Экономический механизм работы торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать механизм функционирования экономической деятельности торгового предприятия.
Задачи работы:
— изучить теоретически сущность экономического механизма функционирования предприятия;
— рассмотреть теоретически основные составляющие деятельности торгового предприятия и их функцию в экономическом механизме;
— определить сущность, виды, методы и значения экономического анализа в современных условиях;
— изучить основы планирования финансовой деятельности торгового предприятия.

Содержание работы

Введение - 3 -
1. Сущность и содержание экономического механизма функционирования организации (предприятия торговли) - 7 -
1.1. Сущность экономического механизма - 7 -
1.2. Содержание экономического механизма - 10 -
2. Экономический анализ функционирования торгового предприятия - 26 -
2.1. Основы экономического анализа - 26 -
2.2. Комплексный экономический анализ - 26 -
2.3. Экономический потенциал торгового предприятия - 30 -
3. Планирование экономической деятельности торгового предприятия - 45 -
3.1. Основы планирования - 45 -
3.2. Планирование финансов - 49 -
Заключение - 61 -
Список использованных источников - 64 -

Файлы: 1 файл

2 курс экономика предприятия курсач.docx

— 899.62 Кб (Скачать файл)

Анализ равномерности  выполнения плана товарооборота  за отдельные периоды времени  осуществляется с помощью расчета  коэффициента равномерности:

где Р — коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота, %; V — коэффициент вариации выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %.

Где — среднеквадратическое отклонение выполнения плана то-имрооборота по отдельным периодам, %; — средний процент выполнения плана товарооборота.

где — процент выполнения плана товарооборота за i-й период.

Для расчета  коэффициента равномерности выполнения плана товарооборота составляется разработочная таблица и проводится анализ динамики товарооборота. При анализе объема товарооборота в динамике заряд лет следует рассчитывать цепные (в % к предыдущему году) и базисные (в % к первому году в ряду динамики).

Валовой доход. Основным видом доходов торгового предприятия является доход от реализации товаров, источником получения которого служит торговые надбавки, поступающие как разница между продажной и покупной ценой. Именно за счет торговых надбавок формируется основной вид дохода торгового предприятия — валовой доход от реализации товаров.

 Анализ  валового дохода является составной  частью оценки финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятия.  Его значение определяется той  ролью, которую он выполняет,  выступая I) качестве главного источника  финансирования торговой деятельности  и формирования прибыли. К задачам,  решаемым в ходе данного анализа,  относят оценку принятой на  предприятии ценовой политики, тенденций ее изменения и соответствия этой политики сложившемуся на рынке соотношению спроса и предложения; выявление наиболее доходных, а потому предпочтительных с экономической точки зрения товаров и товарных групп.

Анализ суммы  и уровня валового дохода представляет для предприятия торговли практический интерес, поскольку, изменяя уровень  его валового дохода, можно увеличивать  или сокращать объем покупательского  спроса, выбирая тем самым оптимальные  сочетания цены и спроса и добиваясь  максимального дохода от продажи  товаров.

Анализ валового дохода проводится в следующей последовательности:

•    анализ динамики валового дохода;

•    анализ факторов, определяющих сумму  и уровень валового дохода;

•   определение  резервов роста валового дохода и  эффективности торговли.

При изучении динамических изменений необходимо не только выявлять и оценивать тенденцию  развития валового дохода, но и сопоставлять эти изменения с динамикой  товарооборота и издержек обращения  торгового предприятия. Это позволяет  определить эффективность торговли по показателю валового дохода, которая  измеряется отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту и издержкам  обращения.

 

 

Таблица 5.9. Информация о динамике валового дохода торгового предприятия

 

Сумма валового дохода торгового предприятия складывается под воздействием таких факторов, как объем и структура товарооборота, уровень торговых надбавок по отдельным  товарам, динамика розничных и покупных цен.

Влияние объема товарооборота на сумму валового дохода можно представить в виде произведения абсолютного изменения объема реализации товаров на уровень валового дохода базисного года:

где Δ — изменение суммы валового дохода за счет товарооборота, руб.; Т°, — товарооборот соответственно в базисном и отчетном периодах, руб.; — уровень валового дохода в базисном периоде, %.

