Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа
Согласно комментариям западных экономистов, преимущества японской интервенционистской политики могли привести к тому, что Япония затмит американский бизнес, если не будут приняты сильные контрмеры или взяты на вооружение японские методы.
Ситуация в последующем заметным образом изменилась:
- в конце XX – в первые годы XXI вв. темпы роста валового национального продукта (ВНП) Японии отставали от аналогичного показателя в США и большинстве Европейских стран:
- Финансовая система Японии, являвшаяся ядром индустриальной политики, находилась в крайне стесненных обстоятельствах;
- большинство банков нуждалось в рефинансировании, а многие находились на грани закрытия.
- Самое важное заключалось в постепенном исчезновении самоуверенности японцев, что выражалось в нерешительном проведении политики и в недостатке доверия со стороны потребителя и инвестора.
Японская система, являвшая собой предмет восхищения, зависти и подражания, уже в начале XXI века открыто подвергалась сомнению и требовала фундаментальных реформ. Прежде всего, это связано с возросшей актуальностью структурных проблем и поиска стратегии развития на перспективу .
Это, обычно, происходит в возрасте 55 лет, но большинство рабочих должны продолжать работать в течение еще, по крайней мере, 10 лет.
Таким образом, даже самые привилегированные рабочие кадры должны найти новое занятие в течение этих лет перед пенсией.
Уменьшение размеров фирм, распространенное в Соединенных Штатах, намного сложнее проходит в Японии, потому что значительная часть служащих больших фирм имеет пожизненный найм.
Но это - не единственное последствие пожизненного найма.
Пожизненные контракты - также препятствие в привлечении "правильных людей к правильной работе."
Они представляют барьер содействию развития способностей и могут душить корпоративное новшество и прогресс.
Мертвый груз накапливается на уровне среднего звена руководства, и в этой связи вознаграждение производительности и инициативы младших сотрудников представляется делом крайне трудным.
Эта проблема частично решается тем, что пожизненный контракт охватывает рабочих только до пятидесяти с небольшим лет, а не до шестидесяти пяти, - нормальный пенсионный возраст в Соединенных Штатах.
Рабочие, как ожидается, будут искать другую работу, если они не получили к этому возрасту повышения в компании.
Здесь появляется другая особенность японской системы - близкие отношения между фирмой и ее поставщиками.
Большие компании пробуют разместить своих старших сотрудников и среднее звено руководства в компаниях - поставщиках, которые часто не могут отказаться из страха потерять важные деловые отношения и иногда видят в этом выгодный способ углубления этих отношений.
В некоторых секторах японской экономики заработная плата более зависит от срока службы.
Менеджерская оплата труда меньше зависит от индивидуальной производительности и больше - от стажа работы служащего в фирме.
Как и гарантируемая занятость, возможности этой системы ограничены и применяются только к тем привилегированным рабочим, которые имеют пожизненное обязательство от фирмы.
Комбинация пожизненного найма и заработной платы по выслуге лет создает большим японским фирмам серьезные проблемы.
Так как естественная
структура управления в
В высшем руководстве недостаточно производственных мест для тех, кто работает в компании продолжительное время.
Кроме того, требование о повышении заработной платы со стороны старших сотрудников ставит в неравное положение младших коллег, которые благодаря их образованию, энергии и компетентности могли бы логически зарабатывать больше и иметь быстрый карьерный рост.
В результате - переполненная и переплачиваемая структура управления, которая снижает прибыли в хорошие времена и опасна для существования компании во время спадов.
Третье из "сокровищ" Японии – создание профсоюзов компании.
Более 80% рабочих, объединенных в профсоюзы, являются членами тех профсоюзных организаций, которые созданы внутри самой компании.
В других странах более распространены профессиональные союзы, которые организованы по профессиональному, а не корпоративному принципу.
Действительное отличие
Это обычно принимает форму встреч-
- политики управления,
- планов производства
- и методов работы.
Высокая роль консультаций означает, что как союзы, так и их рабочие работают в соответствии с целями компании и имеют тенденцию идентифицировать себя с ней.
Активная политика на рынке труда
Одно из последствий долгосрочного найма и низкого уровня безработицы - это то, что возможности активной политики на рынке труда (т.е. по переподготовке рабочих, обеспечению соответствия между количеством претендентов и вакансий и занятости в общественном секторе) в Японии очень ограничены.
ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА
Финансовая система Японии характеризуется четырьмя существенными особенностями.
Во-первых, Центральный банк (Bank of Japan) ограничен в своей независимости и функционирует в значительной степени как средство государственной политики, а не в качестве независимого противовеса администрации.
