Этапы и история развития аграрного сектора России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – доказать, что агропромышленный сектор народного хозяйства занимает особо важное место в экономической теории на сегодняшний день. Существует ряд важных моментов, которые обуславливают необходимость проведения широкомасштабных исследований современных тенденций развития аграрного рынка нашей страны.

Содержание работы

Введение 5
1. Формирование рынка земли в России 7
1.1 Особенности Российской цивилизации (отношение
к земле)
7
1.2 История агарного вопроса в России 9
1.3 Аграрная реформа Столыпина 12
2. Аграрный сектор России на ХХ-ХХI веков 17
2.1 Перестройка 90-х годов 17
2.2 Развитие аграрного сектора в начале ХХI века 19
3. Особенности современного экономического состояния
аграрного сектора экономики России
26
3.1 Современное состояние аграрного сектора России 26
3.2 Перспективы развития сельского хозяйства в России до 2018г 32
3.3 Инновации в Российском АПК в первое десятилетие 34
Заключение 40
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 700.59 Кб (Скачать файл)

     В ходе поиска различных альтернативных вариантов решения аграрного  вопроса особую роль занимала позиция  В.И. Ленина и ряда его соратников. В своей книге «Развитие капитализма  в России» он фактически отождествил  процессы промышленности и земледелия. Он писал, что разделение труда «превращает  и само земледелие в промышленность», что «земледелие ... само становится промышленностью», что «торговый  и ростовщический капитал, с одной  стороны, и промышленный капитал (т.е. капитал, вложенный в производство, все равно, - земледельческое или  индустриальное), с другой стороны, представляет из себя один тип экономического явления, обнимаемого общей формулой: покупка товара для продажи его  с барышом».

     Из  такой постановки вопроса следовал вывод о неизбежном столкновении интересов, о росте богатства  у одних и бедности – у других. «Нет ни одного экономического явления  в крестьянстве, которое не имело  бы той, специфически свойственной капиталистическому строю, противоречивой формы, то есть которое  не выражало борьбы розни интересов, не означало плюс для одних и минус  для других».

     Кроме того, у В.И. Ленина имеется и еще  одно принципиально важное положение.

     «Обычное  народническое воззрение, - пишет  он, - по которому «кулак» и «хозяйственный мужик» представляют из себя не две  формы одного и того же экономического явления, а ничем между собой  не связанные и противоречивые типы явлений, - это воззрение решительно ни на чем не основано». Такие оценки во многом предопределяют последующие события в нашей стране, трагедию коллективизации.

     С того времени, как появилась рассматриваемая  книга, прошло сто лет. Но и сегодня  аграрный или агропромышленный сектор, а также аграрная политика играют существенную роль в социально-экономической  политике ведущих стран мира от США  до Японии, от Франции до Италии. Существуют и аграрии, которые образуют весьма мощную политическую силу и не могут  быть отнесены к какому-то единому  классу. Относить их просто к мелкой буржуазии – значит проявлять  беспомощность в теории и пользоваться терминами, давно утратившими свой смысл. Кстати, в Швеции для того чтобы стать фермером, мало быть собственником земли. Нужно еще  иметь диплом о среднем специальном  образовании.

     Разумеется, и в аграрном секторе идет конкурентная борьба, кто-то обогащается, а кто-то разоряется. Рынок есть рынок, и движущей силой его развития остается конкуренция. В основе успеха тех, кто получает дополнительную выручку («продажа с  барышом»), лежит предпринимательский  доход. Это своеобразная плата за технические нововведения, за знание рынка и связанный с ним  риск.

     1.3  Аграрная реформа Столыпина

     К концу XIX в. стало ясно, что положительный  потенциал реформ 1861 г. частично исчерпан, частично выхолощен реваншем консерваторов  после убийства Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.

     Попытка уйти от них с помощью войны  с Японией не только не удалась, но, напротив, стимулировала первую русскую  революцию. И если эта революция  не закончилась крахом самодержавия, то причина в том, что возле  царя оказались такие выдающиеся люди, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.

     С.Ю. Витте считал, как и все либералы, что начать надо с изменения

политического строя. Создать новую государственную  машину и уж затем вести преобразования в экономике. Вот что писал  стоявший на такой же точке зрения выдающийся русский экономист А.Н. Чупров: «Сначала следует дать России время перейти от нынешнего рабства  к свободе... и потом уже... начать улучшение формы землевладения  и усовершенствования агрикультурного  порядка».

