Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:41, реферат
Экономика вбирает в себя миллионы людей , тысячи фирм, а также правительства стран и местные органы власти, урегулирование цен и зарплат, покупку, продажу, производство, экспорт, импорт и многое другое. Все эти организации и решения которые они принимают, играют значительную роль в формировании экономической среды, в которой организации существуют и работают.
Chapter I 4
Appraising the European Central Bank 4
The ECB has run as loose a monetary policy as other central banks have. It is just rather more coy about it 4
Caveat creditor. A new economic era is dawning 6
Balancing inflation and the ruble 9
The West Must Not Turn Its Back on Russia 10
Returning to market 14
Rostelecom consolidates to lead to local telecoms shakeup 16
Russia and Europe to push on roaming call charges 18
Russian billionaires back in town 21
Transition Policies and Entrepreneurship 28
Consumers in a market economy 29
The economic environment 35
Measuring economic activity 36
Economic issues 37
Russia’s economy: Unsustainable support - FT.com 40
Глава II 46
Оценка Европейского Центрального Банка 46
Предостережение кредитора. Рассвет новой экономической эпохи 49
Стабилизация инфляции и рубля 52
Запад не должен поворачиваться спиной к России 54
Возвращение на рынок 58
Преобразование “Ростелекома” значительно укрепит позиции на рынке телекоммуникаций 61
Россия и Европа договорились о снижении цен на звонки в роуминге 63
Цены и доходы потребителя 64
Российские миллиардеры возвращаются 66
Предпринимательства в странах с переходной экономикой 67
Потребители в рыночной экономике 77
Экономическая среда 84
Измерение экономической активности 85
Проблемы экономики 87
Российская экономика: нежизнеспособная поддержка 90
VOCABULARY of Economic Terms 99
Власти даже не рассматривали
разрешение финансового
Тем не менее, прежде чем попасть туда, властям придется выработать стратегию выхода. Прошлые циклы, показали, что ужесточение этапа, после длительного периода низких ставок, может быть очень опасно. Рынок облигаций взбесился в 1994 году, когда Федеральная резервная система начала повышать ставки до 3%. Что будут делать рынки облигаций, если центральные банки также освободятся от авуаров(вкладов),приобретенных в период кризиса? И как будут работать фондовые биржи, если процентные ставки и налоги, будут подняты в то же время?
Учитывая эти риски,
новая эра конечно будет
Кроме того, глобальная финансовая система потеряла свой якорь. Когда Бреттон-Вуд сломался и последняя связь с золотом прервалась, то теоретически ничто не мешало правительствам создавать деньги. Это стали делать независимые центральные банки, вооруженные инфляционными показателями, чтобы успокоить кредиторов. Но теперь центральные банки показали, что у них есть другой приоритет кроме управления инфляцией: помощь банкам.
Новая эра - та, в которой правительства используют плавающие обменные курсы, почти нулевые процентные ставки и огромный финансовый дефицит, чтобы защитить экономические системы. Совсем не хорошие новости для кредиторов, которые, безусловно, не будут мириться с ситуацией долго. Действия, которые они предпринимают, чтобы защитить свои портфели - требуют высокие доходы по облигациям, подталкивают к фиксированным обменным курсам - определяют следующую экономическую систему.
Стабилизация инфляции
и рубля
На прошлом совещании Центрального Банка
было решено поднять ставку рефинансирования,
что также повлекло за собой обсуждение
необходимости стабилизации таких факторов
как цены на товары первой необходимости
и устойчивость рубля.
Резкий рост уровня инфляции стал наблюдаться
в январе вместе с ростом цен на товары
потребления, и эксперты опасаются, что
он будет продолжать расти и далее. По
словам Владимира Тихомирова, главного
экономиста ФК “Открытие”, этот всплеск
инфляции ещё только нарастает вследствие
недавнего скачка цен на нефть.
Этот скачок значительно повлияет на инфляцию
в России, ведь цену на нефть можно по праву
считать одним из важнейших факторов,
влияющих на инфляционный процесс. Рост
цены на нефть влечёт за собой подорожание
топлива, что в свою очередь означает неизбежный
рост цен на пищевые продукты. А если учесть,
что пищевые продукты составляют 38% потребительской
корзины, то естественно предполагать,
что это негативно скажется на потребителях.
Ситуацию ухудшает также и низкая урожайность
и постоянный рост тарифов.
