Экономика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Согласно комментариям западных экономистов, преимущества японской интервенционистской политики могли привести к тому, что Япония затмит американский бизнес, если не будут приняты сильные контрмеры или взяты на вооружение японские методы.
Ситуация в последующем заметным образом изменилась:
- в конце XX – в первые годы XXI вв. темпы роста валового национального продукта (ВНП) Японии отставали от аналогичного показателя в США и большинстве Европейских стран:
- Финансовая система Японии, являвшаяся ядром индустриальной политики, находилась в крайне стесненных обстоятельствах;
- большинство банков нуждалось в рефинансировании, а многие находились на грани закрытия.
- Самое важное заключалось в постепенном исчезновении самоуверенности японцев, что выражалось в нерешительном проведении политики и в недостатке доверия со стороны потребителя и инвестора.
Японская система, являвшая собой предмет восхищения, зависти и подражания, уже в начале XXI века открыто подвергалась сомнению и требовала фундаментальных реформ. Прежде всего, это связано с возросшей актуальностью структурных проблем и поиска стратегии развития на перспективу .

Файлы: 1 файл

Экономика Японии ЛЕК-1-1 посл (3) (1).doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

Это, обычно, происходит в возрасте 55 лет, но большинство рабочих должны продолжать работать в течение еще, по крайней мере, 10 лет.

 

Таким образом, даже самые привилегированные  рабочие кадры должны найти  новое занятие в течение этих лет перед пенсией.

 

Уменьшение размеров фирм, распространенное в Соединенных  Штатах, намного сложнее проходит в Японии, потому что значительная часть служащих больших фирм имеет пожизненный найм.

 

Но это - не единственное последствие пожизненного найма.

 

Пожизненные контракты - также препятствие в привлечении "правильных людей к правильной работе."

 

Они представляют барьер содействию развития способностей и могут душить корпоративное новшество и прогресс.

 

Мертвый груз накапливается на уровне среднего звена руководства, и в этой связи вознаграждение производительности и инициативы младших сотрудников представляется делом крайне трудным.

 

Эта проблема частично решается тем, что пожизненный контракт охватывает рабочих только до пятидесяти с небольшим лет, а не до шестидесяти пяти, - нормальный пенсионный возраст в Соединенных Штатах.

 

Рабочие, как ожидается, будут искать другую работу, если они не получили к этому возрасту повышения в  компании.

 

Здесь появляется другая особенность японской системы - близкие отношения между фирмой и ее поставщиками.

 

Большие компании пробуют разместить своих старших сотрудников и среднее звено руководства в компаниях - поставщиках, которые часто не могут отказаться из страха потерять важные деловые отношения и иногда видят в этом выгодный способ углубления этих отношений.

Заработная плата по выслуге  лет

 

В некоторых секторах японской экономики заработная плата более зависит от срока службы.

Менеджерская оплата труда меньше зависит от индивидуальной производительности и больше - от стажа работы служащего в фирме.

Как и гарантируемая занятость, возможности этой системы ограничены и применяются только к тем привилегированным рабочим, которые имеют пожизненное обязательство от фирмы.

 

Комбинация пожизненного найма и заработной платы по выслуге лет создает большим японским фирмам серьезные проблемы.

 

 Так как естественная  структура управления в большинстве  организаций пирамидальна, верхние эшелоны японского управления имеют тенденцию к  переполнению.

 

В высшем руководстве  недостаточно производственных мест для  тех, кто работает в компании продолжительное  время.

 

Кроме того, требование о повышении заработной платы со стороны старших сотрудников ставит в неравное положение младших коллег, которые благодаря их образованию, энергии и компетентности могли бы логически зарабатывать больше и иметь быстрый карьерный рост.

 

В результате - переполненная и переплачиваемая структура управления, которая снижает прибыли в хорошие времена и опасна для существования компании во время спадов.

Профсоюзы компании

 

Третье из "сокровищ" Японии –  создание профсоюзов компании.