     П.А. Столыпин, напротив, считал, что перемены в политическом строе не главные, и, тем более, не условия реформ экономических. Перемены нужны, но в той мере и  там, где они необходимы для экономической  реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет базы и для других форм свободы.

     Как видно, спор этот, спустя почти век, актуален и сегодня. «Мы тоже начали с курса на новое государство, пишет профессор Г.Х. Попов. А теперь видим, как растет на его лице хорошо знакомая щетина авторитарного бюрократизма. И ничем иным аппарат быть не может, пока он останется всевластен и если нет - говоря словами Столыпина - самостоятельных собственников».

     Столыпин  был убежден, что начинать надо с  аграрной реформы. И по политическим соображениям: без крестьянства никакая  революция в России не возможна. И по сугубо экономическим - без нормального  аграрного фундамента, без процветающего  сельского хозяйства, без дешевых  продуктов питания, и, соответственно, дешевой рабочей силы, без выплескивания  из села на рынок труда миллионов  бывших крестьян - промышленность России будет обречена на чахлую жизнь под  зонтиком протекционизма «на игле»  постоянной подкормки в виде казенных заказов.

     Столыпинская  реформа включала ряд взаимосвязанных  проблем. Но через все решения  проходит красная нить: упор не на общину, а на крестьянина. И не просто на крестьянина, а крестьянина состоятельного, богатого, способного вести свое частное  хозяйство.

     Это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 г., когда упор был

сделан  именно на крестьянскую общину как  главную базу для сохранения самодержавия и, соответственно, российской государственности  и цельности российской империи.

     Конкретные  меры реформы Столыпина достаточно известны. Крестьянин получал право  выходить из общины и, став собственником  своей доли земли, поступал с ней  свободно: мог выделиться в хутор, образовать единый массив своей земли  в виде отруба, даже продать свою землю. Для поддержки частного крестьянского  хозяйства вводились ссуды под  залог земли. При этом процент  на кредит для единоличного хозяйства  был вдвое ниже, чем по кредитам в общине.

     Так как выделение в отдельное  хозяйство обычно не давало участка, достаточного для эффективной работы, и даже кредиты дело существенно  не меняли, Столыпин взял курс на переселение  крестьян на свободные государственные  земли. При этом не только были устранены  все препятствия, но, напротив, создан серьезный стимул для переселения  за Урал (бесплатный проезд, специальные  по конструкции («столыпинские») вагоны, позволявшие вести с собой  скот и т.д.

     России  столыпинская реформа дала многое:

  • Во-первых реформа дала возможность выйти из общины тем, кто этого хотел, и оставила открытой дверь для выхода из общины тем, кто пожелает это сделать в будущем.
  • Во-вторых реформа расширила гражданские права крестьян.
  • В-третьих реформа способствовала повышению культуры производства, развитию производительных сил сельского хозяйства, прогрессивным изменениям в формах хозяйствования и структуре производства.
  • В четвертых, реформа привела к интенсивному землеобороту, создала благоприятные условия для рынка земли и через посредство крестьянского банка к концентрации земли в руках умелых землевладельцев.
  • В-пятых, реформа привела к большей упорядоченности в землеустройстве, сокращению чересполосицы и дальнеземелья.
  • В-шестых, она вела к смягчению малоземельной российской деревни, к освоению земель в восточных районах страны.

     И все же главную задачу - сделать  Россию страной фермеров - решить не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, что предопределило развитие событий в 1917г.

     И сам Столыпин и его оппоненты  постоянно подчеркивали следующую  главную задачу реформы - создать  богатое крестьянство, проникнутое  идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее  как опора правительства. Столыпин говорил: «Богатое крестьянство служит везде лучшей опорой порядка и  спокойствия».

     Между тем, здесь соединены как нечто  цельное по существу два положения. Первое - создать миллионы богатых  крестьян-собственников, фермеров. Второе - создать опору для правительства.

     Но  ведь из первого второе автоматически  не вытекает. Богатый крестьянин действительно  не нуждается в революции. Но вовсе  не обязательно, что он захочет держаться  за царское правительство и его  бюрократию. Напротив, в США именно фермерство стало базой для появления  одной из наиболее антибюрократических  форм демократической республики.

