Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Рубин" и разработке путей их повышения.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
подбор и анализ теоретических материалов;
определена экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции;
изучены показатели качества и конкурентоспособности;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Качество и конкурентоспособность продукции……………………….5
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели…5
1.2 Методы оценки качества…………………………………………………….12
Глава 2 Система управления качеством продукции ОАО «Рубин»………….16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...16
2.2 Профилактика брака продукции для повышение ее конкурентоспособности…………………………………………………………24
Глава 3 Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции….26
3.1. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Рубин»…………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по повышению качества для повышения конкурентоспособности продукции на предприятии…………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
где bi - частный технический показатель по i-му параметру;
dнi - величина i-го параметра анализируемого изделия;
dэi величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется на 100%, т. е. эталона.
Например, покупатель считает эталонной мощность мотора автомобиля на уровне 80 л.с. Автомобиль, мощность мотора которого соответствует 60 л.с., удовлетворяет потребность поэтому параметру на 75% (b1 = 60/80 -100 = 75%).
При этом, если для удовлетворения потребности предлагается изделие, параметры которого превышают запросы покупателя (эталона), то такое превышение им, скорее всего, не будет оценено и оплачено. В этом случае частный показатель приравнивается к эталонному.
Подобным
образом можно рассчитать и другие
частные технические
где Iтп - общий показатель по техническим параметрам; бi- удельный вес i-го параметра из их общего числа (n); n - число параметров, по которым осуществляют оценку.
Полученный общий показатель Iтп отражает степень соответствия создаваемого товара эталону, идеальному с точки зрения потребителя образцу. Однако на рынке покупатель сравнивает предлагаемые товары не с эталоном, а друг с другом. Поэтому следует сопоставить показатели создаваемого товара и его конкурента и сравнить, какой из них в большей степени соответствует конкретной потребности:
где dhi - величина технического параметра создаваемого изделия; dki - величина технического параметра изделия-конкурента.
Расчет Iтп связан с некоторыми методологическими проблемами, в частности с тем, что многие технические параметры изделий не имеют физической меры. К ним, в частности, относится дизайн, соответствие моде и т.д. Учесть их при моделировании или анализе уровня конкурентоспособности можно, используя экспертные методы, при которых свойства изделия, соответствующие определенным техническим параметрам, оцениваются в баллах по выбранной экспертом шкале. Например, качество дизайна эксперт оценивает по пятибалльной шкале, уровень комфортабельности - по десятибалльной и т. д. [7, с.35]
Следующая проблема связана с построением весовой базы для частных показателей и получением на их основе общего. Эта база состоит из весов, или коэффициентов весомости, соответствующих значимости различных свойств изделия для потребителя.
К третьей группе оцениваемых параметров относятся экономические, т.е. цены потребления. При их сравнении показатель принимает следующий вид:
где Еэп - общий показатель по экономическим параметрам; Цпн - цена потребления анализируемого изделия; Цпк - цена потребления товара-конкурента.
Естественно, чем ниже цена потребления, тем выше уровень конкурентоспособности, так как это означает, что потребитель имеет возможность приобрести единицу качества одного из сравниваемых товаров дешевле, чем другого. [3, с.125]
На основе общих показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам строится интегральный показатель уровня конкурентоспособности (ПК) создаваемого изделия:
Уровень качества — это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.
Оценка качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.
Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.
Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества — комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.
В прошлое
ушли аналитические попытки
Дифференциальный метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качестваоцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.
где Рiоц — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз — значение i-гo показателя свойств базового образца; n — количество принятых для оценки показателей.
Формулу (1) используют, когда увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении — формулу (2).
Итоговый показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле:
Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.
Если Ук линейно (пропорционально) зависит от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:
Ук =
где бi— коэффициент весомости каждого из Рi.
В случае, когда Ук нелинейно зависит от единичных показателей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:
Ук =
Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).
Интегральный метод оценки уровня качества продукции считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества это
Обобщенный интегральный показатель качества оцениваемого, а также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:
где W — полезный эффект; Кс — суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс — эксплуатационные расходы.
Экспертный метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.
По результатам анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения.
ОАО «Рубин», выпускающее телевизоры одноименной марки, является одним из крупнейших предприятий промышленности России, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.
В состав ОАО «Рубин» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:
- головной завод ОАО «Рубин» - специализируется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд – 200,9 млрд.руб.;
- Научно-исследовательский
институт цифрового
- Государственный
центр испытаний и
- научно-производственный
комплекс "Сигнал", выпускающий
изделия микроэлектроники, детали
и блоки, для телевизоров,
- завод "Альмагор", изготавливающий телевизионные футляры, мебель, уставный фонд - 55,4 млрд.руб.;
- специализированное
предприятие "Кабельно-
- Московский
завод, выпускающий
- Подсобное сельское хозяйство "Рубин", уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;
-КОП, уставный фонд 50,2 млн. руб..
В
производственной кооперации
ПО “Интеграл” - интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы , пульты дистанционного управления;
ПО “Коралл”
- кинескопы и кварцевые
ПО “Белвар”
- всеволновые селекторы
ПО “Монолит” - керамические конденсаторы;
Завод радиодеталей - резисторы;
Завод “Термопласт”
- разъёмные электрические
и многие другие объединения.
Научно-исследовательский
институт цифрового телевидения, который
входит в состав объединения и
является крупнейшей в СНГ проектно-
Основные
технико-экономические
Таблица 2.1.Основные показатели хозяйственной деятельности
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ |
ЕД. ИЗМЕР. |
2005 год |
2006 год |
ТЕМП РОСТА |
2007 год |
ТЕМП РОСТА | |
1. |
Объем доходов - всего |
млн. руб. |
1624,7 |
5886,2 |
362.3% |
19260.1 |
327.2% | |
1.1 |
в т. ч. выручка от реализации |
млн. руб. |
1590,4 |
5822 |
366, 1% |
16898.8 |
290.3% | |
1.2 |
Прочие доходы |
млн. руб. |
34,3 |
64,2 |
187,2% |
2361,3 |
3678.0% | |
2. |
Себестоимость реализ. продукции |
млн. руб. |
1318.5 |
4762.1 |
361.2% |
14746.1 |
309,7% | |
3. |
Прочие расходы |
млн. руб. |
738.4 |
551,6 |
74,7% |
2524.7 |
457,7% | |
4. |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
239 |
940.6 |
393.6% |
2069.0 |
220.0% | |
5. |
Рентабельность реализованной |
% |
18.1% |
19,8% |
109.0% |
14.0% |
71.0% | |
6. |
Балансовая прибыль |
млн. руб. |
-432,1 |
572.6 |
-132.5% |
1905.5 |
332.8% | |
7. |
Налоги из прибыли |
млн. руб. |
6 |
206.7 |
3445.0% |
582.2 |
281.7% | |
8. |
Среднесписочная численность |
человек |
2686 |
2680 |
99.8% |
2614 |
97.5% | |
9. |
Среднемесячная зарплата |
руб. |
8566 |
32014 |
373.7% |
83256 |
260.1% | |
10. |
Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года) |
млн. руб. |
2384 |
16322 |
684.6% |
Нд |
||
11. |
Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7) |
|
0.676 |
1.073 |
158.7% |
0.777 |
72,4% | |
12. |
Собственный оборотный капитал (СОС) |
|
-363,7 |
225.6 |
|
296.3 |
131.3% | |
13. |
Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3) |
|
-1.712 |
-0.547 |
32.0% |
-0.309 |
56.5% |