Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:40, курсовая работа
Экономика и предпринимательство в СКСиТ – общепрофессиональная дисциплина федерального компонента. В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе приобрёл особую значимость. Экономика и предпринимательство в СКСиТ – самостоятельная отраслевая экономическая дисциплина, которая раскрывает базовые аспекты экономических отношений в сфере сервиса и туризма.
Введение
Глава 1. Типология предпринимательства в СКСиТ.
1.1 История возникновения и сущность туристского бизнеса
1.2 Условия развития предпринимательства в сфере туризма
1.3 Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма
Глава 2. Сферы туристского бизнеса
2.1 Понятие сферы туристского бизнеса
2.2 Сфера производства: виды, особенности, проблемы развития
2.3 Сфера коммерции: отличительные признаки, сущность
2.4 Сфера финансово-кредитного предпринимательства: основные черты и элементы
2.5 Сфера консалтинга: особенности и проблемы становления в России
Глава 3. Формы предпринимательства в сфере сервиса и туризма
3.1 Формы туристского бизнеса и критерии их выбора
3.2 Индивидуальный турбизнес
3.3 Коллективный турбизнес
3.4 Объединение юридически лиц в сфере сервиса и туризма
3.5 Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах
Заключение
Список используемой литературы
В финансовом турбизнесе прибыль возникает в результате продажи финансовых ресурсов с взиманием процентов, получением прибавочного капитала. Финансовый турбизнес проникает в производственную, и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельным. В системе финансового турбизнеса выделяют банковское и страховое дело.
Банковское дело - это деятельность, осуществляемая кредитной организацией на основании лицензии, выданной Центральным банком России. Кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996г. № 17-ФЗ имеют право привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады, размещать привлечённые денежные средства от своего имени за свой счёт, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, а также осуществлять сделки в соответствии с законодательством РФ, например операции с ценными бумагами т др. Так, турист, отправляясь в путешествие, может взять кредит на условиях срочности, платности и возвратности (иногда кредит может быть беспроцентным).
Страховое дело заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю за определённую плату возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия, потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определённых обстоятельствах, оставшаяся часть образует предпринимательский доход. Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страхование даёт гарантию страхователям получить определённую компенсацию при наступлении страхового случая, что является одним их условий развития в стране цивилизованного предпринимательства. Так, отправляясь в путешествие, турист в обязательном порядке должен быть застрахован.
Отметим, что любой из вышеназванных видов финансового турбизнеса нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении документов. Необходимо также при оформлении финансовой сделки учесть инфляционные процессы, происходящие в стране. В целом финансовая сделка во многом повторяет производственную и коммерческую и также подвергается налогообложению. Важно заметить, что в последние годы данная сфера предпринимательства пользуется повышенным вниманием со стороны субъектов турбизнеса в силу, прежде всего высокой рентабельности сделок и постоянства потребительского спроса.
2.5 Сфера консалтинга: особенности и проблемы становления в России
В последнее время в России в составе турбизнеса выделяется, обосабливается самостоятельный вид предпринимательства - консультативный (консалтинг). Слово «консультант» происходит от латинского слова «советующий». Так называется специалист в определённой области, дающий советы по вопросам своей специальности. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределённость, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных бизнес-решений. Именно ростом неопределённости и сложности среды турбизнеса обусловлен рост спроса на консультационные услуги в России за последние десять лет. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления бизнесом получила название консалтинг.
Консалтинг в составе СКСиТ - предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления турбизнесом, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
В мировой практике турбизнеса наиболее известными и применяемыми являются три вида консультирования:
· Экспертное консультирование - консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению, а клиент при этом лишь обеспечивает консультанта достаточной информацией;
· Процессное консультирование - специалисты консультационных фирм на всех стадиях разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения;
· Обучающее консультирование - подготовка базы для возникновения идей и выработки решений (проведение лекций, семинаров, разработка учебных пособий), т.е. предоставление необходимой теоретической и практической информации.
Сопоставляя уровень развития турбизнеса в нашей стране и в других экономически развитых странах, можно сделать вывод о том, что в РФ в ближайшие годы консалтингу как сфере турбизнеса предстоит стремительное развитие. В настоящее время в стране работает немного узкоотраслевых фирм, решающих проблемы исключительно турбизнеса, но в целом национальный консалтинг развивается успешно.
В настоящее время насчитывается несколько сотен тысяч национальных консультационных фирм. Многие из них консультируют туристские организации и туристов. При этом существенным спросом в настоящее время пользуются консультации правового характера в области договорных отношений между партнёрами по турбизнесу. Некоторые туристские организации предпочитают нанимать консультанта по юридическим вопросам на постоянной основе. Однако имеющийся интеллектуальный национальный потенциал в области консалтинга используется далеко не полностью, хотя многие туристские организации находятся в трудном экономическом положении по причинам организационно-управленческого характера и неприспособленности к рыночным условиям, а также и в связи с недостаточным использованием имеющегося интеллектуально потенциала.
Низкий спрос приводит к тому, что стоимость услуг российских консультационных фирм в 4-5 раз ниже, чем за рубежом, и составляет в среднем $300 за человека в день. Вполне логично, что многие профессионалы консалтинга в России оставляют свои достижения в секрете и находят себя в других сферах турбизнеса, тогда как дилетанты изо всех сил стараются «сделать деньги из воздуха» посредствам обмана. Важно отметить, что во многих странах мира - США, Великобритании, Франции - консалтинг является важнейшим элементом СКСиТ, всемерно способствуя его развитию.