Аналитик “Велес Капитала” Иван Манаенко
полагает, что в условиях роста цен на
товары первичного потребления, ЦБ должен
срочно принять меры, чтобы избежать социальных
волнений, как это случилось на Ближнем
Востоке.
Реакцию ЦБ на растущие цены на нефть мы
уже могли наблюдать в феврале, когда он
сменил тактику постепенного повышения
ставки на более жесткие меры. Принимая
во внимание уровень спекулятивных цен
на нефть и обещание правительства удерживать
цены на товары, можно считать, что всплеск
инфляции будет смягчён. Вполне вероятно,
что в первой половине 2011 года ЦБ поднимет
ставку на 0,25-0,5%.
Однако, главный экономист “УниКредита”
Владимир Осаковский полагает, что повышение
ставки достигнет 1%, из-за роста цен на
пищевые продукты.
Цены на еду растут не только у сезонных
культур, что обусловлено циклом созревания
многих овощей и фруктов, но и у культур,
не зависящих от времени года. Кроме того,
есть основания полагать, что инфляционное
давление только усилится, из-за ослабления
контроля государства над ценами на топливо.
Тихомиров из “Открытия” считает, что
инфляцию можно остановить в 2011 году, но
только при условии, что цены на нефть
выровняются, а на пищевые продукты –
останется хотя бы на прежнем уровне. В
таких условиях ЦБ просто вынужден действовать
решительно.
По сути действия ЦБ в отношении ставки
рефинансирования обусловлены политическим
давлением со стороны государства, так
как ставка не менялась с июля 2010 года,
когда уровень инфляции составлял 5,5%.
Но теперь, когда он вырос до 9,5%, сидеть
сложа руки уже просто невозможно. Прогноз
Тихомирова таков, что в первой половине
2011 года инфляция составит 11%, однако благодаря
мерам, приняты ЦБ, к концу года она сократится
до 9%. Но это будет возможно лишь при условии
хорошего урожая, стабилизации цен на
нефть и дальнешем укреплении рубля.
Запад не должен поворачиваться
спиной к России
В последнее время связи России с Западом
испытывают возрастающее напряжение.
Дело компании ЮКОС, парламентские и президентские
выборы, все более напоминающее советские
времена национальное телевидение и другие
явления способствовали тому, что посол
США в России Александр Вершбоу и другие
дипломатично именуют "разрывом в ценностях".
Дебаты по России и ее месту в международных
институтах становятся все более разгоряченными.
Равным образом, отношение России к США,
Организации Североатлантического договора
и Европейскому союзу тоже стало более
придирчивым. К сожалению, многие из этих
дискуссий наполнены сомнительными интерпретациями
ревизионистской истории и откровенно
неконструктивными подходами с обеих
сторон. Это особенно справедливо в отношении
будущей роли России в Большой Восьмерке
(семерка промышленно развитых стран мира
и Россия - прим. пер.), а также ее связей
с недавно расширившейся НАТО.
Одобренная обеими партиями законодательная
инициатива палаты представителей конгресса
США (резолюция 336), авторами которой являются
демократ Том Лантос и республиканец Кристофер
Кокс, призывает выбросить Россию из Большой
Восьмерки, если она не добьется существенного
прогресса в ряде вопросов, включая: главенство
закона, в том числе защиту от избирательного
уголовного преследования и защиту от
произвольного насилия по указке государства;
судебную систему, свободную от политического
влияния и манипулирования; свободные
и независимые средства массовой информации;
открытую для участия всех граждан политическую
систему, которая защищает свободу слова
и собраний; а также защиту всемирно признанных
прав человека. Эта резолюция последовала
за аналогичной законодательной инициативой,
которую прошлой осенью, после ареста
бывшего генерального директора ЮКОС'а
Михаила Ходорковского, внесли в сенат
демократ Джо Либерман и республиканец
Джон Маккейн.
Вне всяких сомнений, все вышеназванные
пункты достойны похвалы. Я и многие мои
коллеги как в правительстве, так и вне
его вот уже многие годы, и особенно в последние
6 месяцев выражаем свою озабоченность
в связи с ними. Никто не подвергает сомнению
также то, что Россия по этим вопросам
выглядит значительно хуже в сравнении
с остальными членами Большой Восьмерки.
Однако формальных критериев членства
в Большой Восьмерке не существует. Неформальные
критерии постулируют, что страна должна
быть развитой рыночной демократией и
иметь сильную и влиятельную экономику.
