Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:40, курсовая работа
Экономика и предпринимательство в СКСиТ – общепрофессиональная дисциплина федерального компонента. В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе приобрёл особую значимость. Экономика и предпринимательство в СКСиТ – самостоятельная отраслевая экономическая дисциплина, которая раскрывает базовые аспекты экономических отношений в сфере сервиса и туризма.
Введение
Глава 1. Типология предпринимательства в СКСиТ.
1.1 История возникновения и сущность туристского бизнеса
1.2 Условия развития предпринимательства в сфере туризма
1.3 Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма
Глава 2. Сферы туристского бизнеса
2.1 Понятие сферы туристского бизнеса
2.2 Сфера производства: виды, особенности, проблемы развития
2.3 Сфера коммерции: отличительные признаки, сущность
2.4 Сфера финансово-кредитного предпринимательства: основные черты и элементы
2.5 Сфера консалтинга: особенности и проблемы становления в России
Глава 3. Формы предпринимательства в сфере сервиса и туризма
3.1 Формы туристского бизнеса и критерии их выбора
3.2 Индивидуальный турбизнес
3.3 Коллективный турбизнес
3.4 Объединение юридически лиц в сфере сервиса и туризма
3.5 Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах
Заключение
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО “УДМУРТСТКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: “ ”
Студент ИСК,
5 курс, гр.
Руководитель
Ижевск 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Типология предпринимательства в СКСиТ.
1.1 История возникновения и сущность туристского бизнеса
1.2 Условия развития предпринимательства в сфере туризма
1.3 Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма
Глава 2. Сферы туристского бизнеса
2.1 Понятие сферы туристского бизнеса
2.2 Сфера производства: виды, особенности, проблемы развития
2.3 Сфера коммерции: отличительные признаки, сущность
2.4 Сфера финансово-кредитного предпринимательства: основные черты и элементы
2.5 Сфера консалтинга: особенности и проблемы становления в России
Глава 3. Формы предпринимательства в сфере сервиса и туризма
3.1 Формы туристского бизнеса и критерии их выбора
3.2 Индивидуальный турбизнес
3.3 Коллективный турбизнес
3.4 Объединение юридически лиц в сфере сервиса и туризма
3.5 Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Экономика и предпринимательство в СКСиТ - общепрофессиональная дисциплина федерального компонента. В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе приобрёл особую значимость. Экономика и предпринимательство в СКСиТ - самостоятельная отраслевая экономическая дисциплина, которая раскрывает базовые аспекты экономических отношений в сфере сервиса и туризма.
Типология предпринимательства в СКСиТ раскрывает генезис и современное состояние туристского бизнеса в России, а также классифицирует его по ряду признаков и определяет комплекс условий, формирующих уровень развития туристского бизнеса в стране.
Сферы туристского бизнеса делят бизнес на четыре базовые области приложения усилий предпринимателя (производство, коммерция, финансы и консалтинг), раскрывает содержание каждой области.
Формы предпринимательства в СКСиТ знакомят с базовыми формами туристского бизнеса в России и за рубежом, их преимуществами и недостатками.
В Этой курсовой работе поставлена цель получить представление о генезисе и современном состоянии турбизнеса в России; узнать о содержании таких понятий, как предпринимательство, субъект предпринимательства, сфера предпринимательства, форма бизнеса, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, объединения юридических лиц; научиться осуществлять выбор сферы, формы и вида туристского бизнеса с учетом социально-экономической ситуации и бизнес-возможностей; получить опыт оценки конъюнктуры СКСиТ для использования в деятельности специалиста по сервису и туризму.
Глава 1
Типология предпринимательства в СКСиТ.
1.1 История возникновения и сущность туристского бизнеса
Экономика России функционирует благодаря деятельности хозяйствующих субъектов - предпринимателей. Поэтому, говоря об экономике вообще и экономике туристского сектора в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве как неотъемлемой части экономической деятельности.
Учёные мира относят туристский бизнес к одной из наиболее значимых экономический категорий. Учитывая вклад СКСиТ в экономику России, данное утверждение можно считать правомерным. Определим сущность СКСиТ как экономической категории.
Практически во всём мире, в том числе в России, туризм и сервис представляют собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений. Туристские организации (турфирмы, гостиницы, рестораны) самостоятельно организуют свою деятельность и работают в целях извлечения прибыли. При этом государство способствует развитию сервиса и туризма, определяя политику в данной сфере и принимая соответствующие законы.
Возможность использования термина «туристская деятельность» определена Законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ. Согласно этому закону туристская деятельность - это туроператская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Учитывая цели туристской деятельности, можно сделать вывод о её принадлежности к предпринимательству.
Как и любая другая экономическая деятельность, туристский бизнес в России прошёл эволюционный путь развития в соответствии с социально-экономическими периодами (циклами) и в процессе этой эволюции подвергался воздействию экономических теорий Запада.
Средние века. В России предпринимательство, в том числе турбизнес, существует с давних времён. Бизнес берёт своё начало ещё в Киевской Руси - преимущественно в торговой форме и в виде промыслов, т.е. уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры были предпринимателями. Представители торговли время от времени совершали путешествия и пользовались услугами постоялых дворов (старинные аналоги современных гостиниц), трактиров (современных ресторанов), станционных смотрителей (современных транспортных организаций). На этом этапе туристским бизнесом занимались частные лица, которые предоставляли путешественникам некоторый спектр услуг с целью собственного обогащения. Здесь собственник и управляющий были объединены в одном лице: предприниматель сам трудился для получения положительного эффекта.
