятия и их функцию в экономическом механизме;

— определить сущность, виды, методы и значения экономического анализа в современных условиях;

— изучить основы планирования финансовой деятельности торгового предприятия.

Цель работы: исследовать механизм функционирования экономической деятельности торгового предприятия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                              

                                        

 

  1. Сущность  и содержание экономического

механизма функционирования организации

(предприятия  торговли)

1.1. Сущность экономического механизма

Для нормального функционирования любого хозяйствующего субъекта нужен  хорошо отлаженный экономический механизм. Он представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических  форм и методов хозяйствования, нацеленных на достижение поставленных целей, в  частности устойчивого и эффективного развития предприятия.

Содержание экономического механизма меняется на различных этапах общественного развития. В рыночной модели формируются новые экономические отношения, иные формы, методы и инструменты хозяйствования.

Сущность экономического механизма определяется содержанием и структурными его элементами. Основными элементами (звеньями) рыночного механизма являются: экономический интерес, коммерческий расчет, материальное стимулирование, анализ и планирование, ценообразование, налогообложение, организационно-правовые формы хозяйствования и др.

В рыночных условиях главным побудительным  мотивом хозяйственной деятельности выступает экономический интерес. В зависимости от цели он может  выражаться:

1) в экономической выгоде —  в получении прибыли, в стремлении  экономно вести дело, умело наращивать  объемы деятельности и т. п.;

2) в завоевании рынка, успешном  ведении конкуренции путем осуществления  грамотной и гибкой ценовой  политики, создании положительного  имиджа;

Экономический интерес непосредственно  связан с коммерческим расчетом, который  используется в рыночном механизме.

Коммерческий расчет нацелен на обоснование экономической целесообразности как отдельных операций, так и всего предпринимательского дела. В частности, определение выгодности создания предприятия, приобретения оборудования, производства и реализации отдельных товаров и т. п.

В результате коммерческого расчета  производится:

— оценка рыночной стратегии и  своей конкурентоспособности;

—  технико-экономическое обоснование  принимаемых управленческих решений;

—  прогнозирование цен, тарифов  и т. п.

Для принятия и осуществления управленческих решений привлекаются специалисты  различных служб — экономисты, финансисты, менеджеры, маркетологи, юристы и др.

Эффективное хозяйствование предполагает постоянное совершенствование материального  стимулирования работников, обеспечение  заинтересованности трудового коллектива в улучшении результатов деятельности.

Нужны побудительные мотивы, нацеленные на повышение производительности труда  и качества обслуживания, экономию ресурсов, успешное выполнение социальных задач.

Позитивное значение имеет система стимулирования, когда часть доходов работников формируется за счет прибыли организации.                           

В рыночной экономике радикально меняются сущность и роль планирования. Предприятие самостоятельно определяет цели и задачи деятельности, стратегию и тактику своего поведения на рынке. Они отражаются в перспективных и текущих планах развития предприятия.

Анализ и планирование становятся одной из важнейших функций управления.

Одним из ключевых звеньев рыночного  механизма является ценообразование. Сейчас функционирует свободное  ценообразование, которое складывается под влиянием рыночной конъюнктуры и конкуренции на рынке средств производства, предметов потребления, труда, жилья, капитала и т. д.

Такое ценообразование стимулирует  повышение качества продукции и  обслуживания, снижение затрат, способствует гибкому и быстрому приспособлению объема и ассортимента выпускаемых  товаров в соответствии с изменениями  спроса. Повышение спроса ориентирует  на увеличение производства и реализации тех или иных товаров и наоборот.

Особое место занимает механизм налогообложения. Он регулирует отношения  хозяйствующих субъектов и предпринимателей с государственными органами. Налоги формируют доходы всех бюджетов страны.

Все элементы рыночного механизма  тесно связаны между собой  и влияют друг на друга. Так, достижение экономического интереса непосредственно  зависит от коммерческого расчета, разработки и осуществления обоснованной ценовой и налоговой политики, выполнения устанавливаемых планов. В свою очередь, действенность планирования и стимулов повышается в условиях укрепления экономической самостоятельности  хозяйствующих субъектов.

Сложность экономического механизма заключается в том, что необходимы следующие меры:

—  комплексный подход в разработке отлаженных форм и методов хозяйствования, обеспечивающих согласованность всех звеньев;

—  постоянное его реформирование по мере изменения экономической  жизни общества и рыночной конъюнктуры;

—  соблюдение правовых и нормативных  актов, регулирующих деятельность хозяйствующих  субъектов.

 

 

 

    1. Содержание экономического механизма

Предприятия торговли относится к  такому виду деятельности, как предпринимательская и подразделяются на коммерческие, кооперативные и сельские магазины. Все они преследуют одну цель — получение прибыли и дальнейшее развитие, более емкое утверждение на рынке и конкурентоспособность.

Все виды предприятий торговли классифицируются по признакам, таким как форма  собственности, количество собственников, организационно - правовая и организационно – экономическая форма хозяйствования.

Чем больше предприятие торговли в  размерных объемах, тем шире должна быть его организационно - экономическая  форма хозяйствования.

К такому предприятию относится  крупное коммерческое предприятие  торговли. Его экономический механизм функционирования состоит из семи пунктов:

    1. Товарооборот
    2. Товарные ресурсы
    3. Доходы и прибыль
    4. Трудовые ресурсы и оплата труда работников
    5. Основные средства
    6. Издержки обращения
    7. Финансы

Розничный товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного питания.

1Товарооборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению за наличный расчет либо оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, перечислениям со счетов вкладчиков, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет.

В оборот розничной торговли также включаются:

•    стоимость товаров, проданных в  порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), по моменту продажи  в размере полной стоимости товаров, исключая комиссионное вознаграждение;

Информация о работе Экономический механизм работы торгового предприятия