Качество и конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Рубин" и разработке путей их повышения.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
подбор и анализ теоретических материалов;
определена экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции;
изучены показатели качества и конкурентоспособности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Качество и конкурентоспособность продукции……………………….5
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели…5
1.2 Методы оценки качества…………………………………………………….12
Глава 2 Система управления качеством продукции ОАО «Рубин»………….16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...16
2.2 Профилактика брака продукции для повышение ее конкурентоспособности…………………………………………………………24
Глава 3 Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции….26
3.1. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Рубин»…………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по повышению качества для повышения конкурентоспособности продукции на предприятии…………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Тарасов.docx

— 111.27 Кб (Скачать файл)

где bi - частный технический показатель по i-му параметру;

dнi - величина i-го параметра анализируемого изделия;

dэi величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется на 100%, т. е. эталона.

Например, покупатель считает эталонной мощность мотора автомобиля на уровне 80 л.с. Автомобиль, мощность мотора которого соответствует 60 л.с., удовлетворяет потребность  поэтому параметру на 75% (b1 = 60/80 -100 = 75%).

При этом, если для удовлетворения потребности предлагается изделие, параметры которого превышают запросы  покупателя (эталона), то такое превышение им, скорее всего, не будет оценено  и оплачено. В этом случае частный  показатель приравнивается к эталонному.

Подобным  образом можно рассчитать и другие частные технические показатели. Для нахождения общего показателя по техническим параметрам следует  объединить частные с учетом значимости (удельного веса) каждого из них  в общем наборе:

(4)

где Iтп - общий показатель по техническим параметрам; бi- удельный вес i-го параметра из их общего числа (n); n - число параметров, по которым осуществляют оценку.

Полученный  общий показатель Iтп отражает степень соответствия создаваемого товара эталону, идеальному с точки зрения потребителя образцу. Однако на рынке покупатель сравнивает предлагаемые товары не с эталоном, а друг с другом. Поэтому следует сопоставить показатели создаваемого товара и его конкурента и сравнить, какой из них в большей степени соответствует конкретной потребности:

(5)

где dhi - величина технического параметра создаваемого изделия; dki - величина технического параметра изделия-конкурента.

Расчет  Iтп связан с некоторыми методологическими проблемами, в частности с тем, что многие технические параметры изделий не имеют физической меры. К ним, в частности, относится дизайн, соответствие моде и т.д. Учесть их при моделировании или анализе уровня конкурентоспособности можно, используя экспертные методы, при которых свойства изделия, соответствующие определенным техническим параметрам, оцениваются в баллах по выбранной экспертом шкале. Например, качество дизайна эксперт оценивает по пятибалльной шкале, уровень комфортабельности - по десятибалльной и т. д. [7, с.35]

Следующая проблема связана с построением  весовой базы для частных показателей  и получением на их основе общего. Эта  база состоит из весов, или коэффициентов  весомости, соответствующих значимости различных свойств изделия для  потребителя.

К третьей  группе оцениваемых параметров относятся  экономические, т.е. цены потребления. При их сравнении показатель принимает  следующий вид:

(6)

где Еэп - общий показатель по экономическим параметрам; Цпн - цена потребления анализируемого изделия; Цпк - цена потребления товара-конкурента.

Естественно, чем ниже цена потребления, тем выше уровень конкурентоспособности, так  как это означает, что потребитель  имеет возможность приобрести единицу  качества одного из сравниваемых товаров  дешевле, чем другого. [3, с.125]

На основе общих показателей  по нормативным, техническим и экономическим  параметрам строится интегральный показатель уровня конкурентоспособности (ПК) создаваемого изделия:

(7)

Если  значение ИК равно или больше 1, то это означает, что изделие конкурентоспособное.

1.2 Методы  оценки качества

 

 

Уровень качества —  это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.

Оценка  качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.

Качество  определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.

Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества — комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.

В прошлое  ушли аналитические попытки сравнения  качества объекта с мировым уровнем  качества аналогичных объектов или  аттестации объектов по уровням качества с присвоением Знака качества. Были попытки объединения показателей  качества и количества (кваливал, т. е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).

Дифференциальный  метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качестваоцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.

 или 

где Рiоц — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз — значение i-гo показателя свойств базового образца; n — количество принятых для оценки показателей.

Формулу (1) используют, когда увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении — формулу (2).

Итоговый  показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле:

Комплексный метод оценки качества заключается  в том, что при расчете итогового  показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.

Если  Ук линейно (пропорционально) зависит  от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:

Ук =

Рiоц /
Рiбаз (8)

где бi— коэффициент весомости каждого из Рi.

В случае, когда Ук нелинейно зависит от единичных показателей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:

Ук =

Piбiоц /
Piбiбаз  (9)

Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале  для группы не основных свойств, и  существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).

Интегральный  метод оценки уровня качества продукции  считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества это

(10)

Обобщенный  интегральный показатель качества оцениваемого, а также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:

(11)

где W —  полезный эффект; Кс — суммарные  капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс — эксплуатационные расходы.

