Качество и конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Рубин" и разработке путей их повышения.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
подбор и анализ теоретических материалов;
определена экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции;
изучены показатели качества и конкурентоспособности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Качество и конкурентоспособность продукции……………………….5
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели…5
1.2 Методы оценки качества…………………………………………………….12
Глава 2 Система управления качеством продукции ОАО «Рубин»………….16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...16
2.2 Профилактика брака продукции для повышение ее конкурентоспособности…………………………………………………………24
Глава 3 Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции….26
3.1. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Рубин»…………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по повышению качества для повышения конкурентоспособности продукции на предприятии…………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Тарасов.docx

— 111.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Качество и конкурентоспособность продукции……………………….5

1.1 Понятие  качества и конкурентоспособности  продукции, их показатели…5

1.2 Методы  оценки качества…………………………………………………….12

Глава 2 Система  управления качеством продукции  ОАО «Рубин»………….16

2.1 Краткая  характеристика предприятия……………………………………...16

2.2 Профилактика  брака продукции для повышение ее конкурентоспособности…………………………………………………………24

Глава 3 Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции….26

3.1. Оценка  показателей качества и конкурентоспособности  продукции ОАО «Рубин»…………………………………………………………………………...26

3.2 Мероприятия  по повышению качества для  повышения конкурентоспособности  продукции на предприятии…………………………31

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...36

 

Введение

 

Рыночные отношения, к которым стремится наше общество, нельзя представить без конкуренции. Конкуренция представляет собой  экономическое соперничество предприятий  на рынке за предпочтение потребителя  с целью получения большей  прибыли. Качество продукции относится  к числу важнейших критериев  функционирования предприятия в  условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции.

Проблема  повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

Задача  повышения качества приобретает  комплексный характер и затрагивает  все отрасли промышленности. Причинами  необходимости повышения качества продукции являются: повышение требований научно-технического прогресса, ужесточение  требований к свойствам и характеристикам  продукции, особенно к надежности, долговечности, сохраняемости, безотказности, эстетичности, экономичности в эксплуатации. Улучшение  качества продукции требует повышения  качества сырья, материалов, комплектующих  изделий, внедрения новых прогрессивных  технологий и методов организации  производства и труда.

Проблемой повышения качества продукции  занимаются во всех странах мира, о  чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением.

Отсюда  вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении  с аналогами конкурентов.

Повышение качества продукции имеет большое  значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики  в целом. Выпуск качественных изделий  способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту  престижа фирмы.

В промышленно  развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы  качества, успешно обеспечивающие высокое  качество и конкурентоспособность  выпускаемой продукции. Состав и  сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких  систем у изготовителей продукции  является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с  договорами. Поэтому нередко потребитель  при заключении контрактов требует  проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных  стандартов

Цель  данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа  конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Рубин" и разработке путей их повышения.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

подбор  и анализ теоретических материалов;

определена  экономическая сущность качества и  конкурентоспособности продукции;

изучены показатели качества и конкурентоспособности;

исследованы контроль и управление качеством  продукции на отечественных и  зарубежных предприятиях;

дан анализ производственно-хозяйственный  деятельности ОАО «Рубин».

Глава 1 Качество и конкурентоспособность продукции

1.1 Понятие  качества и конкурентоспособности  продукции, их показатели

 

Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на товарном конкурентном рынке. Это  многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной  частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя  за время его эксплуатации. Поэтому  конкурентоспособность (т.е. возможность  коммерчески выгодного сбыта  на конкурентном рынке) товара можно  определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными  словами, конкурентоспособность —  понятие относительное, четко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи и поскольку у каждого  покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных  потребностей, конкурентоспособность  приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Качество  продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. [3, с.352]

Свойство  продукции — объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания). Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным — надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.

Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

По способу  выражения показатели продукции  могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.

По стадии определения — прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

По характеризуемым  свойствам применяются следующие  группы показателей: назначения, надежности, транспортабельности, безопасности, экономичности, патентно-правовые, технологические, эргономические, эстетические.

Показатели  назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.

