Качество и конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Рубин" и разработке путей их повышения.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
подбор и анализ теоретических материалов;
определена экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции;
изучены показатели качества и конкурентоспособности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Качество и конкурентоспособность продукции……………………….5
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели…5
1.2 Методы оценки качества…………………………………………………….12
Глава 2 Система управления качеством продукции ОАО «Рубин»………….16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...16
2.2 Профилактика брака продукции для повышение ее конкурентоспособности…………………………………………………………24
Глава 3 Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции….26
3.1. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Рубин»…………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по повышению качества для повышения конкурентоспособности продукции на предприятии…………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Тарасов.docx

— 111.27 Кб (Скачать файл)

 

1. Кд — определяется  отношением суммы баллов дефектов  в партии телевизоров к количеству  телевизоров в партии Кд-А/N;

2. Кст — рассчитывается  отношением количества отказов  к величине партии телевизоров  Кст=(1-n/N)*100;

3. средняя наработка  на отказ устанавливается на 150 часов электропрогона Т=(150*N)/n, где N — размер партии телевизоров, n — число учитываемых отказов;

4. Кгр — определяется  отношением количества произведенных  ремонтов к общему числу телевизоров,  находящихся на гарантийном обслуживании;

5. Кпп — рассчитывается  как отношение количества признанных  претензий к общему количеству  телевизоров, подлежащих техническому  обслуживанию.

 

Глава 3 Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции

3.1. Оценка  показателей качества и конкурентоспособности  продукции ОАО «Рубин»

 

В таблице 3.1 представлен  образец систематизации данных при  оценке конкурентоспособности ОАО  «Рубин». Здесь указаны основные факторы, определяющие успех на рынке, и даны переменные, по которым можно  количественно оценивать значение факторов. Каждая переменная получает оценку от 0 до 5 баллов.

0 — наиболее слабые  позиции по данному параметру  конкурентоспособности;

5 — доминирующее  положение на рынке.

 

Таблица 3.1.Оценка конкурентоспособности предприятия  относительно конкурентов

Факторы конкурентоспособности

ОАО «Рубин»

ПО «Мастер ТВ»

Panasonic

ПРОДУКТ

     

Качество

3

3

5

Технические параметры

4

4

5

Право замены изделий

5

5

5

Стиль

4

4

5

Престиж торговой марки

2

2

5

Упаковка

3

3

5

Габариты

4

4

4

Гарантийный срок

4

4

4

Надежность

3

4

5

Срок  службы

3

3

4

ЦЕНА

4

5

3

КАНАЛЫ  СБЫТА

     

Формы сбыта

     

— торговые представители

4

4

5

— оптовые посредники

4

4

4

— дилеры

3

3

5

Степень охвата рынка

2

2

5

ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТОВ

     

Реклама

2

2

5

Индивидуальная  продажа

     

— стимулы для потребителей

1

2

3

— демонстрационная продажа

3

3

4

— показ образцов изделий

3

3

4

Упоминание об изделиях в средствах  массовой информации

2

2

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

64

67

90


 

Балльная оценка конкурентоспособности  представлена на рис.3.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.1. Балльная оценка конкурентоспособности

 

Общий итог таблицы (сумма  баллов) показывает истинное положение  предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Из приведенных  данных видно, что лидирующее положение  занимает «Panasonic», а позиции русских производителей почти одинаковы и значительно уступают лидеру. Просуммировав значения оценок по основным факторам и сопоставив эти данные с общим итогом, можно выяснить, за счет каких именно факторов нужно повышать конкурентоспособность. Так, в нашем случае «Рубину» следовало бы обратить внимание и принять соответствующие меры по снижению цены и повышению надежности телевизоров.

Важность проведения данного исследования, определение  того, какие именно параметры данного  анализа могут быть привлекательны для потребителя и насколько  ваши конкуренты уже позаботились об этом, подтверждается множеством примеров из реальной хозяйственной практики.

В любом случае оценка конкурентоспособности предприятия  должны дополняться анализом его  слабых и сильных сторон. С помощью  изучения данных табл.3.2 можно более  детально оценить конкурентоспособность  своего предприятия, а также сопоставить  между собой различные производственные подразделения внутри предприятия  по уровню их конкурентоспособности, оценить  их слабые и сильные стороны в  этой области.