Когда Россию в 1997 году официально пригласили
стать членом Большой Восьмерки, она не
удовлетворяла ни одному из вышеперечисленных
критериев. Даже сегодня она реально соответствует
лишь одному из этих критериев, поскольку
США и ЕС в 2002 году признали ее страной
с рыночной экономикой. Даже теперь, на
шестом году экономического роста, Россия
не входит в десятку самых крупных экономик
в мире. И если Россия в 1997 году едва ли
могла считаться совершенной демократической
страной, то будет достаточно трудно доказать,
что она достигла позитивного прогресса
на этом фронте.
Итак, если Россия и близко не соответствовала
заниженным критериям членства, то почему
ее допустили в Большую Восьмерку? Ну,
тут все достаточно просто. Мы много чего
хотели от администрации Ельцина, и членство
в этом престижном международном клубе
было одной из тех вещей, которые мы могли
ему предложить взамен. В 1994 году, когда
Запад хотел гарантировать, что российские
военные вовремя уйдут из Эстонии, мы использовали
морковку в виде приглашения к совместным
политическим дискуссиям Большой Семерки.
Бывший заместитель государственного
секретаря США Строуб Тэлбот в своих мемуарах
о российской политике администрации
Клинтона цитирует тогдашнего президента
Билла Клинтона, который якобы заявил:
"Это достаточно простая сделка. Мы
их приглашаем в Большую Семерку, а они
убираются из Прибалтики. Если они станут
членами клуба больших парней, у них будет
меньше причин мордовать маленьких".
Той же логикой Запад руководствовался
и в 1997 году, когда предложил в следующем
году формально сделать из Большой Семерки
Большую Восьмерку, чтобы компенсировать
тогдашнего президента Бориса Ельцина
за решение расширить НАТО. Ясное дело,
это звучит как снисходительность - в сущности,
бросить старому Борису кость - но именно
такими были американо-российские отношения
в 1990-х годах, когда российская мощь и влияние
упали до самого низкого во все времена
уровня.
Ельцин отлично понимал эту логику и в
своих мемуарах под заголовком "Полночные
дневники" написал, что рассматривал
свою жесткую позицию по вопросу расширения
НАТО как главную причину своего приглашения
в Большую Восьмерку. В 1999 году, во время
переговоров о прекращении войны в Косово
и вводе в страну российских миротворцев,
тогдашний премьер-министр Сергей Степашин
признал, что давление намеченной на конец
июня в Кельне встречи Большой Восьмерки
вынудило россиян пойти на заключение
соответственного соглашения раньше.
Сделанное России в 2002 году приглашение
о полноправном участии в политических
и экономических дискуссиях, а также предложение
принять у себя встречу Большой Восьмерки
в 2006 году стали признанием российской
поддержки в Афганистане после событий
11 сентября 2001 года и решения президента
Владимира Путина молчаливо согласиться
на следующий этап расширения НАТО.
Как следует из этой короткой исторической
справки, включение России в состав Большой
Восьмерки не имело отношения к ее демократическим
или экономическим характеристикам. Сегодня
мы имеем основания утверждать, как делают
многие, что снисходительность к России
при приеме в Большую Восьмерку, в Совет
Европы или в ряд других международных
институтов была и является ошибкой. Но
в случае с Большой Восьмеркой дело не
столько в том, что критерии членства были
снижены, сколько в том, что Россию приняли
в этот клуб, руководствуясь в действительности
совершенно иными причинами. Сегодня представляется
несколько лицемерным и ханжеским отступаться
от своих решений и доказывать, что Россию
следует исключить по причинам, которые
в действительности не являлись частью
критериев ее членства. Но в год выборов
это дает удобный предлог для тех, кто
желает порисоваться на трибуне конгресса.
Аналогичным образом, недавний прием в
НАТО семерых новых членов, в том числе
прибалтийских государств, спровоцировал
чиновников правительства и политическую
элиту России на многочисленные затасканные
и невралгические заявления о потенциальной
угрозе, которую представляет НАТО. Однако
просто невозможно поверить в то, что четыре
бельгийских устаревших реактивных самолета,
патрулирующие воздушное пространство
над Балтикой, могут представлять сколько-нибудь
серьезную угрозу для России. Не угрожает
России и возможное создание небольших
военных баз на территории недавно ставших
членами НАТО стран вроде Румынии и Болгарии.
Сегодня Россия имеет с НАТО совершенно
другие отношения, чем были в годы "холодной
войны", а поэтому приближение баз к
границам России нельзя рассматривать
просто как усиление угрозы для Москвы,
как могли бы заявлять по традиции военные
стратеги.
