Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Предприятия рыночной экономики в своем развитии прошли четыре фазы, каждой из которых соответствуют свои организация производства и внутренние взаимоотношения, характерное отношение к рынку. На первой стадии промышленного развития предприятия ориентированы в основном на производство: решались, что производить, как, в каком количестве, по какой цене продавать. Дополнительное разбиение работы на подзадачи, контракты на основе объема выполненных работ, авторитарный стиль руководства – способ ведения отношений внутри организации, характерный для этой фазы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА………………….6
1.1. Единичные показатели качества продукции……………………………6
1.2. Система управления качеством на предприятии……………………….9
1.3. Составляющие качества для потребителя……………………………...12
2. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……..14
2.1. Международные стандарты качества…………………………………..15
2.2. Стандартизация продукции в России…………………………………..16
2.3. Сертификация продукции……………………………………………….18
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ...20
3.1. Виды и объекты технического контроля……………………………….20
3.2. Методы количественной оценки уровня качества продукции………..21
4. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЧелябТрансАвто-3» ……………………………………………………..23
4.1. Общая характеристика предприятия…………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ 1………………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая качество продукции.docx

— 84.37 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Система управления качества на предприятии

 

 

       Современные организационные основы  формирования системы управления  качеством на предприятии заложены  в международных стандартах (МС) ИСО, серии 9000,определяющих требования  к системам качества на предприятиях  рис 2 (см. приложение 2).

10

      В России МС ИСО серии 9000 приняты для их прямого использования  в виде ГОСТ Р. Однако на  отечественных предприятиях МС  ИСО серии 9000 не нашли еще  широкого применения.

       Использование отечественными предприятиями  МС ИСО серии 9000, с одной  стороны, обеспечивает основу  для формирования систем управления  качеством на предприятии, а  с другой стороны – выступает  как важнейший фактор, подтверждающий  потенциальные возможности предприятия  выпускать продукцию высокого  качества. Система качества представляет  собой совокупность организационной  структуры, методик, процессов  и ресурсов, обеспечивающих осуществление  общего руководства качеством,  и базируется на следующих  ведущих направлениях: обеспечении  качества, управление качеством,  улучшении качества.

       Под обеспечением качества понимается  совокупность планируемых и систематически  проводимых мероприятий, необходимых  для создания уверенности в  том, что продукция или услуга  удовлетворяет определенным требованиям  к качеству.

       Управление качеством включает  методы и деятельность оперативного  характера, используемые для удовлетворения  требований к качеству.

        Улучшение качества представляет  собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического  уровня продукции, качества ее  изготовления и совершенствования  элементов производства и системы  качества.

       Предприятие, исходя из политики  в области качества, базируясь  на данных проведенного исследования  и руководствуясь критериями  по выбору и применению стандартов  МС ИСО  9001-9003, которые различаются  полнотой требований к системе,  осуществляет выбор одного из  них. Самый полный стандарт  МС ИСО 9001 охватывает все стадии  от проектирования до поставки  продукции, МС ИСО 9002 включает  стадии производства и 

 

11

монтажа, стандарт МС ИСО 9003 регламентирует деятельность, связанную с техническим контролем  и испытаниями готовых изделий.

       Стандарты 9001-9003 имеют нормативный  характер и являются образцами  для сравнения с системой управления  качеством на предприятии. Эти  МС предназначены для следующих  ситуаций, как:

       - заключение контракта на разработку  и поставку продукции;

       - необходимость подтверждения действенности  и эффективности функционирования  системы во время реализации  контракта о поставке продукции;

       - сертификация продукции;

       - сертификация системы качества  поставщика;

       Разработка предложений по организации  работы по информированию системы  качества в соответствии с  выбранным МС ИСО серии 9000 должна  осуществляться на основе  МС  ИСО 9004. этот стандарт содержит 20 разделов, в которых рассматриваются  технические, административные и  человеческие факторы, влияющие  на качество продукции. В МС  ИСО 9004 определены требования  к системе качества на всех  этапах жизненного цикла продукции:

      - при проектировании  и разработке  технических условий;

      - в процессе подготовки производства  и производстве продукции;

      - на этапах потребления или  эксплуатации продукции.

      Среди современных тенденций  в области управления качеством  в странах с развитой рыночной  экономикой следует отметить  интеграцию концепции тотального  управления качеством в практику  управления предприятий. Особое  внимание уделяется проблеме  защиты окружающей среды и  безопасности продукции. Соответственно  ИСО приняты МС серии 14000 «Управление  качеством окружающей среды», которые  становятся на современном этапе  не менее популярными в мире, чем МС ИСО серии 9000.

 

12

    1. Составляющие качества для потребителя

 

 

       Для потребителя качественный  товар – это необязательно  товар высшего качества. Это просто  продукт, который отвечает потребностям  и ожиданиям определенной группы  потребителей. Как следствие разнообразия  потребностей степень совершенства  любого товара должна задаваться  для определенного сегмента. Это  означает, что каждому ожидаемому  уровню качества и приемлемому  диапазону цен соответствует  различный набор выгод. Управление  качеством требует разбить полное  качество на составляющие, чтобы  установить нормы, или стандартные  требования, к каждой из них.  К основным составляющим качества  товара относят следующие, 

  1. Функциональное соответствие;
  2. Дополнительные функции;
  3. Соответствие;
  4. Надежность;
  5. Долговечность;
  6. Сервис;
  7. Эстетичность;
  8. Воспринимаемое качество.

       Программа контроля качества  в этом случае должна состоять  в установлении норм по каждой  составляющей и разработке индикаторов,  позволяющих следить за соблюдением  этих норм. Каждая составляющая  представляет возможное направление  дифференциации товара по отношению  к конкурентам.