 Более 80% рабочих, объединенных  в профсоюзы, являются членами  тех профсоюзных организаций,  которые созданы внутри самой компании.

 

В других странах более распространены профессиональные союзы, которые организованы по профессиональному, а не корпоративному принципу.

Действительное отличие японской практики заключается в том, что она использует консультации и информационные потоки между рабочими и управляющей верхушкой.

Это обычно принимает форму встреч-консультаций, проводимых ежемесячно, на которых поднимаются проблемы:

 

-  политики управления,

- планов производства 

- и методов работы.

 

Высокая роль консультаций означает, что как союзы, так и их рабочие работают в соответствии с целями компании и имеют тенденцию идентифицировать себя с ней.

 

Активная политика на рынке труда

 

Одно из последствий  долгосрочного найма и низкого  уровня безработицы - это то, что возможности активной политики на рынке труда (т.е. по переподготовке рабочих, обеспечению соответствия между количеством претендентов и вакансий и занятости в общественном секторе) в Японии очень ограничены.

 

 ФИНАНСОВАЯ  СТРУКТУРА

 

Финансовая система Японии характеризуется четырьмя существенными особенностями.

 

Во-первых, Центральный банк (Bank of Japan) ограничен в своей независимости и функционирует в значительной степени как средство государственной политики, а не в качестве независимого противовеса администрации.

 Во-вторых, высоко сконцентрированная система коммерческих банков работает в тесной кооперации с правительством, и конкуренция между ними была исторически ограничена.

В-третьих, существует высокая степень разделения функций между различными формами финансовых посредников. Правительство обещало принять меры к прекращению регулирования финансового сектора, чтобы снизить эти барьеры, но пока достижения в данном направлении незначительны.

 В-четвертых, несмотря на очень высокую норму сбережений домохозяйств, выбор инвестиционных инструментов для них весьма ограничен.

 

Большинство сбережений домохозяйств и 20% всех сбережений в Японии накапливаются  через систему сберегательных касс при почтовых отделениях, являющуюся универсальной по всей стране и основным средством для сбережений менее имущей части населения.

 

Сбережения, накопленные  сберегательной системой при почтовых отделениях, проходят через Центральный  банк Японии и направляются в городские  банки.

 

  В отличие от Бундесбанка в Германии или американской Федеральной резервной системы, Банк Японии не имеет претензий на независимость и действует совместно с правительством, что является важным инструментом макроэкономической политики.

 

Кроме того, в отличие от большинства других центральных  банков, он играет также важную роль и в микроэкономической индустриальной политике, что позволяет системе направлять кредиты в приоритетные отрасли промышленности.

Коммерческие банки

 

Большие коммерческие банки  Японии известны как городские банки (city banks). Сити-банки играют ключевую роль в продвижении и финансировании проектов, одобренных Министерством международной торговли и промышленности (MITI).

 

Индустриальной политике Японии присуща важная процедура - диалог между MITI и промышленностью, где определяются сектора и проекты, которые будут рассматриваться как приоритетные.

 

MITI затем определяет, какие компании должны играть центральную роль, и гарантирует их финансирование.

 

В данном вопросе MITI консультируется  с Министерством финансов и Банком Японии, обеспечивающим необходимую  ликвидность банкам, которые будут ответственны за дальнейшее финансирование.

 

Сильнее всего эту систему критикуют  за то, что банкам в Японии разрешается  действовать не в качестве рациональных и максимизирующих прибыль структур, а в качестве регулирующего бюрократического инструмента.

 

Это подразумевает, в свою очередь, что они не могут быть беспристрастны в оценке жизнеспособности инвестиционных проектов, что является существенным для нормальной работы рынка капитала.

 

Если чиновники MITI допустят ошибку в оценке проекта, который следует поддерживать, они могут поставить под угрозу  финансовую стабильность банков, и в результате последние рискуют остаться с портфелем невыплаченных ссуд.

 

 Японские банки являлись одними из крупнейших в мире.

