Этапы и история развития аграрного сектора России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – доказать, что агропромышленный сектор народного хозяйства занимает особо важное место в экономической теории на сегодняшний день. Существует ряд важных моментов, которые обуславливают необходимость проведения широкомасштабных исследований современных тенденций развития аграрного рынка нашей страны.

Содержание работы

Введение 5
1. Формирование рынка земли в России 7
1.1 Особенности Российской цивилизации (отношение
к земле)
7
1.2 История агарного вопроса в России 9
1.3 Аграрная реформа Столыпина 12
2. Аграрный сектор России на ХХ-ХХI веков 17
2.1 Перестройка 90-х годов 17
2.2 Развитие аграрного сектора в начале ХХI века 19
3. Особенности современного экономического состояния
аграрного сектора экономики России
26
3.1 Современное состояние аграрного сектора России 26
3.2 Перспективы развития сельского хозяйства в России до 2018г 32
3.3 Инновации в Российском АПК в первое десятилетие 34
Заключение 40
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 700.59 Кб (Скачать файл)

     Министерство  экономразвития и торговли РФ в комплексе  намечаемых мер по повышению эффективности  агропромышленного производства важную роль дает конкурентоспособности продукции. Обеспечение конкурентоспособности  предусматривается по следующим  направлениям:

     Финансовая  поддержка сельского хозяйства, антимонопольное регулирование, снятие административных барьеров, таможенно-тарифное регулирование.

     Главная задача придается мерам по сокращению затрат на производимую продукцию: повышение плодородия почв и эффективности использования угодий, развитие и расширение семеноводства, посевных площадей, увеличение парка техники. В результате этих мер увеличится количество зерна, улучшится « породность» поголовья скота.

     В обеспечении эффективного развития большое значение имеют инвестиции. Реализация мер по развитию хозяйства  поднимет и уровень занятости. Наряду с увеличением объема производства улучшится и структура валового сбора. Намечено увеличить объем  производства зерна, сахарной свеклы, скота, птицы.

     Правительство В.В. Путина приняло национальный проект, главные направления которого: ускоренное развитие животноводства и стимулирование малых форм хозяйствования в АПК. Первым мероприятием по реализации проекта  определены меры по увеличению доступности  кредитных ресурсов для ускоренного  развития животноводства. Процентная ставка по кредитам на срок до 8 лет  будет на 2/3 субсидироваться из федерального бюджета. Выделено 6630 млн. руб, а в 2006 3450 млн. Второе мероприятие – повышение  генетического потенциала животных.

     Развитие  малых форм хозяйствования в АПК - важное направление т.к. анализ показывает, что в крестьянских хозяйствах содержится 55% коров, 47% свиней, 93% картофеля, 80% овощей. Но их доступ на рынки переработки  и потребления ограничен. Первое мероприятие для реализации этого  направления направлено на увеличение доступности кредитных ресурсов. Сумму кредита (95% федеральный бюджет,5% бюджет Федерации) для хозяйств населения-300 тыс. руб, фермерских – до 3 млн руб, кооперативов-до 10 млн. руб. аграрный сельский хозяйство россия.

 

  1. Особенности современного экономического состояния аграрного  сектора экономики  России

     3.1 Современное состояние  агарного сектора  России

     В 2010 году из-за аномальной засухи, поразившей 43 региона Российской Федерации, производство продукции сельского хозяйства  всеми товаропроизводителями (сельскохозяйственными  организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, населением) сократилось по сравнению  с предыдущим годом на 12 %, составив 2,4 трлн руб. Значительнее всего снизилось  производство продукции сельского  хозяйства в Приволжском и  Центральном федеральных округах, на 25 и 15 %. (рис.1)

     Больше  всего пострадало растениеводство: объем продукции уменьшился на 25 %, хотя объем продукции животноводства увеличился на 2,6 %. В результате в  общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2010 году на долю растениеводства  приходилось 43 %, животноводства — 57 %.

     Основным  фактором, повлиявшим на состояние  всей отрасли в 2010 году, явилось положение  в сфере производства и реализации зерна. По данным Росстата, в прошлом  году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки  сократился по сравнению с предыдущим годом на 37 % и составил 60,9 млн т. Уменьшение производства зерна главным образом произошло из-за снижения его урожайности (на 4,5 ц/га) вследствие сильнейшей засухи, а также сокращения посевных площадей (на 9,2 %). Больше всего было собрано зерновых в Южном и Сибирском федеральных округах (18,8 млн т и 13,4 млн т). Территориальная структура производства зерна в 2010 году представлена на рис. 2.

