Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:51, курсовая работа
Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Межхозяйственные связи немыслимы без налаженной системы валютных отношений. В специфической форме они реализуют и развивают законы денежного обращения, действующего внутри страны.
Введение….……………………………………………................................................................3
1 Мировая валютная система: сущность и значение для мировой экономики………………………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие МВС и классификация валютных отношении……………………………….. 4
1.2 Валютная политика и ее роль для экономики государства………….............................6
2 Генезис МВС…………………………………………………………………………………12
2.1 Золотодевизный стандарт……………………………………………………………….12
2.2 Бреттон-Вудская и Ямайская МВС……………………………………………………..16
3 Валютная система Республики Беларусь: создание, современное состояние и перспективы развития………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………..……………………………………………….41
Список использованных источников……………. …………………………...........................42
Как известно, в Беларуси гарантируется полная сохранность сбережений населения во всех банках (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)", Закон Республики Беларусь с учетом изменений и дополнений от 14.07.2009 № 41-3 "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц". Кроме этого, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами [2-].
Белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее – МВФ). С 2001 по 2005 год объем сделок на валютных рынках увеличился в 6 раз, а поступление валютной выручки на счета субъектов хозяйствования – в 4,7 раза.
Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.
Начиная с 2011 и по 2015 год денежно-кредитная политика направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь. Активно будут применяться монетарные инструменты денежно-кредитного регулирования. Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен [19].
Режим управляемого
плавания белорусского рубля,
введенный с 20 октября 2011 г.
позволит оперативно
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке в 2012 г. продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2012 год уровня инфляции в 20 процентов к концу 2012 года ставка рефинансирования может составить 15-20 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 25-30 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 20 - 25 процентов годовых [18].
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.
В 2012 году параметры денежно-кредитных показателей складываются с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27 - 29 процентов, широкой денежной массы - 25 - 28 процентов [18].
При этом было установлено, что депозиты физических лиц вырастут на 6,4 - 7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8 - 4,4 трлн. рублей [18].
Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе – до 26,7 процента.
Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2012 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях [18].
Приоритетными направлениями
развития банковского сектора Беларуси
станут обеспечение его устойчивости
и повышение финансового
Развитие банковского сектора в 2012 году проходит в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастает роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.
Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков.
Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2012 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.
Планируется, что в целом за 2012 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15-21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов [19].
Масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяются платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.
Планируется, что прирост активов банков к концу года сложится на уровне 21-22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24 - 25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП.
Национальный банк проводит
и продолжит проводить
В 2012 году в целях формирования стабильного конкурентоспособного и ликвидного финансового рынка продолжается работа по совершенствованию уже существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций. Развитие национальной платежной системы направляется на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2012 году решение данных задач будет основывается на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.
В 2012 году продолжается реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Продолжаетсятся взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества [20].
Несмотря на динамичное развитие в прошедшей пятилетке национальной экономики Республики Беларусь и валютной системы страны, прежние факторы развития себя практически исчерпали. В современных сложных условиях на валютном рынке страны, дефиците иностранной валюты становится очевидной необходимость в дальнейшем реформировании валютной системы страны. Следует выделить ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие валютной системы.
Основные из них
с рекомендациями по
- все еще напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования. Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты. Целесообразным представляется освободить крупнейшие банки страны от кредитования убыточных и малоприбыльных государственных программ и строительства жилья;
- сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Несмотря на отмену многих налоговых платежей на протяжении последних лет, их количество все еще необходимо значительно уменьшать, а механизм уплаты оптимизировать;
- недостаточная эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей. Основным фактором исправления ситуации в данной сфере должно являться привлечение значительных объемов инвестиционных ресурсов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также более активная приватизация государственной собственностих [19];
- высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны, которая может быть преодолена на основе коренной технологической и структурной перестройки производства;
- ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов, которая должна быть преодолена, прежде всего, посредством формирования в глазах потенциальных инвесторов имиджа Республики Беларусь как надежного партнера и хорошего варианта вложения средств;
- необходимо повысить инновационную активность, разработать механизм трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций [19].
Следует отметить, что
перечисленные и иные проблемы и
факторы, ограничивающие проведение валютной
политики, тесно связаны с факторами,
ограничивающими
К числу рекомендаций, интенсифицирующих развитие банковского сектора, можно отнести:
- повышение доли частного
сектора в уставных фондах
банков, что повысит их инвестиционную
привлекательность, уровень
- повысить эффективность
деятельности отдельных