Качество жизни населения ка фактор экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование экономической категории «качество жизни населения».
Для изучения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- исследование понятия «качество жизни населения»;
- исследование системы показателей качества жизни;
-исследование методов исчисления и сферы использования некоторых показателей качества жизни;
- исследование и оценка уровня качества жизни в России;
- исследование мер по совершенствованию качества жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Качество жизни населения: система показателей и методы исчисления…………………………………………………………………………......6
1.1 Понятие, уровни и показатели качества жизни населения……………...6
1.2 Методы исчисления и сферы использования некоторых показателей качества жизни населения.……………………...............................................15
Глава 2 Оценка качества жизни населения по России и меры по его совершенствованию …………………………….. ………………………………….21
2.1 Оценка качества жизни населения по России ....……………………….21
2.2 Меры по совершенствованию качества жизни населения……………...27
Заключение…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы ...…………………………………………….37
Приложения…………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Качество жизни населения как фактор экономического развития.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

По сравнению с данными  прошлого года наблюдается улучшение  покупательной способности денежных доходов населения регионов с ниже ВПБ (2 БПМ) сократилось  с 21 до 12. В  состав этих 12 регионов вошли те, которые являлись неблагополучными по данному индикатору. А в девяти субъектах Федерации доля населения с денежными доходами ниже БПМ превышала среднероссийский уровень в 2 и более раз.

Почти во всех регионах душевой ВРП, исчисленный по ППС, превышал среднее значение, тяготеющее к низкому - 3250 долл. В регионах России уровень душевого ВРП (по ППС) сложился в диапазоне «высокий средний» - «высокий» (3250 долл. и выше). Лишь только в двух субъектах значение душевого ВРП не достигло границы 3250 долл. («высокий средний» уровень душевого ВРП по ППС) - Калмыкия и Ингушетия.

В основном уровень социально-экономического неравенства, определяемый на основе индекса Джини. В 52 регионах уровень индекса Джини был черезвычайно высоким по сравнению с размерами душевого ВРП. Для этого экспертно были определены следующие критерии неблагополучия по данному показателю: при ВРП менее 10 тыс. долл. коэффициент Джини равен более 0,36; от 10 до 20 тыс. долл. -- более 0,38; от 20 до 30 тыс. долл. - более 0,36; свыше 30 тыс. долл. - более 0,33.

Заметно возросло количество субъектов, в которых уровень  социально-экономического неравенства  был неадекватно высоким по сравнению со значением душевого ВРП. В целом состав неблагополучных регионов по данному критерию сохранился. Дополнительно в его составе оказались: Чукотский автономный округ, Новгородская обл., Нижегородская обл., Приморский край, Калининградская область, Республика Хакасия, Еврейская автономная область, Рязанская, Саратовская, Костромская, Брянская области, Карачаево-Черкесская Республика. Наоборот, из его состава вышла Северная Осетия -Алания, ранее входившая в число неблагополучных регионов по данному критерию.

В 67 регионах России хотя бы один из четырех проанализированных индикаторов свидетельствовал о социальном неблагополучии. В восьми регионах ситуацию можно определить как угрожающую социальной безопасности. Это те регионы, в которых три и более индикаторов превышают предельно допустимые значения: Калмыкия (4 из 4 индикаторов); Ингушетия, Адыгея, Алтай, Тыва, Марий Эл, Ивановская и Владимирская области (3 из 4 индикаторов).

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости основательного пересмотра регионального аспекта государственной социальной политики, ближайшим и важнейшим приоритетом которой должно стать значительное сокращение межрегионального неравенства в качестве и уровне жизни населения.

 

2.2 Меры по совершенствованию качества жизни населения

 

Для развитых стран одной  из главных целей является обеспечить экономический рост.