     В территориальном разрезе в 2008–2010 годах отмечалась значительная дифференциация размера урожая зерновых по регионам Российской Федерации. В 2008 году около 90 % валового сбора зерновых пришлось на Европейскую часть России, в 2009 году данный показатель снизился до 84 %, а в 2010 году из-за сильной засухи здесь произведено всего 72 % всего  урожая.

     Как и в предыдущие годы, основными  производителями зерна были сельскохозяйственные организации. Их доля в производстве зерна в 2010 году составила 77 %. В 2010 году яровой и озимой пшеницы было собрано 41,5 млн т, что на 33 % меньше показателей 2009 года. Производство ячменя сократилось  на 53 % и составило 8,3 млн т; ржи  — на 62 % (1,6 млн т); овса — на 40 % (3,2 млн т); подсолнечника — на 17 % (5,3 млн т); сахарной свеклы — на 11 % (22 млн т). Риса было собрано на 16 % больше, чем в 2009 году (1 млн т). Видовая структура валового сбора  зерна в 2010 году показывает, что наибольший удельный вес занимала пшеница (68 %), затем ячмень (13,8 %), овес и кукуруза (чуть больше 5 %), рожь и зернобобовые (2,6 и 2,3 %).

     Внутреннее  потребление зерна в России в  текущем году по различным оценкам  может составить 75–77 млн т, то есть на 15–17 млн т больше, чем собранный  урожай 2010 года. Однако в силу значительных запасов зерна (на конец сельскохозяйственного  сезона 2009–2010 годов оставалось 26 млн  т, причем около 9,5 млн т приходилось  на долю интервенционного фонда) ситуация на этом рынке не выглядит угрожающе. По данным Российского зернового  союза, к 1 июля 2011 года переходящие  запасы зерна в России могут составить 18 млн т, при оптимальных запасах 12–13 млн т. По оценочным данным, в  течение сезона 2010–2011 годов импорт зерна в Россию будет не более 1 млн т.

     В целях недопущения роста внутренних цен на зерно в России, сохранения поголовья скота и формирования резервов 2011 года в августе 2010 года было принято постановление Правительства  РФ № 599 «О введении временного запрета  вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», на основе которого был  введен временный запрет на вывоз  пшеницы, меслина, ячменя, ржи, кукурузы, пшеничной и пшенично-ржаной муки. Запрет действовал с 15 августа по 31 декабря 2010 года. В 2011 году эмбарго на экспорт российского зерна было продлено до конца сбора урожая зерновых.

     В 2008–2009 годах на зерновом рынке России наблюдались качественные изменения, которые выразились в росте валовых  сборов зерна (108,1 и 97,1 млн т соответственно), устойчивом превышении предложения  над спросом, трудностями со сбытом выращенного урожая. Накопились значительные переходящие запасы, в том числе  и в интервенционном фонде, интервенционные  закупки зерна прошли в незначительном объеме и по невысоким ценам. Все  это привело к значительному  снижению цен производителей. Засуха прошлого года вызвала противоположные  тенденции: существенный недобор урожая по сравнению с прогнозируемыми  значениями, сокращение экспортных возможностей России, рост цен на зерновые культуры. Так, по данным Росстата, цены производителей на пшеницу с июня 2010-го по февраль 2011 года увеличились практически в два раза ( рис. 3).

     В конце января 2011 года Правительство  РФ приняло решение о дополнительном выделении из интервенционного фонда  по заявкам регионов 2,3 млн т зерна. Реализация зерна будет производиться  без проведения биржевых торгов по цене закупки по заявкам регионов, критериями выделения зерна станут объемы производства свинины, птицы, комбикормов  в регионе и объемы снижения производства зерна в результате засухи 2010 года. Данный объем выделен дополнительно  к уже распределяемому 1 млн т  зерна, который был направлен  на обеспечение нужд в продовольственном  зерне Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и  фуражном зерне для регионов.

     С целью стабилизации ценовой ситуации на рынке зерна 4 февраля 2011 года начались товарные интервенции, главная цель которых — сокращение дефицита зерна  в пострадавших от засухи регионах, где осуществляется производство животноводческой продукции, и (или) организациях, осуществляющих производство муки и (или) комбикормов.

     В марте 2011 года ценовая ситуация несколько  стабилизировалась, цены на зерно стали  снижаться, что было обусловлено  не столько проводимыми товарными  интервенциями, сколько значительным Северо-Кавказского федеральных  округов.

     В 2011 году общая посевная площадь прогнозивалась на уровне 77 млн га, то есть более чем на 2,3 млн га больше по сравнению с 2010 годом, посевная площадь озимых культур под урожай 2011 года составляет 15,5 млн га, или 84 % к площади озимых в прошлом году. Площадь ярового сева прогнозировалась на уровне 50,4 млн га (107,5 % к 2010 году), в том числе зерновых и зернобобовых культур — около 30 млн га. Прогнозировалось, что урожай зерновых в среднем составит 84–85 млн т.

