Экономика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Согласно комментариям западных экономистов, преимущества японской интервенционистской политики могли привести к тому, что Япония затмит американский бизнес, если не будут приняты сильные контрмеры или взяты на вооружение японские методы.
Ситуация в последующем заметным образом изменилась:
- в конце XX – в первые годы XXI вв. темпы роста валового национального продукта (ВНП) Японии отставали от аналогичного показателя в США и большинстве Европейских стран:
- Финансовая система Японии, являвшаяся ядром индустриальной политики, находилась в крайне стесненных обстоятельствах;
- большинство банков нуждалось в рефинансировании, а многие находились на грани закрытия.
- Самое важное заключалось в постепенном исчезновении самоуверенности японцев, что выражалось в нерешительном проведении политики и в недостатке доверия со стороны потребителя и инвестора.
Японская система, являвшая собой предмет восхищения, зависти и подражания, уже в начале XXI века открыто подвергалась сомнению и требовала фундаментальных реформ. Прежде всего, это связано с возросшей актуальностью структурных проблем и поиска стратегии развития на перспективу .

Файлы: 1 файл

Экономика Японии ЛЕК-1-1 посл (3) (1).doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, потенциальное производство продукции японской экономики растет более чем на 3% в год, в то время как фактическая продукция увеличилась лишь на 1,3%.

 

Это предполагает, что возможен положительный промежуток в производстве продукции, который позволит увеличить ВНП и удерживать его на том же уровне в течение нескольких лет, не будучи остановленным никакими существенными помехами, если обеспечить соответствующее повышение спроса через налоговую политику.

 

Мощным толчком к переосмыслению причин длительной депрессии японской экономики и поиску путей ее преодоления в значительной мере послужила именно растянувшаяся на десятилетия реализация административно-финансовой реформы, особенно в области оздоровления госфинансов и ослабления регламентаций.

  

В связи с этим осенью 1998 г. при  правительстве был создан Совет по вопросам экономической стратегии, призванный заниматься разработкой долгосрочной экономической политики.

В одном из своих докладов уже  в начале 1999 г. Совет констатировал, что истинная причина переживаемых экономических трудностей - "структурная усталость" социально-экономической системы.

 

Проблемы, порождаемые ею, сводятся к следующему:

 

Сложившаяся к настоящему времени в Японии своеобразная "охранительная" экономическая система, озабоченная нестабильностью в сфере занятости и пенсионного обеспечения и охваченная страхом ожидания краха системы госфинансов,

с одной стороны, подавляет частную инициативу,

а - с другой имеет следствием разбухший и неэффективный государственный сектор.

 

 Японский менеджмент также столкнулся с серьезными проблемами.

До сих пор существовавший в благоприятных условиях экономического роста определенный запас устойчивости позволял смело идти на немалый риск, игнорируя динамику таких показателей, как прибыль на активы и на собственный капитал.

Однако после спекулятивного бума, окончившегося крахом на рубеже 80-90-х  годов, сохранять подобную систему стало невозможно.

 

Сжатие кредита также коренится в росте потерь на фондовом рынке, связанных с этим крахом, и в разрушении системы косвенного финансирования, вызванном попытками покончить с избыточным финансирование.

 

В этих условиях и сектор домашних хозяйств, и предприятия потеряли веру в будущее.

 

Говоря языком макроэкономического  анализа, произошло сильное падение темпов ожидаемого роста.

 

В подобной ситуации вполне возможны  кратковременные улучшения конъюнктуры с помощью антикризисной политики.

 

Но  при неблагоприятных демографических тенденциях для того, чтобы вернуть японскую экономику на траекторию устойчивого роста, в среднесрочной перспективе неизбежны структурные реформы.

 

Основные задачи этих реформ состоят  в следующем.

 

В области госфинансов - их оздоровление путем последовательного сокращения государственных расходов, создание стабильной системы социального обеспечения и концентрация государственных инвестиций на стратегически важных целях.

 

В кредитно-финансовой сфере - быстрое урегулирование проблемы просроченных ссуд и формирование новых каналов мобилизации капиталов через кредитно-финансовую систему.

 

В производственной сфере - одновременно с урегулированием проблем перенакопления основного капитала и избыточной занятости содействие становлению перспективных отраслей и производств в соответствии с государственной стратегией развития.

 

В частности, рассматривался так же вопрос о целесообразности дальнейшей ориентации на развитие обрабатывающей промышленности

или же вслед за США – реструктурировании экономики «путем форсированного развития информационных технологий и программных продуктов»4.

 

Один из ведущих ученых Японии Т. Сава еще в середине 90-х гг. считал наиболее правильным решением проблемы – «сохранение обрабатывающих отраслей в качестве центрального и наиболее активного элемента экономической структуры, учитывая традиционное японское умение производить товары (в отличие от услуг)».

 

При этом он отмечал, что «отрасли, специализирующиеся на массовом выпуске стандартных товаров могут быть сравнительно быстро и легко передислоцированы в другие страны с более дешевой рабочей силой…»5.

 

Дальнейшая практика развития страны показала, что именно этот путь и  был  в основном избран в качестве определяющего в стратегии перспективного развития промышленности Японии.

 

Важное место в решении перечисленных  задач отводится, в частности, дальнейшему ослаблению регламентаций, реформированию налоговой и законодательной систем и т.п.

 

И здесь необходимым условием должна выступать способность правительства своевременно формулировать будущие направления и меры долгосрочной экономической политики при широком взаимодействии со всеми слоями общества.

 

Вопросы стратегии экономического развития активно обсуждаются не только в правительственных, но и в широких научных кругах.

