Экономический механизм работы торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать механизм функционирования экономической деятельности торгового предприятия.
Задачи работы:
— изучить теоретически сущность экономического механизма функционирования предприятия;
— рассмотреть теоретически основные составляющие деятельности торгового предприятия и их функцию в экономическом механизме;
— определить сущность, виды, методы и значения экономического анализа в современных условиях;
— изучить основы планирования финансовой деятельности торгового предприятия.

Содержание работы

Введение - 3 -
1. Сущность и содержание экономического механизма функционирования организации (предприятия торговли) - 7 -
1.1. Сущность экономического механизма - 7 -
1.2. Содержание экономического механизма - 10 -
2. Экономический анализ функционирования торгового предприятия - 26 -
2.1. Основы экономического анализа - 26 -
2.2. Комплексный экономический анализ - 26 -
2.3. Экономический потенциал торгового предприятия - 30 -
3. Планирование экономической деятельности торгового предприятия - 45 -
3.1. Основы планирования - 45 -
3.2. Планирование финансов - 49 -
Заключение - 61 -
Список использованных источников - 64 -

Файлы: 1 файл

2 курс экономика предприятия курсач.docx

— 899.62 Кб (Скачать файл)

•    стоимость товаров, отправленных покупателям по почте с оплатой  по безналичному расчету (по моменту  сдачи посылки отделению связи);

•    полная стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту  отпуска товаров покупателям);

•    стоимость товаров  длительного пользования, проданных  по образцам (по времени выписки  счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической  оплаты товара покупателем);

•   полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных  средств, топлива и т. п.);

•    стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки  счета, без учета стоимости доставки);    

•    стоимость упаковки, имеющей продажную  цену, не входящую it стоимость товара;

•    стоимость проданной порожней тары.

Кроме того, учитывается стоимость стеклянной посуды, проданной имеете с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.

Подлежит  учету и включению в оборот розничной торговли стоимость товаров, отпущенных населению через розничную  торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций  и счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т. п. С  последующей компенсацией этим организациям торговли, осуществляемой предприятиями - должниками, органами социального обеспечения или другими структурами.

Не включается в оборот розничной торговли:

•    стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

•    стоимость проданных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс - оплаты услуг связи;

•    стоимость товаров, отпущенных через  розничную торговую сеть юридическим  лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т. п.) и индивидуальным предпринимателям с оплатой по безналичному расчету.

Товарные ресурсы.  2Под товарными ресурсами торгового предприятия понимается вся масса поступивших из различных источников товаров, предназначенных для продажи потребителям для конечного использования.

Товарные  ресурсы являются материальной основной для развития товарооборота торгового предприятия. Они состоят из поступления товаров и товарных запасов и находятся с объемом товарооборота в балансовой взаимосвязи:

3н + П = Р + 3к,

где Зн, Зк — товарные запасы на начало и конец периода, руб.;

П — поступление товаров, руб.;

Р — объем реализации товаров, руб.

Данная формула  показывает, что товарные ресурсы должны превышать объем товарооборота на величину нормального товарного запаса. При этом подразумевается, что товарные запасы характеризуют объем предложения товаров, объем товарооборота определяется платежеспособным спросом, а товарный запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли, с другой стороны, не должен привести к затовариванию торгового предприятия.

В сфере обращения  товарный запас представляет собой товар, находящийся в процессе перемещения от производства до потребителя. В торговом предприятии он предназначен для осуществления бесперебойной торговли. Товарный запас должен постоянно возобновляться, то есть должен находиться в движении (одни товары продаются и на их место поступают новые).

Необходимость существования товарных запасов обусловлена pядом причин:

• несовпадение во времени и в пространстве производства и потребления товаров;

•     синхронность изменения спроса и предложения товаров;

•  дискретность (прерывность) процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывность производства при дискретном характере потребления;

•    наличие случайных колебаний  спроса и предложения товаров. Товарные запасы классифицируются по нескольким признакам:

1.    По своему назначению:

    • текущие товарные запасы;
    • товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза;
    • товарные запасы целевого назначения.

