Эволюция мировой валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Межхозяйственные связи немыслимы без налаженной системы валютных отношений. В специфической форме они реализуют и развивают законы денежного обращения, действующего внутри страны.

Содержание работы

Введение….……………………………………………................................................................3
1 Мировая валютная система: сущность и значение для мировой экономики………………………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие МВС и классификация валютных отношении……………………………….. 4
1.2 Валютная политика и ее роль для экономики государства………….............................6
2 Генезис МВС…………………………………………………………………………………12
2.1 Золотодевизный стандарт……………………………………………………………….12
2.2 Бреттон-Вудская и Ямайская МВС……………………………………………………..16
3 Валютная система Республики Беларусь: создание, современное состояние и перспективы развития………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………..……………………………………………….41
Список использованных источников……………. …………………………...........................42

Файлы: 1 файл

Курсач готовый.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

По дилемме  Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два противоположных  требования:

- эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем вызовет кризис доверия к ней;

- ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны [8, c. 214].

Таким образом, возникает  необходимость пересмотра основ  существующей валютной системы; ее структурные  принципы, установленные в 1944 г., перестали  соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся  соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению (преимущественно доллара).

Причины кризиса  Бреттон-Вудской валютной системы (их можно представить в виде цепочки взаимообусловленных факторов):

- неустойчивость и противоречия экономики. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста;

- усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для «курсовых перекосов»;

- нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх;

- несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют – доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют. Принцип американоцентризма, на котором была построена Бреттон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трех мировых центров: США – Западная Европа – Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усилило межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран;

- активизация рынка «евродолларов». Поскольку США покрывают дефицит своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Этот колоссальный рынок долларов «без родины» сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской системы. Вначале он поддерживал позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-х годах евро-долларовые операции, ускоряя стихийное движение «горячих» денег между странами, обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от доллара;

- дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах [9, c. 188].

Формы проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы:

- "валютная лихорадка"– перемещение «горячих» денег, массовая продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации и скупка валют – кандидатов на ревальвацию;

- "золотая лихорадка" – бегство от нестабильных валют к золоту и периодическое повышение его цены;

- паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании изменения курса валют;

- обострение проблемы международной валютной ликвидности, особенно ее качества;

- массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и неофициальные);

- активная валютная интервенция центральных банков, в том числе коллективная;

- резкие колебания официальных золотовалютных резервов;

- использование иностранных кредитов и заимствований в МВФ для поддержки валют;

- нарушение структурных принципов Бреттон-Вудской системы;

- активизация национального и межгосударственного валютного регулирования;

- усиление двух тенденций в международных экономических и валютных отношениях – сотрудничества и противоречий, которые периодически перерастают в торговую и валютную войны [9, c. 190].

Развитие кризиса  Бреттон-Вудской валютной системы  можно разделить на следующие  ключевые этапы:

- 17 марта 1968 г. Установлен двойной рынок золота. Цена на золото на частных рынках устанавливается свободно в соответствии со спросом и предложением. По официальным сделкам для центральных банков стран сохраняется обратимость доллара в золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию;

- 15 августа 1971 г. Временно запрещена конвертация доллара в золото для центральных банков;

- 17 декабря 1971 г. Девальвация доллара по отношению к золоту на 7,89 процента. Официальная цена золота увеличилась с 35 до 38 долларов за 1 тройскую унцию без возобновления обмена долларов на золото по этому курсу;

- 13 февраля 1973 г. Доллар девальвировал до 42,2 долларов за 1 тройскую унцию;

- 16 марта 1973 г. Международная конференция подчинила курсы валют законам рынка. С этого времени курсы валют не фиксированы и изменяются под воздействием спроса и предложения.

Таким образом, система  твердых обменных курсов прекратила свое существование.

После продолжительного переходного периода, в течение  которого страны могли испробовать  различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для  которой было характерно значительное колебание обменных курсов [15, c. 14].

Устройство современной  МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.

Основой этой системы  являются плавающие обменные курсы  и многовалютный стандарт.

Переход к  гибким обменным курсам предполагал  достижение трех основных целей:

- выравнивание темпов инфляции в различных странах;

- уравновешивание платежных балансов;

- расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

- система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

- отменен монетный паритет золота;

- основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

- не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения;

- центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют;

- страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото;

- МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный [9, c. 200].

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд  разновидностей:

- курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны;

- курс национальной валюты фиксируется к СДР;

- «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны;

- курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.

Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет  ряд разновидностей. Во-первых, это  групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для  них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний плюс-минус 15 процентов. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы  валют, находящиеся в чистом или  групповом плавании. Развивающиеся  страны обычно фиксируют курс собственной  валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего  паритета [10, c. 100].

Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут  быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического  участия в механизме СДР. Для  осуществления операций с СДР  в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен полномочиями создавать  «безусловную ликвидность» путем выпуска  в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.

Фонд не может выпускать СДР  для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и  использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т. п), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Вопреки замыслу СДР не стали  эталоном стоимости, главным международным  резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в  операциях МВФ как коэффициент  пересчета национальных валют, масштаб  валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в  целях покрытия дефицита платежного баланса (около 24 процентов их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен.

Роль СДР по сравнению  с ЭКЮ остается скромной. При наличии  ряда позитивных моментов в СДР, что  делает возможным их использование  как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей [11, c. 256].

Информация о работе Эволюция мировой валютной системы