Влияние изменения  уровня валового дохода на его сумму  рассчитывают путем умножения разницы  по уровню дохода на товарооборот отчетного  года:

где Δ — изменение суммы валового дохода за счет изменения его уровня, руб.

Для изучения влияния этих факторов на сумму валового дохода производят следующие расчеты (табл. 5.10).

Таблица 5.10. Алгоритм расчета влияния факторов на изменение суммы

валового  дохода торгового предприятия

 

изменение среднего уровня валового дохода в целом по предприятию происходит под влиянием изменения структуры товарооборота  и уровня валового дохода по отдельным  товарам и товарным группам. Анализ проводится с помощью способа  процентных чисел.

Для определения  влияния изменения структуры  товарооборота на средний уровень  валового дохода расчет процентных чисел {Σ%Ч) производится путем умножения отклонения удельного веса товарной группы отчетного года от показателя прошлого года на уровень валового дохода данной товарной группы, сложившийся в прошлом году:

Для определения  влияния изменения уровня валового дохода товарной группы на средний по предприятию уровень дохода расчет процентных чисел (L%4) производят умножением отклонения уровня валового дохода товарной группы отчетного года от прошлого на удельный вес этой товарной группы в товарообороте отчетного года:

где ΔУВДстр — изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения структуры товарооборота, %; ΔУад — изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения уровня дохода по отдельным товарным группам, %;, — удельный вес в товарообороте соответственно отчетного и базисного года i-й товарной группы, %; , — уровень валового дохода i-й товарной группы соответственно в отчетном и базисном году, %; п — количество товарных групп.


Таблица 5.14. Сравнительный анализ структуры товарооборота и валового дохода предприятия за отчетный год

Выполненный в табл. 5.14 сравнительный анализ структуры  валового дохода и розничного товарооборота показал, что в процессе управления товарооборотом следует обратить внимание на 3-ю товарную группу: занимая 21,8 % в товарообороте, она обеспечила получение только 16,4 % валового дохода. В то же время доля 4-й товарной группы составляла 10,9 % в обороте и 17 % —- в валовом доходе. Вывод — товарная политика предприятия в большей мере должна быть направлена на увеличение товарооборота 4-й группы за счет улучшения работы с поставщиками, расширения предложения этой товарной группы, ее рекламы, более удобного размещения товаров в торговом зале и демонстрации их покупателям.

Анализ рентабельности. Анализ массы полученной прибыли должен быть дополнен оценкой рентабельности реализации товаров. Рентабельность зависит от объема товарооборота, прибыли и формирующих ее элементов: валового дохода и издержек обращения.

Для оценки влияния этих факторов на изменение рентабельности реализации товаров (Р) воспользуемся трехфакторной моделью вида:

где (ВД - ИО) — прибыль от реализации товаров, руб.

Более углубленный анализ уровня рентабельности проводится с помощью факторного анализа относительных показателей, влияющих на рентабельность. В этом случае показатель рентабельности можно представить в виде следующей модели, включающей в себя уровни валового дохода (УВД), постоянных и переменных издержек обращения (УИОтст, УИОперем).

Анализ выполнения плана. Исчисляют два аналитических показателя:

    • Абсолютное отклонение фактического показателя от плана;

ΔΑ=Аф-Апл.

    • Процент выполнения плана;

 

Где ΔА — показатель абсолютного отклонения,  Аф — показатель фактический, Апл. — показатель плановый.

Анализ хозяйственной деятельности является одной из важнейших подсистем  общей системы управления торговым предприятием. Эта подсистема обеспечивает необходимой информацией такие  важнейшие сферы функционирования, как определение целей деятельности, формирование стратегии маркетинга и финансовой политики торгового  предприятия, прогнозирование и  планирование всех аспектов торгового  процесса, контроль над его ходом. На основе экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, оцениваются  результаты работы по продаже товаров и оказанию услуг населению.

  1. Планирование экономической деятельности торгового предприятия

 

3.1. Основы  планирования

10Планирование — это форма деятельности, направленная на обоснование программы социально-экономического развития предприятия на перспективный и текущий периоды. При этом учитывается цель его функционирования в соответствии с уставными требованиями.