 

Таблица 3.2 Контрольный лист для анализа сильных и слабых сторон предприятия «Рубин» в конкурентной борьбе

Основные группы показателей

1

2

3

4

5

ФИНАНСОВЫЕ

         

Структура активов (задолженность по отношению  к уставному капиталу)

     

*

 

Движение  денежной наличности

       

*

Доход на новые инвестиции

       

*

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

         

Использование производственных мощностей

   

*

   

Производительность  труда

     

*

 

Контроль  качества

     

*

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

         

Административная  нагрузка

     

*

 

Система связи

     

*

 

Скорость  реагирования управления на происходящие изменения на рынке

   

*

   

МАРКЕТИНГОВЫЕ

         

Доля  рынка сбыта

     

*

 

Репутация продукции

     

*

 

Расходы по сбыту

   

*

   

Цены

   

*

   

Качество  информации о рынке

     

*

 



 

ГРАФА 1 — показатели лидирующего положения  на рынке.

ГРАФА 2 — показатели выше среднего.

ГРАФА 3 — средний  уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам.

ГРАФА 4 — следует  позаботиться об улучшении позиций  на рынке.

ГРАФА 5 — позиции  на рынке должны быть улучшены решительным  образом. Предприятие в кризисной  ситуации.

Анализируя приведенную информацию следует отметить, что положение  ОАО «Рубин» в основном характеризуют  графы 4 и 5. руководству предприятия  следует позаботиться об улучшении  своих позиций на рынке. Очень  беспокоит проблема платежеспособности и финансового состояния. Предприятие  получало кредиты у государства, но они, как правило, расходовались нерационально. Качество выпускаемой продукции претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с использованием импортных комплектующих, что приводит к его улучшению. Однако по сравнению с основными конкурентами все же оно оставляет желать лучшего, подтверждением чего является большое число возврата продукции, следовало бы также обратить внимание на организационно-управленческие факторы. Из-за необоснованного количества управленческого персонала возникают проблемы нерационального использования денежных ресурсов и отсутствия четкости разделения полномочий и функций в аппарате управления. Регион сбыта продукции ограничен (страны СНГ), в то время как изделия лидирующих фирм пользуется спросом почти во всех странах мира.

В целом в результате сопоставления  сильных и слабых сторон нашего предприятия  с конкурентами становится очевидна необходимость улучшения работы по ряду направлений таких, как управление предприятием, ассортиментом, работа с  дилерами, повышение качества продукции, а также уделять большое внимание изучению рынка и разработке маркетинговых стратегий.

Так, если мы определили, что  продукция предприятия способна конкурировать по цене, то надо позаботиться о выравнивании всех остальных параметров по имеющимся стандартам. Конечно, лучше было бы найти и выделить для потребителя (прежде всего с помощью рекламы) еще какие-нибудь параметры изделия, выгодно характеризующие его в сравнении с имеющимися аналогами.

Также следует обратить внимание на маркетинговую политику фирм" конкурентов. Например, в последнее время основной конкурент ОАО "Рубин" на русском рынке ПО "Мастер ТВ" довольно активно рекламирует свою продукцию как на телевидении, так и в средствах массовой информации. Кроме того, оно увеличило гарантийный срок на свои телевизоры с 25 месяцев до 30 месяцев, в то время как гарантийный срок на телевизоры "Рубин" по-прежнему 25 месяцев. Это большое упущение в политике, проводимой ОАО "Рубин" так как даже рядовой потребитель не разбирающийся, скажем, в технических параметрах, скорее купит тот телевизор, гарантийный срок которого больше, а это отрицательно скажется на конкурентоспособности телевизоров ОАО "Рубин".

Также, бесспорным является развитие такого направления  повышения конкурентоспособности  товара как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией телевизоров, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5-2,0 раза  ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве. Более того можно проводить такую политику в соответствии с которой завод гарантирует поставку запасных частей к продаваемым телевизорам в течение определенного более или менее длительного срока, после снятия их с производства.

