Экономический потенциал Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:57, лекция

Описание работы

1. Понятие экономического потенциала и его отдельные составляющие. Национальное богатство как составная часть совокупного экономического потенциала национальной экономики.
2. Природно-ресурсный потенциал Беларуси.
3. Производственный потенциал Беларуси.
4. Научный и научно-технический, инновационный, информационно-технологический потенциал Беларуси.
5. Другие составляющие экономического потенциала Беларуси.

Файлы: 1 файл

Lecture 200.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

На качество поверхностных и подземных вод сильное влияние оказывают сброс сточных вод предприятиями промышленности, особенно энергетики, объектами жилищно-коммунального хозяйства городов, животноводческими комплексами, а также загрязняющие вещества, поступающие с атмосферными осадками. В атмосферу загрязняющие вещества попадают большей частью от автотранспорта. Кроме того, есть и трансграничный перенос загрязняющих веществ.

Наибольшее количество загрязненных сточных вод поступает в реки бассейна Днепра. Загрязнение водных объектов вызвано, прежде всего, недостаточной эффективностью работы очистных сооружений в отдельных городах в связи с их перегрузкой (Минск, Гродно, Речица, Скидель, Береза, Белоозерск, Ляховичи, Старые Дороги и др.), технологическим несовершенством действующих очистных сооружений, а в ряде случаев неудовлетворительной их эксплуатацией. С перегрузкой работают очистные сооружения в 20 городах страны. Ежегодно в водные объекты сбрасывается около 11 млн. м3 недостаточно очищенных сточных вод. Имеются факты нарушений правил эксплуатации очистных сооружений, вследствие чего производится сброс сточных вод с превышением установленных нормативов.

Вызывают опасение очаги локального загрязнения подземных вод в районах размещения отходов ПО «Беларуськалий», Гомельского химзавода, Гродненского ПО «Азота, отдельных полигонов коммунальных и промышленных отходов, полей орошения сточными водами и ряд других объектов.

Серьезным источником загрязнения поверхностных вод остается сток дождевых и талых вод с территорий промышленных предприятий и жилой застройки. Только 10% выпусков ливневых вод оборудованы очистными сооружениями.

В поверхностных водах  периодически встречаются концентрации загрязняющих веществ (нефтепродуктов, соединений азота, тяжелых металлов и др.), превосходящие нормы в 20 и более раз. Оценка качества поверхностных источников по индексу загрязненности вод (ИЗВ) показывает, что большинство рек и водоемов Беларуси (60%) классифицируется как умеренно загрязненные (III класс) и около 10% отнесено к категории «загрязненные» (IV класс).

Качество питьевой воды является серьезной проблемой, особенно для сельских районов, где население пользуется неглубокими колодцами. В Беларуси качество воды в 40-50% колодцев не отвечает действующим стандартам. Из общего числа опробованных подземных источников более 30% не соответствует СанПиН по химическим показателям и около 6% – по микробиологическим. Значительное количество водозаборных скважин (14%) не обеспечено водоохранными зонами строгого режима и около 80% коммунальных водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных (главным образом, обезжелезивающих и озонирующих) сооружений.

В 2002 г. общий  объем выбросов в воздушный бассейн  составил 1354 тыс. т загрязняющих веществ. Около 70% валового объема вредных выбросов продуцируется автотранспортом. В Беларуси на 1000 жителей приходится порядка 350 автомобилей. Это в 2 раза меньше, чем в развитых странах. Однако в Беларуси практически все эти автомобили – на дорогах, в то время, как например, в Дании, Швеции – до 30% населения, даже в крупных городах, передвигаются на велосипедах. Автомобиль в развитых странах уже давно перестал быть роскошью, не подчеркивает никакого статуса. Часто автомобиль используется только для поездки за город. Даже немцы, и другие иностранцы, которые посещают Минск, удивляются тому, как много на наших улицах автомобилей.

В результате, практически во всех основных городах Беларуси регулярно имеют место превышения по различным загрязняющим веществам (формальдегиду, оксиду углерода, диоксиду азота, фенолу, аммиаку, пыли) в 2-3 раза, а иногда в 10 и более раз. Загрязнение атмосферного воздуха многих крупных, больших и средних городов Беларуси, которое достигло уровня, не отвечающего условиям безопасного проживания населения. В Минске особенно неблагоприятны для проживания районы – Партизанский, Заводской, а также часть Ленинского района. Кроме автотранспорта, воздух в городе больше всего портят МТЗ и Завод отопительного оборудования. Частично проблему могла бы решить велосипедизация крупных городов Беларуси.

Для отличника. Велосипедизация городов Беларуси.