2.  По срокам (по отношению  к плановому периоду):

    • отчетные товарные запасы;
    • начальные (входные) товарные запасы;
    • конечные (выходные) товарные запасы.

3.По величине:

    • максимальные товарные запасы (в день завоза товара);
    • минимальные товарные запасы (в день перед завозом товара);
    • средние товарные запасы.

4. По единицам измерения:

    • в абсолютном размере (стоимостные в рублях или натуральные в килограммах, штуках);
    • в относительном размере (в днях, в разах оборота).

Основными источниками  обеспечения торговых предприятий товарными ресурсами являются предприятия пищевой, легкой и тяжелой промышленности, различные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, комиссионная торговля, поступления от участников индивидуальной трудовой деятельности, а также поступления по импорту.

Доходы и прибыль. В условиях рынка определяющим показателем и основной целью финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия становится прибыль. Стремление получить максимально возможную прибыль связано с необходимостью нести полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Товарооборот в этом случае выступает как обязательное условие, без которого не может быть получена прибыль.

3Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, соответствующий разнице между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.

Из данного  определения прибыли следует, что  в основе ее формирования лежит совокупный доход предприятия. Основным видом  доходов торгового предприятия  является доход от реализации товаров, источником получения которого служат торговые надбавки, выступающие как  разница между продажной и  покупной ценой. Именно за счет торговых надбавок формируется основной вид  дохода торгового предприятия —  валовой доход от реализации товаров.

Торговые  надбавки, самостоятельно устанавливаемые  торговым предприятием, представляют собой плату за торговые услуги, оказываемые покупателям. Поэтому  можно сказать, что сумма валового дохода есть оценка стоимости торговых услуг. По различным товарам величина торговых надбавок неодинакова. Она дифференцируется по товарам, прежде всего, в зависимости от спроса и предложения, что характеризует рыночный подход к формированию торговых надбавок, и от издержкоемкости реализации товаров, которая положена в основу формирования торговых надбавок при затратном подходе.

Прибыль предприятия  торговли слагается из финансового  результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества  предприятия, а также прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли. В соответствии с ними, а также с учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности процесс формирования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Схема формирования прибыли  торгового предприятия

 

Из приведенной  схемы следует, что прибыль от реализации товаров , определяется по формуле:

ПР = ВД-ИО,

где ПР — прибыль от реализации товаров, руб.; БД — валовой доход j от реализации товаров, руб.; ИО — издержки обращения торгового предприятия, руб.

Валовая прибыль  исчисляется по формуле:

ВП = ПР + ПрД - ПрР,

где ВП —  валовая прибыль, руб.; ПрД — прочие доходы, руб.; ПрР — прочие расходы, руб.

Порядок налогообложения прибыли и доходов определяется действующей на предприятии системой налогообложения. Традиционная система предусматривает исчисление налога на прибыль. Специальные режимы налогообложения в виде упрощенной системы (УСН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД) предполагают уплату единого налога на доход или на разницу между доходами и расходами. Как правило, на традиционную систему опираются средние и крупные предприятия торговли, малые предприятия чаще используют специальные режимы налогообложения.

Трудовые ресурсы и оплата труда  работников

4Трудовые ресурсы — это численность населения в трудоспособном возрасте. Основная их часть занята в материальном производстве. Положительной тенденцией следует считать увеличение доли работников, занятых в непроизводственной сфере.

Трудовые  ресурсы, занятые на предприятиях, выражаются в численности работников. При  этом различают понятия "трудовой потенциал" и "кадры предприятия".

Трудовой  потенциал охватывает всю численность  работников предприятия (списочный  состав, совместители, по договорам  гражданско-правового характера).

Основной, штатный  состав работников представляет собой  кадры предприятия.

В основу деления работников по категориям положено функциональное разделение труда, в соответствии с которым в составе персонала торгового предприятия выделяют четыре группы.