XVI
век. Этот период характеризовался интенсивным развитием торговли предпринимательства как внутри России, так и в международной сфере. Торговля с другими странами приводила к появлению посредников, которые выступали в роли представителей производственных предпринимателей за рубежом и получали свою прибыль в форме комиссии за посредничество. В качестве субъектов предпринимательства выступали путешественники. Так, Марко Поло, стоящий у истоков развития торговли Европы с Китаем, много лет пользовался услугами «туристского сервиса» того времени и в последствии создал гостиничную цепь (гостиницы торговой марки М.Поло представлены на российском рынке), осознавая наличие глобальной потребности в туристском сервисе и высокую доходность туристского бизнеса.
XVII
век. Наибольшее развитие предпринимательства в России приходится на правление Петра I (1689 - 1725), когда по всей Руси создаются мануфактуры, бурно развиваются промышленность и транспорт, расширяются международные экономические отношения, а как следствие, наблюдается рост путешествий с торговыми и политическими целями. В качестве субъектов предпринимательства по-прежнему выступают собственники трактиров и постоялых дворов.
По мере развития экономики совершенствуется турбизнес. Кроме услуг размещения, питания и перемещения путешественники пользуются также образовательными и медицинскими услугами. В сфере образования, например, туристское предпринимательство, имеет преимущественно государственную форму (Пётр I обучался сам и повышал квалификацию своих дворян за рубежом).
Необходимо отметить причастность к туристскому бизнесу духовных лиц. Именно им поручалось строительство объектов туризма - замков, общественных зданий, соборов. Туристский бизнес становился всё более значимым сектором экономики. Возникали новые формы турбизнеса, повышалась экономическая и юридическая ответственность предпринимателей. Однако размеры прибыли и убытка всё больше становились зависимыми от удачливости предпринимателя, нежели от государственной поддержки.
XVIII
век. Дальнейшее развитие турбизнеса в России сдерживается существованием крепостного права, тогда как в мире наблюдается предпринимательский бум. Широкое развитие получает коллективный турбизнес, расширяется спектр организационных форм предпринимательства, наблюдается становление бизнес-образования, бизнес становится объектом научных исследований, и многие учёные посвящают свои труды предпринимательству.
В России же наблюдается прежняя ограниченность форм туристского бизнеса и прежний уровень сервиса. В то же время наблюдается некоторый рост числа лиц, занимающихся туристским бизнесом, увеличиваются инвестиции в объекты туристской привлекательности, зарождается туристское законодательство. Однако нетрудно заметить глобальный разрыв в уровне развития российского и зарубежного турбизнеса.
XIX
век. Серьёзным стимулом развития турбизнеса в России стала реформа 1861г. Отмена крепостного права, строительство железных дорог, реорганизация промышленности, прилив иностранного капитала - это базовые предпосылки высоких темпов роста предпринимательства в сфере сервиса и туризма. В 1890-х гг. в России сложилась материально-техническая база туризма, западные инновации активно внедряются в российскую практику. Однако разрыв между российским и западным турбизнесом всё увеличивается.
XX
век. В начале этого века туризм в России стал массовым явлением, а турбизнес приобрёл коллективную форму. Экономическая ситуация способствовала интенсивному развитию туристского бизнеса: создаётся рынок рабочей силы, открываются частные акционерные банки, развиваются экономические отношения, процветают промышленность и торговля.
Однако после окончания Первой мировой войны и по завершению двух революций - Февральской и Октябрьской - в России взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей, национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущества всех частных предпринимателей.
В 1996 году издаётся первый узкоотраслевой Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Так, лишь в конце XX века общество приходит к осознанию важного значения туристского бизнеса экономики. Развитие экономических отношений, переход к рыночной системе хозяйствования предопределяют необходимость правового регулирования туристского бизнеса.
1.2 Условия развития предпринимательства в сфере туризма
Гражданский кодекс РФ позволяет сформулировать определение туристского бизнеса, отражающее его сущность на современном этапе развития национальной экономики. Турбизнес представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания туристских услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ч.3 ст.2 ГК РФ).
Настоящее определение требует некоторого уточнения характеристик и субъектов турбизнеса. Базовыми характеристиками современного турбизнеса являются:
· Самостоятельность хозяйствующих субъектов, которая проявляется в свободном принятии бизнес-решений в рамках правовых норм;
· Экономическая заинтересованность субъектов туристского бизнеса (получение максимально возможной прибыли);
· Хозяйственный риск и ответственность субъектов туристского бизнеса.
В соответствии с российским законодательством субъектами туристского бизнеса могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица. В настоящее время в России в туристском секторе экономики функционирует множество туристских организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.
Современное состояние национального турбизнеса характеризуется высокими темпами роста. Гостиничный и ресторанный бизнес, транспортное обслуживание туристов, туроперейтинг и досуг в равной степени привлекательны для российских предпринимателей и иностранных инвесторов. Короткий производственный цикл, высокая рентабельность, отсутствие незавершенного производства - это лишь некоторые достоинства турбизнеса.
Успех турбизнеса во многом определяется наличием или отсутствием оптимальных условий его функционирования: экономических, социальных, правовых.
Оптимальные экономические условия определяются рядом факторов:
· Наличие предложения и платёжеспособного спроса на рынке туристских услуг;
· Достаточностью квалифицированных кадров и достойным уровнем заработной платы в туристском секторе экономики;
· Наличием и доступностью денежных ресурсов, уровнем доходов на инвестированный капитал, а также величиной заёмных средств, к которым готовы обратиться предпринимателя для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Экономические условия обеспечивают разнообразные организации, составляющие инфраструктуру туристского рынка, с помощью которой туристские организации могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:
1. банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг;
2. поставщики, снабжающие сырьём, материалами;
3. оптовые и розничные продавцы, обеспечивающие доведение услуг до потребителей;
4. специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
Информация о работе Экономика и предппринимательство в сксит