 

3.2 Мероприятия  по повышению качества для повышения конкурентоспособности продукции на предприятии

 

 

В течение 2007.г. в рамках выполнения отраслевой программы «Качество и Конкурентоспособность» ПО «РУБИН» на 2007 г. выполнен большой объем работ по повышению качества, а значит и конкурентоспособности телевизоров цветного изображения. Это позволило достичь следующих результатов по основным качественным показателям телевизоров:

  • обеспечивается реализация государственной научно-технической программы «Телевидение» в части, касающейся ПО «РУБИН»;
  • удельный вес новой продукции в течение 2-х лет с начала освоения в общем объёме производства ПО «РУБИН» составил 78,8 %;
  • наработка на отказ по результатам производственного контроля надёжности составила 12585 час.;
  • уровень отказов телевизоров в гарантийный период составил 1,06%;
  • уровень отказов на прогоне и в секции УП «ТД РУБИН» составил 1,38%;

Повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности изготавливаемой продукции, а так же проведение рекламных мероприятий позволило существенно увеличить объем экспорта в Российскую Федерацию.

Основная продукция  – телевизоры цветного изображения  сертифицированы на соответствие требованиям  по безопасности и ЭМС.

В связи с этим планируется:

  1. Обеспечить с целью сертификации в Российской Федерации соответствие разрабатываемых и серийно выпускаемых телевизоров требованиям вновь введённых ГОСТ Р по ЭМС и безопасности.
  2. Обеспечить организацию проведения комиссией инспекционного контроля СМК ПО «РУБИН» в составе РУП «ЗАВОД РУБИН», НИ РУП «ИЦТ», РУП «КСТ» на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2005.
  3. Обеспечить подготовку отзывов (предложений) о проектах государственных стандартов.
  4. Обеспечить обновление, пополнение и актуализацию фонда нормативных документов.
  5. Обеспечить обучение вновь принятого персонала основам МС ИСО семейства 9000 и СМК ПО «РУБИН».
  6. Обеспечить проведение оценки удовлетворенности потребителей по результатам анкетирования на выставках, при сервисном обслуживании.
  7. С целью увеличения надежности телевизоров модернизировать строчную развертку и источник питания.
  8. При заключении контрактов на поставки ПКИ и материалов вносить в раздел «Качество» порядок рекламации и утилизации ПКИ, отказавших по вине поставщика.
  9. Внедрить в производство новые внешние виды телевизоров: 54/20, 54/7, 54/21.
  10. Внедрить в серийное производство технологический процесс SMD-монтажа.
  11. Обеспечить обновление парка рабочих средств измерений до 5%.
  12. Обеспечить оценку и рассмотрение на заседаниях ДОК результатов функционирования процессов СМК.
  13. Расширить область аккредитации испытательного центра по  
    ГОСТ Р МЭК 60065-2000 с последующими дооснащением необходимыми приборами и приспособлениями.

При проектировании будет  продолжена разработка и освоение цветных  телевизоров с расширенными функциональными  возможностями и потребительскими характеристиками.

Выполнение  поставленных задач предполагается достигнуть за счет планирования технико-экономических  показателей качества подразделениям объединения, рассмотрения их выполнения на заседаниях ДОК у генерального директора и на ПДКК у главного инженера объединения. Положениями  о премировании за основные результаты труда рабочих и основные результаты производственно-хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предусмотрена  зависимость размера премиальной  оплаты труда от выполнения качественных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Каждое предприятие выбирает определенную рыночную стратегию и использует ее в своей деятельности для получения  преимуществ над конкурентами. Для  оценки результатов использования  выбранной рыночной стратегии необходимо периодическое проведение анализа  конкурентоспособности предприятия  и особенно в его рамках анализа  конкурентоспособности продукции.

 Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана  с изделием как таковым и  в значительной мере сводится  к качеству. Другая - связана как  с экономикой создания сбыта  и сервиса товара, так и с  экономическими возможностями и  ограничениями потребителя. Наконец,  третья отражает все то, что  может быть приятно или неприятно  потребителю как покупателю, как  человеку, как члену той или  иной социальной группы и т.  д.

Как известно, каждый рынок характеризуется «своим»  покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной  с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Для завоевания конкурентного преимущества на рынке  предприятию необходимо учитывать  ряд составляющих конкурентоспособности.

Качество  продукции и услуг;

Качество  продукции и услуг;

Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

Уровень квалификации персонала и менеджмента;

Технологический уровень производства;

Налоговая среда, в которой действует предприятие;

Доступность источников финансирования.

Конкурентоспособность самой фирмы можно частично определить с помощью экономических и  финансовых показателей, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. Но при этом, как уже отмечалось выше, необходимо оценивать конкурентоспособность продукции. Так как, если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность