Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа
Согласно комментариям западных экономистов, преимущества японской интервенционистской политики могли привести к тому, что Япония затмит американский бизнес, если не будут приняты сильные контрмеры или взяты на вооружение японские методы.
Ситуация в последующем заметным образом изменилась:
- в конце XX – в первые годы XXI вв. темпы роста валового национального продукта (ВНП) Японии отставали от аналогичного показателя в США и большинстве Европейских стран:
- Финансовая система Японии, являвшаяся ядром индустриальной политики, находилась в крайне стесненных обстоятельствах;
- большинство банков нуждалось в рефинансировании, а многие находились на грани закрытия.
- Самое важное заключалось в постепенном исчезновении самоуверенности японцев, что выражалось в нерешительном проведении политики и в недостатке доверия со стороны потребителя и инвестора.
Японская система, являвшая собой предмет восхищения, зависти и подражания, уже в начале XXI века открыто подвергалась сомнению и требовала фундаментальных реформ. Прежде всего, это связано с возросшей актуальностью структурных проблем и поиска стратегии развития на перспективу .
ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ
Современная Япония:
Население - 127,6 млн. человек
ВВП - более 5,1 трлн. долл. США (2009 г., второе по величине в мире).
Несмотря на некоторый спад в темпах роста за последнее десятилетие продолжает оставаться одной из самых экономически мощных держав мира.
Согласно комментариям западных экономистов, преимущества японской интервенционистской политики могли привести к тому, что Япония затмит американский бизнес, если не будут приняты сильные контрмеры или взяты на вооружение японские методы.
Ситуация в последующем заметным образом изменилась:
- в конце XX – в первые годы XXI вв. темпы роста валового национального продукта (ВНП) Японии отставали от аналогичного показателя в США и большинстве Европейских стран:
- Финансовая система Японии, являвшаяся ядром индустриальной политики, находилась в крайне стесненных обстоятельствах;
- большинство банков нуждалось в рефинансировании, а многие находились на грани закрытия.
- Самое важное заключалось в постепенном исчезновении самоуверенности японцев, что выражалось в нерешительном проведении политики и в недостатке доверия со стороны потребителя и инвестора.
Японская система, являвшая собой предмет восхищения, зависти и подражания, уже в начале XXI века открыто подвергалась сомнению и требовала фундаментальных реформ. Прежде всего, это связано с возросшей актуальностью структурных проблем и поиска стратегии развития на перспективу1.
В течение длительного исторического периода Япония развивалась, испытывая культурное влияние таких стран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи только с ними.
В ХV – ХVI вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодаря которым страна впервые соприкоснулась с христианством и западной европейской цивилизацией.
Однако в начале ХVII в. сёгунат Токугава, превративший страну в единое государство, стал опасаться, что европейские страны, которые проводили в Азии и других частях света политику колонизации, предпримут те же действия и в отношении Японии.
Сёгунат издал ряд указов о так называемом закрытии страны.
Христианство, любые контакты и торговля с другими странами за исключением Голландии и Китая были полностью запрещены.
Япония до XIX в. оставалась феодальной страной, процессы развития которой были в значительной мере заторможены политикой «самоизоляции», прежде всего, от «западных варваров».
Современное развитие Японии берет свое начало от появления так называемых черных судов американского коммодора Мэтью Перри в Токийском заливе в 1853 г.
Это вторжение в мир японской изоляции стало причиной стремительных перемен в социальной и экономической жизни страны, получивших новый импульс после восстановления династии Мэйдзи* в 1868 г.
Сохранившаяся в Японии феодальная система была отменена, и класс воинов-самураев был интегрирован в гражданское общество.
Был взят курс на заимствование у Европы и Америки юридических и научных знаний, технологии, быстрое развитие промышленности и укрепление вооруженных сил.
С началом реставрации Мейдзи к власти в Японии пришли динамичные группы, которые изучили и переняли западные технологии, практику и институты, после чего начали процесс японской модернизации.
Однако они провели ее таким образом, что сохранили основные черты традиционной японской культуры, которая во многих отношениях помогла модернизации и которая позволила Японии вспомнить, переформулировать и дополнить элементы этой культуры, чтобы поддержать и оправдать свой империализм в тридцатые – сороковые годы двадцатого века.2
Самое важное заключалось в том, что правительство инициировало государственную программу индустриализации и модернизации, которая
Большую роль в становлении капиталистической промышленности в конце XIX в. сыграла практика
- создания государственных предприятий с последующей их передачей в частные руки,
- субсидирование предприятий и
- высокие защитные пошлины.
Подобная практика, базирующаяся на теснейших связях предпринимательских кругов с государственным аппаратом, способствовала усилению позиций государственной бюрократии в хозяйственной жизни страны.
Эта тенденция с особой силой проявилась в период жесткого военно-государственного контроля с начала 30 - х годов.
В Японии сокрушительное поражение
во Второй Мировой войне привело
к полному культурному
В послевоенный период сохранению весомой роли государственной бюрократии в определенной степени содействовал американский оккупационный режим, опиравшийся при проведении кампании по роспуску "дзайбацу" и прочих мероприятий экономического характера на несколько обновленный государственный аппарат.