Ничто из вышесказанного не говорит о
том, что у России, Соединенных Штатов
и Европы нет реальных противоречий, которые
необходимо урегулировать, или что существующие
институты полностью адаптировались к
быстро меняющимся условиям. Что касается
европейской безопасности, мы стоим перед
необходимостью улаживания наших разногласий
относительно Договора об обычных вооруженных
силах и вооружениях в Европе, включая
такие его важные аспекты, как ратификация
государствами Прибалтики и выполнение
Россией данных в Стамбуле обещаний закрыть
свои военные базы в Молдавии и Грузии.
Давайте, однако, не будем забывать также,
что вооруженные силы России и НАТО все
теснее работают над обеспечением оперативной
совместимости. Путин и министр обороны
Сергей Иванов на прошлой неделе говорили
о важности выдвижения позитивной повестки
сотрудничества с НАТО.
И хотя в России наблюдается некоторый
откат от демократии, исключение России
из Большой Восьмерки тоже не является
решением проблемы. Частью обоснования
допуска России в Большую Восьмерку и
в другие институты была идея, что в процессе
взаимодействия в формате равноправного
партнерства с могущественными рыночными
демократиями Россия со временем привыкнет
к иным нормам поведения. Точно так же,
как было бы преждевременным объявлять
о роспуске НАТО (чего хотелось бы многим
россиянам), сейчас было бы преждевременным
и не отвечающим интересам Запада списывать
со счетов долговременную перспективу
интеграции России с Западом.
Возвращение на рынок
К 2010 многие российские компании
начали восстанавливать свои позиции
на рынке, и ещё больше планирует вернуться
к деятельности на будущий год.
RT: Международные рынки страдают от задолженностей
и стремительно падающего рейтинга фирм-участниц,
не будет ли выход на рынок слишком рискованным
для российских предприятий в таких условиях?
TB: Безусловно, мир сейчас очень озабочен
текущим положением, и России неизбежно
передаётся часть этих настроений, но
так ли велик риск? Мне кажется, каждый
случай стоит рассматривать обособленно
от других, и, как вы сами могли заметить,
за последний год всё-таки было получено
до 2 млрд. долларов чистой прибыли. По-прежнему
существуют фирмы, способные соответствовать
условиям рынка и успешно вести свою деятельность,
отчасти это обусловлено состоянием самого
рынка, отчасти – особенностями этих фирм.
RT: Какие сектора российской экономики
наиболее привлекательно для инвесторов
на данный момент?
TB: Если вы к примеру посмотрите на динамику
развития рынка ППП (первичное публичное
предложение) за последние несколько лет,
то сможете проследить, как преобладание
сырьевых компаний постепенно стало снижаться
засчет роста активности предприятий
розничной торговли товарами потребления.
На данном этапе у вас есть ряд секторов,
которые вполне обеспечивают необходимый
спрос и условия для выгодных инвестиций.
Если рассматривать сделки на рынке, число
которых стремительно растёт, то можно
найти всё что угодно: от туалетной бумаги
и обуви вплоть до угольного топлива и
вертолётов. Вы демонстрируете очень широкий
охват, и здесь всё зависит от инициативы
и поведения самих компаний.
RT: Будет российский рынок ППП выгодным
местом для инвестиций и почему?
TB: По моему мнению, к этому вопросу относятся
чересчур скептически. Люди смотрят, как
справляются российские компании, заявившие
о выходе на рынок, и сравнивают, где они
ведут свою деятельность сейчас, и где
они вели её на момент заявления. И действительно,
если рассматривать их деятельности с
такой стороны, то результаты могут оказаться
не такими радужными, как предполагалось
ранее. Но я считаю, что здесь нужно учесть
перспективу развития, ведь рынок ППП
в России существует всего пять-шесть
лет, и при этом вы столкнулись с массой
потрясений мировой экономики, включая
недавний финансовый кризис, пожалуй,
худший из всех.
Поэтому вполне понятно, что российские
фондовые рынки потерпели такие же потери,
как и все остальные, и компании сейчас
работают только для того, чтобы достичь
хотя бы докризисного уровня развития.
Поэтому нельзя не учитывать этот фактор,
изучая состояние российского рынка первичных
ценных бумаг.
RT: Что по-вашему кроется за неудачами
таких компаний как "Евросеть" или
"Nord Gold" в прошлом году? Неужели они
хотели слишком много?
TB: Хотели они или нет, это другой вопрос.