В последнее десятилетие  показатели качества жизни россиян  резко ухудшились, и известны причины  таких изменений, которые необходимо устранить. Вот, что на сегодняшний день является важным для России это сформировать стратегию социально-экономического развития и занять главное место вопросы развития общества, общественная безопасность и обеспечение социальных гарантий. Также наряду с этими вопросами необходимо создать правовую базу и государственный социальный стандарт,  гарантирующей доступность социальных благ для любого члена общества. Иными словами необходимо поставить во главу «человеческий фактор», чтобы сформировать экономику, основанную на современном технологическом укладе, соответствующую возможностям и потребностям информационно-индустриального общества XXI столетия.

Социально-экономические  реформы в России XX в. привели  к кардинальным переменам во всех сферах жизнедеятельности общества. Приоритет задачи построения социального государства, в котором каждый член общества имеет право на достойную жизнь, заложен в основном законе страны - Конституции Российской Федерации. Грамотное управление социальными процессами, невозможно без знания ситуации в области уровня и качества жизни в регионах и стране в целом. Однако при всей популярности категории «качество жизни» в настоящее время не существует не только единого взгляда не ее оценку, но даже общепризнанных подходов к ее определению.

В РФ государственное  управление качеством жизни населения связано со многими проблемами.

Во-первых, - это неясность  в понимании самого предмета управления, поскольку понятие «качество  жизни населения» не формализовано  – не закреплено и не утверждено. Если нет единого понимания данной категории, то ставится под сомнение процесс управления ею.

Во-вторых, - это отсутствие единой методики оценки качества жизни  населения – интегрального индикатора и набора показателей, характеризующих  качество жизни. На сегодняшний день  единственным интегральным показателем, по которому сравнивается уровень жизни населения во всех странах мира это ИРЧП. Но к сожалению он имеет недостатки, такие как недостаточная информативность; сложность расчета;  показатель ВВП на душу населения имеет «виртуальный»; уровень  образования  является   недостаточным   показателем   при отсутствии его качественной оценки; не учитываются субъективные факторы, формирующие качество жизни населения.18

В связи со сказанным  международные и российские исследовательские  институты активно используют ИРЧП только как дополнение к собственным методикам оценки качества жизни.

Итак, вернемся к проблемам  государственного управления качеством  жизни, были перечисли две основные проблемы: первая – это неясность  в понимании самого предмета управления, а вторая – это отсутствие единой методики оценки качества жизни населения. На наш взгляд, существует еще одна – третья проблема - это недостаточная разработка законодательной и нормативно-правовой базы качества жизни населения России, субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящий момент отсутствует Федеральный закон «О качестве жизни населения Российской Федерации», Социальный Кодекс Российской Федерации, не решены проблемы разработки минимальных государственных социальных стандартов, поскольку до сих пор отсутствует закон о социальных стандартах, его разработка началась в 2003 году, но результатов спустя 6 лет так и нет.

Мы считаем, что одним  из способов повышения качества жизни  является привлечение инвестиций. Ведь с изменением экономических параметров существенно преобразуется и социальная сфера.

Наука доказала, а передовая  зарубежная и отечественная практика подтвердила, что сегодня основополагающими  факторами развития любой хозяйственной  системы являются инновационные, в  числе которых – системная техника нового типа, новые технологии, новая организация труда и производства, новая мотивационная система, предпринимательство. Это те инновационные компоненты, которые в комплексе в состоянии преобразовать производственную сферу, обновляя производственный аппарат, подготавливая и побуждая человека эффективно его использовать. 19

Инновационность – особое направление, обеспечивающее эффективное  функционирование реальной экономики.

Преимущественное использование  совокупности инновационных факторов в развитии экономики любого хозяйственного образования и составляет сущность перевода ее на качественно новый тип развития, позволяющий ей приобретать важнейшие свойства в рыночной среде – экономическую устойчивость и конкурентоспособность.

В интересах развития инновационной экономики государство должно выработать и реализовать соответствующую стратегию, которая была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечения стабильно высокой динамики и качества экономического роста.

Переход на инновационный  тип развития неизбежно вызывает изменения всех компонентов хозяйственной  системы, гарантирующих закономерное преобразование экономики.

