Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:48, реферат
Эластичность спроса и предложения – одна из самых важных категорий экономической теории. Оценка эластичности по цене, доходам и ряду других параметров позволяет выбрать правильную стратегию поведения на экономическом рынке. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Введение 3
I. Эластичность спроса
1.1. Эластичность спроса по цене 5
1.2. Эластичность спроса по доходу 7
1.3. Перекрестная эластичность 8
1.4. Эластичность предложения 8
II. Применение теории эластичности
II. Потребительское поведение
2.1. Закон убывающей предельной полезности 12
2.2. Эффект дохода и эффект замещения 13
2.3. Кривые безразличия 15
2.4. Равновесие потребителя. Бюджетные линии 17
2.5 Кривые Энгеля 18
Заключение 26
Список литературы.
Содержание
Введение
I. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров
II. Потребительское поведение
2.1. Закон убывающей предельной полезности
2.2. Эффект дохода и эффект замещения
2.3. Кривые безразличия
2.4. Равновесие потребителя.
2.5 Кривые Энгеля
III Особенности эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости
3.1 Особенности эластичности
3.2 Статистика спроса и
3.3 Прогнозы по спросу и
Заключение
Список литературы.
Эластичность спроса и предложения – одна из самых важных категорий экономической теории. Оценка эластичности по цене, доходам и ряду других параметров позволяет выбрать правильную стратегию поведения на экономическом рынке. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Большое внимание также уделено коэффициентам эластичности спроса и предложения. Это все позволяет оценить влияние различных показателей на спрос. Отдельное внимание в работе уделено теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Рынок — это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.
Во второй части данной курсовой работы описаны типы потребительского поведения и рассмотрены факторы, влияющие на него.
Большая часть работы посвящена исследованию эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости. Приведены последние статистические данные по Москве на период лета 2005 года. А также отмечены прогнозы по спросу и предложению на осень 2005 года.
I. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров
В экономике термин «
1.1 Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится или уменьшится спрос при уменьшении или увеличении цены на данный товар на один процент.
E (p) – эластичность спроса по цене;
Qd (%) – процентное изменение спроса;
P (%) – процентное изменение цены.
Однако в связи с тем, что при измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение, в экономике используют более универсальный метод расчета, который назван формулой средней точки Алена:
х 100%, где (2)
Q2 и Q1 - конечный и начальный спрос;
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
В зависимости от величины
коэффициента эластичности
В том случае если коэффициент эластичности больше 1 (E > 1) – спрос является эластичным (на товары роскоши). Коэффициент эластичности меньше 1 (E < 1) – спрос неэластичный (на предметы первой необходимости). Коэффициент эластичности равен 1 (E = 1) – тогда имеем спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора). Таким образом, если коэффициент эластичности равен 0 (Е=0) спрос совершенно неэластичный (соль, медикаменты), и наоборот если коэффициент эластичности стремится к бесконечности (E ), то это совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).
Основными факторами,
1.2 Эластичность спроса по доходу
Эластичностью спроса по
Коэффициент эластичности
Y (%) – процентное изменение дохода.
Значение эластичности по
Анализ значений коэффициента эластичности по различным группам товаров дает возможность определять предстоящие сдвиги в ассортименте в зависимости от изменения доходов потребителей и на этой основе предвидеть направления динамики цен конкурента.
1.3 Перекрестная эластичность
Понятие перекрестной
E (k) – перекрестная эластичность;
Q1 (%) – процентное изменение спроса на один товар;
P2 (%) – процентное изменение цены на другой товар.
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
1.4 Эластичность предложения
Эластичность предложения товара (по цене) – это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения. Таким образом мы можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:
Q0 и Q1- предложение до и после изменения цены;
Р0 и Р1,- цены до и после изменения;
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Рис.2 Графики эластичности предложения
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.
Информация о работе Эластичность спроса: понятие, виды, значение, применение