Данные анализа и уровень цен по-прежнему
являются первым, на что смотрят инвесторы.
Если присмотреться к поведению сегодняшних
инвесторов, то едва ли можно заметить
какую-то разницу по сравнению с тем, что
было пять или шесть лет назад. Всегда
были и будут ключевые факторы, которые
имеют решающее значение для инвестиций.
Первое это конечно уровень цен, и мы уже
говорили об этом, но они также обращают
внимание на распределение капитала на
основной и переменный. Даже если часть
акций продаётся, совсем не обязательно
тратить все деньги на развитие компании,
необходимо направлять часть средств
также и на погашение внешних задолженностей.
И это всегда будет существенным, если
вообще не самым главным, показателем
для инвесторов. И если мы рассмотрим примеры
незаключённых сделок, то мы увидим, что
причина крылась именно в тех факторах,
о которых я только что рассказал.
Преобразование “Ростелекома”
значительно укрепит позиции на рынке
телекоммуникаций
С первого апреля компании “Сибирьтелеком”,
“Южные телекоммуникации”, “Северо-запад
Телеком”, “Волгателеком”, “Уралсвязьинформ”,
ЦентрТелеком”, “Дальсвязь” и “Дагсвязьинформ”
официально объединились в “Ростелеком”.
Процесс слияния позволит объединить
обычные и привилегированные акции всех
восьми компаний в ценные бумаги «Ростелеком».
Александр Проворотов президент «Ростелеком»
приветствовал слияние, так как оно создаёт
условия возникновения нового крупного
игрока на рынке интернет-технологий.
“Была создана крупнейшая телекоммуникационная
компания в России, которая может оказаться
безусловным лидером сразу в нескольких
сегментах отечественного рынка.”
Аналитик “ИнвестКафе” Георгий Воронков
считает, что слияние усилит взаимное
сотрудничество и интеграцию, так как
многие дублирующиеся функции членов
персонала будут ликвидированы путём
увольнения последних. Но рядовые потребители
едва ли заметят разницу.
“Я не думаю, что наши клиенты заметят
какие-то перемены в предоставлении услуг.
Расценки будут варьироваться как обычно
в рамках конкурентной борьбы. Цели создания
объединения это долгосрочная ориентация
на московский рынок, где “Ростелеком”
теряет свои позиции. В целях восстановления
потребительской лояльности “Ростелеком”
может пойти на удешевление междугородних
звонков.”
В преддверии реализации проекта президент
“Ростелекома” упоминает даже о выходе
на рынок Лондона, хотя и точных цифр названо
не было, компания пока что не нуждается
в дополнительном финансировании.
“Скорее всего это будет LSE, однако мы
ещё не нуждаемся в привлечении дополнительных
финансовых средств ни сейчас ни в будущем.”
Проворот также добавил, что они заинтересованы
в слиянии с молодыми мобильными компаниями,
которые разделяют стратегическое видение
“Ростелекома”.
Некоторые из них уже готовы к слиянию,
но некоторым придётся и подождать. «Чтобы
процесс завершился полностью, нужно ещё
некоторое время.» Генеральный директор
«Связьинвест» Вадим Семёнов считает,
что «Ростелеком» может выбрать «Sky Link»
в качестве партнёра для слияния, что принесёт
взаимную выгоду в том числе и «Связьинвесту».
«Связьинвест», будучи крупнейшим пайщиком
«SkyLink», рассматривает различные варианты
сотрудничества. Мы рассчитываем на поддержку
«Ростелекома» в этом вопросе.»
По словам Георгия Воронкова такой шаг
позволит компании освоить альтернативные
рыночные ниши.
Аналитики полагают, что слияние значительно
повысит инвестиционную привлекательность
компании. Формирование объединённого
“Ростелекома” значительно повысит котировки
акций, которые окажут влияние на MSCI Russia
и MSCI EM к 31 мая.
Георгий Воронков прогнозирует расширение
охвата “Ростелекома” в условиях всё
растущего удельного веса рынка широкополосного
вещания.
Россия и Европа договорились о снижении цен на звонки в роуминге
После совещания между министерством
связи и коммуникаций России и
членами Европейской комиссии в
Брюсселе было решено заключить соглашение
о включени России в роуминговую
зону Европы.
Игорь Щеголёв, министр связи и коммуникаций,
одобрил принятое решение, подчеркнув,
что предложенная роуминговая модель
позволит улучшить качество международной
связи.
