Экономический потенциал Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:57, лекция

Описание работы

1. Понятие экономического потенциала и его отдельные составляющие. Национальное богатство как составная часть совокупного экономического потенциала национальной экономики.
2. Природно-ресурсный потенциал Беларуси.
3. Производственный потенциал Беларуси.
4. Научный и научно-технический, инновационный, информационно-технологический потенциал Беларуси.
5. Другие составляющие экономического потенциала Беларуси.

Файлы: 1 файл

Lecture 200.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

Литература

1. Наименее развитые  страны. Обзор, подготовленный Генеральным  секретарем ЮНКТАД. Нью-Йорк и Женева. 2007. 45 с.

2. Злотников  Л.К. Почему необходима корректировка  промышленной политики // Белорусы и рынок. №47. 2007. – С. 17

3. Концептуальные  положения Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2006-2010 годы / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики; под науч. рук. и ред. В.Ф. Медведева и П.Г. Никитенко. — Минск : Право и экономика, 2006 67 с. – С. 55

 

Источник: Акулич В.А. Инновационная политика развитых и развивающихся стран: компаративный анализ / Тезисы доклада на конференции. Институт экономики НАН Беларуси. 2008.

___________________________________________________________________________

 

Пример. Особенностями китайской экспортной модели являются то, что она выстраивалась в результате активной закупки передовых иностранных технологий под жестким контролем государства с последующим их введением в приоритетные отрасли экономики и свободные экономические зоны, ориентированные на экспорт.

По мнению члена-корреспондента Российской академии наук Василия Михеева, Китай действительно демонстрирует  высокие темпы роста, однако в  реальности эта страна ничего не создает  самостоятельно. «Китай является только потребителем, а не производителем высоких технологий, – пояснил он. – Фундаментальных технологических исследований в стране не проводят. По мнению Михеева, выводы ученых по Сингапуру, Тайваню и Южной Корее вполне достоверны, так как в этих странах действительно произошел серьезный технологический прорыв. Однако США по-прежнему остаются лидером в области фундаментальных научных и технологических исследований.

 

Таблица. Расходы на НИОКР в отдельных транснациональных корпорациях и государствах

Корпорации / страны

Млрд. долларов

(за 2005 год)

Корпорации / страны

Млрд. долларов

(за 2005 год)

Форд моторс (США)

7,2

Тойота Мотор (Япония)

4,6

Испания

6,8

Финляндия

4,5

Тайвань

6,5

Австрия

4,5

Швейцария

6,3

ИБМ (США)

4,4

Даймлер Крайслер (Германия)

5,9

Глаксо Смит Клайн (США)

4,4

Сименс (Германия)

5,7

Дания

4,3

Бельгия

5,5

Мацусита электрик (Япония)

4,3

Дженерал моторс (США)

5,4

Фольксваген (Германия)

4,3

Израиль

5,4

Индия

3,7

Пфайзер (США)

4,8

Джонсон & Джонсон (США)

3,7

Бразилия

4,6

Моторола (США)

3,5


 

Беларуси необходимо создать механизм по отбору и внедрению инноваций в экономику Беларуси.

Сначала нужно  определиться с товарными позициями  и отраслями, которые в перспективе  могут приносить Беларуси основной ВВП, основные доходы от экспорта, по которым  Беларусь сможет занять ниши на мировом рынке (хотя бы 10-15%). От всего остального, чтобы не распылять ресурсы, нужно избавиться. Имеется в виду – найти иностранного инвестора, поменять собственника и освободить госбюджет от поддержки этих предприятий.

Многих товарных позиций может пока не существовать. Для этого Государственный патентный комитет Республики Беларусь должен отслеживать изобретения, которые соответствуют интересам и специализации экономики Беларуси. Эти патенты должны выкупаться и на их основе должны создаваться новые производства.

Если какая-то продукция или отрасль развиваются успешно в частном секторе без господдержки, то это явный симптом, что это выгодно развивать. В таких случаях правительству стоит проанализировать динамику развития этих новых производств, дать оценку их перспективе, и в случае положительных результатов, – оказать господдержку данной новой отрасли, чтобы она получила соответствующий толчок в развитии и смогла расшириться до необходимых размеров в относительно сжатые сроки.

Очень важно  в стране иметь рынок и частный сектор, так как это необходимые условия для определения того, – производство каких товаров, работ и услуг выгодно развивать и поддерживать. Директивным путем этого не определишь, или определишь, но высока вероятность ошибки. Иными словами, именно рынок должен показать, что в Беларуси выгодно производить, а что нет, на чем Беларуси нужно специализироваться в будущем и создавать свой ВВП, а от каких производств лучше отказаться. Государство же и экспертное сообщество должны отслеживать рынок и вычленять перспективные производственные направления, давать рекомендации по господдержке каких-то из них, способствуя тем самым формированию эффективной структуры национальной экономики Беларуси.