И всё же позитивные сдвиги налицо. Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих услугах начинают оказывать государственные, учебные, информационные и исследовательские организации, причём спектр этих услуг достаточно разнообразен. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту выделяет 84 вида консультационных услуг, объединённых в восемь групп:
· Общее управление;
· Администрирование;
· Финансовое управление;
· Управление кадрами;
· Маркетинг;
· Производство;
· Информационные технологии;
· Специальные услуги.
Сегодня все виды этих услуг мы наблюдаем в России, что свидетельствует о расширении консультационной сферы предпринимательства, в том числе в области СКСиТ.
Глава 3.
Формы предпринимательства в сфере сервиса и туризма.
3.1 Формы туристского бизнеса и критерии их выбора
Туристский бизнес осуществляется в рамках определённой организационной формы. Форма турбизнеса - система норм, определяющая внутренние отношения между партнёрами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с иными предприятиями и государственными органами - с другой.
Всё многообразие предпринимательских структур в СКСиТ есть проявление видовых различий двух организационных форм предпринимательства: индивидуальной и коллективной.
Выбор формы турбизнеса зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями:
· Сферой турбизнеса;
· Наличием денежных средств;
· Рыночной конъюнктурой.
Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы турбизнеса, условно делятся на общие и индивидуальные.
Общие факторы касаются непосредственно турбизнеса: сложность образования, планируемые масштабы и капиталоёмкость избранного вида деятельности, прогнозируемые темпы развития бизнеса, особенности предоставления налоговых и других льгот различным формам бизнеса, государственное регулирование минимального размера уставного капитала предприятий отдельных форм и др.
Индивидуальные факторы имеют непосредственное отношение к самому предпринимателю: имеющийся (возможный) размер стартового капитала, индивидуальные особенности предпринимателя, уровень профессионализма предпринимателя, отношение предпринимателя к коммерческим рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам и др. Анализ названных факторов позволяет предпринимателю выбрать организационно-правовую форму индивидуального или коллективного турбизнеса в соответствии со своими возможностями в рамках Гражданского кодекса РФ.
3.2 Индивидуальный турбизнес
Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить туристскую организацию (юридическое лицо) и получать прибыль от её деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПДБОЮЛ).
Индивидуальный турбизнес - деятельность, которой единолично занимается физическое лицо, оно же получает всю прибыль и отвечает по обязательствам.
В соответствии со статьёй 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься ПДБОЮЛ в туристском секторе экономики с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Любой гражданин имеет право вести туристскую деятельность, но не всякий способен реализовать это право.
Для приобретения статуса ИП гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права:
· Правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности);
· Дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);
· Местожительством.
Осуществлять ПДБОЮЛ в СКСиТ могут дееспособные граждане, т.е. которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься организацией туристской деятельности, отвечать за причиняемый вред другим лицам. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия.
Особенность статуса ИП заключается в том, что этот статус гражданин приобретает в результате государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Если гражданин уклоняется от государственной регистрации, то он не вправе ссылаться в отношении заключённых им сделок на то, что не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В то же время необоснованный отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданином в арбитражном суде. Отказ в государственной регистрации предпринимателю допускается только в случаях несоответствия состава и/или содержания представленных документов требованиям Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утверждённого Указом Президента РФ от 8 июля 1994г. № 1482. Согласно статье 23 ГК РФ к ПДБОЮЛ в СКСиТ применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента и Правительства РФ или существа правоотношений. Имущественные споры между ИП разрешаются арбитражными судами.
Предприниматель несёт повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку по действующему законодательству (ст. 401 ГК РФ) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении ПДБОЮЛ, несёт ответственность независимо от наличия вины. Требования к ИП могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением ПДБОЮЛ (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц).
ИП в СКСиТ может работать на платной основе в любых сторонних организациях, если только эту работу или должность не запрещено совмещать с предпринимательством. В отличие от юридических лиц имущество ИП, составляющее объекты туристской деятельности, может переходить по наследству и по завещанию. Право заниматься туристской деятельностью по наследству не передаётся.
Физические лица, осуществляющие ПДБОЮЛ в СКСиТ без регистрации, несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.
Правоспособность, дееспособность и государственная регистрация - это необходимые атрибуты для открытия индивидуального турбизнеса. Однако не менее важными являются плюсы и минусы данной формы предпринимательства.
Сначала отметимпреимущества ПДБОЮЛ в турбизнесе. В странах с рыночной экономикой ИП составляют подавляющую долю среди всех форм организации турбизнеса, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство - самая простая форма турбизнеса. Тем не менее, распространённость её обусловлена не только простой организации и оформления, но и рядом имеющихся у неё преимуществ: сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.
ИП в системе СКСиТ в наибольшей степени приближены к рыночному спросу на услуги. Непосредственно работая с потребителями (туристами) и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры в туристском секторе экономики. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособных услуг. Оперативность и гибкость - важнейшие преимущества ПДБОЮЛ.
Вместе с тем индивидуальный турбизнес имеет существенные недостатки.
Во-первых, отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство туристских услуг, т.к. его финансовые возможности ограничены. Закупая ресурсы небольшими партиями, он вынужден платить более высокую цену за них. Ограничены его возможности и в получении экономики от масштаба производства. Всё это оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность ИП.
Информация о работе Экономика и предппринимательство в сксит