“Мы изъявили желание подключиться к
Европейской зоне охвата и продлить её
по всей территории России. Это значит,
что теперь граждане РФ будут платить
за услуги международной связи по европейским
тарифам.”
По заявлению министерства, эксперты с
обеих сторон будут разрабатывать наиболее
приемлемый план сотрудничества, а сам
министр пока оценивает возможную выгоду.
“Примерная схема может быть представлена
уже к апрелю, а обсуждение проекта должно
будет закончится не ранее 2012 года. Россия
со своей стороны готова вести активный
диалог”
Премьер-министр Путин в беседе с Щеголёвым
особо обозначил важность этого события
для граждан, особенно в преддверии съезда
Еврокомиссии.
“Мы ведём интенсивные двусторонние переговоры
с мобильными операторами, но кроме того
каждое решение должно быть согласовано
с Европейским союзом, так как он находится
в зоне единого роуминга, требованиям
которого должны подчиняться все страны-участницы.”
Виктор Марков, главный аналитик “Церих”
прогнозирует снижение цен на услуги мобильных
операторов по роумингу как результат
этих двусторонних переговоров.
“Это приятная новость для жителей России,
а кроме того важнейший шаг к усилению
контроля за ценовой политикой операторов
сотовой связи. До этого они накручивали
цену, исходя из собственных расчётов,
не регулируемых никакими правилами. Кроме
того цены на услуги зарубежных операторов
всегда были высоки, а услуга в роуминге
складывалась из цен на связь как местного
оператора так и заграничного. Если российские
операторы примут новую роуминговую модель,
то из тарифа придётся исключить надбавку
за соединение, а управлять этими тарифами
придётся уже по новой европейской схеме,
согласно которой стоимость исходящих
звонков не должна превышать 49 центов
за минуту, а входящих – 24 центов.
Исходя из финансовой отчетности трёх
крупнейших российских мобильных операторов,
доля прибыли от роуминговых звонков составляет
около 20-30%. По словам Маркова, внедрение
новой схеме не должно сильно сказаться
на их доходах.
Цены и доходы потребителя
Другой экономический
фактор, который потребители должны
учитывать при покупке товаров
и услуг – это их собственный
уровень дохода. Многие люди получают
доход, выполняю работу, будучи физиками,
плотниками, учителями, водопроводчиками,
монтажниками или клерками в розничных
магазинах. Некоторые люди получают
доход от сдачи в аренду или
продажи земли и других природных
ресурсов, которыми они владеют, также
от ведения бизнеса или
Позже мы опишем как определяются цены
по таки видам платежей; но важным здесь
является то, что: 1) в рыночной экономике,
основные ресурсы, используемые для производства
товаров и услуг, которые удовлетворяют
потребительские спросы, принадлежат
частным потребителям и домовладельцам;
и 2) платежи, или доходы, которые домовладельцы
получают за эти производительные ресурсы
поднимаются и падают; - и в связи с тем,
что колебания напрямую влияют на количество,
потребители желают покупать товары и
услуги, которые они хотят, и в тех количествах,
которые фирмы продают.
Рассмотрим пример, когда сотрудница уходит
на пенсию, в результате чего она получает
60% от того объема работы, который выполнила.
Ей придется сократить свои покупки, особенно
те которые связаны с ее работой, такие
как транспорт до и с работы, рабочая одежда,
но могут увеличиться расходы на другие
вещи, такие как книги и развлечения, которые
требуют больше свободного времени, возможно,
поездки и посещения новых мест и старых
друзей.
Если, как во многих странах сегодня, будет
быстро расти количество людей пенсионного
возраста, то такая схема расходов может
повлиять на общие рыночные цены и уровень
объемов таких товаров и многих других,
которые вышедшие на пенсию люди будут
использовать чаще, например, медицинское
услуги. Учитывая это, некоторые предприятия
будут по решению руководителей производить
больше продукции и услуг, зависящих от
особенных интересов и желаний таких людей,
пока это будет выгодно для этих фирм.
В заключении можно сказать, неважно является
ли потребитель молодым или старым, мужчиной
или женщиной, богачом, бедняком или представителем
среднего класса, каждый доллар, песо,
фунт, франк, рупия, марка или Йена, который
он потратил, будет сигналом, неким экономическим
гласом, сообщающим производителям какие
товары и услуги люди хотят получать.
Потребительские расходы представляют
собой основной источник спроса на товары,
проданные на рынке, являются половиной
того, что определяет рыночные цены на
товары и услуги. Другая половина основана
на решениях предпринимателей о том, что
производить и как.