Эволюция мировой валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Межхозяйственные связи немыслимы без налаженной системы валютных отношений. В специфической форме они реализуют и развивают законы денежного обращения, действующего внутри страны.

Содержание работы

Введение….……………………………………………................................................................3
1 Мировая валютная система: сущность и значение для мировой экономики………………………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие МВС и классификация валютных отношении……………………………….. 4
1.2 Валютная политика и ее роль для экономики государства………….............................6
2 Генезис МВС…………………………………………………………………………………12
2.1 Золотодевизный стандарт……………………………………………………………….12
2.2 Бреттон-Вудская и Ямайская МВС……………………………………………………..16
3 Валютная система Республики Беларусь: создание, современное состояние и перспективы развития………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………..……………………………………………….41
Список использованных источников……………. …………………………...........................42

Файлы: 1 файл

Курсач готовый.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, в Беларуси гарантируется  полная сохранность  сбережений населения  во всех банках (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 "О гарантиях  сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)", Закон Республики Беларусь с учетом изменений и дополнений от 14.07.2009 № 41-3 "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц". Кроме этого, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами [2-].

Белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим  операциям, что нашло  отражение  в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее – МВФ). С 2001 по 2005 год объем сделок на валютных рынках увеличился в 6 раз, а поступление валютной выручки на счета субъектов хозяйствования – в 4,7 раза.

Среди других положительных  результатов  проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры  денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.

Начиная с 2011 и по 2015 год  денежно-кредитная политика  направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь. Активно  будут применяться монетарные инструменты денежно-кредитного регулирования. Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной  политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен [19].

 Режим управляемого  плавания белорусского рубля,  введенный с 20 октября 2011 г.  позволит оперативно реагировать  на конъюнктурные изменения спроса  и предложения на валютном рынке.

Процентная  политика будет ориентирована на обеспечение  стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания  процентных ставок в реальном выражении на положительном  уровне, обеспечивающем сохранность  и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

По  мере замедления инфляционных процессов  и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке в 2012 г. продолжится  снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2012 год уровня инфляции в 20 процентов к концу 2012 года ставка рефинансирования может составить 15-20 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 25-30 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 20 - 25 процентов годовых [18].

Для рыночного регулирования  уровня ставки межбанковского кредитного рынка  Национальный банк продолжит  использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Операциями  на денежном рынке Национальный банк обеспечит  движение ставки межбанковского рынка  в указанном коридоре, приближая  ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

Предоставление  ликвидности  в целом будет  осуществляться как посредством  кредитов Национального  банка, так  и в равной мере за счет операций по покупке иностранной  валюты.

Дальнейшее  совершенствование  системы регулирования  ликвидности на рыночных принципах  позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски  для банковской системы.

В 2012 году параметры денежно-кредитных  показателей складываются с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27 - 29 процентов, широкой денежной массы - 25 - 28 процентов [18].

При этом было установлено, что депозиты физических лиц вырастут на 6,4 - 7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8 - 4,4 трлн. рублей [18].

Реализация  мер денежно-кредитной, бюджетной  и экономической политики позволит увеличить коэффициент  монетизации  экономики по рублевой денежной массе  до 14,4 процента, по широкой  денежной массе – до 26,7 процента.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора  и состояния платежного баланса  станет основой для дальнейшего  наращивания международных резервных  активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные  активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2012 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.

Денежно-кредитные  показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях [18].

Приоритетными направлениями  развития банковского  сектора Беларуси станут обеспечение  его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Развитие банковского  сектора в 2012 году  проходит в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастает роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.

Предпринимаемые шаги положительным  образом скажутся на устойчивости банковского  сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков.

Ожидается, что в условиях достижения высоких  темпов экономического роста и поддержания  макроэкономической стабильности в течение 2012 года важнейшие  показатели финансовой устойчивости банковского  сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.

Планируется, что в  целом за 2012 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15-21 процент. Доля проблемных активов  в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов [19].

Масштабы  кредитных  операций банковского  сектора будут  определяются платежеспособным спросом  со стороны нефинансовых организаций  и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора  экономики.

Планируется, что прирост  активов банков к концу года сложится на уровне 21-22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24 - 25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП.

Национальный  банк проводит и продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В 2012 году в целях формирования стабильного конкурентоспособного и ликвидного финансового рынка продолжается работа по совершенствованию уже существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций. Развитие национальной платежной системы направляется на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2012 году решение данных задач будет основывается на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

В 2012 году  продолжается реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного  союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Продолжаетсятся взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества [20].

Несмотря  на динамичное развитие в прошедшей  пятилетке  национальной экономики Республики Беларусь и валютной системы страны, прежние факторы развития себя практически исчерпали. В современных сложных условиях на валютном рынке страны, дефиците иностранной валюты становится очевидной необходимость в дальнейшем реформировании валютной системы страны. Следует выделить ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие валютной системы.

 Основные  из них  с рекомендациями по устранению  представлены ниже:

- все еще напряженное финансовое  состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования. Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты. Целесообразным представляется освободить крупнейшие банки страны от кредитования убыточных и малоприбыльных государственных программ и строительства жилья;

 - сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Несмотря на отмену многих налоговых платежей на протяжении последних лет, их количество все еще необходимо значительно уменьшать, а механизм уплаты оптимизировать;

- недостаточная эффективность общественного  производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей.  Основным фактором исправления ситуации в данной сфере должно являться привлечение значительных объемов инвестиционных ресурсов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также более активная приватизация государственной собственностих [19];

- высокая материало- и энергоемкость  производства, сильная зависимость  его от конъюнктуры цен на  импортируемые топливно-энергетические  и сырьевые ресурсы, что негативно  отражается на состоянии платежного  баланса страны, которая может быть преодолена на основе коренной технологической и структурной перестройки производства;

 - ограниченность инвестиционных  ресурсов для обновления основных  фондов, которая должна быть преодолена, прежде всего, посредством формирования в глазах потенциальных инвесторов имиджа Республики Беларусь как надежного партнера и хорошего варианта вложения средств;

-  необходимо повысить инновационную активность, разработать механизм трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций [19].

Следует отметить, что  перечисленные и  иные проблемы и  факторы, ограничивающие проведение валютной политики, тесно связаны с факторами, ограничивающими функционирование банков.

К числу рекомендаций, интенсифицирующих развитие банковского сектора, можно отнести:

- повышение доли частного  сектора в уставных фондах  банков, что повысит их инвестиционную  привлекательность, уровень конкуренции  и эффективность использования  рыночных механизмов в организации  деятельности банковской системы, уровень ее интеграционных возможностей;

- повысить эффективность  деятельности отдельных сегментов  банковского бизнеса, связанную  с уменьшением реализации крупными  банками государственных программ, а также с уменьшением бесплатного  расчетно-кассового обслуживания операций с бюджетными средствами, в совокупности с повышением уровня бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания;

Информация о работе Эволюция мировой валютной системы