 

Основные их выводы и рекомендации исходят из необходимости адаптации к экономическим изменениям, возникшим в период 80-90-х годов, таким как:

- глобализация мировой экономики,

- высокая информатизация,

- постиндустриализация развитых и индустриализация развивающихся стран,

- старение населения и т.д.

 

Согласно им, перед Японией, находящейся  в завершающей стадии трансформации  экономической системы, стоят следующие  задачи:

 

- отмена регламентаций (за исключением относящихся к следующему     пункту) и усиление доверия к свободному рыночному механизму; 

  • установление правил, подлежащих защите в общих интересах и контроля над их соблюдением (экология, безопасность, бухгалтерская отчетность, информационная открытость и т.д.);

 

  • создание системы социальной поддержки (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, страхование занятости и т.д.). 

Последние два пункта составляют основу двух из трех функций, отводимых государственному сектору в преобразуемой экономической системе:

  • принятие законодательных актов и надзор за их выполнением, включая функцию арбитража; численность персонала для решения этой задачи  может быть достаточно большой;
  • установление и управление системой социальной поддержки, включая пенсионное и медицинское страхование, а также страхование от безработицы, создание системы профессиональной переподготовки; 
  • предоставление общественных благ, охватывающее сферу социальных услуг и формирования человеческого капитала, роль которых в современных условиях приобретает особую важность. 

Оптимальным является вариант, когда центр определяет основной курс развития и разрабатывает долгосрочную стратегию,

 

а прерогативой местных властей является администрирование же в областях, тесно связанных с жизнеобеспечением населения.

 

При этом размеры национального минимума потребностей устанавливаются центром и связанные с этим расходы падают на государство,

 

расходы же сверх минимума определяются и покрываются самостоятельно местными властями при полной их ответственности за эффективную реализацию этих расходов.

 

Таковы основные направления намечаемого  реформирования экономической системы  в целом и государственного сектора в частности.

 

Зарубежные специалисты, анализируя современные тенденции в развитии экономики Японии, отмечают, что

 

«Нынешний исключительно сложный период развития японской экономики можно рассматривать как переходный, соответствующий второй, заключительной фазе длительного эволюционного преобразования послевоенной экономической системы:

    • от централизованной военно-командной системы
    • через экономическую систему догоняющего типа с высокой степенью государственного вмешательства и традиционного регламентирования
    • к системе, опирающейся на частную инициативу и рыночный механизм и отводящей большую роль экономической политике, дополняющей этот механизм».

 

Ярким примером активной экономической  политики правительства последних  лет может служить провозглашенный  им в 2002 г. стратегический курс на построение государства, где

преобладающая форма собственности - интеллектуальная,

курс, уделяющий главное внимание проблемам формирования, защиты и использования интеллектуальной собственности (включая патенты, авторские права и т.п.) в предпринимательской среде.

 

Это направление экономической  политики особенно актуально в условиях глобализации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ "ЭКОНОМИКА  ЯПОНИИ"

 

  1. Роль государства на начальных этапах становления и развития политики индустриализации и модернизации экономики Японии.

 

  1. Роль традиционной самурайской аристократии в развитии экономики Японии. Особенности многоотраслевых конгломератов "дзайбацу".

 

  1. Особенности реформирования экономики страны после II мировой войны.

 

  1. Становление и развитие современной модели экономической системы Японии. Возникновение и роль "железного треугольника".

 

  1. Характер японской экономики в послевоенный период.

 

  1. Особенности социальных характеристик японского общества.

 

  1. Промышленные группы "кейрецу": история создания, особенности и роль в экономике Японии.

 

  1. Особенности трудовых отношений. Политика "пожизненного найма" и ее особенности.

 

  1. Сущность и роль заработной платы по выслуге лет.

 

  1. Отличительная особенность профессиональных союзов и их роли в экономике Японии.

 

  1. Особенности финансовой системы современной Японии.

 

  1. Коммерческие банки Японии и их роль в экономике страны.

 

  1. Особенности индустриальной политики в экономике Японии. Ее макроэкономические и микроэкономические аспекты.

 

  1. Основные меры, которые включает в себя макроэкономическая индустриальная политика Японии.

 

  1. Основные инструменты микроэкономической индустриальной политики Японии.

 

  1. Какие реформы необходимы при неблагоприятных демографических тенденциях для возврата экономики Японии на траекторию устойчивого роста?

 

  1. Какие задачи стоят перед Японией, находящейся в завершающей стадии трансформации экономической системы?

 

  1. Причины длительной депрессии экономики Японии и основные стратегические задачи ее развития.

 

 

1 Бородаевский А. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира. //Мировая экономика и международные отношения, М. 2007, №4, с.18.

* Официальное название периода правления императора Муцухито (с 1868 г.). Возглавляемое им правительство встало на путь проведения буржуазных социально-экономических преобразований.

2 (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. …С. 154)

1 Более поздние исследования показали, что связь между традиционными дзайбацу и экспансионистской политикой 1930-х годов была весьма сомнительной. Наиболее вероятной причиной, скорее всего, были специфические интересы группы новых компаний в Манчжурии и Китае.

3 Белоконь Ю. Открытость экономики и экономический процесс: Опыт Японии  и Азиатских НИС //МЭ и МО, 1997 г. №1. С. ….

1 Враждебное поглощение – ситуация, при которой посторонняя группа скупает акции корпорации в количестве, достаточном для приобретения контроля над ней, против воли совета директоров и других ее руководителей

Информация о работе Экономика Японии