Экспертный  метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.

По результатам  анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются  и реализуются соответствующие  управленческие решения.

 

Глава 2 Система  управления качеством продукции  ОАО «Рубин»

2.1 Краткая  характеристика предприятия

 

ОАО «Рубин», выпускающее  телевизоры одноименной марки, является одним из крупнейших предприятий  промышленности России, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.

В состав ОАО «Рубин» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:

- головной  завод ОАО «Рубин» - специализируется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд – 200,9 млрд.руб.;

- Научно-исследовательский  институт цифрового телевидения  (НИИ ЦТ), уставный фонд - 11,6 млрд.руб.;

- Государственный  центр испытаний и сертификации  бытовой техники " ГОУВПО "ИГХТУ", уставный - 2,7 млрд.руб.;

- научно-производственный  комплекс "Сигнал", выпускающий  изделия микроэлектроники, детали  и блоки, для телевизоров, радиоприемники, уставный фонд - 55,5 млрд.руб.;

- завод  "Альмагор", изготавливающий телевизионные  футляры, мебель, уставный фонд - 55,4 млрд.руб.;

- специализированное  предприятие "Кабельно-спутникового  телевидения", выпускающее аппаратуру  для построения систем коллективного  приема, кабельного и спутникового  телевидения, блоки для телевизионной  продукции, радио-приемники, изделия  спецтехники, уставный фонд -- 2,4 млрд. руб.;

- Московский  завод, выпускающий трансформаторы, уставный фонд 19,3 млрд.руб.;

- Подсобное  сельское хозяйство "Рубин", уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;

-КОП,  уставный фонд 50,2 млн. руб..

 В  производственной кооперации задействован  целый ряд предприятий республики, осуществляющих выпуск полупроводниковых  приборов, радиодеталей и некоторых  комплектующих изделий:

ПО “Интеграл” - интегральные микросхемы, полупроводниковые  приборы , пульты дистанционного управления;

ПО “Коралл” - кинескопы и кварцевые резонаторы;

ПО “Белвар” - всеволновые селекторы телевизионных  каналов;

ПО “Монолит” - керамические конденсаторы;

Завод радиодеталей - резисторы;

Завод “Термопласт” - разъёмные электрические соединители

и многие другие объединения.

Научно-исследовательский  институт цифрового телевидения, который  входит в состав объединения и  является крупнейшей в СНГ проектно-конструкторской  организацией этого профиля. Только за последние 7 лет им было разработано  в тесном сотрудничестве с фирмой “PHILIPS” и внедрено в серийное производство более 10-ти базовых моделей современных телевизоров 4-6 поколений с общим числом их модификаций более 80-ти. Среди них широко пользующиеся спросом в России 51/54ТЦ418, 51/54ТЦ441, 51/54ТЦ510, а также освоенные в последнее время современные модели 51/54ТЦ601-603, 51/54ТЦ655, 51/54ТЦ675- первый серийный телевизор с цифровой обработкой сигнала, часть которых выпускается с кинескопами 61 см по диагонали.

Основные  технико-экономические показатели работы предприятия представлены в  таблице 2.1.

 

Таблица 2.1.Основные показатели хозяйственной деятельности

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЕД. ИЗМЕР.

2005

год

2006

год

ТЕМП РОСТА

2007

год

ТЕМП РОСТА

1.

Объем доходов - всего

млн. руб.

1624,7

5886,2

362.3%

19260.1

327.2%

1.1

в т. ч. выручка от реализации

млн. руб.

1590,4

5822

366, 1%

16898.8

290.3%

1.2

Прочие доходы

млн. руб.

34,3

64,2

187,2%

2361,3

3678.0%

2.

Себестоимость реализ. продукции

млн. руб.

1318.5

4762.1

361.2%

14746.1

309,7%

3.

Прочие расходы

млн. руб.

738.4

551,6

74,7%

2524.7

457,7%

4.

Прибыль от реализации продукции

млн. руб.

239

940.6

393.6%

2069.0

220.0%

5.

Рентабельность реализованной продукции

%

18.1%

19,8%

109.0%

14.0%

71.0%

6.

Балансовая прибыль

млн. руб.

-432,1

572.6

-132.5%

1905.5

332.8%

7.

Налоги из прибыли

млн. руб.

6

206.7

3445.0%

582.2

281.7%

8.

Среднесписочная численность

человек

2686

2680

99.8%

2614

97.5%

9.

Среднемесячная зарплата

руб.

8566

32014

373.7%

83256

260.1%

10.

Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года)

млн. руб.

2384

16322

684.6%

Нд

 

11.

Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7)

 

0.676

1.073

158.7%

0.777

72,4%

12.

Собственный оборотный капитал (СОС)

 

-363,7

225.6

 

296.3

131.3%

13.

Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3)

 

-1.712

-0.547

32.0%

-0.309

56.5%

Информация о работе Качество и конкурентоспособность