Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа
Цель моей работы – доказать, что агропромышленный сектор народного хозяйства занимает особо важное место в экономической теории на сегодняшний день. Существует ряд важных моментов, которые обуславливают необходимость проведения широкомасштабных исследований современных тенденций развития аграрного рынка нашей страны.
Введение 5
1. Формирование рынка земли в России 7
1.1 Особенности Российской цивилизации (отношение
к земле)
7
1.2 История агарного вопроса в России 9
1.3 Аграрная реформа Столыпина 12
2. Аграрный сектор России на ХХ-ХХI веков 17
2.1 Перестройка 90-х годов 17
2.2 Развитие аграрного сектора в начале ХХI века 19
3. Особенности современного экономического состояния
аграрного сектора экономики России
26
3.1 Современное состояние аграрного сектора России 26
3.2 Перспективы развития сельского хозяйства в России до 2018г 32
3.3 Инновации в Российском АПК в первое десятилетие 34
Заключение 40
Список использованных источников 41
Согласно
"арендному договору" землю
можно было брать в аренду на длительный
срок и полностью распоряжаться
продукцией. К тому же в новом
положении о колхозах оговаривалось,
что площадь индивидуального
участка и поголовье скота
будут устанавливаться
Ни одна из начатых экономических реформ практически не дала положительных результатов. С одной стороны потому что, будучи продуктом политического компромисса, они не были достаточны радикальными, с другой стороны, они были слишком радикальными, вызывая одновременно сопротивление населения, которое ощущало в себе, как ухудшаются условия жизни, и противодействие на всех уровнях бюрократического аппарата.
2.2 Развитие аграрного сектора в начале ХХI века
В
сельском хозяйстве до 1992 г. действовали
государственные закупочные цены, по
которым реализовывалось более 80%
товарной сельскохозяйственной продукции.
Государственные закупочные цены дифференцировались
по зонам и группам хозяйств с
помощью надбавок и обеспечивали
рентабельность большинства
Ухудшение общей экономической ситуации, сложности с формированием доходной части федерального бюджета, снижение средств, выделяемых на продукцию животноводства передана регионам.
В
условиях рынка основной фактор подъема
экономики - реальный платежеспособный
спрос. С учетом этого необходимо
подходить к вопросам формирования
ценовой политики и обеспечения
доходов аграрного сектора. Размеры
дотаций, субсидий должны увязываться
с повышением доли сельского хозяйства
в конечной цене на продовольствие.
Федеральное Правительство и
органы исполнительной власти регионов
должны проводить ценовую и финансово-
С
началом реформ была разрушена система
кредитования, обеспечивавшая сельское
хозяйство необходимыми оборотными
средствами. В 1991-1992 гг. Центробанком выделялись
для сельского хозяйства
Одновременно
были отменены централизованные кредиты
для сельского хозяйства и
введен товарный кредит. Товарный кредит
ведет к принудительному
С 1997 г. товарный кредит заменен кредитованием из специального фонда на коммерческой основе с уплатой 25% учетной ставки центрального банка. В 1997 г. из бюджета России в фонд льготного кредитования было выделено 2,8 трлн. руб. и предусматривался возврат товарного кредита в размере 4,5 трлн. руб. Отбор банков для работы с фондом льготного кредитования проводился на основе конкурса. Такое право получили 12 банков, которые разрабатывали различные условия перегарантирования. Постоянное изменение условий краткосрочного кредитования, высокие учетные ставки, завышение цен при товарном кредитовании способствовали росту инфляции издержек в аграрном секторе и росту задолженности предприятий АПК, стимулировали усиление неплатежей. Неплатежи выступают основным фактором дальнейшей дестабилизации экономики.
В
этих условиях банковский капитал не
заинтересован в выдаче долгосрочных
ссуд на развитие производства и его
структурную перестройку. В сложившейся
ситуации основным видом долгосрочного
кредитования выступает лизинг техники,
осуществляемый в соответствии с
постановлением Правительства РФ от
16.07.94 г. N 686 “Об организации обеспечения
агропромышленного комплекса
Основные
причины, определившие развитие и углубление
кризиса в аграрном секторе могут
быть сведены в две группы. Первую
(по значению) группу составляют факторы
ухудшения внешних
Одновременно
сформировалась и усиливает проявления
кризиса группа внутренних причин.