1. Административно-управленческий персонал включает работников, выполняющих функции управления, то есть руководителей предприятий и структурных подразделений, а также сотрудников функциональных отделов (экономисты, бухгалтеры, финансисты, менеджеры, эксперты-товароведы, маркетологи и т. д.).

2. Торгово-оперативный персонал, к которому относятся работники, непосредственно занятые торговым процессом в зале обслуживания и в подготовительных подразделениях (собственное производство, фасовка). Эта категория объединяет продавцов, кассиров, контролеров, заведующих секциями, мерчандайзеров, фасовщиков, а при наличии собственного производства — поваров, кондитеров, пекарей.

3. Вспомогательный  персонал включает работников, обслуживающих  торгово-технологический процесс  (кладовщики, водители, техники, экспедиторы,  механики и др.).

4. Младший обслуживающий персонал объединяет таких работников, как уборщики, грузчики, охранники.

5Заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, содержания, интенсивности и эффективности выполняемой им работы.

Цена рабочей  силы, как и цена любого товара, отклоняется  от ее стоимости. Поэтому она зависит  от следующих факторов:

—  соотношения  между спросом и предложением в конкретном регионе в той  или иной сфере деятельности;

—  уровня безработицы;

—  состояния  развития отдельных отраслей экономики;

—  динамики цен на потребительские товары и  услуги;

—  государственного регулирования заработной платы.

Следовательно, величина заработной платы определяется рынком труда. Вместе с тем государство  регулирует некоторые трудовые отношения  и положения заработной платы. Они  отражены в Трудовом кодексе Российской Федерации.6

  Современное торговое предприятие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25) формирует общую величину расходов на оплату труда работников, в состав которой включаются:

1)  фонд  заработной платы;

2)  выплаты  социального характера;

3)  прочие (обязательные и дополнительные) выплаты.

Предприятие самостоятельно определяет объем соответствующих  выплат из предусмотренных источников, в качестве которых выступают, в  основном, издержки обращения и чистая прибыль.

Фонд заработной платы, возмещаемый за счет издержек обращения торгового предприятия, включает четыре группы выплат:

1)  оплата  труда за отработанное время;

2)  оплата  за неотработанное время;

3)  единовременные  выплаты;

4)  оплата  социально-бытовых услуг.

К оплате труда  за отработанное время относятся  следующие выплаты:

•    заработная плата, начисленная по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам, в процентах от выручки за проданные  товары;

•    оплата труда работников-совместителей;

•    разница в окладах при временном  замещении должности;

•    стоимость товаров, выданных в качестве натуральной оплаты;

•   оплата специальных перерывов в работе (в соответствии с законодательством);

•    премии и вознаграждения, имеющие  систематический характер;

•    компенсационные выплаты, связанные  с режимом работы и условиями  труда (надбавки в соответствии с районными коэффициентами; доплаты за работу в ночное время, доплаты за тяжелую работу и работу в опасных и вредных условиях; надбавки за разъездной характер работы; оплата работы в выходные и праздничные дни; оплата сверхурочной работы);

•    стимулирующие выплаты (доплаты  и надбавки к тарифным ставкам  и окладам за профессиональное мастерство, знание иностранного языка, ученую степень; за совмещение профессий и должностей; ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения за стаж работы, выслугу лет).

Оплата за неотработанное время наиболее часто  включает следующие выплаты:

•    оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

•    оплату учебных отпусков работникам, направленным на учебу;

• оплату при выполнении работником государственных или общественных обязанностей;

•    оплату вынужденных простоев не по вине работника;

•  оплату работникам за дни медицинского осмотра и сдачу крови (включая день отдыха);

в   оплату дней невыхода по болезни за счет средств предприятия.

К единовременным выплатам работникам предприятия относятся  следующие:

•    вознаграждения по итогам работы за год  и выслугу лет (стаж работы);

•    единовременные премии;

•    денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

•    материальная помощь, предоставленная  всем или большинству работников;

•    стоимость бесплатно выдаваемых акций в качестве поощрения;

Информация о работе Экономический механизм работы торгового предприятия