     В.И. Ленин тоже принимал логику Столыпина  и считал, что реформа Столыпина - это прусский путь развития капитализма, нечто выгодное помещикам. Но ведь опора  прусского пути - юнкера, помещичьи  хозяйства. А Столыпин искал опору  среди богатого крестьянства.

     Как полагает Г.Х. Попов, Ленин допустил ту же ошибку, что и Чернышевский, который считал реформу помещичьей. На самом деле все конкретные решения  реформы 1861 г. отвечали в первую очередь  интересам сохранения царя и его  бюрократии. И Столыпин в первую очередь думал о  сохранении бюрократии в широком смысле слова - о сохранении российского

государства.

     В 1861 г. для этой цели отвергли помещичий  вариант реформы (освободить крестьян без земли) и крестьянский вариант (освободить, отдав крестьянам всю  землю). Выбрали общинный вариант  освобождения. Именно он позволил сохранить  государственную машину России и - соответственно Российскую империю. Уже тогда было ясно, что царя больше интересует российское государство, чем помещики. Столыпин тоже искал путь сохранения прежде всего российского государства, которое он отождествлял с правительством и царем.

     Столыпин  ближе не к юнкерскому, а к американскому  пути. В США Линкольн открыл дорогу на Запад всем, желавшим стать фермерами. Почти то же пытался сделать Столыпин, только шлагбаум он поднимал по дороге на восток. По существу он хотел соединить  американский путь развития экономики  капитализма с сохранением аппарата бюрократии самодержавия.

     До  Столыпина правительство тоже старалось  помогать бедным крестьянам - достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского  банка.

     Но  Столыпин, сохраняя кредиты, на первое место выдвигал вещественные рычаги. Он справедливо предполагал, что  деньги крестьянин может пропить, попросту стать жертвой всяких дельцов  и финансовых воротил, чиновников. Поэтому  он и старался реализовать помощь в натуральном виде.

     Во-первых путем создания инфраструктуры. В  зонах переселения правительство  строило железные и обычные дороги, колодцы, водохранилища, школы. Только медицинских пунктов было открыто  более 500 с объемом приема в 1,5 млн  пациентов.

     Во-вторых, крестьянин получал помощь в виде семян, скота, инвентаря. Все это  можно было использовать только при  хозяйственной деятельности. Продать  в Сибири было некому. В связке «государство-крестьянин»  устраняется перекупщик-торговец. А  крестьянские хозяйства получали в  лице государства покупателя для  своих семян, скота.

     Столыпин  утвердил и право власти вмешиваться  в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие  в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ. Организованное волею государства перемещение  миллионов граждан тоже стало  уроком и образцом власти, утвердившейся  после 1917г.

 

     2. Аграрный сектор на ХХ-ХХI веков

     2.1 Перестройка 90-х  годов

     Перестройка - настоящая реконструкция советского общества в целом, приведшая к разрушению и распаду системы.

     В экономическом плане годы перестройки  представляются катастрофическими. Ситуация в народном хозяйстве не перестала  ухудшаться. Уровень жизни стремительно упал, делая рассуждения об экономической  реформе все менее заслуживающими доверия. Заметно стало сокращаться  сельскохозяйственное производство, что  немедленно сказалось на продовольственном  снабжении. Показатели прироста промышленного  производства отметили сокращения. Усилились  инфляционные тенденции в связи  с очень большим бюджетным  дефицитом, происходило падение  курса рубля. Тем не менее в  этих условиях была предпринята серия  реформ и проведена огромная законотворческая работа. С начало перестройки развитие реформы определяли две основные тенденции: расширение самостоятельности  государственных предприятий и  расширение сферы деятельности частного сектора. "Закон о государственном  предприятии" от 1987 был призван  обеспечить переход на новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Второе направление экономической  реформы состояло в расширении сферы  деятельности для частной инициативы. В 1986 г. частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства и услуг. Несмотря на заявления руководства  о поддержке, развитие частной инициативы сталкивалось с различными трудностями: официальными, когда местные власти делали все, чтобы ограничить деятельность кооперативов; производственными, обусловленными дефицитом материальных ресурсов, вынуждавшим  прибегать к нелегальным источникам; недоверием народа, которому, столкнувшихся  с четырьмя сетями распределения  и уровнями цен, экономическая свобода  предстала в образе падения жизненного уровня. Правительство  столкнулось с трудностями также в сельском хозяйстве.

Информация о работе Этапы и история развития аграрного сектора России