Справка. Велосипеды являются самым популярным транспортом в мире. Всего в мире насчитывается около 1,4 млрд. велосипедов, в то время как автомобилей на земном шаре приблизительно 400 млн. Велосипед подчеркивает статус человека. Причем, если в развитых странах езда на велосипеде носит оттенок буржуазности, то в развивающихся странах езду на велосипеде часто равняют с бедностью. Велосипед является популярным транспортным средством не только в Азии, но и в Европейском Союзе. Чтобы убедиться в этом достаточно пройтись по улицам Амстердама. Велосипеды здесь повсюду.

Многие жители ЕС смекнули давно, что велосипед  – это транспорт будущего, для  которого не страшны пробки и энергетический кризис, а владелец велосипеда обладает лучшей физической и интеллектуальной формой, нежели «поклонник» автомобиля. В развитых странах езда на велосипеде принята всеми эшелонами общества. Более того на Западе слово «велосипедист» носит оттенок буржуазности, особенно когда видишь человека верхом на спортивном велосипеде с рамой из углеродного волокна, с легкостью разгоняющегося до 60 километров в час. В развивающихся странах обратная картина, езду на велосипеде часто равняют с бедностью (Отчасти напоминает отношение к велосипедистам в наших странах). Например, езда на велосипеде в Таиланде воспринимается чуть ли не с презрением. Велосипед здесь воспринимается, как атрибут низкого экономического и социального статуса человека в обществе.

 

В большинстве  стран Африки аналогичная картина, человек, передвигающийся на велосипеде, воспринимается, чуть ли не человеком второго сорта, работающим на низкооплачиваемой должности, и, который не может даже оплатить проезд в автобусе. Именно по этой причине большинство жителей развивающихся странах отказываются от велосипеда и предпочитают держаться за поручни в душных, «пахучих», простаивающих в многочасовых пробках автобусах, тратя половину своей зарплаты и кучу свободного времени. В большинстве случаев, в целях экономии, жители ряда развивающихся стран стараются ходить пешком.

К сожалению, на постсоветском  пространстве популярность велосипеда, как средства передвижения, пока на зачаточной стадии. В настоящее время жители 1/6 части суши мыслят, как европейцы 1970-80-х годов, автомобиль для нас пока еще показатель статуса. Однако есть надежда, что в ближайшие годы жители ныне независимых стран раскусят все прелести двухколесного друга

Превращение Минска в преимущественно велосипедный город – это трудно выполнимая задача. В других городах широкая велосипедизация – это более реальная идея.

Тем не менее, развитие велосипедного движения в Минске позволит существенно разгрузить автомобильный трафик.

Для сравнения, в городе Мальме (Швеция) 30% участников дорожного движения – велосипедисты. В Минске же доля перемещения на велосипедах сейчас близка к нулю. Берлин вышел на показатель в 10% использования велосипедов, притом что 85% берлинской дорожной сети удобны для такого способа передвижения. В Минске примерно только 2% уличных дорог удобны для велосипедистов.

До конца 2010 года по заказу ГАИ  сотрудники Мингорисполкома  должны разработать концепцию приспособления минских дорог под удобное использование велосипедов.

Приоритетным  направлением развития велосипедной инфраструктуры в Минске является улучшение существующей «велосипедной магистрали», создание локальных ответвлений.

Построенная в Минске велотрасса не решает транспортную проблему и не выполняет функцию развития велосипедного движения. Частая прерывистость трассы и ненормированная высота бордюров мешает комфортному использованию велотранспорта.

Установленные законодательством стандарты высоты бордюра в четыре сантиметра не выполняются. Эта проблема касается не только любителей легкого двухколесного транспорта, но и людей, прикованных к инвалидной коляске.

В числе проблем  развития велосипедной инфраструктуры в Минске можно выделить также отсутствие достаточного количества парковочных мест.

_____________________________________________________________________________

 

Особенности географического  положения Беларуси обусловили преобладание западных потоков воздушных масс, в результате чего она является одной из наиболее загрязняемых стран Европы за счет трансграничного переноса: ежегодно на ее территории осаждается 180-190 тыс. т серы, 60-70 тыс. т окисленного азота, 150-170 тыс. т восстановленного азота, более 400 т свинца, около 5 т ртути.

Ежегодные выбросы  парниковых газов в Беларуси составляют 0,5% от общих выбросов парниковых газов  в мире.

 

    1. Экспортный потенциал Беларуси.

 

Таблица. Десять ведущих товарных позиций в экспорте Беларуси.

Источник: По данным Комитета ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

______________________________________________________________________________

 

Для отличника. Чтобы понять, с помощью каких товаров Беларусь может занять собственную нишу на мировом рынке (хотя бы 10-15% мирового рынка вместо 4,5% по ведущей на данный момент времени позиции – удобрения), проанализируем данные ЮНКТАД по этому показателю по другим странам.

Сразу нужно  отметить, что стран и позиций, по которым они имеют доминирующее положение на мировом рынке (не менее 30%) немного.