     Важным  показателем подготовки весеннего  сева может служить обеспеченность семенами яровых культур. Для проведения весеннего сева в Российской Федерации  требуется около 5,9 млн тонн семян  яровых зерновых и зернобобовых культур. По оперативным данным Минсельхоза  России, на 1 марта 2011 года обеспеченность семенами составляла 97,5 %.

     В период проведения полевых работ  намечалось внести 1,9 млн т действующего вещества минеральных удобрений. В целях стабилизации цен на минеральные удобрения между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленным союзом России было заключено соглашение о ценах на минеральные удобрения на первое полугодие 2011 года. Рост цен на аммиачную селитру и сложные удобрения не должен превышать 12,8 % (по отношению к предыдущему периоду), цены на калийные удобрения и средства защиты растений останутся на уровне 2010 года.

     Вследствие  засухи в животноводстве в 2010 году резко  ухудшилась обеспеченность сельхозпроизводителей  кормами. Так в расчете на одну условную голову скота на 1 января 2011 года в сельскохозяйственных организациях наличие кормовых единиц составило 780, что на 25 % меньше по сравнению  с аналогичной датой предыдущего  года.

     Что касается техники, то по состоянию на 14 января 2011 года в сельском хозяйстве  имелось 505 тыс. тракторов, 128 тыс. плугов, 158 тыс.

культиваторов, 199 тыс. сеялок. По-прежнему наблюдается  отрицательная тенденция, когда  списание техники значительно опережает  ее ввод. На объемы приобретения техники в первую очередь влияет ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также рост цен на нее.

     В 2010 году сельскохозяйственные товаропроизводители  приобрели 3,8 млн т дизельного топлива  и 880 тыс. т бензина, что составляло соответственно 96,6 % и 89,1 % к уровню предыдущего  года. По данным органов управления АПК, за период поставки топлива на льготных условиях (с 20 марта по 31 декабря 2010 года) было приобретено 2,2 млн т  дизельного топлива и 238 тыс. т бензина  со скидкой до 10 %, что было весьма существенно, так как в 2011 году цена на дизельное топливо выросла  на 35 %, а на автомобильный бензин — на 9 %. Правительство РФ 11 февраля 2011 года приняло постановление, согласно которому предусматривается возможность  снижения цен для сельскохозяйственных товаропроизводителей на горюче-смазочные  материалы до уровня 90 % от цены, сложившейся  в субъекте Федерации на 1 ноября 2010 года.

     3.2 Перспективы развития сельского хозяйства в России до 2018г

     В рамках подготовки базового глобального  прогноза ОЭСР по динамике развития рынков основных видов продовольствия были проведены расчеты для России. Все прогнозные показатели рассчитывались на десятилетний горизонт с 2009 по 2018 гг. Особенностью этого прогноза является то, что в нём использовались макроэкономические предпосылки, которые рассчитывались Всемирным Банком для всех стран  мира. Таким образом, данные оценки основаны на макроэкономических прогнозах  ВБ для России, а не на прогнозных экономических параметрах Минэкономики России.

     При составлении прогноза использовалась гипотеза, что в ближайшие 10 лет  темпы роста ВВП в России будут  находиться на уровне 4,5%.

     Индекс  потребительской инфляции в долгосрочной перспективе будет снижаться  с 11% в 2009 г. до 6% в 2018 г. Оценки численности  населения исходят из того, что России не удастся преодолеть тенденцию сокращения населения, поэтому к 2018 г. численность населения в Российской Федерации прогнозируется в размере 135 млн человек. Эта позиция расходится с мнением Минэкономики России, которое считает, что принимаемые сейчас меры позволят стабилизировать численность населения страны на уровне 140 млн чел.

     В соответствии с произведенными расчетами  по базовому прогнозу, производство пшеницы  в России будет постепенно наращиваться и достигнет к 2018 г. 54 млн т. Такая  оценка во многом связана с гипотезой  о низких темпах роста урожайности (20 ц/га к 2018 г.). При этом средние объемы экспорта в первой половине прогнозного  периода будут снижаться до 8 млн  т, а потом вырастут до 12 млн в 2018 г. Однако, по оценкам Минсельхоза  России и многих российских экспертов, рост урожайности будет происходить  более быстрыми темпами, что обеспечит  большие объемы производства пшеницы  и её экспорта.

Информация о работе Этапы и история развития аграрного сектора России