Методология планирования — это  совокупность принципов, способов и  приемов разработки планов.

Эффективное хозяйствование в значительной степени зависит от экономической  обоснованности плановых решений, от качества плановой работы. С переходом на рыночные отношения повышается роль и значимость планов, самостоятельно разрабатываемых каждым хозяйствующим субъектом.

Грамотно проведенные плановые расчеты позволяют:

—  по-деловому организовать все  хозяйственные процессы;

—  своевременно наладить договорные отношения с партнерами;

—  обосновать стратегию и тактику  поведения;

—  установить конкретные задания  структурным подразделениям, каждому  исполнителю.

В этом заключается суть плана любого хозяйствующего субъекта.

При разработке планов важно обеспечить соблюдение следующих основных принципов  планирования:

1. Нацеленность планов на достижение  наиболее высоких результатов  при обеспечении их обоснованности  и реальности выполнения.

2. Гибкость планов путем разработки  альтернативных плановых решений.  Соблюдение этого принципа дает  возможность пересмотреть плановые  показатели с учетом изменившейся  конъюнктуры рынка. Например, расчеты планов продажи отдельных товаров при разном уровне розничных цен, пересмотр плана издержек обращения при изменении тарифов на электроэнергию.

3. Комплексность планов предусматривает  обоснование всех показателей  хозяйственно-финансовой деятельности.

4. Непрерывность планирования обеспечивает  слаженную и планомерную работу  предприятия в течение длительного времени. Так, план на год устанавливается по кварталам, а при наступлении каждого квартала намечаются задания по месяцам. В дальнейшем при необходимости и целесообразности месячное задание распределяется по декадам, неделям и т. д.

Планирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятий торговли и питания состоит из следующих  стадий:

1. Установление целей на текущий  и перспективный периоды (повышение  качества обслуживания, приготовления,  кулинарной продукции, завоевание прочных позиций на потребительском рынке, выполнение социальных задач и т. п.).

2. Определение путей и способов  достижения намечаемых целей  (развитие материально-технической  базы, расширение ассортимента товаров, осуществление рекламных мероприятий, определение новой ценовой политики, проведение маркетинговых исследований и т. п.).

Экономическое обоснование планов производится с использованием системы  показателей. В частности, необходимо учитывать:

— объемные показатели, характеризующие  количественные стороны и масштабы хозяйственной деятельности предприятия. Они выражаются абсолютными величинами. Например, объем оборота по реализации товаров, торговая площадь, количество мест предприятий питания, сумма товарных запасов, численность работников и фонд заработной платы и т. п.

— качественные показатели, отражающие эффективность хозяйствования, использования  отдельных ресурсов. Они выражаются относительными величинами. К ним  относят уровень расходов, производительность труда, оборачиваемость средств, фондоотдача, коэффициенты использования мощности, уровень прибыли и т. п.

Объемные и качественные показатели тесно связаны между собой. Так, расширение масштабов деятельности в большинстве случаев способствует повышению качественных показателей, в частности росту рентабельности.

По содержанию различают стоимостные, натуральные и трудовые измерители. Стоимостные измерители служат базой  для обобщения многих показателей: суммы оборота по реализации товаров, совокупной суммы используемых ресурсов, затрат, фондоотдачи и т. п. Натуральные  измерители характеризуют количество реализуемых продуктов питания, обеспеченность населения торговой сетью.

Трудовые  измерители используются при планировании численности работников, производительности труда и т. п.

В зависимости от цели различают  стратегическое и оперативное планирование, а от сроков — долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочные планы разрабатываются, как правило, на пять и более лет, среднесрочные — на два-три года, а краткосрочные — на один год.

Стратегическое планирование представляет собой определение стратегии  и программы развития хозяйствующего субъекта. Чаще всего оно носит  долгосрочный и среднесрочный характер. Стратегия ориентирована на обоснование  цели и направления развития деятельности предприятия.

 

 

 

Рис. 2.7. модель стратегического планирования торгового  предприятия

 

Миссия отражает своего рода «философию» предприятия, определяющую его предназначение и смысл существования. Миссия раскрывается через определенные ориентиры деятельности, ради достижения которых функционирует предприятие.

Информация о работе Экономический механизм работы торгового предприятия