Среди них поспешность и ошибки
при реформировании колхозов и совхозов,
снижение интенсивности производства,
переход к примитивным
Новое течение, развивающееся уже с 1960-х годов – фермерство, оно актуально там, где нет достаточных площадей для ведения хозяйства. Фермерские семьи осваивают новые формы бизнеса для получения прибыли. Фермер- это частный предприниматель, который производит наиболее продаваемую продукцию по наиболее выгодной цене.
При
регулировании
Выделение
средств для поддержки
эффект в сельском хозяйстве и взаимосвязанных с ним отраслях.
При
любых формах хозяйствования одним
из приоритетов структурной
Существование
личных подсобных хозяйств, их вклад
в производство сельскохозяйственной
продукции - объективная реальность,
с которой нужно считаться
и учитывать их возможности в
деле стабилизации и восстановления
сельскохозяйственного
Рост безработицы в сельской местности вынуждает деятельное
население расширять личное подсобное хозяйство. Оно становится основным местом приложения труда и основным источником доходов для сельских жителей.
За
длительный советский период сформировался
недостаточно активный тип работников,
предпочитающих положение работника
предприятия и владельца
В постсоветской России очень важную роль играла земельная реформа, основной целью которой было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и его субъектов, владеющих землей на правах частной собственности. Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в РФ был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР « О земельной реформе», « О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом (1991) они создали правовую базу для возникновения форм земельной собственности. Они закрепляли пожизненное наследуемое владение, пользование землей, а т.ж. приобретение земли в частную собственность. На начальном этапе главной задачей было перераспределение земельного фонда, создание нового типа производителей- фермерских хозяйств. С целью развития фермерского движения в 1991году были приняты постановления о содействии, включая финансовую помощь равную 1 млрд руб. Рост фермерства наблюдался с 1992 по 1994год, число возросло с 49 до 270 тысяч. Затем это число стало сокращаться до 260 тысяч.
С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году издан указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановления по реорганизации колхозов и совхозов в АО, товарищества, кооперативы.
В основу приватизации сельскохозяйственных земель был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача земельных долей или имущественных паев. В 1993 году началась работа над новым Земельным кодексом. Лишь 1996 году удалось его принять, но в нем не говорилось о купле-продаже, залоге на землю.
В 2001 году был принят более доработанный Земельный кодекс, в нем сохранялся принцип деления земель на семь категорий (сельскохозяйственного назначения, поселения, промышленности, лесного, водного фонда, особо охраняемых территорий, земли запаса), а т.ж. принцип единства объекта недвижимого имущества.
Результаты
земельной реформы в АПК
Вместе с тем, социально- экономическая ситуация в АПК сложная. Рынок земли не достаточно развит, темпы роста замедлились. Для решения проблем необходимо продолжить институциональные преобразования.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в январе – октябре 2004 г. производство продукции сельского хозяйства составило
1286,3 млрд
руб. Получено 4,4млн т семян
подсолнечника, свеклы- 17, 7млн т,
35,1 млн т картофеля, 13,6 млн т
овощей. Поголовье крупного рогатого
скота составило 24,4 млн голов,
что на 6, 3% меньше чем в 2003 г.
В августе кредиторская
Крестьянские
хозяйства производят от 3 до 10% сельскохозяйственной
продукции. Развитие этого уклада сдерживается
общим экономическим кризисом, нерешенностью
правовых, экономических и социальных
вопросов, прекращением государственной
поддержки, ухудшением условий кредитования.
В результате ликвидации неплатежеспособных
предприятий число крестьянских
хозяйств постепенно будет увеличиваться.
Размеры крестьянских хозяйств по площади
угодий и пашни необходимо доводить
до оптимальных размеров в соответствии
с числом работающих и наличием ресурсов
за счет аренды недостающих площадей.
Кризис в аграрном секторе не может
быть преодолен без изменения
экономической политики, разумного
участия государства в
Информация о работе Этапы и история развития аграрного сектора России