Надежность  — это свойство объекта сохранять  во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых  функций. Надежность объекта в зависимости  от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Эргономические  показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапе функционального процесса в системе «человек-изделие-среда использования». [17, с.142]

К показателям  технологичности относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания.

Показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность продукции к транспортировке. Патентно-правовые показатели свидетельствуют о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке.

Экологические показатели характеризуют уровень  вредных воздействий на окружающую среду.

Качество  начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем решается общий замысел товара, формируется образ, устанавливаются общие характеристики.

Качественный товар  нельзя сделать на основании плохого  проекта, в котором не учтены особенности  изделия, не просчитаны возможные поломки  и отказы, не проанализированы каждая составляющая товара и ее влияние  на функционирование изделия в целом, не оптимизирована стоимость изготовления и последующего обслуживания.

Переводить  проект из чертежей и замыслов в  физическую форму нужно только качественно  организовав производство, т.е. спланировав все процессы изготовления и способы контроля.

Качество закладывается в товар с самого начала и контролируется на всех стадиях. Качественный товар получается, только если на всех стадиях соблюдаются необходимые требования.

С понятием качества неразрывно связано такое  понятие, как конкурентоспособность  продукции.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения  с другим изделием и поэтому является относительным показателем. По своей  сути она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. Для того чтобы выяснить уровень конкурентоспособности какого-либо изделия, необходимо не просто сравнивать товары по степени их соответствия конкретным потребностям, но и учитывать затраты потребителя по покупке товара и его дальнейшему использованию. Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Итак, конкурентоспособность(К) - это 

  • сравнительный,
  • «адресный»

показатель, относящийся к конкретной группе потребителей и в самом общем  виде выраженный следующей формулой:

; (1)

где С - качество послепродажного обслуживания или  сервиса; Цn - цена потребления.

Численное выражение конкурентоспособности  составляет понятие уровня конкурентоспособности.

Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, можно разделить на 3 группы. Прежде всего подбираются параметры  нормативной группы, т.е. устанавливается  принципиальная возможность реализации изделия на «адресном», целевом рынке. Эта работа начинается с оценки патентной  чистоты изделия. Если в нем имеются  составные части, не обладающие патентной  чистотой, то дальнейший анализ целесообразно  проводить только после выбора мероприятий, направленных на ее обеспечение. [18, с.131]

Затем устанавливается  соответствие параметров изделия обязательным стандартам и нормам, регламентирующим уровень, а также обязательные границы  этих параметров. В случае несоответствия им товар не может быть использован для удовлетворения существующей потребности и поэтому не обладает для покупателя потребительной стоимостью. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует тому уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка уровня его конкурентоспособности нецелесообразна независимо от результата сравнения по другим параметрам. Поэтому исследование соответствия товара стандартам и законодательству, действующим в конкретной стране, должно проводиться в первую очередь, и только в случае выявления такого соответствия процесс оценки уровня конкурентоспособности может быть продолжен. В то же время превышение нормативных параметров по сравнению с требованиями стандартов не может рассматриваться как преимущество данного изделия перед другими, поскольку, с точки зрения потребителя, оно является бесполезным и потребительной стоимости не увеличивает.

Методически учет нормативных параметров при  оценке уровня конкурентоспособности  может быть обеспечен путем введения специального показателя, который принимает  лишь два значения - 1 или 0. Если товар  соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет - 0. Общий показатель по нормативным  параметрам представляет собой произведение частных показателей по каждому  из них, т. е.

, (2)

где Iнп - общий показатель по нормативным параметрам;

q - частный  показатель по i-му нормативному  параметру; 

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Таким образом, если хотя бы один из частных показателей  равен 0 (т.е. изделие по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то общий показатель также  равен 0, что говорит о неконкурентоспособности  данного товара на целевом рынке. [3, с.22]

Второй  группой моделируемых параметров для  оценки конкурентоспособности товара являются технические характеристики изделия, т. е. его качество. Рыночные исследования дают возможность продуценту выявить, какие именно свойства товара покупатель считает необходимыми, эталонными, а затем оценить, насколько каждое из свойств продукта соответствует  потребности или эталону. Количественно  это можно выразить как отношение  величины параметра изделия к  величине такого же параметра эталона:

; (3)

Информация о работе Качество и конкурентоспособность