В первую группу входят страны, которые имеют в отдельных отраслях доминирующее положении на основании природной уникальности тех или иных ресурсов, масштабов их эксплуатации. Так, Португалия контролирует свыше 60% мирового рынка пробки. У Австралии сразу три позиции, где она занимает лидирующие места в мире: уголь (35,88%), алюминий и алюминиевый концентрат (31,12%), железная руда (31,56%). Чили контролирует свыше 35% мирового рынка меди и медного концентрата. Индонезия и Малайзия обеспечивают каждая по около 35% мировых продаж пальмового масла, Таиланд контролирует 35% мирового рынка каучука.

Ниши, в которых  ведущие позиции занимает вторая группа стран, также уникальны, но не природным, а человеческим фактором. Ирландия до недавних пор контролировала свыше 35% мирового производства эфирных масел для парфюмерии и других отраслей, Нидерланды – около 35% мирового производства семян цветов, Швейцария контролирует почти 40% мировых продаж часов.

Наконец, третья группа стран – это те, что  завоевали свои ниши упорным трудом в постоянной конкуренции. В ней всего две страны – США и Китай. Американцы доминируют в мире (свыше 40% рынка) в продажах самолетов, космических аппаратов и оборудования, а также неэлектрических двигателей (свыше 30%). Китайцы, в свою очередь, занимают свыше 30% мирового рынка в производстве детских колясок, игрушек, спортивных товаров, а также телевизионного оборудования. Также велика доля Китая на мировом рынке компьютерных принадлежностей, обуви и одежды.

Эти данные показывают – на чем национальные экономики могут достичь высоких мировых результатов.

 

Творческое  задание для отличника. А как Вы думаете, на каких товарах, работах или услугах Беларусь могла бы получить доминирующее положение на мировом рынке (пусть не 30%, но хотя бы 10-15%)? На эту тему можно подготовить ответ и прислать лектору.

 

1. Примерный  вариант ответа на такое задание  может выглядеть так. Постановка проблемы, вопроса. Возьмем такой товар, как – сыр. Сотрудники Министерства сельского хозяйства и продовольствия утверждают, что Беларусь контролирует мировой объем продаж сыра на 10,8% (по другим данным – 6%). А Комитет ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в отношении значения Беларуси в мировом экспорте по позиции “сыр и творог” оперирует цифрой не более 2%. Не так давно Президент страны поставил задачу вывести Беларусь в лидеры по производству сыров. Имеет ли Беларусь потенциал, чтобы занять серьезную нишу по сыру на мировом рынке?

Ответ. Анализ, аргументы – за и против. Объемы производства белорусских сыров в последние годы и вправду существенно выросли, а объемы экспорта в среднем в денежном выражении увеличивались на 50%. При этом по сырьевой базе у Беларуси имеется значительный потенциал: если в крупнейших молокопроизводящих странах на производство сыров идет от 35 до 50% молока, то у нас этот показатель до недавнего времени не дотягивал и до 30%.

Нужно также  отметить, что Беларусь, хотя и не входит в число 17 ведущих мировых  производителей молока (главные из них – Индия и США), но имеет  значительные излишки этого продукта. Молочными излишками, к сведению, располагают не так уж и много стран. Самая известная из них – Новая Зеландия, которая экспортирует до 90% производимого в стране молока и молочных продуктов (3,5% в общем объеме национального экспорта и 4,38% в мировых продажах).

Развитие сыродельной  промышленности в Беларуси имеет  большие перспективы не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Дело в том, что уровень потребления  сыров в нашей стране составляет около 2 кг на душу населения. Для сравнения: в Греции этот показатель равен 29 кг, во Франции 25 кг, в целом по Евросоюзу – 19 кг, в Финляндии – 16 кг, США – 15,5 кг, в соседних с нами Польше и Литве – соответственно по 12,5 кг и 12 кг на человека.

Крупные мировые  державы Китай и ЮАР, где уровень  потребления сыра еще ниже, чем в Беларуси, вполне могут рассматриваться в качестве перспективных рынков сбыта для белорусских сыров.

В тоже время  в структуре отдельных экономик только у трех стран сыр до недавних пор входил в десятку самых  важных экспортных продуктов. По данным ЮНКТАД за 2005-2006 годы, позиция «сыр и творог» по объемам экспортных продаж занимала пятое место в Новой Зеландии (3,5% в общем объеме национального экспорта и 4,38% в мировых продажах), девятое место на Кипре (2,4% в структуре местного экспорта и 0,2% в мире) и десятое место в Уругвае (2,4% от национального экспорта и 0,5% от мировых продаж).  Сыр является важным экспортным товаром для Швейцарии и Дании, которые имеют высокоразвитое сельское хозяйство и сходные с Беларусью природно-климатические и почвенные условия.

Информация о работе Экономический потенциал Беларуси