 

Восемь из десяти крупнейших банков в мире по активам – были японские.

 

 Однако в последние годы их состояние  было весьма плачевным:

 

- В 1998 г. пять из восьми самых больших японских банков фактически понесли убытки, и норма возвратов по активам остальных трех была достаточно низка.

  • В 2002 году из 20 крупнейших нефинансовых банков мира лишь два принадлежали Японии.1

 

 Отсутствие прибыльности и независимости в банковской системе стало причиной финансовой неустойчивости в Японии и лежит в основе более масштабного азиатского банковского кризиса.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

 

Японская  экономика олицетворяет высокий  уровень "индустриальной политики" - активное вмешательство государства в продвижение или изменение курса индустриального развития.

 

Макроэкономическая индустриальная политика

 

Эта категория охватывает меры по увеличению темпов промышленного роста, имея при этом только ограниченное воздействие на промышленную структуру.

 

Такая политика включает меры по:

  • стимулированию вкладов,
  • обеспечению универсального и доступного образования,
  • защиту промышленности от иностранной конкуренции и
  • стимулирование экспорта.

 

Все эти меры   обеспечивают сохранение пространства для деятельности всех отраслей промышленности, а не направлены на какой-либо специфический сектор или тип фирмы.

Микроэкономическая индустриальная политика

 

Отличительная особенность присутствия  государства в экономике и, прежде всего, его индустриальной политики, состояла в том, что макроэкономическое регулирование органично сочеталось с достаточно эффективным механизмом государственного вмешательства на микроуровне.

 

 В основе этого механизма  лежало исключительно жесткое бюрократическое регламентирование.

 

Видный экономист Ричард Купер определил индустриальную политику как действие, "чья намеченная цель состоит в том, чтобы повлиять на структуру промышленного производства".

 

В этом смысле индустриальная политика разработана как замена функции распределения рынка и может быть оправдана существованием некоторой формы отказа от распределения самим рынком.

 

Имеется широкий диапазон доступных инструментов политики:

  • доступ к инвестиционным фондам,
  • направленные субсидии,
  • дифференцированно благоприятные налоговые преференции,
  • тарифы или квотирование и другие.

 

В этой сфере были достигнуты значительные успехи, но также есть и примеры, когда содействие определенной промышленности или товарам привело к провалу  и потраченным впустую инвестициям.

 

Также важно иметь в виду, что микроэкономическая индустриальная политика имеет две стороны:

  • содействие новым перспективным отраслям промышленности их дальнейшему развитию;
  • и другая, не менее важная, особенно для устаревших отраслей промышленности, теряющих рынки - модернизация отраслей, находящихся в состоянии упадка.

Будущее японской  системы

 

В новом тысячелетии японская система  экономики теряет свое былое значение в связи имеющим место спадом.

 

Особенности, которые только десятилетие назад рассматривались как преимущества системы:

  • способность прогнозировать долгосрочный рост,
  • достижение согласия среди основных участников,
  • отказ от краткосрочной прибыли для долгосрочной стратегии,
  • ставка на японский традиционализм

 

 теперь становятся причинами ее слабости.

 

Однако необходимо установить:

  • произошел ли текущий застой в Японии по вине самой системы или
  • он связан с определенной политикой государства, ограничивающей функционирование системы.

 

 Это жизненно  важно, потому что ответ дает возможность понять:

  • включает ли решение текущих проблем осуществление сложных и необратимых изменений системы, требующих отмены регулирования широкого круга промышленных и финансовых отраслей,

 

  • или же недуг в значительной степени будет вылечен созданием налоговых стимулов.

 

 Некоторое замедление роста  должно было произойти, так как рост рабочей силы упал от одного до менее чем 0,5% ежегодно.

 

 Однако другой важный источник  роста - производительность труда в производстве продолжает расти примерно в том же самом темпе, как и в 1980-х годах, - приблизительно на 3% в год.

Информация о работе Экономика Японии