Инновационный тип развития преобразует совокупность тактических и особенно стратегических целей развития хозяйственной системы, но принципиально их не меняет. В их числе остаются растущая прибыль (доход), рост конкурентоспособности экономики, ее комплексная экономическая безопасность и устойчивость, социальное благополучие, рост качества жизни населения и др.      

Инновационный процесс  и состояние экономики в значительной степени зависят от государственной  политики, поэтому одной из основных частей экономической политики государства  является инновационная политика, которая является важным рычагом воздействия на ускорение научно-технического прогресса, активное развитие трансферт-технологий, темпы объема производства,  изменение структуры общественного производства, предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования, решение социальных проблем и целенаправленную координацию экономического развития страны.

Доля прироста валового внутреннего продукта (ВВП) за счет инноваций в экономически развитых странах составляет величину более 75%. Один процент прироста ВВП дает в экономически развитых странах 0,7% прироста дохода бюджета, поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития позволит решать такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности экономики и достижение высокого уровня жизни его населения.

Организация и успешное функционирование инновационной системы приведут к:

  • созданию благоприятной инновационной среды на территории России;      повышению инновационного уровня экономики Росси;
  • повышению конкурентоспособности отраслей промышленности России за счет инновационной составляющей;
  • интенсивному пути развития экономической системы;
  • вовлечению в производство научно-технического потенциала страны;
  • уменьшению зависимости от иностранных инноваций в промышленности за счет развития собственной отраслевой технико-технологической и кадровой базы инноваций;
  • снижению транзакционных издержек, связанных с реализацией инновационных процессов в регионе.

Что касается количественных индикаторов, то результатом будет изменение следующих показателей:

  • Увеличение на 2 процентных пункта ежегодной доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости.
  • Увеличение до 3% доли затрат на технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта (ВРП).

В мире существует около 50 макротехнологий, обеспечивающих производство востребованной на рынке продукции  на 2-3 трлн. долларов. Россия, по самым  оптимистичным расчетам, может принять  участие в 10 из них. Это, например, энергетика, в некоторой степени судостроение, ядерные технологии, космос, авиастроение и другие. Задача, стоящая перед нашей страной, – максимально интегрировать предприятия и науку внутри этих 10 макротехнологий.

Таким образом, применение вышеуказанных процедур поможет дать в будущем высоких результатов как в экономикой сфере, так и в социальной.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в курсовой работе была  рассмотрена проблема качества жизни населения в Российской Федерации. Основные направления, которые были изучены в ходе работы над темой исследования: общая характеристика качества жизни населения, оценка качества жизни населения Российской Федерации, а также меры по совершенствованию качества жизни населения в России.

Понятие «качество  жизни населения» зарождается еще в далекой древности. Но пик изучения его приходит в ХХ века, когда сильно ухудшается социальное положение стран и  повышается влияние социологии на экономическую науку. Начинается формирование новых концепций и теорий. Эта концепция устойчивого развития экономики и концепция развития человека.

Универсального определения  качества жизни не существует. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной научной литературе под качеством жизни понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Существует основные и статистические показатели качества жизни населения. К важнейшим (основным) составляющим качества жизни относят: финансовые средства населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время. Статистические показатели включают в себя 7 разделов, охватывающих 40 показателей. Наиболее важные 12 показателей из 40 включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России. Показатели, с помощью которых оценивается уровень и качество жизни, можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели уровня и качества жизни вероятны это: ВНП, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т. п. Качественные показатели уровня и качества жизни включают показатели условий труда, быта и досуга человека. Также существует обобщающий показатель качества жизни населения - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В числе показателей для расчета величины ИРЧП используют: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП.

На сегодняшний день вопрос о качестве жизни в Российской Федерации является актуальным. Согласно индексу развития человеческого потенциала уровень и качество жизни населения российских  субъектов в 2010 году в целом оценивается значением «ниже среднего» и «средним». Согласно данным, ежегодно рассчитываемый экспертами ПРООН совместно с группой независимых экспертов, Россия в рейтинге ИРЧП занимает 65-е место.

Информация о работе Качество жизни населения ка фактор экономического развития