 

 

6. Другие составляющие экономического потенциала

 

    1. Инвестиционный потенциал Беларуси.

 

ЮНКТАД относит  Беларусь в группу стран, которая  в сфере привлечения иностранных  инвестиций работает ниже своего потенциала. ЮНКТАД в своем докладе ранжирует страны в соответствии с двумя индексами: индекс показателя фактического привлечения инвестиций и индекс потенциала привлечения инвестиций.

В докладе 2008 года Беларусь находится на 95-м месте  из 141-й страны по показателю фактического привлечения инвестиций, на 48-м по показателю потенциала их привлечения. Поскольку в 2009 г. план по привлечению иностранных инвестиций в экономику Беларуси был провален, то можно говорить, что ситуация в этом направлении не изменилась существенно в лучшую сторону.

 В целом можно констатировать, что показатели Беларуси в сфере привлечения иностранных инвестиций непрерывно улучшаются. Так, приток прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику увеличился в пять раз: с $554 млн. в 2006 году до $1,77 млрд. в 2007 году. Тем не менее, имеющийся потенциал в этой области гораздо выше. В частности, Беларусь имеет относительно небольшой удельный вес прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал; у Беларуси этот показатель составляет только 12,9%, в то время как в странах СНГ он составляет 19,7%, в мире – 14,8%. Также невысоким является и объем накопленных прямых иностранных инвестиций. Так, в 2007 году в Беларуси они составляли $4,5 млрд., а это лишь 10% от ВВП. Это невысокий показатель по сравнению с 26% в среднем по странам СНГ и 27,9% в масштабах всего мира.

 

    1. Экологический потенциал Беларуси.

 

Переработка отходов. Значительный потенциал имеется в Беларуси от переработки отходов. Это дело поставлено за границей, но только начинает развиваться в Беларуси.

Количество образующихся отходов на одного жителя Беларуси составляет примерно 2,5 т в год. Это высокий уровень, и связан он, прежде всего, со структурой промышленного комплекса. В Беларуси ежегодно образуется 24-28 млн. т отходов производства и около 1,5 млн. т (по другим данным – 3,0 млн. т) бытовых отходов. Ежегодный прирост объемов отходов производства составляет в среднем 7-9%. К настоящему времени накоплено неиспользуемых отходов более 700 млн. т. Под отходами занято 3,5 тыс. га земель.

Основным способом утилизации коммунальных отходов в Минске является их захоронение на полигонах ТКО. Их в столице четыре, два из которых практически исчерпали свой ресурс, один не действует. Вместе с тем, по оценке специалистов, в составе ТКО находится до 60% вторичных материальных ресурсов – это отходы бумаги и картона, стекла, пластмасс, металлов, текстиля, резины и прочих, которые являются потенциальным сырьем для использования в промышленности. Однако сейчас при сортировке коммунальных отходов извлекается не более 10-15% вторичных ресурсов. Ежегодно объем ТКО в Минске увеличивается. Так, если в 2004 году он составил 665 тыс. т, то в 2008-м – уже 885 тыс. т.

Правительство намечает к концу 2015 года довести уровень сбора и переработки вторичных ресурсов до 70-80%. В области сбора и переработки вторичных ресурсов Беларусь существенно отстала от европейских стран. Например, Швейцария ставит уже задачу выйти по переработке вторичных ресурсов на уровень 100%. В других развитых европейских странах уровень переработки вторичных ресурсов составляет 80-90%. Так, что в этой области Беларусь имеет еще огромный нереализованный потенциал.

Ожидается, что в ближайшем будущем в крупных городах Беларуси появятся несколько заводов по переработке бытовых отходов. В 2010 году Беларусь и Всемирный банк подписали соглашение о выделении займа в $42,5 млн. на реализацию проекта по обращению с твердыми бытовыми отходам. Мусоропереработка – это в большей степени экологический проект, чем коммерческий. На первом этапе предполагается выйти на максимальное извлечение из бытовых отходов вторичного сырья (бумаги, стекла, полиэтилена, текстиля) и его последующее использование. На втором этапе проекта планируется создание мощностей для 100-процентной переработке бытовых отходов.

Около 5 млн. евро планирует направить ЕС на реализацию нового крупного экологического проекта в Беларуси.

В настоящее время на разных стадиях реализации находится несколько инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов по строительству в Беларуси мусороперерабатывающих заводов. Так, Нидерланды заинтересованы в создании в Беларуси крупных заводов по переработке мусора. Эта страна готова предоставить Беларуси соответствующие технологии в области мусоропереработки.