В результате одной из самых характерных черт сложившейся в послевоенной Японии экономической системы стал органически присущий ей механизм
оперативного государственного вмешательства в деятельность частных предприятий,
известный под названием "
Именно он обеспечивал
В основе "административного руководства" лежал авторитет исполнительных органов власти.
Организационной формой, обеспечивавшей постоянное контактирование государственного аппарата с предпринимателями, служили многочисленные совещательные комитеты при различных министерствах и ведомствах, связанных с управлением экономикой.
В рамках этих комитетов, состоящих в основном из представителей государственной бюрократии и крупного бизнеса, вырабатывались согласованные решения по вопросам экономической политики.
Согласование этих решений опиралось, как правило,
Сильная роль государства в индустриальном развитии и в настоящее время остается отличительной характеристикой японской модели.
Массированные государственные инвестиции обеспечили рост расходов на коммуникации, железные дороги, почтовые услуги и образование, способствуя тем самым созданию основ инфраструктуры.
Государство также
выступило в роли непосредствен
По мере роста поддерживаемых государством отраслей промышленности использовались меры государственного регулирования для стимулирования роста частного сектора.
Государство содействовало и руководило его развитием, поощряя приобретение иностранной техники и подражание западным индустриальным и военным технологиям.
Представители самурайской аристократии, которые в лучшем случае были анахронизмом в Японии и составляли потенциально сдерживающий фактор прогресса, были поощрены и наделены финансами для управления промышленными предприятиями.
Несмотря на то, что не весь промышленный класс имел самурайские корни, правительственное субсидирование ограниченного числа ведущих семейств, стало одной из важных особенностей японского экономического развития в течение столетия.
Привилегированные семейные промышленные группы выросли в дзайбацу - тесно связанные, многоотраслевые промышленные и финансовые объединения, которые преобладали в экономической деятельности.
Каждое объединение состояло из 20-30 фирм, которые обычно охватывали широкий диапазон экономической деятельности, - угольные шахты, сталелитейные заводы, верфи, банки, торговые компании, страхование и т.д.
Эта система привела к существенной концентрации экономической власти в относительно малом числе разнообразных групп.
Мицуи, самый крупный среди довоенных дзайбацу, обеспечивал работой приблизительно 1, млн. рабочих;
Мицубиси, второй по величине, имел более миллиона работников.
Тесные связи между лидерами промышленности и членами правительства и большая концентрация экономической власти стали причиной корпоративизма Японской политической системы - союза:
Темпы экономического роста между 1885 и 1930 г. были достаточно высокими.
Ранний этап этого периода может быть назван первым японским экономическим чудом, в течение которого страна утвердилась как индустриальная держава.
Между 1887 и 1897 гг. реальный ВНП вырос на 60%.
В последующем, с 1905 по 1917 г., несмотря на некоторые трудности, которые имели место между 1898 и 1904 гг., ВНП удвоился.
Наиболее ощутимо его рост подскочил с началом Первой мировой войны в 1914 г., которая резко подняла мировой спрос на товары тяжелой промышленности.
Оборонные и технические
В отличие от остальной части мировой экономики, Япония продолжала расти, несмотря на глобальную депрессию 1930-х годов.
Рост сопровождался волной военных закупок, необходимых для оккупации Манчжурии и Китая, и продолжался вплоть до начала более масштабной войны в 1939 г., когда военное бремя начало вытеснять индустриальные инвестиции.
Разрушение и экономический упадок, вызванные завершением Второй мировой войны, привели к полному краху японской экономики, и в результате производство в 1946 г. было значительно ниже уровня 1930 г.
Оборудование было изношенным, а
ранее накопленные запасы сырья
и материалов – «проеденными», так
что экономика еле-еле
В 1946г. ВНП Японии составлял лишь 61% от довоенного уровня (1934-1936гг.), а объем промышленного производства не превышал 29%. Цены росли на 10-15% в месяц.
В 1945-1946гг. сложилась такая ситуация, когда уровень производства промышленных товаров упал настолько низко, что люди просто не могли поддерживать элементарную жизнь, безработица стала массовой, разыгралась сильная инфляция.
После войны американские оккупационные власти радикально реструктурировали японскую экономику.
Дзайбацу и тесные отношения между промышленностью и государством были, по мнению американцев, по крайней мере частично ответственны за военную авантюру Японии в Китае и Тихом океане1.
По этой причине оккупационные власти решили, что упразднение дзайбацу будет первостепенной мерой для предотвращения их монопольной власти в будущем.
Филиалы головных компаний были преобразованы в независимые субъекты, и их долевой капитал распродан.
Например, дзайбацу Мицуи был раздроблен на 180 номинально независимых фирм, доли которых были проданы на открытом рынке.
Однако, разрушение японской экономики в течение войны оставило мало средств в собственности частных лиц.
Большая часть спроса на доли в новых независимых предприятиях должна была исходить от других корпораций, часто в форме обмена на их собственные доли.
Фактически значительные доли акций большинства фирм были приобретены компаниями, которые прежде сами являлись членами того же самого дзайбацу.
Такие компании - сестры имели историческую преданность, торговые связи и высокий уровень фирменной информации, что, естественно, породило их взаимный интерес друг к другу.
Результатом стало то, что дзайбацу были не устранены, а преобразованы в кейрецу - разнообразные индустриальные группы, подобные дзайбацу, но скрепленные вместе долевым участием в управлении, вместо структуры с одним родителем.