Во-вторых, высоко сконцентрированная система коммерческих банков работает в тесной кооперации с правительством, и конкуренция между ними была исторически ограничена.
В-третьих, существует высокая степень разделения функций между различными формами финансовых посредников. Правительство обещало принять меры к прекращению регулирования финансового сектора, чтобы снизить эти барьеры, но пока достижения в данном направлении незначительны.
В-четвертых, несмотря на очень высокую норму сбережений домохозяйств, выбор инвестиционных инструментов для них весьма ограничен.
Большинство сбережений домохозяйств и 20% всех сбережений в Японии накапливаются через систему сберегательных касс при почтовых отделениях, являющуюся универсальной по всей стране и основным средством для сбережений менее имущей части населения.
Сбережения, накопленные сберегательной системой при почтовых отделениях, проходят через Центральный банк Японии и направляются в городские банки.
В отличие от Бундесбанка в Германии или американской Федеральной резервной системы, Банк Японии не имеет претензий на независимость и действует совместно с правительством, что является важным инструментом макроэкономической политики.
Кроме того, в отличие от большинства других центральных банков, он играет также важную роль и в микроэкономической индустриальной политике, что позволяет системе направлять кредиты в приоритетные отрасли промышленности.
Большие коммерческие банки Японии известны как городские банки (city banks). Сити-банки играют ключевую роль в продвижении и финансировании проектов, одобренных Министерством международной торговли и промышленности (MITI).
Индустриальной политике Японии присуща важная процедура - диалог между MITI и промышленностью, где определяются сектора и проекты, которые будут рассматриваться как приоритетные.
MITI затем определяет, какие компании должны играть центральную роль, и гарантирует их финансирование.
В данном вопросе MITI консультируется с Министерством финансов и Банком Японии, обеспечивающим необходимую ликвидность банкам, которые будут ответственны за дальнейшее финансирование.
Сильнее
всего эту систему критикуют
за то, что банкам в Японии разрешается
действовать не в качестве рациональных
и максимизирующих прибыль
Это подразумевает, в свою очередь, что они не могут быть беспристрастны в оценке жизнеспособности инвестиционных проектов, что является существенным для нормальной работы рынка капитала.
Если чиновники MITI допустят ошибку в оценке проекта, который следует поддерживать, они могут поставить под угрозу финансовую стабильность банков, и в результате последние рискуют остаться с портфелем невыплаченных ссуд.
Японские банки являлись одними из крупнейших в мире.
Восемь из десяти крупнейших банков в мире по активам – были японские.
Однако в последние годы их состояние было весьма плачевным:
- В 1998 г. пять из восьми самых больших японских банков фактически понесли убытки, и норма возвратов по активам остальных трех была достаточно низка.
Отсутствие прибыльности и независимости в банковской системе стало причиной финансовой неустойчивости в Японии и лежит в основе более масштабного азиатского банковского кризиса.
Японская экономика олицетворяет высокий уровень "индустриальной политики" - активное вмешательство государства в продвижение или изменение курса индустриального развития.
Эта категория охватывает меры по увеличению темпов промышленного роста, имея при этом только ограниченное воздействие на промышленную структуру.
Такая политика включает меры по:
Все эти меры обеспечивают сохранение пространства для деятельности всех отраслей промышленности, а не направлены на какой-либо специфический сектор или тип фирмы.
Отличительная особенность присутствия государства в экономике и, прежде всего, его индустриальной политики, состояла в том, что макроэкономическое регулирование органично сочеталось с достаточно эффективным механизмом государственного вмешательства на микроуровне.
В основе этого механизма лежало исключительно жесткое бюрократическое регламентирование.
Видный экономист Ричард Купер определил индустриальную политику как действие, "чья намеченная цель состоит в том, чтобы повлиять на структуру промышленного производства".
В этом смысле индустриальная политика разработана как замена функции распределения рынка и может быть оправдана существованием некоторой формы отказа от распределения самим рынком.
Имеется широкий диапазон доступных инструментов политики:
В этой сфере были достигнуты значительные успехи, но также есть и примеры, когда содействие определенной промышленности или товарам привело к провалу и потраченным впустую инвестициям.
Также важно иметь в виду, что микроэкономическая индустриальная политика имеет две стороны:
В новом тысячелетии японская система экономики теряет свое былое значение в связи имеющим место спадом.
Особенности, которые только десятилетие назад рассматривались как преимущества системы:
теперь становятся причинами ее слабости.
Однако необходимо установить:
Это жизненно важно, потому что ответ дает возможность понять:
Некоторое замедление роста должно было произойти, так как рост рабочей силы упал от одного до менее чем 0,5% ежегодно.
Однако другой важный