Кроме того, завод по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО) и производству из них тепловой и электрической энергии будет построен в Минске. Инвестором первого в Беларуси подобного проекта выступит швейцарская компания TDF ecotech AG. Технология включает комплексную переработку ТКО с получением на первом этапе путем механической и ручной сортировки вторичных материальных ресурсов, а на втором - анаэробное брожение органической фракции с получением биогаза для последующего производства электрической и тепловой энергии, компоста. Из ТКО в ходе сортировки извлекается товарная продукция (бумага, картон, стекло, пластик, металл) и реализуется как сырье. Полученный биогаз используется в качестве топлива в теплоэнергетических установках для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Собственные энергоресурсы полностью покрывают потребности производства, оставшаяся часть реализуется сторонним потребителям. В результате реализации проекта произойдет снижение количества подлежащих захоронению остаточных отходов с 87% в настоящее время до 15% от объема отходов, которые будут поступать на это мусороперерабатывающее предприятие. реализация инвестиционного проекта позволит вывести санитарную очистку Минска на новый уровень – объем складирования ТКО на существующих полигонах снизится в 9-10 раз. В результате экологическая обстановка в столице улучшится (неконтролируемая эмиссия парниковых газов сократится, прекратится негативное воздействие на районы города, расположенные вблизи полигона ТКО). Немаловажный аспект проекта – это создание рабочих мест. Мощность мусороперерабатывающего завода составит 350 тыс. т ТКО в год. Ввести в эксплуатацию его инвестор планирует в 2012 году. Полученную тепло- и электроэнергию (ориентировочно 7-8 МВт) завод намерен продавать субъектам хозяйствования Минска. С приходом инвестора в Минске решится еще один важный вопрос – повышение закупочных цен на вторсырье (примеч. сегодня эта отрасль убыточна. – В.А.). Население города возмещает затраты по сбору, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов наполовину, остальную часть расходов компенсируют дотации из бюджета. Тариф на переработку ТКО на новом заводе составит 30 евро (без НДС) за 1 т против 5 евро в настоящее время. Проект швейцарского инвестора будет реализован в соответствии с Законом «Об обращении с отходами» и Государственной программой сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-1012 годы.

 

Экологические проблемы Беларуси, связанные с добычей полезных ископаемых.

В Беларуси наиболее распространен карьерный способ разработки минеральных ресурсов, особенно при добыче строительных материалов и другого нерудного сырья. За последние 15 лег разработано свыше 1000 карьеров. Около 600 из них рекультивировано или законсервировано. Карьерные разработки негативно воздействуют на атмосферу, поверхностный слой земли и водные горизонты.

Посредством буровых скважин в Беларуси производится разработка месторождений пресных вод и минеральных подземных вод, поваренной соли и нефти. В Беларуси пробурено более 2 тысяч глубоких скважин для поиска запасов нефти, в том числе 7 скважин глубиной свыше 5 тыс. метров. Самая глубокая нефтяная скважина (5420 м) пробурена в Светлогорском районе.

В процессе эксплуатации месторождений нефти наносится значительный вред прилегающим к скважинам территориям. Источником загрязнения помимо нефтепродуктов являются отработанные буровые растворы, загрязненные сточные воды, которые попадают в местные водные объекты.

Подземный (шахтный) метод разработки применяется на Старобинском месторождении калийных солей, где работают 4 рудника. Максимальная глубина разработки (900 м) достигнута на четвертом руднике. Используемая система добычи калийных солей значительно изменила природные ландшафты Солигорского района. Здесь наблюдается просадка земной поверхности, деформация пород над горными выработками и под солевыми отвалами, отмечается повышенная сейсмическая активность. К настоящему времени на поверхности земли накопилось около 700 млн. т твердых отходов в 4 солеотвалах высотой 110-120 м на площади 5 км2 и более 65 млн. т глинисто-солевых шламов на площади 7 км2. В различной степени негативное влияние горные работы оказали на территорию площадью 120-130 км2.

В Беларуси имеется свыше 300 тыс. га (по другим данным – 1 млн. га) выработанных торфяников. Одним из наиболее перспективных направлений использования выработанных торфяных месторождений является их повторное заболачивание. К началу 2005 г. под повторное заболачивание передано около 40 тыс. га. Однако чтобы восстановить экосистему требуются десятки лет, а на полное восстановление болота необходимо затратить в несколько раз больше средств, чем было ранее затрачено на его разработку.

 

Экологические проблемы Беларуси, связанные с деятельностью отраслей промышленности и сельского хозяйства. Серьезной экологической проблемой является деградация земель, проявляющаяся в различных формах. Так, общая площадь эрозионно опасных земель в Беларуси составляет более 4 млн. га, из них пахотных – около 2,6 млн. га. (более 25% от общего количества пахотных земель).

Информация о работе Экономический потенциал Беларуси