       Для контроля качества услуг  также можно выделить факторы,  которые позволяют воспринимать  качество услуги. Составляющие качества  услуги:

  1. Компетентность;

13

  1. Надежность;
  2. Отзывчивость;
  3. Доступность;
  4. Понимание;
  5. Коммуникация;
  6. Доверие;
  7. Безопасность;
  8. Обходительность;
  9. Осязательность.

       Названные составляющие качества  в определенной мере избыточны  каждое предприятие должно само  адаптировать их к конкретной  ситуации и устанавливать нормы  качества, представляющие его обязательства  перед потребителем. Качество может  быть гарантировано, измерено, следовательно,  нуждается в управлении. Качество  – самое важное из средств  конкурентоспособности предприятия.  Успех предприятия зависит от  того, насколько точно были определены  потребители, а также от того, насколько полно и эффективно  были удовлетворены их потребности.[3]

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ  КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

       Технический уровень продукции  согласно ГОСТ 15467-79 – это относительная  характеристика качества, основанная  на сопоставлении значений показателей,  характеризующих техническое совершенство  оцениваемой продукции с соответствующими  базовыми значениями.

 

14

       Технический уровень продукции  зависит от совокупности показателей  технического совершенств. Определяют  его сопоставлением значения  показателей оцениваемого образца  с базовым. Базовый образец  должен сочетать в себе столько  и такие технические и экономические  показатели, которые в наибольшей  степени отвечают требованиям  конкретного рынка на момент  предполагаемого выхода на него  с данным товаром. Для оценки  технического уровня и качества  продукции используют дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексные  методы.

       Дифференциальный метод основан  на сравнении единичных показателей  качества оцениваемого и базового  изделий. Качество продукции определяется  на основе сопоставительного  анализа единичных показателей  оцениваемого изделия, например, показателя назначения, и конкретных  аналогов – базовых изделий  по формуле:

Д=Рi / Pia , (i=1,…n),

где Д –  относительный показатель качества;

       Рi - значение i-го показателя оцениваемого изделия;

           Pia – значение i-го показателя базового изделия (аналога);

           n – количество показателей.[4]

       При незначительном количестве  относительных показателей дифференциальный  метод может оказаться наиболее  быстрым для определения уровня  качества продукции на конкретном  рынке.

 

 

 

2.1. Международные  стандарты качества

 

 

       Накопленный в различных странах  опыт по разработке и внедрению  в практику систем управления  качество на предприятиях был  обобщен Международной организацией  по стандартизации ИСО путем  разработки 

15

комплекса международных  стандартов, в который вошли стандарты  ИСО 9000, описывающие требования к  системе управления качеством. Существует пять основных стандартов, связанных  с этой серией: стандарт ИСО 9000, включающий в себя набор рекомендаций по подбору  и использованию стандартов ИСО 9001, 9002, 9003, связанных с обеспечением гарантий качества.

      Серия стандартов 9000 – полезное  средство для составления и  применения на практике в пределах  предприятия системы качества, которая  будет гарантировать, что с  целью обеспечения качественных  продуктов и услуг для потребителей  на предприятии будут использоваться  качественные методы работы. Цель  стандартов – создать в международном  масштабе систему качества. Применение  системы качества может быть  для предприятия очень полезной, но система имеет следующие,  основные недостатки:

  1. пассивный характер и ориентация на продукцию вместо прогрессивности и ориентации на технологический процесс;
  2. поощрение консервативных методов и отсутствие ударения на чрезвычайно важной работе по непрерывной модернизации;
  3. необходимость составления слишком исчерпывающей документации;
  4. минимальный объем работ по гарантированию хорошего качества продукции;
  5. практически не содержатся требования по обеспечению качества административной работы.

       Тем не менее эффективность  стандартов качества ИСО 9000 подтверждена  временем. С момента принятия  стандартов более 10000 британских  компаний зарегистрированы этой  организацией. Принятием стандартов  ИСО 9000 Европейское сообщество (ЕС) попыталось исключить технические  барьеры в торговле. Чтобы стимулировать  компании к регистрации, ЕС  опубликовало реестр компаний, входящих  в 

16

ИСО. Это  позволило зарегистрированным компаниям  получить конкурентное преимущество, так как потенциальные потребители  предпочитают компании из данного реестра. Стандарты качества защищают интересы:

      - потребителя,

      - предприятия,

      - общества.

       С 1988 г и Россия приняла эти  документы как государственные  стандарты. Однако по правилам  ИСО все документы должны актуализироваться  каждые пять-шесть лет.[5]

 

 

2.2. Стандартизация  продукции в России

 

 

       В России качество товаров  регламентируется стандартами. Стандарт  – нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин,  термины и их определения, требования  к продукции и производственным  процессам, требования, обеспечивающие  безопасность людей и сохранность  материальных ценностей. Цель  стандартизации – установление  в государственном масштабе единых  норм и требований, предъявляемых  к сырью, полуфабрикатам, материалам, производственным процессам, готовым  изделиям. Система 

стандартизации  Российской Федерации должна быть гармонизирована  с международным и национальными  системами и обеспечивать:

       1. защиту интересов потребителей  и государства;

       2. повышение качества продукции;

       3. совместимость и взаимозаменяемость  продукции;

       4. содействие экономии людских  и материальных ресурсов;

17

       5. создание нормативно-технической  базы для социально-экономических  программ и крупных проектов;

       6. устранение технических барьеров  в производстве и торговле;

       7. содействие повышению обороноспособности  и мобилизационной готовности.

       Государственные стандарты не  должны стать тормозом на пути  научно-технического и технологического  прогресса, но в тоже время  они должны обладать стабильностью  требований в течение определенного  периода. Стандартизация основана  на принципах:

Информация о работе Качество продукции